Основы рационального питания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы рационального питания



Практическая работа №2

ТЕМА: изучение суточного рациона студента

ЦЕЛЬ: Проанализировать суточный рацион студента

ЗАДАЧИ:

• ознакомиться с основными положениями концепции рационального питания;

• рассмотреть виды неправильного питания и его влияние на здоровье человека;

• основываясь на концепции рационального питания составить дневной рацион для студента.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

 - современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы;

 - факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека;

- основные положения гигиены;

 - гигиенические принципы организации здорового образа жизни;

 - методы, формы и средства гигиенического воспитания населения

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

 - давать санитарно-гигиеническую оценку факторам окружающей среды;

 - проводить санитарно-гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней;

- проводить гигиеническое обучение и воспитание населения.

Ход работы:

Задание №1. Изучить теоритическую часть.

 

Рациональное питание

Питание – приобретение энергии и материалов, необходимых для жизни

Диета – режим питания человека (количество и качество потребляемой им пищи и соблюдение времени приема пищи)

Рациональное питание – это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее улучшению его здоровья и профилактике заболеваний.

Рациональное питание предполагает:

Энергетическое равновесие

Сбалансированное питание

Соблюдение режима питания

Практическая работа №3

 

ТЕМА: Определение и оценка естественного и искусственного освещения помещений.

ЦЕЛЬ: изучить гигиенические требования к освещению

ЗАДАЧИ:

· ознакомиться с методами оценки показателей естественного освещения помещений;

· ознакомиться с методами оценки показателей искусственного освещения помещений.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

 - современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы;

 - факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека;

- основные положения гигиены;

 - гигиенические принципы организации здорового образа жизни;

 - методы, формы и средства гигиенического воспитания населения

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

 - давать санитарно-гигиеническую оценку факторам окружающей среды;

 - проводить санитарно-гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней;

- проводить гигиеническое обучение и воспитание населения.

Ход работы:

Задание №1. Изучить теоритическую часть.

Аспекты солнечной радиации

 

Оптический диапазон электромагнитного излучения Солнца условно делится на три части (инфракрасную, ультрафиолетовую и видимую части солнечного спектра).

Инфракрасное (основное действие - тепловое. ИК-лучи, поглощаясь тканями организма, вызывают повышение температуры участка кожи и образование тепловой эритемы, в условиях неудачной ориентации здания могут наблюдаться нарушения микроклимата помещения в результате его избыточной инсоляции в летнее время года, поэтому в санитарных правилах предусмотрены солнцезащитные приспособления (СанПиН2.2.1/2,1.1.1076-01)).

Ультрафиолетовое (в помещения может поступать лишь незначительная часть УФИ с длиной волны 300-400 нм, так как УФИ короче 300 нм задерживается обычным оконным стеклом, содержащим в своем составе оксиды титана, хрома и железа. УФ-лучи являются наиболее биологически активными: вызывают так называемую раннюю пигментацию за счет образования пигмента меланина из аминокислоты тирозина, влияют на поддержание нормального фосфорно-кальциевого обмена за счет синтеза холекальциферола (витамина Д3) из дегидрохолестерина, при передозировке могут оказывать негативное воздействие на человека в виде повреждения структуры молекулы ДНК, что может привести к гибели, мутациям или опухолевому перерождению клетки, под действием УФ-лучей, отраженных от освещенной солнцем поверхности снега или льда, может развиться офтальмия – кератоконъюнктивит).

Видимая часть солнечного спектра (Видимые лучи, воздействуют на зрительный анализатор (психофизиологическое значение света). Зрительный анализатор за счет выработки гормона мелатонина регулирует биологические ритмы, т.е. циркадную систему, которая контролирует суточные ритмы сна и бодрствования, температуру тела, гормональную секрецию и другие физиологические функции, включая и познавательную деятельность. При недостатке солнечного света в осенне-зимний сезон у некоторых людей развивается так называемый синдром сезонного расстройства, характеризующийся депрессией, упадком сил, желанием замкнуться в себе, а также повышенным аппетитом и потребностью во сне. Солнечный свет необходим человеку для выполнения зрительной работы (социальное значение света).

