I. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра теоретических основ физического воспитания и

спортивных дисциплин

 

АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

 С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Учебно-методическое пособие по дисциплине

«Частные методики адаптивной физической культуры»

Факультет физической культуры

Направление подготовки: 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями

в состоянии здоровья

Профиль подготовки:  Адаптивное физическое воспитание

ВОЛОГДА

 

2017

УДК 37.037.1:796(075.8)
ББК 74.202.57я73

 

Адаптивное физическое воспитание детей с нарушением слуха: учебно-методическое пособие по дисциплине «Частные методики адаптивной физической культуры» /сост.Н.Н. Мелентьева. – Вологда: ВоГУ, 2017. – 49 с.

 

 

В учебно-методическом пособии представлена психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха. В соответствии с базовыми сведениями предложена методика адаптивного физического воспитания для дошкольников и школьников, изложены особенности проведения подвижных игр, представлен примерный перечень подвижных игр для детей с нарушением слуха, комплексы упражнений. Учебно-методическое пособие рекомендовано студентам факультета физической культуры (направление подготовки 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья», профиль - адаптивное физическое воспитание) и учителям физической культуры специальных (коррекционных) школ I-II вида. Приведены контрольные вопросы для самоконтроля.

 

Утверждено редакционно-издательским советом ВоГУ

 

Составитель: Н.Н.Мелентьева, канд.пед.наук, доцент 

 

                      

Рецензенты: А.В. Коковкин, канд.пед.наук, доцент,

                 А.С.Лопухина, канд.пед.наук, доцент

 

ВВЕДЕНИЕ

Слух имеет большое значение для развития человека. Отсутствие слуховых ощущений, недостаточное речевое развитие затрудняет восприятие мира для глухого или слабослышащего ребенка и ограничивают возможности его общения с окружающими, что отражается на его здоровье, психомоторном и физическом развитии.         

Дети с нарушением слуха часто имеют сопутствующие заболевания и вторичные отклонения. Это может проявляться в частых простудных заболеваниях, общей ослабленности организма, низкой работоспособности, быстрой утомляемости, нарушении осанки, отставании развития основных физических качеств: мышечной силы, быстроты, гибкости, выносливости. В отличие от здоровых детей, глухие и слабослышащие из-за недостаточности развития речи труднее и дольше осваивают новые движения, испытывая трудности в точности и согласованности действий, сохранении равновесия, воспроизведении заданного ритма движения. Кроме того, они хуже ориентируются в пространстве. Неустойчивость внимания, замедленное и непрочное запоминание, ограниченная речь, малый запас слов, неспособность к адекватному восприятию и воображению, свойственные этим детям, требуют особого подхода при подборе, организации и проведении упражнений, игровых заданий и подвижных игр для них.     

В Российской Федерации количество детей и подростков с тугоухостью и глухотой превышает 1 миллион человек. Поражение слуха приводит к необходимости применения особых методов обучения и воспитания детей с нарушением слуха, основанных на использовании всей системы сохранных анализаторов и направленных на коррекцию последствий нарушенного психофизического развития.      

Коррекционно-педагогическая работа проводится на всех этапах развития неслышащих детей, начиная с раннего возраста, как в условиях домашнего обучения, так и в специально организованных группах и образовательных учреждениях. Образовательная деятельность в специальном (коррекционном) образовательном учреждении осуществляется в рамках государственных специальных образовательных программ (А.И.Картавцева, О.Э.Евсеева, 2011).

Целенаправленные и дозированные физические нагрузки, с четким подбором средств и методов являются мощным фактором коррекции и компенсации недостатков в физической подготовленности детей с полной или частичной потерей слуха (Л.Д.Хода, 2001). Неодинаковый уровень здоровья и сохранных функций лимитирует двигательную активность детей, имеющих нарушение в работе анализаторных систем, в частности, слухового анализатора, и требует комплексного подхода в выборе средств, методов адаптивной физической культуры, решения коррекционных, компенсаторных задач, сопряженных с процессом физического воспитания неслышащих детей.

В учебно-методическом пособии отражены: причины нарушений слуха, классификация нарушений слуха, особенности физического и психического развития детей, а также представлены особенности адаптивного физического воспитания для детей дошкольного и школьного возраста с нарушением слуха.

Причины нарушения слуха

Стойкие нарушения слуха могут быть врожденными (25%) и приобретенными (75%). Врожденный характер нарушения слуха отмечается значительно реже, чем приобретенный.

