Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение «Позитивные мысли».
Малахова Анна Александровна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Абакана «Основная общеобразовательная школа № 27», педагог-психолог В настоящее время статистический анализ состояния здоровья детской популяции страны наглядно демонстрирует прогрессирующие тенденции увеличения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Так по данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8% детей с такой патологией. [3, с. 115]. При этом необходимо отметить, что на дальнейшую адаптацию и социализацию детей с различными физическими недостатками, в частности, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, напрямую влияет эмоционально-личностная сфера таких детей, внутренний мир такого ребенка, в частности, основные компоненты его личности, к которым принято относить самооценку и уровень притязаний. Эти аспекты очень важны для социализации детей с ОВЗ, в том числе с нарушением опорно-двигательного аппарата, потому что успешность жизнедеятельности такого ребенка зависит не только от его психофизического статуса, активности и самостоятельности, но и от умения прибегать к помощи окружающих людей в необходимых случаях, что, в свою очередь, определяется состоянием его эмоционально-личностной сферы, в частности, состоянием самооценки [1, с. 3]. Формирование самооценки у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет ряд особенностей по сравнению с детьми в норме. Прежде всего, такие дети имеют разной степени поражения опорно-двигательного аппарата, что значительно осложняет реализацию двигательных функций; многие дети в силу заболевания в раннем детстве с трудом научаются ползать, сидеть, ходить, прыгать и т.д. А ведь именно во время выполнения этих движений ребенок начинает осознавать «кто он есть?» в действительности. Помимо этого любой физический недостаток оказывает влияние на взаимоотношения с окружающими людьми. В семье, воспитывающей ребенка с физическим недостатком, к нему возникает исключительное отношение [4, с. 11]. И здесь встает вопрос о формировании социального Я ребенка, страдающего нарушениями опорно-двигательного аппарата. Данный феномен описан в работе Е. М. Мастюковой, которая в своих исследованиях выделила особенности в формировании самооценки и уровня притязаний у детей с церебральным параличом. Так, автор описывает один из возможных механизмов формирования низкой самооценки у школьников с ДЦП: «В школе уровень требований к ребенку возрастает, цереброастеническое состояние детей углубляется, и теперь они уже не могут приспособиться к новым условиям. Порицания учителя, воспитателя, выносимые в отношении медлительности, недостаточной сформированности навыков по самообслуживанию, «грязного» письма и т. д., травмируют детей, вызывают у них отрицательное отношение к школе… Все это вместе взятое может привести к возникновению у ребенка чувства неполноценности» [5, с. 98]. Кроме этого, по мнению Е.М. Мастюковой, у детей с ДЦП может происходить формирование высокого, не соответствующего их возможностям, уровня развития притязаний: «У этих детей уровень притязаний был сформирован не на основе учета их реальных успехов в какой–либо деятельности, а на основе неправильной, завышенной оценки их окружающими, чрезмерной любви родителей, снисходительного, из-за болезни, к ним отношения. Попадая в коллектив с более высокими объективно предъявляемыми к детям требованиями, они оказываются часто порицаемыми, что не может не вступать в противоречие с ощущением привычного благополучия» [5, с. 100].
Таким образом, в работе школьного психолога с детьми с НОДА особо остро встает вопрос о решении проблем социальной адаптации детей с физическими недостатками для формирования личности в целом и особенно самооценки, так как она напрямую влияет на развитие личности. [2, с. 279]. Ниже предлагаются упражнения, способствующие повышению самооценки и правильного самовосприятия у подростков. Самой важной составляющей занятий является та атмосфера, в которой они проходят. Педагог должен создать обстановку психологической поддержки и безопасности. Не следует удивляться, если некоторым подросткам в начале коррекционной работы будет сложно говорить о себе позитивно. Необходимо создать атмосферу помогающую, стимулирующую ребят к такому разговору. Это можно считать необходимым условием для оптимального развития Я-концепции учащихся.