Естественное освещение

Естественное освещение помещений обеспечивается:

• прямыми солнечными лучами (инсоляция)

• рассеянным светом с небосвода

• отраженным светом противостоящего здания

• поверхностью покрытия

Отсутствие естественного света вызывает явление «светового голодания» (состояние организма, обусловленное дефицитом ультрафиолетового облучения и проявляющееся в нарушении обмена веществ и снижении резистентности организма).

Искусственное освещение

Гигиеническими требованиями к искусственному освещению:

• достаточный уровень его интенсивности

• равномерность и постоянство во времени

• отсутствие слепящего действия и резких теней, вызванных источником

• обеспечение правильной цветопередачи

• создаваемый им спектр должен быть приближен к спектру естественного солнечного света

Практическая работа № 3

 

ТЕМА: Определение и оценка естественного и искусственного освещения помещений.

ЦЕЛЬ: изучить гигиенические требования к освещению

ЗАДАЧИ:

· ознакомиться с методами оценки показателей естественного освещения помещений;

· ознакомиться с методами оценки показателей искусственного освещения помещений.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

 - современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы;

 - факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека;

- основные положения гигиены;

 - гигиенические принципы организации здорового образа жизни;

 - методы, формы и средства гигиенического воспитания населения

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

 - давать санитарно-гигиеническую оценку факторам окружающей среды;

 - проводить санитарно-гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней;

- проводить гигиеническое обучение и воспитание населения.

Ход работы:

Задание №1. Изучить теоритическую часть.

Аспекты солнечной радиации

 

Оптический диапазон электромагнитного излучения Солнца условно делится на три части (инфракрасную, ультрафиолетовую и видимую части солнечного спектра).

Инфракрасное (основное действие - тепловое. ИК-лучи, поглощаясь тканями организма, вызывают повышение температуры участка кожи и образование тепловой эритемы, в условиях неудачной ориентации здания могут наблюдаться нарушения микроклимата помещения в результате его избыточной инсоляции в летнее время года, поэтому в санитарных правилах предусмотрены солнцезащитные приспособления (СанПиН2.2.1/2,1.1.1076-01)).

Ультрафиолетовое (в помещения может поступать лишь незначительная часть УФИ с длиной волны 300-400 нм, так как УФИ короче 300 нм задерживается обычным оконным стеклом, содержащим в своем составе оксиды титана, хрома и железа. УФ-лучи являются наиболее биологически активными: вызывают так называемую раннюю пигментацию за счет образования пигмента меланина из аминокислоты тирозина, влияют на поддержание нормального фосфорно-кальциевого обмена за счет синтеза холекальциферола (витамина Д3) из дегидрохолестерина, при передозировке могут оказывать негативное воздействие на человека в виде повреждения структуры молекулы ДНК, что может привести к гибели, мутациям или опухолевому перерождению клетки, под действием УФ-лучей, отраженных от освещенной солнцем поверхности снега или льда, может развиться офтальмия – кератоконъюнктивит).

Видимая часть солнечного спектра (Видимые лучи, воздействуют на зрительный анализатор (психофизиологическое значение света). Зрительный анализатор за счет выработки гормона мелатонина регулирует биологические ритмы, т.е. циркадную систему, которая контролирует суточные ритмы сна и бодрствования, температуру тела, гормональную секрецию и другие физиологические функции, включая и познавательную деятельность. При недостатке солнечного света в осенне-зимний сезон у некоторых людей развивается так называемый синдром сезонного расстройства, характеризующийся депрессией, упадком сил, желанием замкнуться в себе, а также повышенным аппетитом и потребностью во сне. Солнечный свет необходим человеку для выполнения зрительной работы (социальное значение света).

Естественное освещение

Естественное освещение помещений обеспечивается:

• прямыми солнечными лучами (инсоляция)

• рассеянным светом с небосвода

• отраженным светом противостоящего здания

• поверхностью покрытия

Отсутствие естественного света вызывает явление «светового голодания» (состояние организма, обусловленное дефицитом ультрафиолетового облучения и проявляющееся в нарушении обмена веществ и снижении резистентности организма).