 Роль наследственного фактора в качестве причины врожденных нарушений слуха в прежние годы преувеличивалась.

Патология слуха

Глухота – потеря слуха, при которой его уровень недостаточен для восприятия слуховой информации с помощью или без помощи вспомогательных приспособлений.

Тугоухость – потеря слуха, которая приводит к затруднению (но не к полному отсутствию) восприятия речи с помощью слуха.          

Виды потери слуха:

1. Кондуктивная потеря слуха – нарушена передача звука к внутреннему уху (радиоприемник, у которого убавили громкость). Искажения звуков отсутствуют, но воспринимаемые звуки кажутся очень тихими. Применение слуховых аппаратов. Частой причиной такого нарушения может стать выделение секрета из полости среднего уха, которое поддается лечению путем установки на несколько месяцев пластикового дренажа, проведенного через барабанную перепонку, для обеспечения оттока жидкости от проводящих звук структур внутреннего уха.

2. Сенсоневральная потеря слуха – повреждение нерва. (плохо настроенный радиоприемник). Искажение звуков. Такие дети чаще используют язык жестов.

3. Смешанный вид – сочетание кондуктивной и сенсоневральной потери слуха.

Заболевания наружного уха

1. Артрезия наружного слухового прохода – сужен просвет слухового прохода.

2. Серная пробка. Причины: повышенная функция серных желез, узость и ненормальная изогнутость наружного слухового прохода, затрудняющие выделение серы наружу, ненормальные химические свойства серы (повышенная вязкость, клейкость).

3. Инородные тела: живые тела (насекомые), горох, фасоль, бусы, камешки, вишневые косточки.

Заболевания внутреннего уха

1.Дефекты и повреждения внутреннего уха: врожденные дефекты (полное отсутствие лабиринта, недоразвитие частей лабиринта, недоразвитие кортиева органа – волосковые клетки). Патогенные факторы: интоксикация организма матери, инфицирование, травма плода. Повреждения во время родов в результате сдавливания головки плода узкими родовыми путями или акушерскими щипцами. У маленьких детей – падения с высоты (кровоизлияния в лабиринт и смещения участков лабиринта).

2. Воспаление внутреннего уха (лабиринт). Причины: переход воспалительного процесса из среднего уха; распространение воспаления со стороны мозговых оболочек; занос инфекции током крови.

Литература

1. Андреева, Л.В. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. учеб.заведений / под ред. Н. М. Назаровой, Т.Г.Богдановой. - Москва: Издательский центр «Академия», 2005.  - 576 с.

2. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М.Боксис. – Москва: Педагогика, 1963. – 215с.

3. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.А.Головчиц. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.  304 с. — (Коррекционная педагогика)

4. Картавцева, А.И. Комплексная программа адаптивного физического воспитания неслышащих детей в дошкольных образовательных учреждениях: учебное пособие [Текст] / А.И.Картавцева, О.Э.Евсеева. – Москва: Советский спорт, 2011. – 156с.

5. Литош, Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: учебное пособие / Н.Л.Литош. – Москва: СпортАкадемПресс, 2002. – 140с.

6. Селиверстов, В.И. Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии: Сборник программ нормативных курсов для высших учебных заведений / под общ. ред. В.И. Селиверстова. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 176 с.

7. Хода, Л.Д. Основные составляющие методологии социальной интеграции неслышащих людей в адаптивной физической культуре /Л.Д. Хода // Научно – практический журнал «Ученые записки». – 2008. - №3 (37). – С. – 98-101.

8. Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие / под ред. Л. В. Шапковой. - Москва: Советский спорт, 2003. - 464 с., ил.

9. Шевченко, Ю.С. Особенности развития детей с нарушениями слуха / Ю.С.Шевченко // Медико - психолого - педагогическое сопровождение детей - инвалидов и их семей: Материалы Всероссийской научно – практической конференции с международным участием 1-3 декабря 2010г. в 2 т. Т. 2/ отв. ред. Г.И. Чижакова. – Красноярск: СибГТУ, 2010. – С. 223 – 229.

