Приам просит отдать ему тело Гектора. Краснофигурный скифос. V в. до н. э. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приам просит отдать ему тело Гектора. Краснофигурный скифос. V в. до н. э.



Битва лапифов с кентаврами. Скульптуры западного фронтона храма Зевса в Олимпии. V в. до н. э.

*Лапифы — воинственное фессалийское племя, побе­дившее кентавров. Названо по имени родоначальника Лапифа.

115

Святилище Зевса в Олимпии. V в. до н. э.

 

 

ВОТИВЫ

Все святилища, в том числе и дельфийское, были настоящими музеями под открытым небом. Эллинские города, выборные пра­вители Дельфийского союза, куда входили сильнейшие из них (Афины, Спарта, Аргос, Фокида и т. д.), и отдельные граждане пре­подносили им самые ценные дары — обычно по обету. Их назы­вают воти'вами (от лат. votivus — «посвященный богам»); памят­ники посвящались богу, если были обещаны ему в особой ситуации. Подобные вотивные предметы ставили вдоль священ­ной дороги и, очевидно, во всех доступных местах, поскольку древнегреческий писатель II в. н. э. Павсаний в своём произведе­нии «Описание Эллады» упоминал о семидесяти тысячах памят­ников, увезённых из Дельф одним только римским императором Нероном.

Все они — групповые и одиночные, конные и пешие, изобра­жавшие людей, животных и демонов, изготовленные из драгоцен­ных материалов (золота) и простые — не нарушали гармонии ком­плекса, а находились с ним в сложной смысловой и эстетической связи. Сейчас её трудно восстановить, потому что очень многое погибло. Однако уцелевшие вотивные предметы показывают, что среди них были удивительные, прекрасные работы.

В то время творил один из вели­чайших ваятелей V в. до н. э. Мирон. Им была создана знаменитая статуя метателя диска — «Дискобол», не со­хранившаяся до наших дней, но ре­конструированная благодаря рим­ским копиям. Она была бронзовой, как и большинство других статуй строгого стиля, что вполне соответ­ствовало духу времени.

«Дискобол» замечателен остро­умием замысла: он и стремительно движется, и одновременно неподви­жен. Мирон вообще любил изобра­жать человека в крайних ситуациях и даже изготовил статую воспетого в стихах бегуна Лада, умершего на самом финише. Отличительной чер­той этой статуи является не гармо­ничность сложной фигуры, а дис­пропорции, специально внесённые в неё с учётом оптических поправок: лицо юноши, если его рассматри­вать анфас (спереди), асимметрич-

Мирон.

Дискобол. V в. до н. э. Римская копия с бронзовой статуи. Национальный музей, Рим.

Мирон.

Афина (из композиции с двумя фигурами «Афина в споре с Марсием»), V в. до н. э. Мраморная римская копия. Либигхаус, Франкфурт-на-Майне.

*Бронзовое литьё появилось в Греции в VI в. до н. э, причём особенно отличились в нём мастера с острова Самос Ройк и Теодор. Они даже отливали в разных городах по половине одной и той же фигуры, а затем соединяли части без всяких зазоров.

118

но, однако голова расположена в сильном наклоне, и в результате всех этих оптических эффектов у зрителя создаётся удивительно цель­ное восприятие лица. Такой же не­обычностью замысла отмечена его бронзовая скульптурная группа «Афина и Марсий», стоявшая на афинском Акрополе. Она была тоже в духе времени: богиня наказывала лесного бога Марсия, осмелившего­ся, нарушив запрет, найти и поднять сё тростниковую флейту. Инстру­мент этот изобрела сама Афина, но заметив, что игра на нём искажает прекрасные черты её лица, выброси­ла флейту, прокляв её и запретив к ней прикасаться.

ВЫСОКАЯ КЛАССИКА

К середине V в. до н. э. острота раннеклассического стиля постепенно изжила себя. Искусство Греции вступило в полосу расцвета. Повсю­ду после персидских разрушений отстраивали города, возводили хра­мы, общественные здания и святи­лища. В Афинах с 449 г. до н. э. пра­вил Перикл, высокообразованный человек, объединивший вокруг се­бя все лучшие умы Эллады: его друзьями были философ Анаксагор, художник Поликлет и скульптор Фидий. Заново отстроить афин­ский Акрополь, ансамбль которого сейчас считается красивейшим, вы­пало именно Фидию.

Афинский Акрополь стоял на вы­сокой отвесной скале, вздымающей­ся над городом. Акрополь был сре­доточием всех высших святынь афинян. При Перикле он был пе­реосознан как уникальный архи­тектурный комплекс. По замыслу архитектора Мнеси'кла возвели вели­колепный входной портик в святи­лище, оформив его ионическими колоннами. Слева к Пропилеям (парадным воротам) примыкало здание пинакотеки — картинной галереи, в которой находились изо­бражения главнейших героев Атти­ки, а при входе стояли статуи богов-

Мнеси'кл.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.35.5 (0.007 с.)