Организация дидактических и развивающих игр в детском саду. Основные направления руководства дидактическими и развивающими играми в разных возрастных группах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация дидактических и развивающих игр в детском саду. Основные направления руководства дидактическими и развивающими играми в разных возрастных группах



 

Дидактическая и развивающая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Организация дидактических и развивающих игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры её проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической и развивающей игры входят:

¾ отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;

¾ установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;

¾ определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

¾ выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;

¾ определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

¾ подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки);

¾ подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;

¾ подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических и развивающих игр включает:

¾ ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

¾ объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;

¾ показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

¾ определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

Подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной.

Руководство дидактическими играми в разных возрастных группах имеет некоторые особенности.

В младших группах воспитатель сам играет с детьми; объясняя им правила игры, он сам первый узнает предмет на ощупь, описывает картинку. В играх для детей младшего дошкольного возраста игровые действия просты: прокатывать разноцветные шары в ворота такого же цвета, разбирать и собирать матрешки, башенки, складывать цветные яйца; отгадывать по голосу, кто позвал «мишку»; доставать предметы из «чудесного мешочка» и т. д. Ребенка младшего возраста еще не интересует результат игры, его пока увлекает само игровое действие с предметами: катать, собирать, складывать.

Для детей среднего и старшего возраста игровое действие должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. В игровое действие, как правило, входит выполнение той или другой роли (волк, покупатель, продавец, отгадчик и другие) в определенной ситуации игры. Ребенок действует так, как в его детском воображении должен действовать изображаемый образ, переживает удачи и неудачи, связанные с этим образом.

В старших группах дети до начала игры должны уяснить ее задачу и правила. При выполнении игровой задачи от них требуется полная самостоятельность.

Большая группа игр, преимущественно для старших детей, состоит из своеобразного соревнования: кто быстрее закроет пустые клетки большой карты маленькими; подберет пару; скажет слово, противоположное тому, которое сказал ведущий; отгадает, что нужно для той или другой профессии.

Занятие и экскурсия как основные формы обучения дошкольников в ДОО. Требования к проведению занятий и экскурсий

 

Экскурсия – важная форма учебно – воспитательской деятельности в детском саду. Экскурсии представляют собой особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых.

Задачей при проведении экскурсий с дошкольниками является направить и сконцентрировать их внимание на конкретном изучаемом или исследуемом объекте. Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.

По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические. Тематические экскурсии разделяют на следующие группы:

¾ Исторические, в которых освещается конкретный период истории края;

¾ Военно-исторические, т.е.экскурсии по памятным местам военных событий и в военно-исторические и мемориальные музей;

¾ Производственные, которые раскрывают историю предприятия, показывают его достижения, производственный процесс;

¾ Природоведческие - по экологической тематике, к уникальным памятникам природы, в отделы природы краеведческого музея;

¾ Искусствоведческие экскурсии рассказывают о творчестве композиторов, художников. Это экскурсии в картинные галереи, выставочные залы;

¾ Литературные;

¾ Архитектурно-градостроительные - с показом памятников архитектуры, знакомящие с планировкой и застройкой города.

По месту проведения экскурсии подразделяются на:

¾ Городские (обзорные и тематические);

¾ Заочные (видеосюжеты);

¾ Загородные (автобусные и пешеходные);

¾ Музейные.

По способу передвижения экскурсии подразделяются на пешеходные, транспортные и комбинированные.

По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом:

¾ Обычные экскурсии (обзорные и тематические);

¾ Учебные;

¾ Экскурсии – прогулки.

Экскурсия, представляет собой форму организации процесса обучения, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или музеях, на выставках и производстве и занимает длительный отрезок времени в режиме дня, требует от воспитателя особой подготовки, использование разнообразных методов и приёмов, организацию разнообразной деятельности детей.

Структура экскурсии:

¾ вводная беседа;

¾ коллективное наблюдение;

¾ индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;

¾ сбор материала; - игры детей с собранным материалом;

¾ заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

Требования к методам организации и проведения экскурсий:

¾ Соответствие содержания интересам детей;

¾ Определить количество детей;

¾ Направлена на предмет (никакие привходящие явления не должны отвлекать внимание ребенка от главного, центрального);

¾ Не должна носить характер урока, формального обучения.

¾ Тщательная подготовка педагога;

¾ Заранее установить те речевые формы, которые будут закрепляться или предлагаться впервые;

¾ После экскурсии подобрать картинки, провести беседу, дидактическую игру, нарисовать свои впечатления;

¾ Число экскурсий должно обязательно планироваться в соответствии с другими занятиями.

Каждая возрастная группа имеет свои особенности проведения экскурсий. Например, в младшем дошкольном возрасте такие мероприятия проводятся только внутри детского сада (знакомство с его внутренним устройством и экскурсии по участку), и лишь со второй половины года планируются короткие посещения близлежащего парка или луга.

В среднем и старшем дошкольном звене практикуются самые разные природоведческие экскурсии и посещения социальных объектов родного края. Оптимально проводить такую работу ежемесячно.

Число детей, принимающих участие в экскурсии, опять-таки зависит от их возраста: чем младше ребята, тем малочисленнее должен быть их коллектив. Так, в младшем дошкольном звене целесообразно проводить мероприятия с подгруппой из 6–12 человек с примерно одинаковым уровнем развития.

Что касается приёмов проведения экскурсии, то при работе с малышами они носят в основном наглядно-действенный характер. В более старшем возрасте больше внимания уделяется доносимой до детей информации.

Начиная со средней группы, воспитатель обязательно проводит анализ экскурсии после её окончания. Ребята подводят итоги познавательной деятельности (что касается средней группы, то детям в этом помогает педагог), дают ей эмоциональную оценку.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.106.69 (0.018 с.)