 

 

Внимание

В дошкольном возрасте преобладает непроизвольное внимание. Произвольное внимание начинает формироваться к началу школьного обучения. Огромное значение имеют зрительные стимулы, т.е. основная нагрузка по приему и переработке информации ложится на зрительный анализатор. У глухих детей отмечаются большие трудности с произвольным вниманием: у них быстрей развивается утомление, снижается скорость деятельности, увеличивается количество ошибок. Продуктивность внимания у глухих детей в большей степени зависит от качества предлагаемого наглядного материала.

Таким образом, по мнению Е. А. Стребелевой (2002), лицам с нарушениями слуха необходима специальная коррекционная работа по развитию внимания: общение со взрослым, введение указательного жеста, а затем речевая инструкция.

Восприятие и ощущения

Зрительное восприятия имеет немалое значение для компенсации нарушения слуха. Состояние зрительного восприятия у глухих без речи хуже или ниже, чем у нормально слышащих. Однако возникают сложности при восприятии глухими перспективных изображений, пространственно – временных отношений между предметами, с трудом узнают предмет, частично перекрытый другим объектом, не всегда понимают изображение движения предметов – это проявляется при восприятии картин (Л.Д. Столяренко, 1999).                

Проблемы кинестетических ощущений и восприятия изучали                        Э.И. Леонгард и А.И. Венгер (В.И. Лубовский, 2005). Многие дети с недостатками слуха отличаются от нормально слышащих по развитию движений (уже на первом году жизни) в частности у 70% - отмечается задержка функций удержания головы и сидения. Для лиц с нарушением слуха характерно: некоторая неустойчивость, трудности сохранения равновесия, недостаточная координация, задержка формирования моторики и артикуляционной моторики, снижена скорость выполнения движений, большое значение имеет повышенная вибрационная чувствительность.

В осязательном восприятии выделяют трудности восприятия объемных предметов (Т.Г. Богданова, 2002).

Таким образом, у лиц с нарушениями слуха отмечается недоразвитие одних систем восприятия при высоком уровне развития других.

Память

По мнению Н.В. Зверевой (2002), память у лиц с нарушениями слуха формируется специфически и имеет свои особенности: снижение уровня образной памяти, редко используют приемы опосредованного запоминания, образы памяти менее дифференцированы (могут спутать щетку с расческой), большие сложности со словесной памятью, редко используют словесные обозначения для запоминания свойств объектов, деформация образов памяти при сохранении.

Мышление

Наглядно - действенное мышление формируется в более старшем возрасте вследствие задержки речевого и сенсорного развития. В целом отмечается значительно больше трудностей, чем в развитии других познавательных процессов. Наглядно - образное мышление развивается по мере знакомства ребенка с предметами, их свойствами и отношениями. Понятийное мышление не формируется долгое время. Переход к словесно - логическому мышлению происходит примерно к 17 годам, а то и позже. Трудности с решением словесных задач, с умозаключениями.

Общение

Вербальное общение не формируется или формируется со своими особенностями, но взамен формируются специфические формы общения, характерные для глухих и слабослышащих: дактильная речь и жестовая речь (специально обучают). Трудностей в организации общения между глухими обычно не возникает, но серьезные проблемы возникают в общении глухих и слышащих (Л.Д. Столяренко, 1999).         

Методы:

- игровой;

- соревновательный;

- повторный;

- круговой;

- переменный;

- интервальный.

Способы и приемы общения:

- системы специальных жестов;

- указания с помощью дактильной речи;

- указания с помощью карточек и картинок;

- мимика и артикуляция преподавателя.

Требования к уроку:

1. Общие требования:

- знать основные и сопутствующие заболевания у учащихся;

- щадящая физическая нагрузка;

- ознакомиться с рекомендациями врачей;

- знать состояние опорно-двигательного аппарата;

- знать состояние нервной системы;

- определить уровень физической подготовленности учащихся.

2. Специальные требования:

- учебный материал должен соответствовать психическому и физическому развитию ребенка;

- упражнения с изменением положения головы в пространстве следует выполнять с постепенно возрастающей амплитудой;

- упражнения на статическое и динамическое равновесие следует усложнять на основе индивидуальных особенностей статокинетической устойчивости детей с обеспечением страховки;

- упражнений с закрытыми глазами следует выполнять только после освоения их с открытыми;

 - активизировать мышление, познавательную деятельность, эмоции, мимику, понимание речи;

- знакомить с инвентарем, который используют на уроке.

