Упражнения, направленные на развитие саморегуляции детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения, направленные на развитие саморегуляции детей



Наиболее важное место в технике психической саморегуляции занимают специальные упражнения, с помощью которых психика становится восприимчивой к воздействиям – это упражнения на расслабления мышц, упражнения на дыхание, которые в свою очередь способствуют расслаблению контроля сознания и введения установок в подсознание, различные медитативные упражнения, аутогенная тренировка.

Блоки упражнений направленные, на развитие саморегуляции ребенка:

I. Упражнения, направленные на развитие произвольных движений и самоконтроля [Приложение А].

II. Упражнения, направленные на развитие произвольной активности, формирование эмоциональной и волевой сфер [Приложение Б].

III. Упражнения, направленные на развитие психической саморегуляции, способствующие успокоению и снятию напряжения [Приложение В].

В комплекс занятий, направленных на развитие саморегуляции детей, необходимо включать дыхательные упражнения, массаж, растяжки, постизометрическую релаксацию (ПИРС) и аутогенную тренировку.

Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Важно научить ребенка (с проблемами) обращать внимание на то, как он дышит: ртом или носом, задерживает ли дыхание. Естественное дыхание (так дышит здоровый ребенок) вовлекает в работу все тело, т.е. на работу каждой отдельной части тела влияют дыхательные волны, проходящие по всему телу.

Массаж традиционно включается в комплексы общеоздоровительных мероприятий в целях активизация отдельных систем организма.

Растяжки - позволяет снимать эмоционально-психическое напряжение и повышать двигательную активность, что так важно для ребенка. Растягивание представляет собой динамическую работу мышц, причем внимание сосредоточено не на какой-то одной мышечной группе, а на движении всего тела. Концентрируя внимание на движениях, ребенок постепенно учится владеть своим телом, что оказывает положительное влияние на его физическое и психическое состояние.

Постизометрическая релаксация (ПИРС) - предварительное напряжение в течение определенного времени вызывает естественное расслабление мышц. Релаксация возникает естественным путем за счет утомления мышц, и ребенок сам регулирует этот процесс. Существенным моментом является сохранение определенной позы в течение некоторого времени (движения практически отсутствуют). Для преодоления внутреннего напряжения необходимо научить ребенка расслабляться, расслаблять свое тело, т.е. учить приемам релаксации.

Релаксация - это расслабление. Приемы релаксации основаны на сознательном расслаблении мышц. Техника релаксации направлена на снятие ненужного напряжения, связанного с переутомлением, нарушением осанки, недостатком потребности организма в движении.

Для снятия эмоционального напряжения у детей применяют методику аутогенной тренировки (аутотренинг). Аутотренинг проводится с детьми легковозбудимыми, с повышенной утомляемостью, пассивными, агрессивными. Занятия проводятся в ситуации, когда дети возбуждены и утратили способность полноценно воспринимать информацию. Полезен аутотренинг и в создании благоприятных условий для психического и физического развития каждого ребенка. Короткое расслабление моментально воздействует на поведение всех детей группы. Методика аутогенной тренировки предполагает не только снятие эмоциональной напряженности, но и развитие саморегуляции у детей.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приучение к дисциплине и развитие у детей саморегуляции взаимосвязаны. Когда мы хотим добиться дисциплины от детей, необходимо помочь им в первую очередь выработать самодисциплину, то есть разумное управление собственными желаниями, порывами, побуждениями. Другими словами, научить ребенка следовать требованиям общества, обходясь без личных обид, и в то же время удовлетворять личные запросы без ущерба для общества. Фундамент послушания закладывается в раннем детстве. Чтобы успешно научить ребенка контролировать свои порывы, приучить к дисциплине, очень важно обучить его навыкам саморегуляции. Наша задача – добиться, чтобы ребенок все менее и менее зависел бы от нас в проявлении и контроле своих желаний.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). – М., 2004.

2. Гиппиус СВ. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. - СПб., 2001.

3. Краткий психологический словарь. /Под общ. Ред. А.В Петровского, М.Г.Ярошевского. – М., 1985.

4. Лазарев М.Л. Программа “Познай себя”. - М., 1993.

5. Локалова Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. - М., 1995.

6. Лопухина КС Логопедия. Речь. Ритм. Движение. - СПб., 1997.

7. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М., 2002.

8. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1993.

9. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2002.

10. СполдингДж. Обучение через движение. - М., 1992.

11. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. – М., 2003.

12. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.005 с.)