Искусственное освещение

Гигиеническими требованиями к искусственному освещению:

• достаточный уровень его интенсивности

• равномерность и постоянство во времени

• отсутствие слепящего действия и резких теней, вызванных источником

• обеспечение правильной цветопередачи

• создаваемый им спектр должен быть приближен к спектру естественного солнечного света

Практическая работа №2

ТЕМА: изучение суточного рациона студента

ЦЕЛЬ: Проанализировать суточный рацион студента

ЗАДАЧИ:

• ознакомиться с основными положениями концепции рационального питания;

• рассмотреть виды неправильного питания и его влияние на здоровье человека;

• основываясь на концепции рационального питания составить дневной рацион для студента.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

 - современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы;

 - факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека;

- основные положения гигиены;

 - гигиенические принципы организации здорового образа жизни;

 - методы, формы и средства гигиенического воспитания населения

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

 - давать санитарно-гигиеническую оценку факторам окружающей среды;

 - проводить санитарно-гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней;

- проводить гигиеническое обучение и воспитание населения.

Ход работы:

Задание №1. Изучить теоритическую часть.

 

Рациональное питание

Питание – приобретение энергии и материалов, необходимых для жизни

Диета – режим питания человека (количество и качество потребляемой им пищи и соблюдение времени приема пищи)

Рациональное питание – это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее улучшению его здоровья и профилактике заболеваний.

Рациональное питание предполагает:

Энергетическое равновесие

Сбалансированное питание

Соблюдение режима питания

Основы рационального питания

К основным требованиям, предъявляемым к рациональному питанию относятся:

•  достаточная энергетическая ценность пищи;

•  оптимальный качественный и в меньшей степени количественный состав пищи;

•  достаточный объем пищи и жидкости;

•  деление суточного рациона на части;

•  прием совместимых пищевых продуктов;

•  употребление свежих продуктов, не подвергнутых различным обработкам;

•  максимальное исключение из употребления соли, сахара, алкоголя, кофе, какао, чая, шоколада;

• систематическое очищение организма от шлаков.

 

Принципы рационального питания

Первый принцип: энергетическое равновесие

Энергетическая ценность суточного рациона питания должна соответствовать энергозатратам организма. Энергозатраты организма зависят от:

пола (для парней 14 – 18 лет около 2750 ккал, для девушек этой же возрастной группы – 2110 ккал),

возраста (для мужчин 19 – 50 лет – 2550 ккал, для женщин этой же возрастной категории – 1940 ккал)

физической активности,

профессии (для лиц умственного труда энергозатраты составляют 2000 - 2600 ккал, а для спортсменов или лиц, занимающихся тяжелым физическим трудом, до 4000 - 5000 ккал в сутки).

Второй принцип: сбалансированное питание

Каждый организм нуждается в строго определенном количестве пищевых веществ, которые должны поступать в определенных пропорциях (белки, жиры, углеводы, витамины и мин. в-ва). Согласно принципу сбалансированного питания:

Белками должно обеспечиваться 10 - 15 % суточной калорийности (доля животного белка = доле растительного белка). Оптимальное количество белков должно равняться 0,8-1,5 г на 1 кг веса. Так для человека весом 70 кг суточная норма потребления белков около 70 г.

• Оптимальный объем потребления жира15 - 30 % калорийности. Нормальным считается соотношение растительных и животных жиров, обеспечивающее 7 - 10 % калорийности за счет насыщенных, 10 - 15 % - мононенасыщенных и 3 - 7 % полиненасыщенных жирных кислот. На практике это означает потребление в равном соотношении растительных масел и животных жиров, содержащихся в продуктах. Оптимальное количество жиров должно равняться 1 г на 1 кг веса (60 - 80 граммов).

Углеводами должно обеспечиваться 55 - 75 % суточной калорийности, основная их доля приходится на сложные углеводы (крахмалосодержащие, некрахмалосодержащие и клетчатка) и только 5 - 10 % - на простые углеводы (сахара) (350 - 400 граммов).

Третий принцип: режим питания

Питание должно быть дробным (3 - 4 раза в сутки), регулярным (в одно и то же время) и равномерным, последний прием пищи должен быть не позднее, чем за 2 - 3 часа до сна

Организация рационального питания студентов

Студенты — это молодежь в возрасте 18—26 лет, еще с незаконченными процессами роста и формирования организма. В соответствии с физиологическими рекомендациями энергетическая потребность студентов-мужчин оценена в пределах 2585 ккал, студенток —2434,5 ккал.

