Безопасность жизнедеятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Безопасность жизнедеятельности



Безопасность жизнедеятельности

Методические указания, программа и контрольные задания для студентов электротехнических специальностей для дистанционного обучения

 

 

 

Пермь 2020

УДК 621:658.382(07)

Безопасность жизнедеятельности: Метод. указания и контрольные задания для студентов электротехнических специальностей для дистанционного обучения / Сост. Л. М. Веденеева; Перм. нац. исслед. политехн. ун-т. Пермь, 2020.

 

Приведены общие методические указания при изучении курса «Безопасность жизнедеятельности», список основной и дополнительной литературы, подробная программа, методические указания и вопросы для самопроверки по отдельным темам курса. Представлены вопросы и задачи с методиками их решения для выполнения контрольной работы.

Предназначены для студентов очной формы обучения электротехнических специальностей, обучающихся дистанционно.

 

 

Табл. 16. Ил. 2. Библиогр.: 29 назв.

 

Рецензент канд. техн. Наук А.Л.Долинов.

 

 

© Пермский  национальный исследовательский

политехнический университет, 2020

 

Введение

Настоящие методические указания составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», утвержденной 21.12.2016 г., которая разработана на основании федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, утвержденных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации:

1  Цель учебной дисциплины - формирование комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности:

- формирование представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека;

- подготовка к участию в реализации научно – обоснованной системы мероприятий по созданию безопасных и комфортных условий труда;

- формирование готовности к обеспечению нормативных уровней воздействия негативных факторов на человека и природную среду при организации и осуществлении технологических процессов, а также по обеспечению устойчивой работы объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций.

В процессе изучения данной дисциплины студент формирует части следующих компетенций по направлениям подготовки ВО:

№ п/п

Направление подготовки

Коды компетенций во ФГОС ВО

Формулировки компетенций, приведенных во ФГОС ВО по направлениям подготовки, соответствующие

дисциплине БЖ

код наименование

1.

13.03.02

Электроэнергетика и электротехника

ОК - 9 - способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
ПК - 10 - способность использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда
2. 15.03.04 Автоматизация технологических процессов и производств ОК - 8 - готовность пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий

3.

27.03.05

Инноватика

ОК - 9 - способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
ОПК - 5 - способность использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда

 

В целях унификации и на основании базовых компетенций выпускника, определенных ФГОС ВО по направлениям подготовки, разработаны следующие унифицированные дисциплинарные компетенции (УК):

Унифицированная общепрофессиональная дисциплинарная компетенция

(УК-1):

- готовность пользоваться основными методами обеспечения безопасности жизнедеятельности персонала и населения, их защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций;

Унифицированная профессиональная дисциплинарная компетенция (УК-2):

- способность использовать правила безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и охраны труда, измерять и оценивать параметры опасных и вредных производственных факторов.

2 Задачи дисциплины:

формирование знаний:

- теоретических основ безопасности жизнедеятельности;

- методов и средств защиты человека в отрасли производства;

- управления безопасностью на производстве и в чрезвычайных ситуациях

• формирование умений:

- использовать методы и средства защиты человека от опасных и вредных факторов, приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций;

формирование навыков

- исследования параметров опасных и вредных производственных факторов.

После изучения дисциплины обучающийся должен освоить части указанных в пункте 1.1 компетенций и демонстрировать следующие результаты:

Знать:

 -  характерные состояния системы «человек-техника-среда обитания»;

-  основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере;

- негативные факторы техносферы, их воздействие на человека, техносферу и окружающую среду;

- критерии безопасности;

- экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности;

- методику оценки безопасности рабочего места и технологического процесса;

- методы и средства  защиты человека от опасных и вредных факторов производства и среды;

- правовые и нормативно-технические основы управления безопасностью на производстве и в чрезвычайных ситуациях;

- сущность и содержание охраны труда;

- методы и средства предотвращения чрезвычайных ситуаций, защиты человека  в чрезвычайных ситуациях.

Уметь:

- выполнять анализ опасных и вредных производственных факторов действующих на человека и окружающую среду;

- использовать методы и средства защиты человека от опасных и вредных факторов;

- использовать приемы первой помощи;

- использовать методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.

