Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Использование неполных предложений в речи ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Неполные предложения делают речь экономнее без ущерба для смысла, позволяют достичь выразительности, передать взволнованность говорящего. ― Вы со мной согласны? ― Согласен. Неполные предложения характерны прежде всего для разговорной речи. Неполные предложения часто встречаются в диалогах. - Какую оценку ты получила сегодня на уроке? - Хорошую. - Ты поможешь мне с домашним заданием? - Конечно, помогу. Выделенные предложения являются неполными. Их значение нам понятно, потому что мы слышали предыдущие реплики. Неполные предложения широко используются в художественной литературе при передаче диалога: - А дом этот давно стоит? - Давно. (И. Тургенев) - Вы прочитали? - Что? - Записку (К. Федин). Ответная реплика в первом примере — неполное предложение, в котором опущено подлежащее, сказуемое и определение. Во втором примере все три реплики являются неполными предложениями: в первой реплике пропущено дополнение, в двух других - грамматическая основа Неполные предложения встречаются в художественных описаниях. Неполные предложения встречаются и в письменной монологической речи, где они восстанавливаются из контекста: Ермолай стрелял, как всегда, победоносно, я — довольно плохо, по обыкновению (И. Тургенев). Во второй части этого сложного предложения пропущено сказуемое стрелял, которое легко восстанавливается из предыдущего предложения. Много неполных предложений среди пословиц, поговорок. Они помогают в сжатой форме четче выразить мысль. Мир освещается солнцем, а человек — знанием. Особой разновидностью неполных предложений являются эллиптические предложения. Эллиптические предложения являются структурно неполными (в них отсутствует глагольное сказуемое, которое не упоминается в контексте), однако смысл такого предложения ясен и вне контекста. Эта понятность объясняется тем, что общее значение пропущенного глагола-сказуемого подсказывается имеющимися членами предложения. Наиболее часто в эллиптических предложениях отсутствуют глаголы движения, речи и глаголы со значением, близким к давать и брать: Тёркин — дальше, автор — вслед (А. Твардовский); «Ты о войне?» — с невинным любопытством спросила Юлия Павловна (К. Федин);
«Бабы, воды!» — кричал он (А. Чехов). Вывод. 1. Выделяют 2 типа односоставных предложений: § глагольные (главный член – сказуемое), § назывные (главный член – подлежащее). 2. Если в простом предложении есть только подлежащее, такое предложение назывное. 3. Если в простом предложении есть только сказуемое, то такое предложение может быть в зависимости от формы сказуемого: определённо-личным, обобщённо-личным, неопределённо-личным, безличным. 4. Односоставные предложения могут быть нераспространенными и распространенными. 5. Неполное предложение – простое предложение (двусоставное или односоставное), в котором может быть не назван какой-либо член, который ясен из ближайшего текста.
Разбор типового тренировочного задания Задание. Укажите верное утверждение. Односоставное предложение – это… 1. предложение, в котором есть грамматическая основа 2. предложение, в котором есть только подлежащее 3. предложение, в котором грамматическая основа выражена подлежащим или сказуемым 4. предложение, в котором есть только сказуемое Алгоритм выполнения задания: 1. Внимательно прочитайте задание. 2. Сначала посмотрите все варианты ответа. Попробуйте обосновать каждый из них, подкрепляя свое решение полученными знаниями. 3. Выберите один верный ответ и проверьте себя. Ответ: 3.
Задание. Укажите односоставные предложения. 1. Слушатели много раз прерывали выступление вопросами. 2. Человек должен узнать все прелести цивилизации. 3. Теперь зубров не только охраняют, но и разводят. 4. Велено загонять лошадей. 5. Я целый мир прошел в мельканье дней. 6. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? Алгоритм выполнения задания: 1. Внимательно прочитайте задание. 2. Выявите грамматическую основу каждого предложения 3. Определите, какие из проанализированных вами предложений, являются односоставными. 4. Выберите верные варианты ответа и проверьте себя. Ответ: 3, 4, 6. Задание. Укажите, к какому типу односоставных предложений относится данное предложение. Наш поезд задержали на пограничном разъезде. 1. назывное 2. определённо-личное 3. безличное 4. неопределённо-личное
Алгоритм выполнения задания: 1. Внимательно прочитайте задание. 2. Сначала посмотрите все варианты ответа. Попробуйте обосновать каждый из них, подкрепляя свое решение полученными знаниями. 3. Выберите один верный ответ и проверьте себя. Ответ: 4.
Задание. Укажите неопределённо-личное предложение. 1. Гальку для дорожек привезли с моря. 2. Сильнее кошки зверя нет. 3. Читай больше! 4. Век живи – век учись. Алгоритм выполнения задания: 2. Внимательно прочитайте задание. 3. Выделите грамматические основы каждого предложения. 4. Определите тип односоставного предложения. 5. Выберите верный ответ и проверьте себя. Ответ: 1. Задание. Найдите примеры, в которых есть неполные предложения. а) Восхищаешься чугунным узором оград. б) Литературу люблю до самозабвенья. в) Даже в пустяках надо быть правдивым. г) Над могилою героя ночная звезда. д) Перед нами небывалые пути. Алгоритм выполнения 1. Выполнить устный синтаксический разбор предложений. 2. Определить, в каких предложениях пропущен главный или второстепенный член. 3. Указать неполные предложения. Ответ: г), д).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 1787; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.014 с.) |