Кафедра пропедевтики внутренних болезней 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра пропедевтики внутренних болезней



Министерство здравоохранения

 Российской Федерации

Волгоградский государственный медицинский университет

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

СХЕМА ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ

Учебное пособие для студентов 2 и 3 курсов лечебного факультета ВолгГМУ

 

Волгоград 2017

          

 

УДК 616- 071.2 (07)

ББК 51.1+ 53.4

 

 

Составители: д.м.н., проф. В.В.Недогода, к.м.н., доцент З.С. Скворцова, д.м.н., доцент В.В.Скворцов.

 

 

Аннотация: в настоящем учебном пособии представлена схема обследования больного в терапевтической клинике. Предлагается ориентировочная основа действий у постели больного. Подробно описывается методика проведения расспроса и осмотра, формулируется синдромный подход в построении диагноза. Предлагается блок информации “Клиническое значение осмотра больного”. Подготовлено в соответствии с программой по пропедевтике внутренних болезней для студентов лечебного факультета (ГОУ ВУНМЦ, 2003).

 

    Рецензенты: Б.Н. Левитан - зав. кафедрой факультетской терапии Астраханской государственной медицинской академии, д.м.н., профессор; М.А. Осадчук – зав. кафедрой внутренних болезней факультета усовершенствования врачей Самарского Военно–медицинского института, ЗДН РФ, д.м.н., профессор.

 

 

   Пособие рекомендовано к изданию Центральным методическим советом Волгоградского государственного медицинского университета (протокол N__ от __________20__ года).

 

Волгоградский государственный медицинский университет

400066, г. Волгоград, пл. Павших борцов, 1.

                                    

Оглавление   

 

 

1. Особенности современного обследования больного…………………….…...4

 

2. Оформление истории болезни…………………………………………….…....5

 

2.1 Методика проведения расспроса (паспортные данные, анализ жалоб,

анамнез заболевания, анамнез жизни)………………..…………………………..6

2.2 Методика проведения общего осмотра больного….....................……........12

2.3 Клиническое значение осмотра больного……..………………………..…..13

2.4 Обследование больного по органам и системам……………………..….…20

2.5 Формулировка диагноза………………………………………………..……25

 

3. Правила оформления титульного листа фрагмента истории болезни……...27

 

4. Литература……………………………………………………………………...28

Памяти Учителей

Схема диагностического поиска

Жалобы, анамнез, объективное исследование

                                                                    ¯    

Рутинные дополнительные исследования

¯

Диагностическая гипотеза (выявление основных синдромов, симптомокомплексов)

¯

Специальные дополнительные исследования

¯

Этапы (ступени исследования)

¯

Алгоритмы

¯

_______________________________________________________________________

               ¯                                              ¯                                ¯

I. ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Фамилия, имя, отчество.

Возраст больного (дата рождения, полных лет).

Национальность.

Дата поступления.

Профессия, должность.

Место работы (пенсионер, группа инвалидности, безработный).

Домашний адрес (регион, населенный пункт, улица, дом, квартира).

Наименование лечебного учреждения и отделения.

Кем направлен больной (ОКП, СМП, самообращение).

Диагноз направительный.

Диагноз клинический.

Диагноз клинический окончательный (заключительный).

___________________ основное заболевание.

___________________ осложнения.

___________________ сопутствующие заболевания.

 

    

II. ЖАЛОБЫ БОЛЬНОГО

 

Недопустим торопливый поверхностный “экскурс” по основным датам заболеваний, мест и времени госпитализаций. Разговор должен быть глубоким, серьезным, тактичным, он должен показать компетентность и заинтересованность обследующего. Инициатива расспроса должна быть в руках врача. Возможны две тактические линии поведения. “Расспрос активный ” – с постоянной инициативой со стороны врача: основные и уточняющие вопросы – ответы больного: разговор идет в форме активного диалога.

