Сущность и виды прибыли, ее формирование и распределение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и виды прибыли, ее формирование и распределение.



Предприятие получает прибыль:

* если выручка превышает себестоимость;

* если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции и прибыль отсутствует;

* если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, т.е. отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

Прибыль - основной источник финансовых ресурсов предприятия, связанный с получением валового дохода. Валовой доход предприятия - это выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат, включающий в себя оплату труда и прибыль.

Прибыль является основным оценочным показателем хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия. Прибыль всегда определяется в стоимостной форме.

Виды:

Балансовая прибыль (убыток) - конечный финансовый результат, выявленный в отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса.

Валовая (банковская) прибыль - выраженный в денежной форме чистый доход на вложенный капитал. Она представляет собой разницу между нетто-выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью этих продаж без условно-постоянных управленческих расходов и затрат по сбыту (коммерческих расходов).

Чистая экономическая прибыль - это прибыль, остающаяся после вычитания всех расходов из общего дохода организации.

Маржинальная прибыль — это превышение выручки над переменными затратами на производство продукции, которое позволяет возместить постоянные затраты и получить прибыль.

Номинальная прибыль - это прибыль, обозначенная в финансовой отчетности, которая соответствует балансовой прибыли.

Реальная прибыль — это номинальная прибыль, скорректированная на инфляцию. Для определения реальной прибыли номинальная прибыль соотносится с индексом потребительских цен.

Нераспределенная прибыль представляет собой конечный финансовый результат отчетного периода за вычетом налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение договоров. По своему содержанию соответствует чистой прибыли.

Капитализированная прибыль - это прибыль, направленная на увеличение собственного капитала (активов) организации. Она является источником расширенного воспроизводства.

Нормальная прибыль - это среднерыночная прибыль, позволяющая сохранять позиции на рынке.

Формирование и распределение прибыли Суммарные доходы в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности предприятия подразделяются на следующие виды:

·доходы от обычных видов деятельности;

·операционные доходы;

·внереализованные доходы;

·чрезвычайные доходы.

Суммарные расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности предприятия делятся на следующие виды:

·расходы по обычным видам деятельности;

·операционные расходы;

·внереализационные расходы;

·чрезвычайные расходы.

Прибыль предприятия формируется как сумма финансовых результатов по следующим видам его деятельности:

·основной (обычной) (отражает результат той основной деятельности, которая зафиксирована в уставе предприятия);

·операционной (финансовой) (отражает результат финансовой деятельности и определяет как разность между операционными доходами и операционными расходами);

·внереализационным операциям (определяется как разность между внереализационными доходами и внереализационными расходами);

·от действия чрезвычайных обстоятельств (определяется как разность между чрезвычайными поступления и чрезвычайными расходами).

Можно выделить следующие особенности распределения прибыли:

·прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием;

·прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены.

Величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности.

Предприятия в соответствии с уставом могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и потребления (фонд материального поощрения). Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы, связанные с развитием производства, расходы на социальные нужды, материальное поощрение.

Формирование прибыли характеризует экономическую эффективность деятельности предприятия. Однако распределение прибыли также может оказывать влияние на эффективность. Необходимость уплаты налоговых платежей сокращает возможности развития предприятием своего потенциала. В то же время пропорции распределения чистой прибыли не всегда могут быть эффективными. Считается, что большая часть прибыли должна направляться на накопление, а не на потребление.

 

 

23. Рентабельность: сущность, виды, методика исчисления её значений

Для оценки эффективности работы предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли, который характеризует абсолютный экономический эффект. Например, два предприятия получают одинаковую прибыль, но при этом задействуют неравный капитал, имеют различную стоимость производственных фондов. Уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов характеризует относительный показатель эффективности производства, именуемый рентабельностью.

Рентабельность (от нем. доходный) в широком смысле означает эффективность, прибыльность, доходность предприятия или предпринимательской деятельности. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего чистой) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия.

Повышению уровня рентабельности способствуют увеличение массы прибыли, снижение себестоимости продукции, улучшение использования производственных фондов. В свою очередь прибыль может возрасти в результате увеличения объема производства и реализации продукции, повышения удельного веса изделий с более высокой рентабельностью, роста цен, повышения качества выпускаемой продукции.

