Интерпретация результатов методики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интерпретация результатов методики



При обработке результатов детского варианта опросника («ОСОР-Д») авторы предлагают рассматривать распределение внимания к тому или иному содержанию общения между членами семьи, а также соотношение коммуникативных ситуаций, отданных персонажу «Никто» и семье в целом.

Показатели, отражающие особенности содержания общения родителей с детьми, ранжируются. Предварительно рассчитываются средние арифметические баллы по каждой группе шкал (сфере содержания общения), которые затем располагаются в последовательности от большего к меньшему. Им присваиваются ранги от первого до четвертого. Меньшему значению ранга соответствует наибольшая степень выраженности в общении того или иного содержания общения. При этом появляется возможность выделить доминирующие сочетания тех или иных видов содержания общения. По итогам ранжирования у родителя определяется индивидуальное сочетание видов содержания общения, присутствующее в его реальном взаимодействии с ребенком. Эти данные сопоставляются с результатами детского теста-опросника, в котором аналогично, путем применения процедуры ранжирования, выявляется уже с точки зрения ребенка соотношение видов содержания общения, которое предлагают ему родители.

Текст опросника «ОСОР-Д»

Послания, предъявляемые ребенку

1. Витальные потребности (ВП):

- этот человек говорит со мной о моем здоровье, болезнях;

- этот человек объясняет мне, что надо делать, когда я встречаюсь с опасностью;

- этот человек говорит мне, что и сколько надо есть;

- этот человек говорит мне, чтобы я умывался(лась), чистил(а) зубы, вставал(а) вовремя.

2. Ситуативно-бытовые действия (СБД):

- этот человек говорит мне о том, чтобы я помог(ла) по дому: уб-рал(а) квартиру, вымыл (а) посуду и др.;

- этот человек говорит мне о том, чтобы я сам(а) одевался(лась)убирал(а) за собой вещи;

- этот человек напоминает мне о моих домашних обязанностях;

- этот человек говорит мне, чтобы я бережно и аккуратно относился (относилась) к домашним вещам.

3. Формальные совместные занятия (ФСЗ):

- этот человек обсуждает со мной, что мы будем смотреть по телевизору;

- этот человек разговаривает со мной, когда мы вместе играем;

- этот человек говорит со мной, когда мы вместе или лепим, или рисуем, или конструируем;

- этот человек говорит со мной, когда мы вместе читаем или занимаемся счетом, письмом.

4. Содержание познания (СП):

- этот человек рассказывает мне об известных ученых, писателях, путешественниках;

- этот человек рассказывает мне о том, как и почему изменяется природа;

- этот человек рассказывает мне о том, как устроен человек;

- этот человек рассказывает мне о растениях и животных.

5. Процесс познания (ПП):

- этот человек отвечает на вопросы, которые я задаю;

- этот человек рассказывает мне, что можно смастерить из разного материала;

- этот человек объясняет мне, если я что-то не понимаю или не знаю;

- этот человек объясняет мне значения новых слов.

6. Формальная школьная действительность (ФШД):

- этот человек расспрашивает меня о выполнении заданий воспитателя (учителя);

- этот человек интересуется проблемами моих друзей (одноклассников);

- этот человек расспрашивает меня о моих успехах, неудачах в детском саду (школе);

- этот человек расспрашивает меня о занятиях в детском саду (школе).

7. Нормы социального взаимодействия (НСВ):

- этот человек говорит мне, что нельзя баловаться, врать, обижать маленьких;

- этот человек говорит, как надо вести себя в гостях, в детском саду (школе) и др.;

- этот человек ругает меня за плохие дела, хвалит за хорошие;

- этот человек рассказывает мне о людях честных и нечестных, справедливых и несправедливых.

8. Мир мыслей ребенка (ММР):

- этот человек расспрашивает меня, что я думаю о разных вещах;

- этот человек интересуется моим мнением, взглядами по разным вопросам;

- этот человек обсуждает со мной то, что я сам(а) придумываю, сочиняю;

- этот человек расспрашивает меня, как мне удалось что-то выполнить, сделать, решить.

9. Мир чувств ребенка (МЧР):

- этот человек говорит со мной о моих грустных или радостных переживаниях;

- этот человек расспрашивает меня о моем хорошем или плохом настроении;

- этот человек обсуждает со мной то, как я отношусь к людям: почему кого-то люблю, а кого-то не люблю;

- этот человек расспрашивает меня о том, что мне нравится делать, а что нет.

10. Я-концепция ребенка (ЯКР):

- этот человек обсуждает со мной то, какой(ая) я есть и каким(ой) могу быть;

- этот человек говорит мне о том, как я изменился(лась): какой(ая) я был(а) раньше и какой(ая) стал(а) сейчас;

- этот человек обсуждает со мной, почему я доволен(льна) или недоволен(льна) собой, уважаю или не уважаю себя;

- этот человек расспрашивает меня, что я думаю о себе.