При возбужденном поведении больного, эмоциональной лабильности у больных с длительным стажем заболевания, особенно при безуспешном лечении, полезно вести “пассивный расспрос” - больному дают возможность высказаться, не прерывая его повествования, фиксируя письменно те вопросы, которые в порядке уточнения могут быть заданы больному после того, как он закончит свой рассказ. Таким образом, эта тактика расспроса ведет к монологу со стороны больного.

Иногда пациенту предлагают изложить все свои жалобы и историю заболевания письменно, или используя диктофон, или заполняя специально составленные опросники (скрининговое обследование).

Начиная беседу с больным, избегают вопросов типа: “Что у Вас болит?”, ”На что жалуетесь?”. Лучше начать с вопроса: ”Что вас беспокоит в настоящее время?”, ”Что Вас заставило обратиться к врачу?” Жалобы могут быть и очень разнообразными, многочисленными и, напротив, очень скудными. Часто их изложение зависит от культуры больного, его нервной системы, осведомленности в медицинских вопросах, медицинской терминологии.

Надо следить, чтобы больной не смешивал жалоб настоящего времени и прошлых. Кроме того, по ходу их изложения надо пытаться подразделить их на две большие группы: главные и дополнительные, отразив это во фрагменте истории болезни.

Существуют главные, доминирующие жалобы, связанные с основным заболеванием больного и характеризующие тяжесть состояния больного, и дополнительные, связанные с сопутствующими заболеваниями, их надо записать по системам. И главные, и дополнительные жалобы надо изложить четко, конкретно, подробно, используя часто выражения самого больного, не пытаясь их приукрасить, сократить. Некоторые проявления болезни пациент может и не отметить, не считая их существенными, поэтому полезно выяснить основные и дополнительные жалобы, используя опрос по органам и системам, максимально детализируя каждую жалобу. Например, при жалобе на боли отмечают их характер, интенсивность, частоту, ритм, локализацию, иррадиацию, факторы, усиливающие, уменьшающие и сопровождающие боли, время появления, длительность, чем купируются.

Надо помнить, что только детально описанная жалоба пригодна для распознавания болезни. Кроме того, целесообразно выделять жалобы при поступлении и в день курации, отражая их динамику. Как правило, у больного, находящегося 10-14 дней в стационаре, отмечается положительная динамика жалоб: некоторые из ранее имевшихся жалоб исчезают, а другие значительно уменьшают свою выраженность.

Младенчество:

Место рождения, каким по счету ребенком родился, как протекали беременность и роды у матери, как протекало развитие в раннем детстве (до 3 лет). Условия жизни, вскармливание (естественное, искусственное), заболевание рахитом.

Детство:

Перенесенные заболевания, детские инфекции (корь, краснуха, скарлатина, ветряная оспа, эпидемический паротит), физическое и интеллектуальное развитие, прививки, посещение дошкольных учреждений (ясли, сад).

Школьные годы:

В каком возрасте начал учиться, способности, отметки, перенесенные в этом периоде болезни, занятия спортом, как закончил школу.

Пубертатный период:

Начало полового созревания (поллюции, месячные), сразу ли установились месячные, их длительность, обильность, болезненность, регулярность.

Юность:

Образование, начало трудовой деятельности, ее условия, быт больного, вредные привычки (курение, алкоголь), соблюдение гигиенических правил, заболевания, служба в армии (войска, вредности – РЛС, реакторы, ракетное топливо).

В зрелом возрасте:

- перенесенные заболевания, операции, травмы;

- семейный анамнез: наличие жены/мужа, сколько лет в браке, наличие детей. Состояние здоровья членов семьи, психологический климат в семье. У женщин: регулярность менструального цикла, когда была последняя менструация, наблюдается ли регулярно у гинеколога; количество беременностей, абортов, родов, способы контрацепции. У мужчин – наличие или отсутствие либидо, половая жизнь (в браке, вне брака);

- жилищные условия: частный дом, квартира, общежитие, подселение, наличие удобств, гигиеническая характеристика;

- характер питания: регулярность, качественная и количественная характеристика, периоды голодания, злоупотребление какими-либо видами пищи;