3. Организационно-методические требования:

- постоянно разговаривать с учащимися, комментировать вслух свои и их действия;

- на индивидуальных занятиях педагогу следует располагаться чуть сбоку и сзади ученика, чтобы его губы были на расстоянии 10-20 см от лучше слышащего уха. Необходимо говорить чуть громче, но не кричать, т.к. ребенок воспринимает речь не только на слух, но и потому, что чувствует воздух от голоса и вибрацию;

- учитель должен общаться с учениками так, чтобы они видели его лицо (мимика и движения губ помогают понять слова)4

- приближаясь к ребенку и касаясь его, сначала необходимо сделать так, чтобы он вас увидел, он не слышит вашего приближения, и прикосновение может испугать его;

- говорить нужно медленно, отчетливо произнося слова;

- при развитии навыков нужно ориентироваться на те навыки, которыми овладевает в том же возрасте нормально слышащий ребенок.

Литература

1. Бабенкова, Р.Д. Занятия по развитию движений у детей с нарушением слуха в дошкольных учреждениях: методические рекомендации / Р.Д.Бабенкова, Г.В.Трофимова. – Москва, 1973. – 32 с.

2. Байкина, Н.Г. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих / Н.Г. Байкина, Б.В. Сермеев. - Москва: Советский спорт, 1991. - 64с.

3. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.Г.Богданова. - Москва: Академия, 2002. - 203с.

4. Вербина, В.В. Методика адаптивного физического воспитания для слабослышащих дошкольников на основе использования фитбол – гимнастики и «малой» акробатики / В.В.Вербина // Адаптивная физическая культура. – 2011. - №4. – С. 16-18.

5. Добрынина, Л.А. Адаптивное физическое воспитание глухих дошкольников на основе развития координационных способностей: автореф. … канд. пед. наук. / Л.А.Добрынина – Хабаровск, 2002. – 21 с.

6. Дмитриев, А.А. Физическая культура в специальном образовании: учеб. пособие / А.А. Дмитриев. Москва: Изд. центр «Академия», 2002. -176с.

7. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения: учебное пособие / под общ.ред.проф. С.П.Евсеева. – Москва: Советский спорт, 2014. – 298с.

8. Лубовский, В.И.Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И.Лубовский, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. – 2-е изд., испр. – Москва: «Академия», 2005. – 464с.

9. Назарова, А.Г. Игровой стретчинг: Методика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / А.Г.Назарова. – Санкт-Петербург, 1993. - 65 с.

10. Назарова Н.М. Специальная педагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб.; под ред. Н.М. Назаровой. – Москва: «Академия», 2000. – 519 с.

11. Петров, Е.А. Рекреационный туризм в дополнительном образовании детей коррекционной школы I-II вида / Е.А.Петров, В.И.Павлухин //Научно-практический журнал «Ученые записки». - 2008. - №3 (37). - С.299-301.

12. Речицкая, Е.Г. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб.; под ред. Е. Г. Речицкой. - Москва: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 655 с. - (Коррекционная педагогика).

13. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика: учебное пособие / Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. - Москва: «Академия», 2002. – 312 с.

14. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное / Л.Д.Столяренко. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. – 627с.

15. Таварткиладзе Г.А. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей первого года жизни / Г.А.Таварткиладзе, Н.Д.Шматко. - Москва: Полиграф сервис, 2001. - 160с.

16. Трофимова, Н.М. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М.Трофимова, С.П.Дуванова, Н.Б.Трофимова, Т.Ф.Пушкина. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 304с.

17. Филиппова, С.О. Теория и методика физической культуры дошкольников: учеб.пособие для студентов факультетов физической культуры / Под ред. С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева. – Санкт-Петербург: ВВМ, 2004.-514с.

18. Хода, Л.Д. Основные составляющие методологии социальной интеграции неслышащих людей в адаптивной физической культуре/Л.Д. Хода// Научно – практический журнал «Ученые записки». – 2008. - №3 (37). – С. – 98-101.

19. Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие / под ред. Л. В. Шапковой. - Москва: Советский спорт, 2003. - 464 с., ил.

20. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников / В.Н.Шебеко, Н.Н.Ермак, В.А.Шишкина. - Москва: ACADEMIA, 2000. – 176с.

