Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальный институт – устройство общества, созданное для удовлетворения важнейших потребностей, регулируемое сводом правовых норм. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Социальный институт – широкое и сложное понятие. Оно включает в себя все то, что создано людьми для реализации их потребностей. Говоря об этом понятии, необходимо понять, что это не какое-то конкретное учреждение, социальным институтом порой называют какое-то явление (вы наверняка слышали словосочетание «институт брака») Чтобы данное определение стало более понятным, стоит поговорить о делении институтов на группы. 1. Экономические институты (к примеру, люди хотели иметь в личной собственности квартиры, поэтому был создан институт собственности. Права собственности регулируются правовыми нормами, они установлены законодательно) 2. Политические институты реализуют властные полномочия. К ним относятся государство, политические партии, армия. Рассмотрим подробнее, почему, к примеру, политические партии являются социальным институтом. Они созданы из-за потребности людей выражать свое мнение, бороться за осуществление власти, и их деятельность также регулируется нормами права. 3. Институты стратификации созданы с целью распределения социальных позиций. К примеру, древнее индийское общество делилось на касты с целью определения положения человека в обществе. Человек принадлежал определенной касте по праву рождения, что было предусмотрено нормами права. Подробнее о стратификации поговорим в разделе социология. 4. Институты родства. К ним относятся брак и семья. Семья нужна человеку для того, чтобы воспитывать детей, вести совместное хозяйство. Некоторые аспекты жизни семьи, в частности вступление в брак, его прекращение контролируются законодательно. 5. Институты культуры (религия, образование, наука). Человеку необходимо образование, чтобы постигать опыт предыдущих поколений, учиться тому, без чего в жизни он обойтись не сможет. Государство контролирует образование, например, по конституции РФ гражданин обязан получить основное общее образование. Как вы уже поняли, я всячески заостряла внимание на признаках социального института: удовлетворение потребностей и регулирование правовыми нормами. Функции социальных институтов (их мы будем рассматривать на примере такого института, как школа) 1. Устанавливают системы ролей и статусов. Основные социальные роли в школе – учитель и ученик. Учитель выполняет свои обязанности: обучает вас своему предмету. Вы выполняете свои ученические обязанности: внимательно слушаете на уроках, делаете домашнее задание, хорошо себя ведете… ну и там миллиарды прочего блаблабла:D
2. Включают систему санкций. За плохое поведение в школе могут вызывать родителей, записать замечание в дневнике, за успеваемость в школе ставят оценки, а если вы придете без второй обуви, то тут вообще кранты:D 3. Придают действиям людей предсказуемый характер. С самого первого класса нас учили поднимать руку, если хочешь ответить на вопрос учителя или попроситься в туалет. 4. Обеспечивают стандартное поведение людей в той или иной типичной ситуации. Вы опоздали на урок. Ваше стандартное поведение: постучаться, поздороваться, извиниться, получить разрешение войти и сесть на место. Все до жути предсказуемо. Функции институтов бывают явными (заявлены официально и подконтрольны обществу) и скрытыми. Даже не знаю, насколько удачен пример, но мне бы хотелось в данной ситуации сказать о России как о государстве. Деятельность нашего государства согласно Конституции направлена на построение демократии, правового государства, то есть государства, где все подчиняются нормам права. Но в реальности мы не видим стремления в этим целям. Иногда есть ощущение, что у государства прямо противоположные цели, но об этом молчат. Расхождение между скрытыми и явными функциями формирует двойной стандарт, что ведет к нестабильности развития общества, что мы сейчас собственно и наблюдаем.
Общественное развитие. Общество – динамическая система, то есть система, которая всегда в развитии. Общество может развиваться как в лучшую, так и в худшую сторону. Формы общественного развития: 1. Прогресс – направление развития общества, характеризующееся движением от низшего к высшему, от простого к сложному 2. Регресс – понятие обратное прогрессу, то есть деградация общества, движение в худшую сторону. Прогресс применительно к обществу – понятие очень относительное. Прогресс в одной сфере может привести к регрессу в другой. Возникает так называемый вопрос о критериях прогресса. К критериям общественного прогресса относятся:
1. Уровень экономического развития 2. Уровень нравственного развития общества 3. Уровень развития прав и свобод человека 4. Возможность доступа к социальным благам (образование, здравоохранение) 5. Уровень жизни общества (уровень минимального размера оплаты труда, количество людей, относящихся к среднему классу) Таким образом, если все вышеперечисленное изменяется в лучшую сторону, то можно говорить о том, что общество прогрессирует. По сути, получается, что прогресс применительно ко всему обществу практически невозможен. Прогресс и регресс постоянно переплетаются: к примеру, изобретение деления ядер урана вроде бы прогресс в духовной сфере, но он привел к появлению ядерного оружия, что привело к многочисленным смертям, что прогрессом уже назвать нельзя. Также есть такое понятие как стагнация – остановка в развитии. Это очень опасное явление. Оно означает, что общество не способно воспринимать новое, стремится сохранить порядки, которые уже реально устарели и не подходят новому времени. На мой взгляд, неплохой пример стагнации – это правление Николая II: он изо всех сил пытался сохранить уже отжившие устои общества, сохранить абсолютную монархию. В итоге его упорство, желание стоять на месте привело к революции. Пути осуществления изменений в обществе: 1. Эволюция – длительные, постепенные изменения, не предполагающие резких перемен, осуществляемые путем накапливания новшеств. Внешним проявлением эволюции является реформа – усовершенствование в какой-либо сфере общественной жизни, проводимое через ряд постепенных преобразований, не затрагивающее фундаментальных основ жизни общества. Реформы бывают прогрессивными, то есть они создают то, чего не было ранее (реформы Александра II – он провел крестьянскую реформу, дав крепостным, пусть пока относительную, но все же свободу) и регрессивными (контрреформы Александра III привели к тому, что много вернулось к дореформенным временам, то есть общество повернуло назад). Реформа является деятельностью «сверху», инициатива изменений исходит от власти. 2. Революция – коренное изменение всех или большинства сфер общественной жизни, приводящее к переходу общества в качественно новое состояние. Революции происходят в условиях острого кризиса, когда власти не готовы к изменениям, противостоят им. Февральская революция в России произошла из-за нежелания крестьян и рабочих смиряться со своим бесправным положением. Революции освобождают значительную социальную энергию, которую не всегда удается контролировать инициаторам революции. 3. Инновация – однократное улучшение какой-либо сферы общества, связанное с повышением адаптационных возможностей индивида. Инновация является «профилактикой болезни» в то время как реформу можно сравнить с лечением уже имеющегося заболевания, в революцию с кардинальным вмешательством в эту болезнь (операция, к примеру). Главное в этом разделе – понять относительность прогресса и научиться отличать реформы от революций. Еще раз напомню: реформа проводится по инициативе власти, революция – по инициативе народа. Реформа – изменение в какой-либо сфере общественной жизни, революция – кардинальное изменение почти всех сфер жизни общества. Реформа предполагает постепенные преобразования, революция же протекает стихийно, изменения происходят резко.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.007 с.) |