Владеть:

- навыками оценки безопасности рабочего места и технологического процесса;

- навыками оказания первой помощи;

-  навыками исследования параметров опасных и вредных производственных факторов.

- навыками использования методов обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (правовые, социально-экономические, организационные, организационно-технические, технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и другие мероприятия).

2 Структура учебной дисциплины по видам и формам учебной работы

 

Объем дисциплины в зачетных единицах составляет 3 ЗЕ. Количество часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся указано в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Объём и виды учебной работы

 

П.п.

Виды учебной работы

Трудоёмкость, ч

7/8 семестр всего
1 2 3 4

1

2

         

Аудиторная (контактная) работа 52 52
- лекции (Л) 36 36
- лабораторные работы (ЛР) 16 16
2 Контроль самостоятельной работы (КСР) 2 2

3

4 44                                  

Самостоятельная работа студентов (СРС) 50 50
- изучение теоретического материала 18 18
- подготовка отчетов по лабораторным работам 16 16
- подготовка к аудиторным занятиям (лабораторным работам) 16 16
4 Итоговый контроль (промежуточная аттестация обучающихся) по дисциплине: зачёт 4 4
5 Трудоёмкость дисциплины, всего: в часах (ч) в зачётных единицах (ЗЕ) 1 08 3 1 08 3

 

Все темы (вопросы), предусмотренные утвержденной рабочей программой дисциплины, изучаются студентом самостоятельно. По вопросам, возникшим в период самостоятельной проработки материала, студент должен получить консультации у преподавателя. Консультацию можно также получить и у работников службы охраны труда на предприятии, где вы работаете.

Изучение курса следует начинать с самостоятельной проработки материала по темам и вопросам, входящим в них, и утвержденным рабочей программой дисциплины, в той последовательности, которая приведена в настоящих методических указаниях. Помимо предложенной для самостоятельной подготовки основной литературы значительную помощь при изучении курса может оказать изучение нормативных правовых актов по безопасности жизнедеятельности (законов, постановлений Правительства РФ, приказов федеральных органов исполнительной власти РФ, регламентов, правил, положений, норм, ГОСТов и т.д.), а также чтение журналов «Безопасность жизнедеятельности», «Безопасность в техносфере», «Безопасность труда в промышленности», «Охрана труда и социальное страхование», «Вестник ПНИПУ. Безопасность и управление рисками» и др.

Контроль знаний по каждой теме производится путем ответов на вопросы самопроверки (типовые вопросы для контроля освоенных знаний приведены ниже).

После изучения всего теоретического курса студентом выполняется контрольная работа, которая высылается в университет на кафедру «Безопасность жизнедеятельности» на проверку (рецензию) не позднее, чем до начала зачетной  недели. Основная задача контрольной работы - оказание помощи студенту при самостоятельном изучении учебного материала.

3 Подготовка к выполнению лабораторных работ, оформление отчетов и их защита

Основная задача дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - научить студентов пониманию источников опасности, причин возникновения и развития опасности, а также пониманию методов и средств защиты человека от опасных и вредных производственных факторов. Понимание становится глубже в процессе проведения учебно-исследовательских работ, в ходе которых не только глубже изучаются физико-химические основы действия опасных и вредных производственных факторов, но и практически проверяются методы и средства защиты человека от них.

Количество выполняемых студентом лабораторных работ определяется учебным планом, исходя из того, что на каждую лабораторную работу отводятся два академических часа. Выбор лабораторных работ производится кафедрой «Безопасность жизнедеятельности», учитывая профиль подготовки бакалавра. Выполнение лабораторных работ обязательно для всех студентов

Для успешной подготовки, проведения и защиты отчетов по лабораторным работам студентам необходимо изучить Учебное пособие «Электронный лабораторный практикум по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».  В учебном пособии студенты могут ознакомиться с теоретической частью, с частью «Порядок выполнения работ» для практического выполнения исследований, с порядком оформления выполненной работы, с вопросами для защиты работы. Электронный лабораторный практикум не заменяет выполнение исследований на стендах, а позволяет успешно и с высокой эффективностью подготовиться и выполнить работы в аудитории.