 

Инструкция

Уважаемые родители!

Вам предлагается список утверждений, касающихся различных ситуаций Вашего общения с детьми. Прочтите, пожалуйста, утверждения, данные ниже, и оцените каждое из них следующим образом:

«+ +» часто это обсуждаю;

«+» обсуждаю это, говорю об этом;

«-» редко говорю об этом;

«—» никогда не говорю об этом.

Здесь нет «хороших» или «плохих» ситуаций общения. Пожалуйста, отвечайте так, как это складывается у Вас в реальном взаимоотношении с ребенком. Очень важно, чтобы Вы оценили все утверждения.

Текст опросника «ОСОР-В»

1. Обсуждаем вопросы самочувствия ребенка (жалобы на нездоровье, сон, необходимость лечебных процедур и др.).

2. Обсуждаем реальную и возможную помощь ребенка по дому (уборка квартиры, мытье посуды и др.).

3. В разговорах с ребенком планируем совместные просмотры телепередач.

4. Разговариваем с ребенком об известных ученых, писателях, путешественниках и др.

5. Рассказываем ребенку о тех или иных способах изучения окружающих предметов и явлений.

6. Говорим о выполнении требований учителя (воспитателя).

7. Обсуждаем последствия асоциального поведения людей (лжи, воровства, хулиганства и др.).

8. Обсуждаем особенности представлений ребенка о тех или иных вещах.

9. Говорим с ребенком о его переживаниях (грусти, радости, гневе и др.).

10. В разговоре с ребенком обсуждаем возможные перспективы его общего развития.

11. Говорим о реальных и возможных опасностях, с которыми сталкивается ребенок, их предотвращении.

12. Говорим с ребенком о его самообслуживании (одеваться, содержать в порядке свои вещи, убирать за собой и др.).

13. Разговариваем с ребенком в ходе совместных занятий конструированием, рисованием и др.

14. Беседуем с ребенком об окружающей живой природе (растениях, Животных).

15. Отвечаю на различные вопросы ребенка: почему? зачем? для чего? и др.

16. В разговоре с ребенком интересуюсь проблемами его друзей (одноклассников).

17. Обсуждаем поведение ребенка с точки зрения его соответствия правилам общения в гостях, детском саду, поликлинике, на прогулке и др.

18. Обсуждаем с ребенком, что и как он придумывает, сочиняет.

19. Разговариваем с ребенком о тех или иных людях, обсуждаем его отношение к ним: симпатию (любовь, привязанность и др.), антипатию (неприязнь, отвержение и др.).

20. Обсуждаем с ребенком его представление о себе (или как об умном, красивом и др., или как о глупом, неряхе и др.).

21. Говорим с ребенком о вопросах гигиены (уход за телом, своевременность физиологических отправлений и др.).

22. Говорим с ребенком о выполнении им (ею) домашних обязанностей и поручений (выносить мусор, ходить в магазин, ухаживать за животными и др.).

23. Разговариваем с ребенком, когда вместе с ним занимаемся чтением, счетом, письмом.

24. Беседуем с ребенком по поводу сведений об анатомии и физиологии человека (части тела, основные органы, деторождение и др.).

25. Обсуждаем попытки самостоятельного изучения ребенком окружающих предметов и явлений.

26. Расспрашиваю ребенка о его участии в ходе учебных школьных (детсадовских) занятий, выполнении поручений в школе (детском саду).

27. Обсуждаем поступки ребенка с точки зрения того, что «хорошо», что «плохо».

28. Обсуждаем с ребенком его мнение, взгляды на те или иные проблемы.

29. Подмечаем и обсуждаем в разговорах с ребенком то или иное его настроение.

30. Подмечаем и обсуждаем изменения, произошедшие с ребенком за какой-то промежуток времени, соотносим, каким он был и каким он стал.

31. Говорим с ребенком о вопросах питания (регулярность приема пищи, предпочтения в еде и др.).

32. Говорим о бережном отношении ребенка к домашним вещам.

33. Разговариваем с ребенком в ходе совместной игры (обсуждаем правила, использование игрушек и др.).

34. Беседуем с ребенком о законах природы (сезонных изменениях, круговороте веществ и др.).

35. Беседуем с ребенком по поводу использования различных окружающих предметов.

36. Обсуждаем с ребенком школьные (детсадовские) успехи и неудачи (оценки взрослого, качество выполнения работы и др.).

37. Обсуждаем взаимоотношения людей и поступки ребенка с точки зрения этических норм (честность, справедливость и др.).

38. Обсуждаем с ребенком его способы решения того или иного задания.

39. Обсуждаем с ребенком причины его переживаний.

40. Обсуждаем с ребенком его отношение к себе (недовольство собой, гордость за себя и др.).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.108 (0.013 с.)