Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закономерности свертывания функций.
Развитие систем идет путем объединения (свертывания) функций. Свертывание функций осуществляется устранением лишних и вредных функций. Такие операции могут проводиться определением нужной функции и путей ее осуществления, например, передачей этой функции другому элементу системы или надсистеме. Приведем примеры на свертывание функций. Пример 22. Расплавленный шлак (температура около 1000оС), образуемый при выплавке чугуна, переливают в ковши на железнодорожной платформе и увозят на переработку. Следует иметь в виду, что переработка жидкого шлака экономически выгодна, переработка твердого шлака нерентабельна. Во время перевозки шлак охлаждается, и на поверхности расплава образуется твердая корка. Чтобы вылить шлак из ковша, в корке специальным копровым устройством пробивает два отверстия. При таком способе вылива 1/3 кокса остается в ковше. Затвердевший шлак выбивают из ковша с помощью отбойных молотков и отправляют в отвалы[9]. Вредная функция в данной задаче - застывание шлака. Ликвидировать эту вредную функцию было предложено двумя способами: или с помощью обогрева шлака, для чего предлагалась специальная система, или с помощью теплоизолятора в виде крышки. Система обогрева оказалась очень энергоемкой, крышка предохраняла шлак от застывания, но она оказалась очень тяжелой. Для открытия и закрытия крышки необходимо было использовать подъемный кран или специальный домкрат. Кран должен ездить постоянно с ковшом, что неудобно и дорого. Разработка специализированного домкрата оказалась также сложной задачей. Домкрат должен работать при очень большой температуре и в агрессивной среде. Таким образом, необходимо свернуть и функцию теплоизоляции - функцию крышки. Эту функцию нужно передать имеющимся элементам системы, т.е. ковшу и шлаку. Застывшая корка шлака частично обеспечивает функцию теплоизоляции. При наличии корки шлак остывает значительно меньше, но появляется новая вредная функция - корка не пропускает шлак (не позволяет шлаку выливаться). Необходимо свернуть и эту вредную функцию, передав ее также имеющимся в системе элементам. Мы уже использовали корку, которая теперь выполняет полезную функцию теплозащиту. Но корка создает и вредную функцию - не пропускает шлак. Видимо, устранение этой вредной функции должна осуществлять корка. Это можно осуществить, если корку делать в виде пены. Пена хороший теплоизолятор, разрушается потоком шлака. Такую шлаковую пену делают, подавая в струю шлака при заливке в ковш струю воды[10].
Пример 23. При дуговой сварке электрод необходимо передвигать. Эта процедура проводится или вручную, или с помощью специального механизма. Свернем функцию передвижения. Предложено в разделку шва укладывать зигзагообразный электрод. По мере плавления электрода дуга перемещается сама[11]. Пример 24. Еще один пример на свертывание функции передвижения можно описать, вспомнив изобретение электрической свечи в 1876 г. П.Н.Яблочковым. Все изобретатели, пытавшиеся применить принцип электрической дуги, открытый в 1802 г. В.В.Петровым, располагали электроды так, что по мере их сгорания электроды необходимо было придвигать друг к другу. Это требовало сложных устройств (регуляторов), которые делали электрическое освещение с помощью дуговых фонарей неудобным и дорогим. П.Н.Яблочков решил свернуть функцию передвижения электродов. Он расположил электроды параллельно и поместил между ними электроизоляционную прокладку. Функция перемещения электрода при дуговой сварке решена другим образом[12]. Вдоль шва ставят электроды на расстоянии не более пятна действия дуги. Ток к электродам подключают постепенно. Дуга перемещается от электрода к электроду. Свернуть функцию перемещения сварочного электрода можно еще одним способом - перемещать только дугу. Решение, осуществляющее перемещение дуги магнитным полем[13].
Таким образом, СВЕРТЫВАНИЕ ФУНКЦИЙ может проводиться следующими путями: § ликвидацией ненужных или вредных функций (задача о шлаке); § передача функции другой части системыилинадсистеме (задача о шлаке); § выполнением необходимого действия заранее, или заменой процесса на более прогрессивный, (а.с. 66582, 285740 и свеча Яблочкова); § выявление более общей функции и определение других путей ее осуществления, не требующих выполнения первоначальной функции (перемещение дуги вместо электрода - а.с. 172932, 221867);
§ выделение необходимой (специальной) функции из системы или подсистемы и формирование на ее основе специализированные системы (специальные суда, станки). Для функции измерения или обнаружения более общая функция - изменение, т.е. свертывание функций измерения или обнаружения - это производство необходимого изменения. В соответствии со стандартом на решение изобретательских задач 4.1.1 из системы 76 стандартов[14] функция измерения или обнаружения заменяется функцией изменения. Пример 25. При появлении трещины в трубе, необходимо определить, где эта трещина находится. Свертываем функцию обнаружение - не определяем, где находится трещина, а сразу решаем задачу об ее заделке. Заделать трещину, не зная ее местоположения, можно с помощью химического эффекта. На внешний слой трубы наносится раствор соли металла, а по трубе пускается газ аммиак. При их соединении происходит реакция, выделяющая вещество заделывает трещину[15]. Возможно и некоторое отступление - частичное свертывание функции обнаружения: одновременное обнаружение и изменение. Пример 26. Необходимо обнаружить и заделать течь в холодильнике, использующим в качестве хладагента фреон. По трубе проводят горелкой и в месте течи пламя изменяет цвет. Запаивают до тех пор, пока не восстановится цвет пламени. В наиболее свернутом (общем) виде функции можно выделить следующие функции как различные виды преобразований, например: преобразование (переработку), передачу (обмен), хранение (задержку) и управление этими функциями. Определение более общей (главной функции) можно проводить в следующей последовательности[16]: 1. Определение основной функции в решаемой задаче. 2. Определение недостатков, связанных с выполнением основной функции в решаемой задаче. 3. Определение системы, в которую входит рассматриваемая задача. 4. Определение основной функции системы. 5. Определение недостатков, связанных с выполнением основной функции системы известным способом. 6. Определение надсистемы, в которую входит рассматриваемая система. 7. Определение основной функции надсистемы. 8. Определение недостатков, связанных с выполнением основной функции надсистемы известным способом. В случае необходимости определяют наднадсистемы и далее аналогично пунктам 6-8 и т.д. Наиболее общую функцию называют главной функцией. Под недостатками понимается не только вредные, но и ненужные и лишние функции, воздействие или бездействие (холостой ход, простой и т.д.). Сюда же могут быть отнесены излишняя масса, габариты и энергопотребление. Определение недостатков при формулировке главной функции проводится для того, чтобы устранить их, свертыванием этих вредных функций.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.006 с.) |