21. Шебеко, В.Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. учебное пособие. - 3-ие изд., переаб и доп. / В.Н.Шебеко. – Москва: «Академия», 1998. -192с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

  Подвижные игры для глухих и слабослышащих детей

«Три стихии. Земля. Вода. Воздух»

Цель. Развитие внимания.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Играющие размещаются по кругу, ведущий называет слово:

«Земля» - играющие принимают положение: руки в стороны;

«Воздух» - играющие выполняют круговые движения руками назад;

«Вода» - выполняются движения, имитирующие волны.

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в кругу последним.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим слов-заданий.

Вариант

Цель: развитие быстроты реакции, внимания и сообразительности.

Инструкция. Площадка делится на три зоны – «Вода», «Земля», «Воздух». Ведущий называет предмет (например, самолет), играющие бегут в зону, обозначенную «Воздух».

Слово «пароход» - играющие бегут в зону «Вода».

Слово «дерево» - играющие бегут в зону «Земля».

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры или получает штрафное очко. Выигрывает последний оставшийся участник (либо набравший меньше очков).

Методические указания. Нагрузка регулируется сменой способов передвижения: ходьба, бег, прыжки и др.

 

«Поймай мяч»

Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.

Количество играющих может быть любым.

Инвентарь: один мяч среднего размера.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Методические указания

- от количества участников, стоящих в кругу, зависит темп игры;

- если играющие не знакомы, то до начала игры их нужно представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя, а вся группа хором его повторяет;

- играющие могут свободно передвигаться по кругу.

«Догони меня»

Цель: развитие внимания, приобретение навыков ловли и передачи мяча, развитие умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков -10-14.

Инвентарь: два баскетбольных мяча.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу, причем игроки обеих команд чередуются. В игре используются два мяча. В исходном положении мячи располагаются на противоположных сторонах круга. По команде водящего игроки одновременно передают мячи вправо (или влево), стараясь, чтобы мяч одной из команд догонял мяч другой команды. Если команда догоняет другую, победительнице присуждают очко.

Методические указания

- игра повторяется несколько раз;

- выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

 

«Подними руку»

Цель: развитие внимания.

Количество игроков не ограничено.

Инструкция. Играющие располагаются в круге, лицом к центру. Ведущий находится внутри круга. Как только ведущий касается рукой одного из игроков, рядом стоящие игроки слева и справа поднимают руки, ближе расположенные к указанному игроку: игрок справа – левую руку, игрок слева – правую руку. Если игрок ошибается, он получает штрафные очки. Побеждает тот, кто получит меньше штрафных очков.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом касания ведущим игроков.

 

«В шеренгу становись»

Цель: развитие внимания и двигательных качеств – ловкости и силы.

Две команды распределяются по равным силам.

Инвентарь: канат.

Инструкция. Команды выстраиваются в колонну вдоль каната, лежащего на полу. Ведущий стоит у середины каната. По команде ведущего «Марш!» команды начинают перетягивать канат. Ведущий в это время держит его за середину. Когда ведущий подает заранее условный сигнал (поднятая рука, стук ногой и др.), обе команды должны построиться в шеренгу в заданном месте.

Побеждает команда, которая быстрее и точнее выполнит построение в шеренге.

Методические указания. Ведущий должен соблюдать технику безопасности, выполняя страховку (держит канат) до тех пор, пока вес участники не опустят канат для построения.

 

«Запрещенный цвет»

Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.

Количество игроков – 6-8 человек.

Инвентарь: 30-40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).

Инструкция: По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу все играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.

Варианты

1.Собрать только круги (цвет не имеет значения).

2.Собрать треугольники красного цвета.

3. Собрать как можно больше любых фигур, кроме зеленых.

Методические указания.

Победитель любого варианта игры демонстрирует свой результат, вслух пересчитывая собранные фигуры, а затем вслух (вместе с ведущим) называя их (квадрат, треугольник и т.д.). Также вслух называют и цвет фигур (красный, синий, желтый и т.д.).

«Зеркало»

Цель: развитие внимания и воображения, тренировка в запоминании последовательности движений.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Играющие свободно располагаются на площадке и выполняют следующие задания:

- повторение одиночных движений вслед за ведущим;

- играющие должны воспроизвести несколько движений в заданной последовательности;

- ведущий называет животное, птицу, насекомое или рыбу, а игроки подражают движениям этого животного.

Методические указания. Лучший игрок определяется общим голосованием и награждается призом или призовыми очками.

«Веревочка»

Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей.

Количество игроков – 10-12 человек.

Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1,5 метров в длину.