Показатели рентабельности можно подразделить на следующие основные группы

Таблица 1. - Основные показатели рентабельности, формула расчета, характеристика

Показатели рентабельности Формула расчета Характеристика
Рентабельность отдельных видов продукции Прибыль на единицу продукции ____*100% Себестоимость единицы продукции

Прибыльность различных видов продукции, всей товарной продукции и доходность производства

Рентабельность всей товарной продукции Прибыль в расчете на товарный выпуск___ *100% Себестоимость товарной продукции
Рентабельность производства Чистая прибыль ____________________*100% Сумма основных производственных фондов и материальных оборотных средств
Рентабельность оборота (продаж) Прибыль от реализации продукции _*100% Выручка от реализации Процент прибыли, получаемой предприятием с каждого рубля реализации
Рентабельность активов (капитала) Прибыль __________*100% Совокупные активы

Отдача, которая приходится на рубль среднегодовой стоимости соответствующих активов

Рентабельность внеоборотных активов Прибыль __________*100% Внеоборотные активы
Рентабельность текущих активов Прибыль __________*100% Текущие активы
Рентабельность собственного капитала Чистая прибыль __________*100% Среднегодовая стоимость собственных средств Прибыль, которая приходится на рубль собственного капитала, равного величине активов за минусом долговых обязательств

Чтобы оценить уровень доходности предприятия, проводят анализ показателей за ряд периодов (изучается динамика изменений показателей рентабельности). Такой анализ является важным информационным источником разработки перспективных планов развития предприятия и определения тактики поведения на товарном рынке.

Рентабельность: виды, сущность, показатели.

Для оценки экономической эффективности деятельности предприятия используют показатель рентабельности (R). Рентабельность – это относительный показатель, позволяющий сопоставить результаты (прибыль, полезный эффект, отдача) с затратами или ресурсами, которые обеспечили данный результат.

В качестве критерия эффективности работы предприятия используют различные показатели рентабельности: рентабельность продукции (основной деятельности), рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность производственных фондов и рентабельность инвестиций.

Рентабельность основной деятельности (Rо.д.):

Рентабельность основной деятельности (производства и реализации) характеризует эффективность затрат, произведенных предприятием на производство и реализацию продукции (работ, услуг), т.е. показывает размер прибыли приходящийся на каждый рубль текущих затрат.

Рентабельность продаж:

Рентабельность продаж характеризует удельную величину остаточных денежных средств в общем объеме выручки от продаж.

Рентабельность активов (RA):

Рентабельность активов определяет общий уровень прибыли, полученной от использования всех активов предприятия.

Рентабельность собственного капитала:

Рентабельность собственного капитала характеризует верхнюю границу потенциального внутреннего развития предприятия. Данный показатель рекомендуется использовать для нахождения оптимального соотношения между распределением средств на потребление и накопление.

Рентабельность основных производственных фондов (Rос):

Фондорентабельность показывает, какую прибыль предприятие получает с каждого рубля вложенного в основные производственные фонды.

Рентабельность инвестиций (Rи):

Где: ВБ – средняя величина валюты баланса;

КО – средняя величина краткосрочных обязательств предприятия.

Анализ динамики вышеназванных показателей позволяет охарактеризовать эффективность по различным направлениям деятельности предприятия.

 

 

24.Хозяйственные риски: понятие, классификация, методы оценки и способы их минимизации.

Риск может быть определен как опасность, возможность убытка или ущерба.

Под риском принято понимать вероятность:

1. потери предприятием части своих ресурсов;

2. недополучение доходов;

3. появление дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности.

Принято различать следующие основные виды рисков:

1.производственный - связанный с возможностью невыполнения фирмой своих обязательств по контракту или договору с заказчиком;

2.финансовый или кредитный - связанный с возможностью невыполнения фирмой своих финансовых обязательств перед инвестором в результате использования для финансирования деятельности фирмы долга;

3.инвестиционный - связанный с возможным обесцениванием инвестиционно-финансового портфеля, состоящего как из собственных ценных бумаг, так и приобретенных;

4.рыночный - связанный с возможным колебанием рыночных %-ых ставок, собственной национальной денежной единицы, зарубежных курсов валют.

Риск подразделяется на 2 типа:

1.Динамический риск - это риск непредвиденных изменений стоимости основного капитала, вследствие принятия управленческих решений или непредвиденных изменений рыночных или политических обстоятельств.

2.Статический - это риск потерь реальных активов, вследствие нанесения ущерба собственности, а также потерь дохода из-за недееспособности организации.

Различают качественный и количественный анализ риска. Главная задача кач-го анализа - определить факторы риска, этапы и работы, при выполнении которых риск возникает. Колич-й анализ риска состоит в определении размеров отдельных рисков и риска проекта в целом. В любом проекте необходимо учитывать его участников: инвестора, заказчика, исполнителя или продавца, страховую компанию.

При анализе риска любого из участников проекта используются критерии, предложенные амер. экспертом Бенжамином Берлимером:

1 потери от риска независимы друг от друга;

2 потери по одному направлению из портфеля рисков не обязательно увеличивает вероятность потери по другому (за исключением форсмажерных обстоятельств);

3 максимальный возможный ущерб не должен превышать финансовых возможностей участника.Все факторы, так или иначе, влияющие на рост степени риска в проекте условно подразделяются на объективные и субъективные.

К объективным факторам относят те, которые не зависят непосредственно от самой фирмы: инфляция, конкуренция, анархия, полит, и эк. кризисы, экономия, таможенные пошлины.

К субъективным факторам относятся те, которые непосредственно хар-т данную фирму: производств, потенциал, техническое оснащение, уровень предметной и технол-й специализации, организация труда, уровень ПТ, уровень техники безопасности, выбор типов контрактов с заказчиками и т.п.