Упражнение «Школьные дела». Цель: развивать позитивное отношение к школьной жизни. Учеников просят по очереди высказываться по поводу каких-либо конкретных фактов из их школьной жизни. Можно задать вопрос типа: «Я бы хотела, чтобы ты рассказал о тех своих школьных делах, которыми ты доволен. Пожалуйста, начни свой ответ так: «Я доволен тем, что…»» Те, кто не уверен в собственных силах, слыша ответы ребят, начинают осознавать, что они слишком строги к себе, не признавая те или иные свои успехи. Упражнение «Афоризмы». Цель: учить ребят позитивно мыслить и использовать механизм самоподдержки. Упражнение проводится в форме групповой дискуссии, основой которой являются высказывания великих людей. Анализируя такого рода высказывания, участники игры могут прийти к осознанию огромных возможностей, которыми они обладают, чтобы направить свои мысли в нужное для саморазвития русло. Ниже приводится список возможных афоризмов, который по усмотрению психолога может быть дополнен или изменен. Единственное искусство быть счастливым – сознавать, что счастье твое в твоих руках (Ж.-Ж. Руссо). Кто сам считает себя несчастным, тот становится несчастным (Сенека). Кто не стремится, тот и не достигает; кто не дерзает, тот и не получает (). Уверовав в то, чем мы можем стать, мы определяем то, чем мы станем (М. де Монтень). Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться, бойтесь повторять ошибки (Т. Рузвельт). И после плохого урожая нужно сеять (Сенека). Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он себя оценивает (Ф. Рабле). Один видит в луже только лужу, а другой, глядя в лужу, видит звезды (Неизвестный автор). Для того чтобы избежать критики, надо ничего не делать, ничего не говорить и никем не быть (Э. Хаббарт). Когда человек перестает верить в себя, он начинает верить в счастливый случай (Э Хови). Верьте в свой успех. Верьте в него твердо, и тогда вы сделаете то, что необходимо для достижения успеха (Д. Карнеги). Испробуй все возможности. Всегда важно знать, что ты сделал все, что мог (Ч. Диккенс). Если ты не знаешь, в какую гавань держишь путь, то ни один ветер не будет тебе попутным (Сенека). Мастюкова Е.М. Особенности личности учащихся с церебральным параличом / Е.М. Мастюкова // Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общ. редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2001. –С. 93 -102. 6. ОрентМикс. Упражнения, способствующие повышению самооценки у слабоуспевающих учащихся. - pandia.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pandia.ru/text/78/119/64925.php. свободный. Малахова Анна Александровна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Абакана «Основная общеобразовательная школа № 27», педагог-психолог В настоящее время статистический анализ состояния здоровья детской популяции страны наглядно демонстрирует прогрессирующие тенденции увеличения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Так по данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8% детей с такой патологией. [3, с. 115]. При этом необходимо отметить, что на дальнейшую адаптацию и социализацию детей с различными физическими недостатками, в частности, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, напрямую влияет эмоционально-личностная сфера таких детей, внутренний мир такого ребенка, в частности, основные компоненты его личности, к которым принято относить самооценку и уровень притязаний. Эти аспекты очень важны для социализации детей с ОВЗ, в том числе с нарушением опорно-двигательного аппарата, потому что успешность жизнедеятельности такого ребенка зависит не только от его психофизического статуса, активности и самостоятельности, но и от умения прибегать к помощи окружающих людей в необходимых случаях, что, в свою очередь, определяется состоянием его эмоционально-личностной сферы, в частности, состоянием самооценки [1, с. 3].