- условия труда, профессиональные вредности: место работы, характер, гигиенические условия;

- привычные интоксикации: употребление алкоголя (напитки, количество, частота приема, толерантность). Курение (регулярность, качественная и количественная характеристика), употребление наркотиков, токсикомания (ацетон, клей и т.д.);

- аллергологический анамнез: непереносимость каких-либо лекарств, запахов, пищевых продуктов, реакции на введение вакцин и сывороток, проявления (сыпь, зуд, отек Квинке, падение АД, другое);

- лечение гормонами: глюкокортикоиды (преднизолон), контрацептивы, тиреоидные (тироксин), анаболические (ретаболил), инсулин и др., причины применения, длительность приема, дозировка, переносимость, побочные эффекты;

- гемотрансфузии: группа крови, резус-фактор, какие препараты переливались (эр-масса, плазма, криопреципитат), причины переливания, число доз, реакции;

- эпидемиологический анамнез: перенесенные инфекции (особенно туберкулез, ВИЧ, гепатиты В и С, вензаболевания), контакты с инфекционными больными, укусы насекомых (комары, вши), диарея, повышение температуры тела, наличие сыпей, пребывание в эпидемиологически неблагополучных регионах, выезд за пределы области – в течение последнего месяца.

 

 

Система органов дыхания

 

Осмотр. Нос: состояние слизистой носа, характер отделяемого, герпетические высыпания, характер дыхания (носом, ртом, свободное, затрудненное), придаточные пазухи носа - есть ли болезненность при пальпации, выделения из носа – скудные, отсутствуют, обильные, слизистые, гнойные, кровянистые.

Гортань: голос – охриплость, афония.

Грудная клетка: форма грудной клетки – правильной формы (нормостеническая, гиперстеническая, астеническая), патологические изменения (бочкообразная, паралитическая, рахитическая, воронкообразная).

Характеристика эпигастрального угла. Выраженность над- и подключичных ямок.

Асимметрия грудной клетки, выпячивание или выпадение. Ширина межреберных промежутков. Направление ребер. Положение лопаток: плотность прилегания, отставание их (крыловидные лопатки), симметричность. Движение грудной клетки при дыхании – равномерное, отставание той или иной стороны. На коже грудной клетки не заметны или заметны: расширение вен, капилляров, наличие сыпи, кровоизлияний.

Тип дыхания: грудной, брюшной, смешанный.

Глубина и ритм дыхания: поверхностное, глубокое, ритмичное, аритмичное (тип аритмии). Число дыханий в минуту (ЧДД). В акте дыхания грудная клетка участвует равномерно, отстает левая, правая половина, участие вспомогательных мышц.

Одышка: инспираторная, экспираторная, смешанная; ее выраженность.

Пальпация: резистентность грудной клетки. Болезненность при пальпации грудной клетки с указанием локализации, отечность. Определение голосового дрожания (неизменное, усиленное, ослабленное, отсутствует). Локализация изменений. Определение шума трения плевры на ощупь. Определение окружности грудной клетки на уровне 4 межреберья: при спокойном дыхании, при глубоком вдохе и выдохе (определить степень экскурсии). Утолщение ребер, хруст при переломе их, подкожная эмфизема.

Перкуссия легких: Данные сравнительной перкуссии: характер перкуторного звука над различными областями грудной клетки (область верхушек сзади и спереди, передние, боковые, лопаточные и подлопаточные). Каков характер перкуторного звука – ясный над всеми отделами, притупленный, коробочный, тимпанический. Топографическая перкуссия: определение высоты стояния верхушек легких спереди и сзади, ширина полей Кренига, определение нижней границы легких по всем общепринятым линиям, определение подвижности нижних легочных краев (в см) по срединно-ключичной, средней подмышечной и лопаточной линиям с обеих сторон. При выявлении изменения перкуторного звука (например, притупления, тупости) описать границы участка по вертикалям и межреберьям.