Учебное пособие «Электронный лабораторный практикум по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» подготовлено коллективом преподавателей кафедры «Безопасность жизнедеятельности» в составе:

«Исследование сверхвысокочастотного излучения и эффектив­ности защитного экранирования» - доктор технических наук, доцент Цветков Г.А., кандидат биологических наук, доцент Плахова Л.В.;

 «Исследование методов защиты от производственного шума» - кандидат педагогических наук, доцент Шевченко А.Е.;

 «Исследование параметров воздуха рабочей зоны и защиты от тепловых излучений» - доктор технических наук, доцент Середа Т.Г., кандидат технических наук, доцент Костарев С.Н., кандидат технических наук, доцент Лонский О.В.;

 «Исследование эффективности действия защитного заземления в электроустановках напряжением до 1000 В» - кандидат технических наук, доцент Веденеева Л.М.;

 «Исследование защитного автоматического отключения питания с аппаратами защиты от сверхтока (защитного зануления) в электроустановках напряжением до 1000 В» - кандидат технических наук, доцент Веденеева Л.М.;

«Исследование опасности поражения током в трёхфазных электрических сетях напряжением до 1000 В» - кандидат технических наук, доцент Веденеева Л.М.;

«Исследование методов и средств очистки воздуха от вредных газообразных соединений» - кандидат технических наук Бердышев О.В.;

«Исследование эффективности и качества освещения» - кандидат технических наук, доцент Ширинкин Ю.В.;

«Техника оказания первой помощи пострадавшему» - доктор медицинских наук, профессор Вишневская Н.Л.

«Исследование методов очистки и оценки качества питьевой воды» - кандидат технических наук Долинов А.Л.;

«Исследование методов защиты от вибрации» - кандидат технических наук, доцент Минацевич С.Ф.

Общую редакцию учебного пособия осуществил доктор технических наук, профессор Трефилов В.А.

Для успешной защиты лабораторных работ каждый студент в общем случае должен уметь отвечать на следующие вопросы по каждому из опасных и вредных производственных факторов (ОВПФ) действующих на человека:

1. Физический смыл ОВПФ (что это такое?).

2. Основные параметры, характеризующие ОВПФ.

3. Методы и средства исследований (измерений) этих ОВПФ на рабочем месте.

4. Типы и виды возможного воздействия ОВПФ на работающего.

5. Нормирование ОВПФ (Оценка возможного воздействия ОВПФ на работающего в соответствии с действующими нормативными документами).

6. Методы и средства защиты и профилактики от воздействия ОВПФ на работника.

ВОПРОСЫ  

для подготовки к зачёту  по БЖД для студентов специальности

 

1. Понятие безопасности жизнедеятельности. Цель и содержание, научные и практические задачи, объект и предмет БЖД. Основные понятия БЖД.

2. Система «человек – техника – среда» Модель системы «человек – техника – среда».

3. Понятие о риске. Нормирование риска.

4. Человек как сложная механическая, биологическая, химическая и нервная система.

5. Классификация основных форм деятельности человека.

6. Понятие опасного и вредного производственного фактора. Классификация факторов.

7. Параметры источников опасности. Допустимые значения параметров источников опасности.

8. Оценка безопасности источника опасности

9. Состояние безопасности и собственные свойства человека

10. Модель развития опасности

11. Необходимые и достаточные условия изменения состояния безопасности. Измерение параметров источников опасности.

12. Понятие рабочего места. Модель безопасности рабочего места.

13. Описание технологического процесса. Математическая модель безопасности технологического процесса.

14. Системы защиты человека от опасных и вредных факторов

15. Обоснование и выбор системы защиты человека от опасных и вредных факторов.

16. Понятие об охране труда. Нормативные акты по охране труда.

17. Государственный надзор и контроль в области охраны труда.

18. Организация обучения работников безопасности труда. Квалификационные группы электротехнического персонала по электробезопасности.

19. Организация работы по охране труда на предприятии. Обязанности и ответственность руководителей и специалистов предприятий в области охраны труда.

20. Расследование и учет несчастных случаев.