Поэтому, для сохранения здоровья и работоспособности студентов в течение дня имеет значение:

•  соответствие калорийности пищевого рациона суточным энергозатратам,

•  распределение калорийности между приемами пищи,

• разовость питания,

• время и интервалы между приемами пищи.

Для студентов наиболее оптимальным режимом питания является четырехразовое питание. Абсолютно недопустимо двухразовое и, конечно же, прием пищи раз в день! Последний прием пищи рекомендуется не позднее чем за два часа до сна.

При четырехразовом питании должно быть следующее распределение калорийности:

• завтрак — 25%,

• обед — 35%,

• полдник—15%,

• ужин — 25%.

Задание 2. На основании теоритического материала рассчитать величину суточного обмена веществ

Действие 1.

A Рассчитать величину основного обмена (ВОО) (3мя способами).

Основной обмен – обмен веществ в состоянии полного покоя.

Способ №1. Формула Гарриса-Бенедикта (ВОО на основе общей массы тела)

 Формула учитывает рост, вес, возраст и пол для определения основного обмена (ВОО). Не задействован критерий – величина мышечной массы. Таким образом, это уравнение будет точным для всех, за исключением людей с чрезмерно большой мышечной массой (потребность в калориях будет занижена), и людей с ожирением (потребность в калориях будет завышена).

Мужчины: ВОО = 66,47 + (13.7 * вес в кг) + (5 * рост в см) - (6.8 * возраст в годах)

Женщины: ВОО = 655,1 + (9.6 * вес в кг) + (1.8 * рост в см) - (4.68 * возраст в годах)

Пример: мужчина, 37 лет, рост 180 см, вес 86 кг

ВОО = 66,47 + (13.7 * 86) + (5 * 180) - (6.8 * 37) = 1893 ккал

Способ № 2. Формула Маффина-Джеора (ВОО на основе общей массы тела, современный метод расчета)

Мужчины: ВОО = (9,99 * вес кг) + (6.25 * рост см) – (4,92 * возраст в годах) + 5

Женщины: ВОО = (9,99 * вес кг) + (6.25 * рост см) – (4,92 * возраст в годах) – 161

Пример: мужчина, 37 лет, рост 180 см, вес 86 кг

ВОО = (9,99 * 86) + (6.25 * 180) – (4,92 * 37) + 5 = 1807 ккал

Способ № 3. Формула Кетча-МакАрдла (ВОО на основе сухой массы тела)

%жира = 100 – (0,11077*(обьем талии, см) – 0,17666*(рост, м)+0,14354*(вес, кг)+51,033)

СМТ = Текущий вес – (Тв * %жира)

370+(21,6*СМТ) =

СМТ – сухая масса тела

B Рассчитать величину суточного обмена веществ

(для каждого способа расчета ВОО).

Суточный Обмен Веществ – обмен веществ, учитывающий характер активности.

СОВ= ВОО*КФА

КФА – коэффициент активности

Пример: ВОО = 1807 ккал, средняя физическая активность. Коэффициент активности для этого случая - 1,9 и суточная потребность в калориях = 1,9 х 1807 = 3433 ккал в день

C Рассчитать среднюю величину суточного обмена веществ.

Средняя величина суточного обмена веществ= СОВ1+СОВ2+СОВ3/3

Действие 2. На основании проведенных расчетов Действия 1, теоретического материала и приложения рассчитать «идеальный» однодневный рацион студента*.

*необходимо учитывать:

• Кратность приемов пищи

• Общую калорийность

• Общее содержание б/ж/у

Действие 3.Оформить заключение по плану:

На основании сопоставления полученных в ходе занятия данных и данных фактического однодневного рациона сделать вывод об адекватности/неадекватности своего пищевого поведения по плану:

• соответствие/несоответствие фактической диеты нормам питания

• определение корректирующих действий.

Задание 3. Используя материалы МР 2.3.1.2432 -08решить ситуационную задачу:

В среднем рационе студентки-девушки (19 лет, I группа физической активности), содержится 100 г белков, 90 г жиров, 230 г углеводов.

1.        Вычислить энергетическую ценность рациона. Дать санитарно – гигиеническую оценку питания.

2. Предложить санитарно – гигиенические мероприятия по улучшению питания для сохранения и укрепления здоровья, предупреждения болезней.

