Школьная тревожность. Кризис 13 лет. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Школьная тревожность. Кризис 13 лет.



 

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития качественно перестраиваются.

Почему этот возраст считается самым трудным в воспитательном отношении?

Чаще всего трудности связывают с половым созреванием. Гормональная перестройка вызывает чувство тревоги, повышенной возбудимости, депрессии. Многие чувствуют себя неуклюжими из-за несовпадения темпов роста разных частей тела и резкой смены его пропорций. Появление первых признаков полового созревания, равно как и последовательность появления этих признаков, колеблется в значительных пределах. Это нередко ведет к мучительным переживаниям подростка, обусловленным тем, что уровень его физического и физиологического развития отличается от такового у большинства сверстников.

В подростковом возрасте могут впервые возникать или заметно обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических (а иногда и соматических) заболеваний.

Но даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость, настроения, поведения, постоянные колебания, физического состояния и самочувствия, ранимость; неадекватность реакций.

В состоянии неустойчивости подростку нелегко удерживать ощущение целостности и стабильности своего «Я». Следствием может быть снижение самооценки.

Основные проблемы возраста. Общение со сверстниками.

Для семиклассника важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Желание быть лидером, хорошим товарищем, авторитетом в каком – либо деле. Неумение добиться желаемого положения является причиной снижения успеваемости, изменения поведения… и даже правонарушения. Но центральным в седьмом классе становится стремление подростка к автономии в коллективе и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников.

Так как содержание общения семиклассников сосредотачивается главным образом вокруг личного общения, у подростка возрастает критичность по отношению к собственным недостаткам. На фоне самокритичности подросток принимает и нуждается в помощи взрослого.

Подросток и взрослые.

Интенсивный процесс взросления не замечается. Сохраняются «детские» формы контроля – следят за одеждой, аппетитом, вторгаются в «секреты». А у подростка есть огромная потребность в общении со взрослыми «на равных».

Взрослые занимают позицию обвинительную в конфликтной ситуации, навязывают отношения «послушания», дети принимают вину. Подобная самообвиняющая позиция подростка чаще всего приводит к «психологическому бунтарству»: грубит, противопоставляет себя взрослым, не слушается…

Способности подростка к эмпатии по отношению к взрослым – это один из ростков взрослости подростка. Стремление помочь взрослым, поддержать, разделить их горе или радость не встречает принятия подобного отношения. Но ведь только через реальные проявления доброты, сочувствия могут развиваться эти личностные качества.

Этот взрыв непослушания демонстрирует кризис 13 лет, когда происходит ломка старых психологических структур и есть стремление к новым формам взаимоотношений с родителями и другими взрослыми.

Кроме этого, главная задача любого взрослого по отношению к любому ребенку – это защитить. Это значит, дать возможность ребенку осознать свой поступок, проанализировав его и предложить несколько вариантов, как можно поступить.

Подросток – школьник (из анкет).

Игнорируется познавательный мотив. Происходит смещение акцентов с собственно познавательной деятельности на формальный элемент учебной деятельности – оценку.

Самопознание, саморегуляция (из анкет).

Переживания, связанные с отношением к себе, оказываются отрицательными. Это результат освоения представлений и оценок окружающих взрослых.

Взрослые предельно конкретно разбираются в недостатках и предельно абстрактно высказываются о достоинствах.

Для личностного самоопределения очень важно опираться именно на сильные, положительные стороны своего «Я».

Положительные переживания подростка связаны с саморегуляцией. «Я радуюсь, когда у меня что-то получается».

Есть большой интерес к тому, какой станет их личность в будущем. Появится цель, появится воля.

Рекомендации:

Для возникновения познавательной активности важно удивляться. Для положительного переживания своего «Я» и умения налаживать межличностные отношения необходим подростку опыт такого взаимодействия со взрослыми, где действия соподчиняются.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 24; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.005 с.)