 

 

Необходимо оформить данные в виде таблицы:

 

границы легких справа    слева
верхние    
спереди    
сзади    
поля Кренига    
нижние    
окологрудинная линия    
срединно-ключичная    
передняя подмышечная    
средняя подмышечная    
задняя подмышечная    
лопаточная    
околопозвоночная    
подвижность легочных краев    
срединно-ключичная    
средняя подмышечная    
лопаточная    

Аускультация легких: сравнительная аускультация легких в тех же участках, что и сравнительная перкуссия. Указать характер основных дыхательных шумов (нормальное везикулярное или патологическое – жесткое, ослабленное, бронхиальное, бронховезикулярное, амфорическое и т.д.). Определить точную локализацию измененного дыхания. Побочные дыхательные шумы: сухие (тембр на вдохе и выдохе) или влажные хрипы (их звучность, калибр), крепитация (звучная, тихая), шум трения плевры, плевроперикардиальный шум. Побочные дыхательные шумы после кашля. Бронхофония на симметричных участках грудной клетки.

Система органов пищеварения

Осмотр полости рта: язык – величина, окраска, влажность, наличие трещин, корочек, язв, выраженность сосочков (“кардинальский язык”, “географический язык”, хантеровский глоссит), наличие налетов, отпечатки зубов, запах изо рта. Десны – окраска, разрыхленность, кровоточивость, наличие воспаленного набухания десен гиперемии, некрозов, болезненность. Мягкое и твердое небо – окраска, налеты, геморрагии. Задняя стенка глотки, миндалины – величина, цвет, консистенция, состояние лакун.

Исследование живота: осмотр (в вертикальном и горизонтальном положении); конфигурация обычная, имеется ли выпячивание (равномерное, неравномерное; симметричность живота, втянутый живот, отвисший, наличие грыжи (пупочной, паховой); состояние средней линии живота, пигментация, наличие стрий, следов расчесов, рубцов, выраженность подкожных вен (локализация, направленность тока крови), участие брюшной стенки в дыхательных движениях. Пупок – наличие выпячивания, воспаления, мокнутия, изменение окраски пупка и околопупочной области, симптом “головы медузы”, симптом Куллена, эпигастральная пульсация.

Окружность живота на уровне пупка (см).

Ориентировочная пальпация живота (вертикальное, горизонтальное положение больного). Соблюдение принципов В.П.Образцова (пальпация снизу вверх, слева направо): степень напряжения брюшной стенки, локализация, состояние кожи, болезненность, перитонеальный симптом Щеткина-Блюмберга, зоны гиперестезии, расхождение прямых мышц живота, наличие грыжи, симптом Менделя, наличие болевых аппендикулярных симптомов Мак-Бурнея, Ланца, Абражанова, Розанова, Губергрица, Ровзинга, Ситковского, Кохера, Раздольского.

Данные перкуссии и сукуссии живота: наличие болезненности живота при пальпации, место максимальной болезненности, направление, область распространения боли, определение скопления жидкости в брюшной полости, изменение границ притупления перкуторного тона сидя и стоя, лежа, в отлогих местах живота, наличие тимпанического тона в необычной области (в области легких, печени), ограничен ли он определенной постоянной областью либо распространяется по всему животу, шум плеска (в терминальном отрезке подвздошной кишки – симптом Стражеско, справа в эпигастрии натощак – симптом Василенко).

Глубокая пальпация (в горизонтальном положении больного): при наличии любого образования определяются его локализация, размеры, форма, поверхность, консистенция, болезненность, связь с окружающими тканями и органами, подвижность; при выявлении болезненности, если она ограничена небольшим участком, можно применять пальпацию одним пальцем.

Пальпация кишечника – локализация, форма, подвижность, болезненность, консистенция, урчание, поверхность всех отделов (сигмовидная, нисходящая и восходящая ободочные, поперечная ободочная кишка, в части случаев – слепая кишка).

Определение болевых точек в эпигастрии, около пупка, около позвоночника - Гербста, Боаса, Опенховского, определение границ желудка (аускульто-пальпацией).