3. Составить план лекции по гигиеническому обучению и воспитанию. Тема: «Питание при умственном труде».

 

Задание 4. Ответить на контрольные вопросы:

  1. Чем термин «питание» отличается от термина «рациональное питание»?
  2. Перечислите принципы рационального питания.
  3. В МР 2.3.1.2432-08 в п. 4.2.1.1.1. указана рекомендуемая доля белков животного происхождения для взрослых – 50%, для детей – 60% от общего количества употребляемых белков. Объясните, почему с возрастом снижается доля животного белка в рационе?

ОФОРМИТЬ ВЫВОД ПО ПЛАНУ:

  • Ответ на поставленную цель.
  • Ответ на вопрос: Как приобретенные навыки пригодятся в вашей профессии?

Нормативно-правовая литература

Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществ для различных групп населения Российской Федерации: Методические рекомендации МР 2.3.1.2432 -08.


 

Практическая работа №3

 

ТЕМА: Определение и оценка естественного и искусственного освещения помещений.

ЦЕЛЬ: изучить гигиенические требования к освещению

ЗАДАЧИ:

· ознакомиться с методами оценки показателей естественного освещения помещений;

· ознакомиться с методами оценки показателей искусственного освещения помещений.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

 - современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы;

 - факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека;

- основные положения гигиены;

 - гигиенические принципы организации здорового образа жизни;

 - методы, формы и средства гигиенического воспитания населения

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

 - давать санитарно-гигиеническую оценку факторам окружающей среды;

 - проводить санитарно-гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней;

- проводить гигиеническое обучение и воспитание населения.

Ход работы:

Задание №1. Изучить теоритическую часть.

Аспекты солнечной радиации

 

Оптический диапазон электромагнитного излучения Солнца условно делится на три части (инфракрасную, ультрафиолетовую и видимую части солнечного спектра).

Инфракрасное (основное действие - тепловое. ИК-лучи, поглощаясь тканями организма, вызывают повышение температуры участка кожи и образование тепловой эритемы, в условиях неудачной ориентации здания могут наблюдаться нарушения микроклимата помещения в результате его избыточной инсоляции в летнее время года, поэтому в санитарных правилах предусмотрены солнцезащитные приспособления (СанПиН2.2.1/2,1.1.1076-01)).

Ультрафиолетовое (в помещения может поступать лишь незначительная часть УФИ с длиной волны 300-400 нм, так как УФИ короче 300 нм задерживается обычным оконным стеклом, содержащим в своем составе оксиды титана, хрома и железа. УФ-лучи являются наиболее биологически активными: вызывают так называемую раннюю пигментацию за счет образования пигмента меланина из аминокислоты тирозина, влияют на поддержание нормального фосфорно-кальциевого обмена за счет синтеза холекальциферола (витамина Д3) из дегидрохолестерина, при передозировке могут оказывать негативное воздействие на человека в виде повреждения структуры молекулы ДНК, что может привести к гибели, мутациям или опухолевому перерождению клетки, под действием УФ-лучей, отраженных от освещенной солнцем поверхности снега или льда, может развиться офтальмия – кератоконъюнктивит).

Видимая часть солнечного спектра (Видимые лучи, воздействуют на зрительный анализатор (психофизиологическое значение света). Зрительный анализатор за счет выработки гормона мелатонина регулирует биологические ритмы, т.е. циркадную систему, которая контролирует суточные ритмы сна и бодрствования, температуру тела, гормональную секрецию и другие физиологические функции, включая и познавательную деятельность. При недостатке солнечного света в осенне-зимний сезон у некоторых людей развивается так называемый синдром сезонного расстройства, характеризующийся депрессией, упадком сил, желанием замкнуться в себе, а также повышенным аппетитом и потребностью во сне. Солнечный свет необходим человеку для выполнения зрительной работы (социальное значение света).

Естественное освещение

Естественное освещение помещений обеспечивается:

• прямыми солнечными лучами (инсоляция)

• рассеянным светом с небосвода

• отраженным светом противостоящего здания

• поверхностью покрытия

Отсутствие естественного света вызывает явление «светового голодания» (состояние организма, обусловленное дефицитом ультрафиолетового облучения и проявляющееся в нарушении обмена веществ и снижении резистентности организма).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.089 с.)