Инструкция: Каждому игроку ведущий раздает по веревке и дает команде задание – «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т.п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное.

Методические указания. Нагрузку можно увеличить, если проводить игру в виде эстафеты с передвижениями от места старта к месту «рисования».

 

Приложение 2

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева, Л.В. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. учеб.заведений / под ред. Н. М. Назаровой, Т.Г.Богдановой. - Москва: Издательский центр «Академия», 2005. - 576 с.

2. Бабенкова, Р.Д. Занятия по развитию движений у детей с нарушением слуха в дошкольных учреждениях: методические рекомендации / Р.Д.Бабенкова, Г.В.Трофимова. – Москва, 1973. – 32 с.

3. Байкина, Н.Г. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих / Н.Г. Байкина, Б.В. Сермеев. - Москва: Советский спорт, 1991. - 64с.

4.Басова, А.Г. История сурдопедагогики: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / А.Г.Басова, С.Ф.Егоров. - Москва: Просвещение, 1984. - 295 с., ил.

5. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.Г.Богданова. - Москва: Академия, 2002. - 203с.

6. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М.Боксис. – Москва: Педагогика, 1963. – 215с.

7.Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольника ловкость, силу, выносливость: пособие для воспитателя дет.сада / Е.Н.Вавилова. – Москва: Просвещение, 1981.- 96с., ил.

8.Ввозная, В.И. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ / В.И.Ввозная, И.Т. Коновалова, И.Г. Кулик, Н.Н.Сергиенко, С.З.Резяпова. – Москва: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. – приложение к журналу «Управление ДОУ».

9.Вербина, В.В. Методика адаптивного физического воспитания для слабослышащих дошкольников на основе использования фитбол – гимнастики и «малой» акробатики / В.В.Вербина // Адаптивная физическая культура. – 2011. - №4. – С. 16-18.

10. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.А.Головчиц. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 304 с. — (Коррекционная педагогика)

11. Добрынина, Л.А. Адаптивное физическое воспитание глухих дошкольников на основе развития координационных способностей: автореф. … канд. пед. наук. / Л.А.Добрынина – Хабаровск, 2002. – 21 с.

12. Дмитриев, А.А. Физическая культура в специальном образовании: учеб. пособие / А.А. Дмитриев. Москва: Изд. центр «Академия», 2002. -176с.

13.Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры       T 1: учебник. В 2 т. Т. 1: Введение в специальность. Исто­рия, организация и общая характеристика адаптивной фи­зической культуры / Под общей ред. проф. С. П. Евсеева. -2-е изд., испр. и доп. - Москва: Советский спорт, 2005. - 296 с.

14.Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения: учебное пособие / под общ.ред.проф. С.П.Евсеева. – Москва: Советский спорт, 2014. – 298с.

15. Картавцева, А.И. Комплексная программа адаптивного физического воспитания неслышащих детей в дошкольных образовательных учреждениях: учебное пособие / А.И.Картавцева, О.Э.Евсеева. – Москва: Советский спорт, 2011. – 156с.

16. Лубовский, В.И.Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И.Лубовский, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. – 2-е изд., испр. – Москва: «Академия», 2005. – 464с.

17. Назарова, А.Г. Игровой стретчинг: Методика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / А.Г.Назарова. – Санкт-Петербург, 1993. - 65 с.

18. Назарова Н.М. Специальная педагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб.; под ред. Н.М. Назаровой. – Москва: «Академия», 2000. – 519 с.

19. Носкова, Л.П. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста: программы для специальных дошкольных учреждений / Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко и др. – Москва: Просвещение, 1991. – 156 с.

20.Обухова, Т.И. Программа для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение детей с нарушением слуха / Т.И.Обухова. - Министерство образования Республики Беларусь, 2006. – 292 с.

21.Петров, Е.А. Рекреационный туризм в дополнительном образовании детей коррекционной школы I-II вида / Е.А. Петрова, В.И.Павлухина //Научно-практический журнал «Ученые записки». - 2008. - №3 (37). - С.299-301.

22.Речицкая, Е.Г. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб.; под ред. Е. Г. Речицкой. - Москва: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 655 с. - (Коррекционная педагогика).

23.Селиверстов, В.И. Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии: Сборник программ нормативных курсов для высших учебных заведений / Под общ. ред. В.И. Селиверстова. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 176 с.

24. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное / Л.Д.Столяренко. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. – 627с.

25. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика: учебное пособие / Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. - Москва: «Академия», 2002. – 312 с.

26.Таварткиладзе Г.А. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей первого года жизни / Г.А.Таварткиладзе, Н.Д.Шматко. - Москва: Полиграф сервис, 2001. - 160с.

27.Токаева Т.Э. Мониторинг физического развития детей: диагностический журнал. Вторая младшая группа / авт. – сост. Т.Э. Токаева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 62 с.

28.Токаева, Т.Э. Мониторинг физического развития детей: диагностический журнал. Средняя группа / Т.Э. Токаева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 65 с.

29. Трофимова, Н.М. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М.Трофимова, С.П.Дуванова, Н.Б.Трофимова, Т.Ф.Пушкина. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 304с.

30. Хода, Л.Д. Основные составляющие методологии социальной интеграции неслышащих людей в адаптивной физической культуре /Л.Д. Хода // Научно – практический журнал «Ученые записки». – 2008. - №3 (37). – С. – 98-101.

31.Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учебник для уч-ся пед. училищ. – 3-е изд., перераб. и доп. / Д.В.Хухлаева. – Москва: Просвещение, 1984. – 206с.

32. Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие / под ред. Л. В. Шапковой. - Москва: Советский спорт, 2003. - 464 с., ил.

33. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников / В.Н.Шебеко, Н.Н.Ермак, В.А.Шишкина. - Москва: ACADEMIA, 2000. – 176с.

34.Шебеко, В.Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. учебное пособие. - 3-ие изд., переаб и доп. / В.Н.Шебеко. – Москва: «Академия», 1998. -192с.

35. Шевченко, Ю.С. Особенности развития детей с нарушениями слуха / Ю.С.Шевченко // Медико - психолого - педагогическое сопровождение детей - инвалидов и их семей: Материалы Всероссийской научно – практической конференции с международным участием 1-3 декабря 2010г. в 2 т. Т. 2/ отв. ред. Г.И. Чижакова. – Красноярск: СибГТУ, 2010. – С. 223 – 229.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….....3

I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА………………………………………………………………………………....4

1.1. Понятие и классификация нарушений слуха……………………….….4

1.2. Причины нарушения слуха…………………………………………...8

1.3. Патология слуха…………………………………………………….....9

1.4. Классификация детей с нарушением слуха………………………...11

1.5. Особенности психофизического развития глухих детей ………….11

1.6. Контрольные вопросы……………………………………………….12

1.7. Литература………………………………………………………..…...12

II. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА…………………………………………………………………………….14

2.1. Задачи, формы, средства адаптивного физического воспитания…...14

2.2. Принципы проведения занятий с учениками, у которых установлены кохлеарные импланты……………………………………………………...16

2.3.Общие рекомендации для проведения занятий с глухими и слабослышащими учениками…………………………………………………….17

2.4. Особенности занятий по адаптивному физическому воспитанию с дошкольниками, имеющими нарушение слуха………………………...…18

2.5. Особенности занятий по адаптивному физическому воспитанию со школьниками, имеющими нарушение слуха……………………………...34

2.6. Особенности проведение подвижных игр для глухих и слабослышащих детей………………………………………………………………………….37

2.7. Контрольные вопросы………………………………………………….38

2.8.Литература……………………………………………………………….38

Приложение 1……………………………………………………………………..41

Приложение 2………………………………………………………………….….44

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………46

                                          

АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

 ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

 

Учебно-методическое пособие по дисциплине

«Частные методики адаптивной физической культуры»

___________________________________________________________

Подписано в печать   Формат

Усл.печ.л. 3                             Тираж экз                                    Заказ №

_________________________________________________________________________

РИО ВоГУ. 160000, г.Вологда, ул.С.Орлова, 6

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра теоретических основ физического воспитания и

спортивных дисциплин

 

АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

 С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Учебно-методическое пособие по дисциплине

«Частные методики адаптивной физической культуры»

Факультет физической культуры

Направление подготовки: 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями

в состоянии здоровья

Профиль подготовки:  Адаптивное физическое воспитание

ВОЛОГДА

 

2017

УДК 37.037.1:796(075.8)
ББК 74.202.57я73

 

Адаптивное физическое воспитание детей с нарушением слуха: учебно-методическое пособие по дисциплине «Частные методики адаптивной физической культуры» /со



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.244.86 (0.253 с.)