От посёлка энергетиков к центру города 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

От посёлка энергетиков к центру города



От посёлка энергетиков к центру города ведёт асфальтиро-ванная дорога через Сосновку и площадь III Интернационала.

Ещё издали молено увидеть здесь целый комплекс зданий Юрюзанского среднего профессионально-технического училища №21.

Старейшее профессионально-техническое училище района было основано на базе подковочного завода вначале как школа ФЗУ, затем ремесленное училище и, выпускники которого получают не только профессию, но и законченное общее среднее образование.

Училище располагалось в старом здании, неподалеку от нового комплекса ПУ-21. Занятия же в новом корпусе – комплексе училища начались в сентябре 1972 года, когда училищный городок был сдан в эксплуатацию. Здесь есть учебный корпус, мастерские, общежитие. Отдельный корпус был выстроен для квартир препода-вателей и мастеров.

На территории училища стоит памятник учащимся и преподавателям – участникам войны, не вернувшимся домой в Юрюзань, погибшим в битвах с фашистами. Автор памятника, который представляет собой фигуру бойца в шинели, является Усть-Катавский скульптор Иван Иванович Акулов. Памятник был открыт 1 сентября 1975 года, в год 30-летия Победы над фашизмом.

Через всю Сосновку проходит асфальтированная улица, носящая имя Ленина. В нижней части этой улицы расположен транспортный цех механического завода. Здесь улица делает крутой поворот в Большой переулок, который выводит к железнодорожному переезду и Лукинскому мосту.

Природную достопримечательность представляют собой скалы на противоположном берегу реки Юрюзани. Юрюзанцы их называют "Маяком", и это название закрепилось за скалами не случайно.

До проведения железной дороги река Юрюзанъ была не только основным энергетическим источником для Юрюзанского завода, но и единственным транспортным средством.

К концу зимы на заводе начинали строить большие барки для сплава готовой продукции. Якоря и прочее снаряжение готовили здесь же, в заводских цехах. К весеннему половодью около тридцати, а может и более барок, стояли в черте завода на берегу специально прорытой шлюзовой "канавы", которая отделялась от реки воротами.

Как только сходил лёд, начинался спуск барок на воду, а затем погрузка чугуна и железа. В сплавной день, который считался большим праздником, отправлялся барочный караван во главе с караванным приказчиком-лоцманом, хорошо знавшим всю реку, в тяжелый и опасный путь. На пути до устья Юрюзани сплавщикам встречались более сорока островов и несколько десятков утёсов. Редкий сплав каравана обходился без несчастного случая, и еще академик Петр Симон Паллас, посетивший Юрюзанский завод в мае 1770 года, писал в своей книге о путешествие по Уралу: "Случается, что по причине быстрины и многих каменьев не всегда счастливо пройти удается, и несколько барок разбивает".

Первая грозная опасность подстерегала сплавщиков сразу же по выходу из заводской черты. Река Юрюзань за Сосновкой делает крутой поворот направо, ударяя в отвесный берег. Здесь-то и служили своеобразным маяком сплавщикам скалы на ее левом зеле-ном берегу. По ним ориентировались, чтобы вовремя успеть сделать поворот и избежать удара о скалистый берег. Вот с тех пор и называют эти скалы "Маяком", и название это отражает историю минувших дней завода и города.

Нижняя часть Юрюзани по левобережью издавна называется Лукой (от слова "излучина", изгиб реки), отделяет Луку от Сосновки, а точнее, не отделяет, а связывает так называемый Лукинский мост. Это очень важное сооружение, имеющее не только городское, но и районное и даже областное значение.

Старый деревянный мост, издавна стоящий здесь, был разрушен во время последнего наводнения на Юрюзани, случившегося летом 1964 года, И это сразу отрицательным образом сказалось на всем укладе юрюзанской жизни.

В конце концов местные власти добились, чтобы через реку был построен современный железобетонный мост, и эта просьба удовлетворена. В мае 1975 года открылось движение по новому Лукинскому мосту, и сейчас через него идет поток грузов и автомобилей, который направляется в сторону Катав-Ивановска,

За Лукинским мостом дорога, сделав крутой поворот вправо, поднимается в гору по улице Зайцева.

Уже говорилось, что эта улица получила своё название в память о революционере Якове Гурьяновиче Зайцеве. Этого рабочего Юрюзанского завода, организатора первого марксистского подпольного кружка белогвардейцы расстреляли в июне 1918 годе, сразу же как захватили посёлок. На торцевой стороне углового дома, фасадом своим выходящего на Советскую улицу, установлена в память Якова Гурьяновича Зайцева мемориальная доска.

От перекрестка улицы Зайцева путь налево по Советской улице ведет к старому центру города, направо - на Катав-Ивановск.

Вот и закончилось наше "кругосветное" путешествие по Юрюзани, южноуральскому городку с большой и славной историей, насчитывающей уже почти 260 лет.

Эта история неотделима от истории всего нашего Отечества.

 

Наш чудный маленький уральский городок!

Как я люблю смотреть с Сосновой горки

На вьющийся над избами дымок,

На наш завод над речкою в сторонке.

Мне нравится поутру налегке,

Вдыхая аромат смолы душистой,

Бродить в сосновом солнечном леске,

Касаясь хвои мягкой и пушистой.

Я так люблю и речку Юрюзань,

И улочки притихшие, пустые…

Наш дивный и прекрасный горный край!

Ты – сердце нашей матери-России.

         Сурина Элеонора

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

Ольга Станиславовна Средина

Стр ………………………………………………….1-13



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.006 с.)