21. Условия труда. Классы условий труда. Специальная оценка условий труда на рабочем месте

22. Основные причины электротравматизма. Действие электрического тока на организм человека. Факторы, влияющие на степень поражения электротоком.

23. Условия поражения электрическим током. Анализ электрических сетей с изолированной нейтралью по опасности поражения электрическим током в нормальном и аварийном режиме.

24. Анализ электрических сетей с глухозаземлённой нейтралью по опасности поражения электрическим током в нормальном и аварийном режиме.

25. Классификация помещений по степени опасности поражения электротоком.

26. Классификация электротехнических изделий по способу защиты от поражения электрическим током.

27. Классификация электрооборудования по защите от твёрдых частиц (пыли) и влаги. (Классификация  IP).

28. Растекание электрического тока в грунте. Напряжение прикосновения и шага.

29. Типы систем заземления: TN-C, TN-S, TN-C-S, TT, IT

30. Защита от поражения электрическим током. Классификация мер защиты (меры защиты от прямых и при косвенных прикосновениях)

31.  Меры защиты от прямых прикосновений в электроустановках.

32. Защитное заземление: принцип действия, область применения, заземлители.

33.  Защитное заземление: устройство заземления, нормирование заземления.

34. Автоматическое отключение питания. (защитное зануление): принцип действия, область применения, назначение элементов.

35. Требования к занулению. Назначение и роль повторного заземления нулевого защитного проводника.

36. Защитные РЕ-проводники.

37. Автоматическое отключение питания. (УЗО-Д) Классификация,  принцип действия, область применения.

38. Уравнивание потенциалов, двойная изоляция.

39.  Применение сверхнизких напряжений, источники сверхнизких напряжений, электрическое разделение цепей.

40. Разделительный и безопасный разделительный трансформатор.

41.  Организация эксплуатации электрохозяйства. Требования к электротехническому, электротехнологическому и неэлектротехническому персоналу.

42. Организационные и технические мероприятия при производстве работ в электроустановках

43.  Средства эащиты, используемые в электроустановках для защиты от поражения электрическим током. Сроки их испытаний.

44. Молниезащита зданий, сооружений и промышленных коммуникаций.

45. Первая помощь пострадавшему от электрического тока.

46. Понятие о звуке и шуме. Физические и физиологические характеристики шума.

47. Воздействие шума на организм человека. Нормирование шума.

48. Методы и средства защиты от шума.

49. Вибрация. Основные понятия и определения. Характеристики вибрации.

50. Воздействие вибрации на организм человека. Нормирование вибрации.

51. Влияние освещения на организм человека. Основные светотехнические единицы.

52. Виды и системы освещения. Требования к освещению.

53. Естественное освещение. Нормирование.

54. Искусственное освещение. Источники света. Светильники.

55. Нормирование искусственного освещения. Методы расчёта освещения.

56. Микроклимат производственных помещений.

57. Воздействие микроклимата на организм человека. Нормирование микроклимата.

58. Способы обеспечения микроклимата.

59. Общие сведения о вентиляции. Классификация.

60. Механическая вентиляция. Элементы приточной и вытяжной вентиляции. Контроль эффективности вентиляции.

61. Электромагнитные поля и их воздействие на организм человека.

62. Опасные и вредные факторы при работе с персональным компьютером.

63. Требования СанПиН к организации рабочего места с ПК.

64. Причины возникновения пожаров. Процесс горения.

65. Пожароопасные свойства веществ.

66. Категории помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности.

67. Противопожарные преграды. Огнегасительные вещества. Тушение электроустановок.

68. Пути эвакуации.

69. Организация пожарной охраны промышленных предприятий.

70. Мероприятия по повышению устойчивости технических систем.

71. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

 

Контрольной работы

Контрольная работа состоит из выполнения двух задач и ответов на шесть вопросов.

 

Задание

Варианты

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
Номера задач 1,5 2,6 3,7 4,8 5,9 6,10 1,6 2,7 3,8 4,10
Номера вопросов 3,12 21,33,42, 51 5,14 23, 32, 44, 52 2,11 20, 34, 43, 53 1,10 22, 35, 46, 54 4,17 25, 36, 48, 55 8,16 27, 38, 49, 56 6,15 24, 30, 41, 57 7,19 28, 39, 50, 58 13,26 31, 40, 47, 59 9,18 29, 37, 45, 60

 

Ответы на вопросы должны сопровождаться ссылками на литературные источники, а также, при необходимости, рисунками. Тексты ответов на вопросы и решения задач должны быть согласованы с рисунками путем цифровых обозначений.