Наиболее распространенными методами количественного анализа риска являются:

1. статистический метод: Суть этого метода - рассчитывается вероятность возникновения потерь и вычисляется продолжительности каждой работы и проекта в целом.Частота возникновения некоторого уровня потерь определяется: f = n / побщ., где п - число случаев наступления конкретного уровня потерь;побщ. - общее число случаев в статистической выборке, включающее и успешно осуществленные операции данного вида.

Областью риска наз-ся зона общих потерь рынка.

Для любой фирмы можно выделить 5 основных областей риска:

1.Безрисковая область хар-ся отсутствием каких-либо потерь при совершении операции с гарантией получения как минимум расчетной прибыли. Коэфф-т риска=0.

2.Область минимального риска А1 - О < О - А хар-ся уровнем потерь, непривышающим размеры чистой прибыли. козфф-т риска в этой области от 0 до 25 %. Фирма рискует тем, что в результате своей деятельности в худшем случае она не получит чистой прибыли, за счет уплаченных налогов и не сможет выплатить дивиденды по выпущенным ценным бумагам.

3.Область повышенного риска хар-ся уровнем потерь, непривышающим размер расчетной прибыли. Коэфф-т риска - 25 - 50 %. Фирма рискует тем, что в результате своей деятельности она в худшем случае произведет покрытие всех затрат, включая обязательные платежи, расходы, рекламу, а в лучшем случае получит прибыль на много меньше расчетного уровня.

4.Область критического риска: возможны потери, величина которых превышает размеры расчетной прибыли, но не превышает общей величины валовой прибыли. Коэфф-т риска 50 - 75 %. Фирма подвергается опасности потерять всю свою выручку от данной операции.

5.Область недопустимого риска: возможны потери близкие к размеру собственных средств, т.е банкротство фирмы. В этом случае просроченная задолженность по ссудам составляет 100 % и большой риск связан с вложением имущества в залог под банковские кредиты. Коэфф-т риска- 75 - 100 %.

2. Анализ целесообразности затрат.Этот метод ориентирован на выявление зон риска, связанных с перерасходом затрат. Это связано с наличием одного из четырех факторов или их комбинации: первоначальная недооценка стоимости; изменение границ проектирования; различие в производительности; увеличение первоначальной стоимости.Для минимизации риска, которому подвергается капитал, проект разбивается на стадии и для стадии определяется ассигнования. Анализ на каждой стадии позволяет инвесторам принять решения о прекращении инвестиций. Степень риска оценивают с помощью показателя финансовой устойчивости (соотношение собственных и заемных средств).

Общее финансовое состояние фирмы рассматривают в след, финансовых областях:

1) область абсолютной устойчивости, это когда минимальная величина запасов и затрат соответствует безрисковой области;

2) область нормальной устойчивости, определяется нормальной величиной запасов и затрат;

3) область кризисного состояния соответствует области недопустимого риска, когда имеются чрезмерные запасы, затоваренность готовой продукцией и фирма находится на грани банкротства.

3 Метод экспертных оценок. Влияние на степень риска проекта объективных и субъективных факторов учитывает ранжирование показателей по степени их влияния на уровень риска. Ранжирование выполняется на основе опроса подрядных фирм, фирм заказчиков по определенному кругу вопросов. Полученная информация позволяет построить модель, с помощью которой можно анализировать последовательность накопления рисковых ситуаций.

4 Аналитический метод. Правилом классической рыночной экономики считается, что проектом предполагающим наиболее высокий ожидаемый доход сопутствует наибольший риск. Для анализа финансовой состоятельности проекта должна быть выбрана ден. единица наименее рискованная.

Для оценки используются показатели: наращенная сумма денег; чистый приведенный доход; внутренняя норма доходности - это расчетная ставка % - ов, при которой капитализация регулярно получаемого дохода дает сумму равную инвестициям, т.е. они окупаются.

5 Метод аналогий. В нем для оценки риска нового проекта используются данные о последствиях воздействия неблагоприятных факторов. На основе этой информации выявляют зависимости исхода проекта от потенциального риска. Для управляемости риска проект рассматривают по стадиям жизненного цикла. Финансовые риски разрешаются с помощью различных средств:1- избежание - уклонение от мероприятия, связанного с риском;2- удержание - оставление риска за инвестором;3- передача - инвестор передает ответственность за финансовый риск кому-то другому;4- снижение степени - сокращение вероятности и объема потерь.При выборе конкретного средства разрешения финансового риска инвестор должен исходить из следующих принципов: нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал; надо думать о последствиях риска; нельзя рисковать многим ради малого.

Для снижения степени риска применяются следующие способы: *диверсификация - процесс распределения инвестируемых средств м/у различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны м/у собой, *приобретение дополнительной информации о выборе и результатах - чем больше информации, тем более качественным будет прогноз, что позволяет снизить риск, *лимитирование - установление лимита или предельных сумм расходов, продаж, кредитов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.035 с.)