Определение болезненности в зоне Шоффера (болевые точки Губергрица, Мейо-Робсона, Дежардена, Кача).

Пальпация печени – свойства края, поверхности, болезненности, консистенция, степень выступания из-под правой реберной дуги (см). В случаях асцита применение “баллотирующей пальпации”.

Определение верхней и нижней границы перкуторно (размеры по М.Г.Курлову - по правой срединно-ключичной линии, по передней срединной линии тела, по левой реберной дуге, 12-9-6 см).

Пальпация желчного пузыря – болезненность, прощупываемость, симптом Кера, Василенко, Мюсси-Георгиевского, Захарьина, Ортнера, Мерфи, Пекарского, Курвуазье.

Пальпация селезенки – определение продольных и поперечных размеров органа (перкуторно), пальпаторно обращают внимание на: 1) локализацию; 2) форму; 3) наличие вырезок; 4) консистенцию; 5) подвижность; 6) пальпаторную болезненность; 7) характер поверхности.

Пальпация проводится в положении лежа на спине и на правом боку (метод Сали). Определяют степень увеличения селезенки: 1 – селезенка выходит из-под левой реберной дуги на I поперечный палец; 2 – селезенка доходит до середины расстояния между пупком и левым подреберьем; 3 – селезенка доходит до срединной линии живота (занимает левую половину брюшной полости); 4 – селезенка не только занимает левую половину брюшной полости, но и заходит в правую половину и тазовую область.

Аускультация области кишечника (выслушивание перистальтики, шума трения брюшины). Осмотр области заднего прохода (трещины, геморроидальные узлы). Исследование через прямую кишку, при необходимости через влагалище (“острый живот”, подозрение на внутрибрюшное кровотечение, непроходимость кишечника, злокачественная опухоль). 

 

Мочевыделительная система

Осмотр поясничной области: сглаживание контуров, выбухание, гиперемия кожи, припухлость почечной области.

Пальпация почек (вертикальное и горизонтальное положение больного): определение их формы, локализация, характер поверхности, болезненность, степень подвижности.

Определение болевых точек мочеточников: 1) реберно-позвоночная (в углу, образованном позвоночником и XII ребром); 2) реберно-поясничная (в углу между XII ребром и поясничными мышцами); 3) подреберная (у переднего конца X ребра); 4) верхняя мочеточниковая (на пупочной линии на три пальца или слева от пупка, у наружного края прямой мышцы живота); 5) средняя мочеточниковая (на горизонтали, соединяющей обе передне-верхние ости подвздошных костей, на месте ее перекреста с вертикальной линией, проходящей на стыке внутренней и двух наружных третей пупартовой связки). 

Поколачивание сзади в области почек: определение болезненности при этом с одной или с обеих сторон (cимптом поколачивания по поясничной области - СППО).

  Перкуссия и пальпация мочевого пузыря. Диурез. Отеки.

 

Эндокринная система

  Осмотр: соответствие физического и умственного развития возрасту, полу.

  Первичные и вторичные половые признаки: явления вирилизма, евнухоидизма, феминизма. Нарушение роста тела (гигантизм, карликовость), размеров и соотношения частей лицевого скелета и других частей тела. Пропорциональность тела.

  Состояние кожи: гиперпигментации, истончение, огрубление, влажность, стрии, витилиго.

  Распределение волосяного покрова.

  Лицо – его выражение, изменение со стороны глаз, экзофтальм резкий, умеренный.

  Глазные симптомы: симптомы Грефе, Кохера, Мебиуса, Елинека, Дальримпля, Розенбаха, Штельвага.

  Пальпация щитовидной железы: не увеличена, увеличена, соответственно II-V степени по Николаеву или I-II степени по ВОЗ: форма, равномерность или неравномерность консистенции (узловатость), болезненность.

  Тремор рук. Основной обмен по формуле Рида: 0,75 (П+0,74 ПД) – 72=+-10%, где П - частота пульса, ПД – пульсовое давление. Симптомы Труссо, Хвостека (в норме отрицательны).

