Использование неполных предложений в речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование неполных предложений в речи



Неполные предложения делают речь экономнее без ущерба для смысла, позволяют достичь выразительности, передать взволнованность говорящего.

― Вы со мной согласны?

Согласен.

Неполные предложения характерны прежде всего для разговорной речи. Неполные предложения часто встречаются в диалогах.

- Какую оценку ты получила сегодня на уроке?

- Хорошую.

- Ты поможешь мне с домашним заданием?

- Конечно, помогу.

Выделенные предложения являются неполными. Их значение нам понятно, потому что мы слышали предыдущие реплики.

Неполные предложения широко используются в художественной литературе при передаче диалога:

- А дом этот давно стоит?

- Давно. (И. Тургенев)

- Вы прочитали?

- Что?

- Записку (К. Федин).

Ответная реплика в первом примере неполное предложение, в котором опущено подлежащее, сказуемое и определение.

Во втором примере все три реплики являются неполными предложениями: в первой реплике пропущено дополнение, в двух других - грамматическая основа

Неполные предложения встречаются в художественных описаниях.

Неполные предложения встречаются и в письменной монологической речи, где они восстанавливаются из контекста:

Ермолай стрелял, как всегда, победоносно, я довольно плохо, по обыкновению (И. Тургенев).

Во второй части этого сложного предложения пропущено сказуемое стрелял, которое легко восстанавливается из предыдущего предложения.

Много неполных предложений среди пословиц, поговорок. Они помогают в сжатой форме четче выразить мысль.

Мир освещается солнцем, а человек — знанием.

Особой разновидностью неполных предложений являются эллиптические предложения.

Эллиптические предложения являются структурно неполными (в них отсутствует глагольное сказуемое, которое не упоминается в контексте), однако смысл такого предложения ясен и вне контекста. Эта понятность объясняется тем, что общее значение пропущенного глагола-сказуемого подсказывается имеющимися членами предложения. Наиболее часто в эллиптических предложениях отсутствуют глаголы движения, речи и глаголы со значением, близким к давать и брать:

Тёркин дальше, автор вслед (А. Твардовский);

«Ты о войне?» с невинным любопытством спросила Юлия Павловна (К. Федин);

«Бабы, воды!» кричал он (А. Чехов).

Вывод.

1. Выделяют 2 типа односоставных предложений:

§ глагольные (главный член – сказуемое),

§ назывные (главный член – подлежащее).

2. Если в простом предложении есть только подлежащее, такое предложение назывное.

3. Если в простом предложении есть только сказуемое, то такое предложение может быть в зависимости от формы сказуемого: определённо-личным, обобщённо-личным, неопределённо-личным, безличным.

4. Односоставные предложения могут быть нераспространенными и распространенными.

5. Неполное предложение – простое предложение (двусоставное или односоставное), в котором может быть не назван какой-либо член, который ясен из ближайшего текста.

 

 Разбор типового тренировочного задания

Задание. Укажите верное утверждение. Односоставное предложение – это…

1. предложение, в котором есть грамматическая основа

2. предложение, в котором есть только подлежащее

3. предложение, в котором грамматическая основа выражена подлежащим или сказуемым

4. предложение, в котором есть только сказуемое

Алгоритм выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте задание.

2. Сначала посмотрите все варианты ответа. Попробуйте обосновать каждый из них, подкрепляя свое решение полученными знаниями.

3. Выберите один верный ответ и проверьте себя.

Ответ: 3.

 

Задание. Укажите односоставные предложения.

1. Слушатели много раз прерывали выступление вопросами.

2. Человек должен узнать все прелести цивилизации.

3. Теперь зубров не только охраняют, но и разводят.

4. Велено загонять лошадей.

5. Я целый мир прошел в мельканье дней.

6. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

Алгоритм выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте задание.

2. Выявите грамматическую основу каждого предложения

3. Определите, какие из проанализированных вами предложений, являются односоставными.

4. Выберите верные варианты ответа и проверьте себя.

Ответ: 3, 4, 6.

Задание. Укажите, к какому типу односоставных предложений относится данное предложение.

Наш поезд задержали на пограничном разъезде.

1. назывное

2. определённо-личное

3. безличное

4. неопределённо-личное

Алгоритм выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте задание.

2. Сначала посмотрите все варианты ответа. Попробуйте обосновать каждый из них, подкрепляя свое решение полученными знаниями.

3. Выберите один верный ответ и проверьте себя.

Ответ: 4.

 

Задание. Укажите неопределённо-личное предложение.

1. Гальку для дорожек привезли с моря.

2. Сильнее кошки зверя нет.

3. Читай больше!

4. Век живи – век учись.

Алгоритм выполнения задания:

2. Внимательно прочитайте задание.

3. Выделите грамматические основы каждого предложения.

4. Определите тип односоставного предложения.

5. Выберите верный ответ и проверьте себя.

Ответ: 1.

Задание. Найдите примеры, в которых есть неполные предложения.

а) Восхищаешься чугунным узором оград.

б) Литературу люблю до самозабвенья.

в) Даже в пустяках надо быть правдивым.

г) Над могилою героя ночная звезда.

д) Перед нами небывалые пути.

Алгоритм выполнения

1. Выполнить устный синтаксический разбор предложений.

2. Определить, в каких предложениях пропущен главный или второстепенный член.

3. Указать неполные предложения.

Ответ: г), д).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 1787; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.014 с.)