Формирование самооценки у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет ряд особенностей по сравнению с детьми в норме. Прежде всего, такие дети имеют разной степени поражения опорно-двигательного аппарата, что значительно осложняет реализацию двигательных функций; многие дети в силу заболевания в раннем детстве с трудом научаются ползать, сидеть, ходить, прыгать и т.д. А ведь именно во время выполнения этих движений ребенок начинает осознавать «кто он есть?» в действительности. Помимо этого любой физический недостаток оказывает влияние на взаимоотношения с окружающими людьми. В семье, воспитывающей ребенка с физическим недостатком, к нему возникает исключительное отношение [4, с. 11]. И здесь встает вопрос о формировании социального Я ребенка, страдающего нарушениями опорно-двигательного аппарата. Данный феномен описан в работе Е. М. Мастюковой, которая в своих исследованиях выделила особенности в формировании самооценки и уровня притязаний у детей с церебральным параличом. Так, автор описывает один из возможных механизмов формирования низкой самооценки у школьников с ДЦП: «В школе уровень требований к ребенку возрастает, цереброастеническое состояние детей углубляется, и теперь они уже не могут приспособиться к новым условиям. Порицания учителя, воспитателя, выносимые в отношении медлительности, недостаточной сформированности навыков по самообслуживанию, «грязного» письма и т. д., травмируют детей, вызывают у них отрицательное отношение к школе… Все это вместе взятое может привести к возникновению у ребенка чувства неполноценности» [5, с. 98]. Кроме этого, по мнению Е.М. Мастюковой, у детей с ДЦП может происходить формирование высокого, не соответствующего их возможностям, уровня развития притязаний: «У этих детей уровень притязаний был сформирован не на основе учета их реальных успехов в какой–либо деятельности, а на основе неправильной, завышенной оценки их окружающими, чрезмерной любви родителей, снисходительного, из-за болезни, к ним отношения. Попадая в коллектив с более высокими объективно предъявляемыми к детям требованиями, они оказываются часто порицаемыми, что не может не вступать в противоречие с ощущением привычного благополучия» [5, с. 100].
Таким образом, в работе школьного психолога с детьми с НОДА особо остро встает вопрос о решении проблем социальной адаптации детей с физическими недостатками для формирования личности в целом и особенно самооценки, так как она напрямую влияет на развитие личности. [2, с. 279]. Ниже предлагаются упражнения, способствующие повышению самооценки и правильного самовосприятия у подростков. Самой важной составляющей занятий является та атмосфера, в которой они проходят. Педагог должен создать обстановку психологической поддержки и безопасности. Не следует удивляться, если некоторым подросткам в начале коррекционной работы будет сложно говорить о себе позитивно. Необходимо создать атмосферу помогающую, стимулирующую ребят к такому разговору. Это можно считать необходимым условием для оптимального развития Я-концепции учащихся. Упражнение «Позитивные мысли». Цель: развитие осознания сильных сторон своей личности. Участникам по кругу предлагается дополнить фразу «Я горжусь собой за то…». Данное упражнение направлено на поддержку в учениках следующих проявлений: позитивных мыслей о себе; симпатии к себе; способности относиться к себе с юмором; выражение гордости собой как человеком; описания с большей точностью собственных достоинств и недостатков. После того как каждый участник выступит, проводится групповая дискуссия. Вопросы для дискуссии могут быть следующими: Важно ли знать, что ты можешь хорошо делать, а чего не можешь? Где безопасно говорить о таких вещах? Надо ли преуспевать во всем? Какими способами другие могут побудить тебя к благоприятному самовосприятию? Какими способами ты можешь сделать это сам? Есть ли разница между подчеркиванием своих достоинств и хвастовством? В чем она заключается? Такие дискуссии дают учащимся хороший повод для того, чтобы оценить свои способности и скрытые возможности. Они начинают понимать, что даже у самых «сильных» учеников есть свои слабости. А свои достоинства есть и у наиболее «слабых». Такая установка приводит к развитию более благоприятного самоощущения. Упражнение «Школьные дела». Цель: развивать позитивное отношение к школьной жизни. Учеников просят по очереди высказываться по поводу каких-либо конкретных фактов из их школьной жизни. Можно задать вопрос типа: «Я бы хотела, чтобы ты рассказал о тех своих школьных делах, которыми ты доволен. Пожалуйста, начни свой ответ так: «Я доволен тем, что…»» Те, кто не уверен в собственных силах, слыша ответы ребят, начинают осознавать, что они слишком строги к себе, не признавая те или иные свои успехи.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.014 с.) |