   Ожирение: общее, степень выраженности, развития п/к жировой клетчатки, объем талии (ОТ), объем бедер (ОБ), соотношение ОТ/ ОБ.

 

Нервная система

 

  Высшая нервная деятельность: настроение - спокойное, возбужденное, угнетенное.

  Двигательная функция: активные и пассивные движения.

Глазные щели: одинаковы, не одинаковы, птоз, нистагм. Симметричность лица, положение языка, высовывается прямо, отклоняется в сторону. Речь свободная, скандированная, афазия, дизартрия, голос громкий, тихий.

Движение верхних и нижних конечностей в полном объеме или ограничено. Сила мышц одинакова или снижена. Координация движений сохранена, нарушена.

  Поза Ромберга устойчивая, неустойчивая. Функция тазовых органов нарушена, не нарушена.

  Рефлекторная функция: зрачки одинаковые, не одинаковые, реакция на свет быстрая, замедленная. Сухожильные рефлексы усиленные, ослабленные. Патологические рефлексы, если есть.

  Рецепторная функция: зрение, слух, обоняние – хорошие, ослабленные, отсутствуют. Болевая чувствительность усилена, ослаблена, где? Температурная чувствительность – усилена, ослаблена, где? Ригидность мышц затылка.

  Вегетативная функция: дермографизм – красный, белый, усилен, ослаблен. Гипергидроз – не отмечается или выражен. Саливация. Частота пульса в горизонтальном и вертикальном положении (ортостатическая тахикардия).

 

Система кроветворения

  Осмотр.

Особенности окраски кожи – “мраморность”, сетчатость – “ливедо”, бледность, иктеричность, ”восковой” оттенок, вишнево–красный цвет.

  Наличие геморрагической сыпи, изменения языка (“лакированный”, красный, трещины, сглаженность сосочков). Некротические и гангренозные поражения в полости рта – состояние небных миндалин, десен. Наличие асимметрии живота, увеличение левой половины его за счет селезенки, состояние суставов, опорно–двигательного аппарата.

   Пальпация:

 Состояние лимфатической системы, болезненность при пальпации костей, печени, селезенки, дать характеристику поверхности, консистенции.

   Перкуссия:

Определение размеров печени по Курлову и селезенки. Перкуссия по длинным трубчатым костям, по грудине, ребрам – наличие болезненности, проверка симптомов жгута, щипка.

Общий осмотр и имеющиеся данные лабораторных и инструментальных исследований помогают выявить ведущий синдром (-мы) и подойти к формулировке предварительного диагноза. Далее, согласно предварительной диагностической гипотезе, назначается план дополнительных исследований для подтверждения или исключения диагностической гипотезы и формулируется окончательный клинический диагноз с указанием:

- основного заболевания,

- осложнений основного заболевания,

- сопутствующих заболеваний.             

  Окончательный клинический диагноз формируется через синдромный подход. Это творческая работа врача, которая приводит к медицинскому заключению о состоянии здоровья пациента, его заболевании.

Согласно одному из определений, клинический диагноз – «это определенным образом выстроенная причинно-следственная связь между синдромами».

Выявляя симптомы (субъективные, объективные, параклинические), можно сгруппировать их в синдромы – это относительно устойчивая совокупность симптомов, объединенных общим патогенезом.

Ряд пропедевтических школ выделяют два типа синдромов – простые и сложные. Простые сформированы из одного уровня исследования, например, стенокардия – синдром, включающий детализацию жалоб; синдром уплотнения легочной ткани – это совокупность симптомов, которые могут быть обнаружены при объективном исследовании, используя физические методы; мочевой синдром – это уже включение лабораторных исследований.

Сложные синдромы объединяют симптомы двух или более уровней исследования. Например, синдром нарушения сердечного ритма проявляется и субъективной симптоматикой, и изменениями пульса, сердечных тонов (объективное исследование), и изменениями ЭКГ.

