Модель освоения «чужой» культуры М.Беннета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель освоения «чужой» культуры М.Беннета.



 

Практически все люди в определенной степени этноцентричны, но, осознавая собственный этноцентризм, человек должен стараться уважать этноцентризм других людей и вырабатывать гибкость при взаимодействии с ними. Умение выстраивать эффективные коммуникации с представителями других этносов и культур связано с развитием навыков межкультурной компетентности, позитивного отношения к наличию в обществе различных этнических групп в сочетании с умением понимать их представителей и взаимодействовать с партнерами из других культур.

 

Процесс развития этнокультурной компетентности представлен в модели освоения чужой культуры Милтона Беннета, американского ученого-культуролога, директора Исследовательского института межкультурного развития (США), который выделяет шесть этапов, отражающих отношение человека к различиям между родной и чужими этническими группами.

Согласно модели М. Беннета человек проходит шесть этапов личностного роста:

· три этноцентристских этапа (отрицание межкультурных различий; защита от различий с их оценкой в пользу своей группы; минимизация различий);

  • три этнорелятивистских этапа (признание различий; адаптация к различиям между культурами или этносами; интеграция, т.е. применение этнорелятивизма к собственной идентичности).

Одной из форм этноцентризма является отрицание каких-либо культурных различий между народами. Этноцентристская личность просто не воспринимает существования культурных различий. Отрицание может проявляться как через изоляцию, так и через сепарацию. Изоляция понимается, прежде всего, как физическая изоляция народов и культур друг от друга.

На этапе защиты человек воспринимает культурные различия как угрозу для своего существования и пытается им противостоять. Поскольку существование различий признается как реальный факт, то защита представляет собой шаг вперед в развитии межкультурной чуткости по сравнению с отрицанием. Первой формой защиты является диффамация (клевета) — негативная оценка различий, связанная с формированием негативных стереотипов. При этом отрицательные характеристики приписываются каждому члену соответствующей социокультурной группы.

Этап умаления (минимизации) представляет собой последнюю попытку сохранить этноцентристскую позицию. На этом этапе культурные различия открыто признаются и не оцениваются негативно, как это было на стадии защиты. Они становятся чем-то тривиальным, естественным.

Очередным, по представлениям М. Беннета, этапом развития межкультурной чуткости и одновременно первым этапом этнорелятивизма является стадия признания (одобрения). На ней существование культурных различий принимается как необходимое человеческое состояние. Вначале признается различие в поведении, затем — в культурных ценностях и т.д. Самое очевидное отличие в поведении — это язык. Вербальное поведение сильно варьируется в разных культурах.

Следующим этапом в развитии процесса межкультурной чувствительности является адаптация (приспособление). На этой стадии происходит углубление этнорелятивизма. В это время очень важно осознать, что культура — это не застывший факт, а процесс. Поэтому лучше говорить не о том, что люди имеют культуру, а о том, что они вовлечены в нее. Следовательно, человек может временно вести себя приемлемо для чужой культуры, не чувствуя угрозы ценностям своей собственной культуры. Адаптация предполагает развитие альтернативных коммуникативных умений и поведенческих моделей. Только сдвинув свои культурные рамки, люди смогут общаться с позиций этнорелятивизма.

Интеграция является крайним случаем полного приспособления к чужой культуре, которая начинает ощущаться как своя. На этой стадии уже можно говорить о формировании мультикультурной личности, чья идентичность включает другие жизненные принципы, помимо ее собственных. Такой человек психологически и социально готов и способен понять множество реальностей. Иногда используют термины «межкультурная», «интернациональная», «универсальная» личность. Такая личность способна к обдуманному выбору поступков в специфической ситуации, а не просто действует в соответствии с нормами своей культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.005 с.)