Контрольные работы выполняются по варианту, номер которого совпадает с последней цифрой учебного шифра студенческого билета или зачётной книжки студента, а исходные данные для решения задачи выбираются по варианту, номер которого совпадает также с последней цифрой учебного шифра. Необходимые данные для решения приведены в таблицах к каждой задаче, а вопросы - ниже.

Вопросы для контрольной работы

 

1. Дать описание системы безопасности ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА-СРЕДА. Привести модель     системы безопасности.

2. Привести классификацию основных форм деятельности человека.

3  Дайте понятие опасности. В чем состоит аксиома о потенциальной опасности деятельности. Риск, концепция приемлемого (допустимого) риска. Управление риском.

4. Дайте понятие опасного и вредного производственного фактора. Классификация факторов в соответствии с ГОСТ 12.0.003- 2015 г.  

5.   Изложите принципы, методы и средства обеспечения безопасности. Естественные системы защиты человека от опасностей среды обитания.

6. Классификация по степени воздействия на организм человека вредных химических веществ и аэрозолей преимущественно фиброгенного действия (АПФД) согласно ГОСТ 12.1 007-76.

7. Понятие о предельно допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ Принципы нормирования содержания вредных веществ и АПФД в воздухе рабочей зоны. Методы и средства защиты от вредных веществ и АПФД.

8. Теплообмен и понятие теплового баланса Параметры микроклимата. Понятие ТНС-индекса. Как нормируются параметры микроклимата и какие мероприятия необходимы для их нормализации в производственных условиях?

9. Приведите схемы устройства и объясните принцип работы всех видов ис­кусственной вентиляции. Какие аппараты применимы для очистки от загрязнений приточного воздуха и выбрасываемого в атмосферу?

10. Какие существуют виды местной вентиляции на производстве и какова методика расчета воздухообмена при ее работе?

11. Физическая природа света. Параметры световой среды. Принципы нормирования производственного освещения.. Естественное и искусственное освещение. Виды и системы производственного освещения.

12. Источники света и светильники. Какими достоинствами и недостатками обладают светодиодные лампы и газоразрядные лампы низкого давления? Классификация и условные обозначения светильников по ГОСТ 17677-82.

13. Какие требования предъявляются к производственному освещению? Изложите основы нормирования и расчета искусственного освещения.

14.  Объясните воздействие электромагнитных полей (ЭМП) на организм человека. Приведите предельно допустимые величины напряженности и плотности потока энергии ЭМП. Требования безопасности при работе в зоне влияния электрического и магнитного полей (Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок)

15. Изложите физические характеристики вибрации, причины возникновения и характер воздействия на организм человека.

16. Изложите принципы нормирования и методы и средства борьбы с вибрацией.

17.  Опишите физико-гигиенические характеристики шума и его воздействие на организм человека.

18. Принципы нормирования уровней шума. Корректированный уровень шума. Сложение уровней шума. Эквивалентный уровень шума. Методы и средства защиты от производственного шума.

19. Основные причины электротравматизма. Действие электрического тока на организм человека. Факторы, влияющие на степень поражения электротоком.

20. Условия поражения электрическим током. Анализ электрических сетей с изолированной нейтралью по опасности поражения электрическим током в нормальном и аварийном режиме.

21. Анализ электрических сетей с глухозаземлённой нейтралью по опасности поражения электрическим током в нормальном и аварийном режиме.

22. Классификация помещений по степени опасности поражения электротоком.

23. Классификация электротехнических изделий по способу защиты от поражения электрическим током.

24. Классификация электрооборудования по защите от твёрдых частиц (пыли) и влаги. (Классификация  IP).

25. Растекание электрического тока в грунте. Напряжение прикосновения и шага.

