Современные подходы к организации обучения дошкольников. Принципы личностно-ориентированной дидактики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные подходы к организации обучения дошкольников. Принципы личностно-ориентированной дидактики



С овременные подходы к организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации связаны с переориентацией современного дошкольного образования со знанием нового подхода на выбор стратегии поддержки личностного становления каждого ребенка.

Можно сказать, что цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе.

Требования к психолого-педагогическим условиям следующие:

- уважение к человеческому достоинству детей,

- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям,

- поддержка инициативы и самостоятельности детей,

- защита детей от всех форм физического и психического насилия.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде исходят из того, что она должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ, с учетом национально-культурных, климатических условий и возрастных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Требования к материально-техническим условиям – оборудование, оснащение (предметы), оснащенность помещений, учебно-методический комплект должны отвечать требованиям СанПин, правилами пожарной безопасности, требованиям к средствам обучения и воспитания, к материально-техническому обеспечению Программы.

Технологии личностно-ориентированного обучения – это совокупность и алгоритмическая последовательность процессов и методов преобразования исходных данных, позволяющая получить оптимальный развивающий личность результат по заданным параметрам. Это наиболее эффективные способы получения результатов на данном уровне развития ребенка. Это способ обучения, где воспитатель выполняет функцию управления средствами обучения и стимулирования деятельности дошкольников

Личностно-ориентированная дидактика предполагает реализацию шести стратегических принципов:

1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление обучающихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности обучающегося и педагога – это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности обучающихся и педагогов, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общении и отношений. Следует помочь обучающемуся стать подлинным субъектом жизнедеятельности в детском саду, а затем школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.

4. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей обучающегося. Педагогически целесообразно, чтобы обучающийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса.

5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определить и развивать индивидуальные особенности обучающегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности обучающегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».

6. Принцип доверия и поддержки предполагает решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно- ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.

3. Концепция дошкольного воспитания. Сравнительная характеристика учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной модели

Концепция дошкольного воспитания – главный нормативный документ, на который опирается современная нормативно-правовая база системы дошкольного образования.

Поэтому в Концепции дошкольного воспитания 2003 года (Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)) в качестве актуальных проблем общественного дошкольного воспитания названы недооценивание роли игровой деятельности в развитии ребенка, использование «школьных» технологий обучения и раннее изучение программы первого класса, снижение качества образования и перегрузка детей.

Развитие законодательства, регулирующего отношения в области дошкольного образования, способствовало появлению принципиально нового документа модернизации системы дошкольного образования – Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ФГТ). Концептуальные положения ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены в соответствии с такими документами как Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г. и Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования, что определяет статус и место дошкольного образования как первого звена в непрерывной системе образования.

Современная концепция дошкольного воспитания, предполагает, что целью и результатом дошкольного образования будет формирование жизнеспособной личности, которая характеризуется умением принимать решения и достигать требуемого результата в неопределённых проблемных ситуациях, самостоятельно восполняя недостаток знания и информации; умением позитивно взаимодействовать с людьми других культур, языков и религий; способностью к критическому суждению в отношении информации, с которой работает; владением информационными технологиями; умением самостоятельно учиться на протяжении жизни в контексте как личного профессионального роста, так и социальной жизни, работать в команде на общий результат; умением отстаивать свою точку зрения, обосновывая её, вести дискуссию таким образом, чтобы она приводила к новому пониманию проблемы, а не к конфликту.

В концепции дошкольного воспитания в качестве главного недостатка указывалась авторитарность учебно-дисциплинарной модели педагогического процесса в детских садах. Был предложен личностно-ориентированный подход в образовании.

Учебно-дисциплинарная модель характеризуется следующими признаками. Цель - вооружить детей знаниями, умениями и навыками; привить послушание; лозунг в ходе взаимодействия взрослого с детьми - «Делай, как я!». Способы общения - наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик. Тактика - диктат и опека. Задача педагога - реализовать программу, удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций. Методические указания превращаются в этих условиях в закон, не допускающий каких-либо исключений. Складывается взгляд на ребенка всего лишь как на объект приложения сил воспитательной системы.

Центром педагогического процесса являются фронтальные формы работы с детьми, и, прежде всего занятия, строящиеся по типу школьного урока. Активность самих детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальной дисциплине. Игра как основной вид детской деятельности ущемляется во времени и жестко регламентируется взрослыми. В рамках этой модели произведения искусства используются взрослыми в утилитарных целях: для получения отрывочных знаний, для отвлечения внимания ребенка от нежелательного поведения, что выхолащивает гуманистическую, общеразвивающую сущность искусства. К результатам относятся: взаимное отчуждение взрослых и детей. Дети теряют инициативу, а в дальнейшем у них появляется негативизм. Возникает иллюзорная уверенность взрослых в эффективности воспитательных воздействий. За пределам контакта с воспитателями поведение детей резко меняется и может не иметь ничего общего с ожидаемым и должным. Послушание детей зачастую лишь свидетель освоения ими умения жить согласно «двойному стандарту» - «для себя» и «для тети».

Личностно-ориентированная модель составляет альтернативу первой модели. Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!» Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка. Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребенка к определяемым канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей исходя из задачи максимально полно развернуть возможность их роста. Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения - сотрудничество.

Личностно-ориентированная модель общения ни в какой мере не предполагает отмены систематического обучения и воспитания детей, проведения с ними планомерной педагогической работы. Не отменяет она и того факта, что общественное дошкольное воспитание является первым звеном общей системы народного образования и в качестве такового обеспечивает первый этап становления развитой личности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.009 с.)