Таким образом, в диагностическом процессе врач проходит три этапа творческой работы: 1) поиск симптомов, 2) группирование симптомов в синдромы, 3) поиск связей между синдромами и конструирование диагноза.

Первый этап самый сложный и во многом определяет успешность второго и третьего этапов.

В заключение хотим напомнить необходимые условия диагностики, завещанные нам великим русским ученым, прекрасным педагогом, клиницистом, написавшим лучшие руководства и учебники по пропедевтике в нашей стране, академиком РАМН В.Х.Василенко. Вот они:

1. Знание симптоматики нозологических форм.

2. Хорошее владение методами и техникой непосредственного клинического исследования.

3. Понимание патогенеза каждого симптома.

4. Умение или стремление обнаружить взаимную связь симптомов.

5. Учет генетических и приобретенных особенностей пациента.

6. Знание диагностической ценности дополнительных методов клинического исследования.

 Врач должен помнить, что больного необходимо исследовать полностью, «с головы до ног», знать, что болезни представляют собой не только соматическое страдание, не только биологическое, но и социальное явление.

Овладевать методами обследования и основами диагностики врач начинает в медицинском вузе, на ранних этапах обучения, а затем учится и совершенствуется всю жизнь.

 

Правила оформления титульного листа фрагмента истории болезни

Волгоградский государственный медицинский университет

Зав.кафедрой

Преподаватель

Фрагмент истории болезни

Отделение, номер палаты

Диагноз (кратко)

Куратор: студент 3 курса …группы

лечебного факультета

Ф.И.О. студента

Дата курации

Волгоград-2013

Литература

 

1. Василенко В.Х. Введение в клинику внутренних болезней. - М., «Медицина», 1985.

2. Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней. – М., «Медицина», 2005.

3. Гукасян А.Г. Внутренние болезни. – М., «Медицина», 1965.

4. Ермилов Л.П., Сафронников Л.В. Пациент как субъект диагностического процесса //Клиническая медицина. – 1996. - № 3. – С.75-76.

5. Комаров Ф.И., Рудаков А.Г., Барманова Е.Ю. Идеи и правила организации материалов по этике в учреждениях, занимающихся проведением клинических испытаний //Клиническая медицина. – 1998. - № 3.

6. Комаров Ф.И., Лопухин Ю.М. Права человека и биомедицинская этика //Клиническая медицина. – 1998. - № 4.

7. Отто В., Хамбш К., Тройтаер Г. Медицинская поликлиническая диагностика. - М., 1979.

8. Померанцев В.П. Стратегия диагностического обследования в клинике внутренних болезней //Клиническая медицина. – 1991. – N 1. – С.108-114.

9. Практические навыки терапевта: практич.пособие /Г.П.Матвейков, Н.И.Артишевская, Л.С.Гиткина и др.; Под общ. ред. Г.П.Матвейкова. – Мн.: Выш. шк., 1993. – 656 с.: ил.

10. Тареев Е. М. Основы нефрологии — М., 1972.

11. Терапевтический справочник Вашингтонского университета. – М.: «Практика». – 2001.

12. Тетенев Ф.Ф. Для чего нужна теория диагностики //Клиническая медицина. – 1996. - N3. - C.73-74.

13. Черноруцкий М.В. Диагностика и лечение внутренних болезней. – М., Медгиз, 1947.

14. Чучалин А.Г. Актуальные вопросы пульмонологии //РМЖ. 2000; 8 (17): 727–9.

15. Шульцев Г.П. Клиническое значение осмотра больного //Клиническая медицина. - 1973г. – N 2. - С. 65-74.

16. Электронная библиотека «Гексал», 2003.

17. Энциклопедия клинического обследования: пер. с англ. //М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1997. – 701 с.

Министерство здравоохранения

 Российской Федерации

Волгоградский государственный медицинский университет

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

СХЕМА ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ

Учебное пособие для студентов 2 и 3 курсов лечебного факультета ВолгГМУ

 

Волгоград 2017

          

 

УДК 616- 071.2 (07)

ББК 51.1+ 53.4

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.091 с.)