26. Типы систем заземления: TN-C, TN-S, TN-C-S, TT, IT

27. Защита от поражения электрическим током. Классификация мер защиты (меры защиты от прямых и при косвенных прикосновениях (перечислить))

28.  Меры защиты от прямых прикосновений в электроустановках (дать краткое описание).

29. Защитное заземление: принцип действия, область применения, заземлители.

30.  Защитное заземление: устройство заземления (выносное и контурное заземление), нормирование заземления.

31. Автоматическое отключение питания. (защитное зануление): принцип действия, область применения, назначение элементов. Какие части электроустановок подлежат занулению?

32. Требования к занулению. Назначение и роль повторного заземления нулевого защитного проводника. Защитные РЕ-проводники.

33. Автоматическое отключение питания. (УЗО-Д) Классификация,  принцип действия, область применения.

34. Уравнивание потенциалов, двойная изоляция, электрическое разделение цепей

35.  Применение сверхнизких напряжений, источники сверхнизких напряжений,. Разделительный и безопасный разделительный трансформатор.

 

36. Организация эксплуатации электрохозяйства. Требования к электротехническому, электротехнологическому и неэлектротехническому персоналу (Глава 1.2 и 1.4 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей).

37. Организационные и технические мероприятия при производстве работ в электроустановках. (Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок)

38.  Средства эащиты, используемые в электроустановках для защиты от поражения электрическим током. Сроки их испытаний. (Инструкция по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках)

39. Молниезащита зданий, сооружений и промышленных коммуникаций.

40. Первая помощь пострадавшему от действия электрического тока.

41. Опишите защиту от перехода напряжения из сети с высоким напряжением в сеть с низким напряжением в трехфазных и однофазных сетях. Приведите схемы и поясните их принцип действия.

42. Организация безопасной эксплуатации подъемно-транспортного оборудования. Техническое освидетельствование грузоподъемных машин. Приборы и устройства безопасности подъемно-транспортных машин

43. Перечислите требования правил безопасности при эксплуатации систем, находящихся под давлением, причины аварий и несчастных случаев в этих системах и методы их предупреждения и устранения? В чем особенности требований к системам, находящимся под давлением и заполненным опасными газами?

44. Приведите классификацию пожаров. Опасные факторы пожаров.(ст.8 и 9 ФЗ № 123 от 22.07.2008 г). Причины пожаров в электроустановках. Опишите категории зданий и помещений по взрывопожарной и пожарной опасности.(по СП 12.13330-2011 или по ФЗ № 123 от 22.07.2008 г.)).

45.  Приведите классификацию пожароопасных и взрывоопасных зон (согласно ФЗ №123 от 22.07.2008 г.) с пояснениями.

46. Приведите классификацию электрооборудования по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности..(согласно ФЗ №123 от 22.07.2008 г.) с пояснениями.

47. Приведите пожарно-техническую классификацию строительных материалов, помещений и зданий по пожарной опасности и огнестойкости.

48. Изложите способы и средства тушения пожара. Опишите огнегасительные свойства воды, пены, порошков, углекислоты, инертных разбавителей, галогено-углеводных составов.

49.  Системы автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.

50. Антитеррористическая безопасность производственных объектов, профилактика терроризма. Правила поведения в случае возникновения террористических угроз для жизни или здоровья работников.

51. Работоспособность и безошибочность труда, высокие психические и физиологические нагрузки. Стресс на рабочем месте.

52. Понятие чрезвычайной ситуации. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, природные и техногенные. Виды поражающих факторов, воздействующих при чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

53.  Гражданская оборона и методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности в ЧС техногенного характера. Принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций. туации Изложите инженерно-технические мероприятия по защите населения при чрезвычайных ситуациях.

54. Основные виды работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.. Привлечение сил и средств для проведения работ. Санобработка людей, обеззараживание одежды, обуви, транспортных средств, воды и продовольствия. Разбор завалов на дорогах. Восстановление энергетических и коммунальных сетей. Обеспечение людей предметами первой необходимости.

55. Изложите основные мероприятия по повышению устойчивости работы объекта в условиях чрезвычайной ситуации.

56..Изложите обязанности работодателя и работника по обеспечению охраны труда на предприятиях в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации (ст. 212, 214). Виды ответственности работодателей, должностных лиц и работников за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда

57. Перечислите органы, осуществляющие государственный надзор и контроль в области охраны труда, и их основные функции. Кто осуществляет общественный контроль за охраной труда и каковы их права и обязанности?

58. Опишите состав органов управления охраной труда на предприятиях и в их объединениях. Кратко изложите их функции, права и обязанности.

59. Как организуется обучение и проверка знаний работников по безопасности труда? (ГОСТ 12.0.004-2015). В чем состоят особенности обучения и проверки знаний по безопасности персонала, работающего в электроустановках? (глава 1.4. ПТЭЭП)

60. Изложить порядок  расследования и учета несчастных случаев на производстве (ст. 227 – 231 ТК).

Варианты

  0 1 2 3 4 5 6 7 8 9  

Уровень звукового давления, дБ.

Первая 93 98 97 98 105 97 99 104 83 100 Вторая 87 98 95 94 102 96 97 108 87 95 Третья 90 86 93 89 89 88 92 103 88 103

 

Указания к решению задачи. При определении суммарного уровня звукового давления следует пользоваться табл. 2 суммирования уровней шума, а также ГОСТ 12.1.003-83.

Уровни звукового давления, выраженные в децибелах, арифметически складывать нельзя.

Для определения суммарного уровня нескольких источников шума, расположенных в помещении, производится последовательное попарное сложение уровней, начиная с большего, по формуле

где Lб - больший из двух суммируемых уровней;

  D L - добавка, определяемая по табл. 2.

                                                                                             Таблица 2

Разность двух складываемых уровней, дБ:

  0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 20
Добавка D L к более высокому уровню, необходимая для получения суммарного уровня, дБ 3 2,5 2 1,8 1,5 1,2 1 0,8 0,6 0,5 0,4 0

 

Например: L1 = 79 ДбА, L2 = 84ДбА; L3 = 86ДбА

Складываем уровни шума, начиная с большего, по мере их убывания, для этого: L3 -  L2= 86 – 84 =2 ДбА; По табл. 2 находим D L1 = 2.

Суммируем больший уровень шума с добавкой D L: Lсум1= L3+ D L1= 86+2=88 ДбА

Затем сравниваем Lсум с L1: Lсум1- L1= 88-79=9 ДбА

По табл. 2 находим добавку D L2=0,5

Lсум2 = Lсум1+ D L2= 88+0,5=88,5 ДбА

Окончательный результат округляют до целого числа децибел.

Суммарный уровень звукового давления при работе нескольких источников шума можно так же определить по формуле

 ДбА

где L1,L2,…,Ln – уровни звукового давления, создаваемые каждым источником в расчетной точке.

Сравнить полученный результат с допустимым значением уровня звукового давления, приведённого в ГОСТ 12.1.003-2015 или СН 2.2.4/2.1.8.562-03. Если рассчитанный уровень шума превышает допустимые значения, то предложить средства индивидуальной защиты.

Задача № 2. Определить величину тока, проходящего через тело человека, прикоснувшегося к корпусу повреждённой электроустановки при разных значениях сопротивления изоляции. Исходные данные приведены в табл. 3.

Таблица 3

Параметры

Варианты

  0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1.Сопротивление изоляции, кОм 300 150 50 250 100 25 200 150 30 180 50 10 300 100 15 50 30 15 25 75 100 35 120 250 10 80 160 40 75 250 2.Сопротивление человека, кОм 1,0 8,9 6,0 11 7,2 1,5 4,8 3,6 2,7 15 3.Напряжение, В 220 220 220 220 380 220 220 220 380 380 4.Сопротивление заземления, Ом 5 4 3,5 6 2,5 10 4 3 3,5 8

 

Указания к решению задачи. При решении задачи необходимо определить величину тока, проходящего через тело человека, как при наличии защитного заземления, так и без защитного заземления.

Сила тока Jr, проходящего через тело человека, при отсутствии или неисправности защитного заземления определяется по следующему выражению:

где Uф – фазное напряжение сети, В;

  Rr – сопротивление человека, Ом;

  Rиз – сопротивление изоляции сети, Ом.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.36.249 (0.146 с.)