Критерии выбора и сочетания методов обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии выбора и сочетания методов обучения.



В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта учителей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса. Выбор методов обучения зависит:

- от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики;

- от особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы;

- от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;

- от цели, задач и содержания материала конкретного урока;

- от времени, отведенного на изучение того или иного материала;

- от возрастных особенностей учащихся; от уровня их реальных познавательных возможностей;

- от уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития);

- от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

-от возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

Методы обучения сами по себе не могут быть ни хороши, ни плохи, необходима их система. "Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас считается и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим". Методы обучения, при помощи которых достигаются ожидаемые результаты, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания процесса обучения. Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который ищет и находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся. Будучи очень гибкими и тонкими инструментами прикосновения к личности, методы обучения вместе с тем всегда обращены и к коллективу, используются с учетом его динамики, зрелости, организованности.

 

Выводы по теме

Метод обучения – это способ упорядоченной деятельности субъекта и объекта учебного процесса, направленный на достижение поставленных целей обучения, развития, воспитания. В методах обучения можно выделить методы преподавания (деятельность педагога) и методы учения (деятельность учащихся по овладению знаниями). Разнообразие видов деятельности учителей и учащихся приводит дидактов к разному толкованию этого понятия и на этой основе побуждает выделять разное количество методов обучения, давать им соответствующую терминологию.

Прием обучения - составная часть метода, единичное действие, конкретны способ, частное понятие по отношению к общему понятию «метод».

Известно много классификаций, в основу которых положен один или несколько признаков: по источнику передачи и характеру восприятия информации; на основании дидактических задач; по источникам передачи информации и приобретения знаний; по типу (характеру) познавательной деятельности; сочетающая методы преподавания и соответствующие им методы учения или бинарные; по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности, методам ее стимулирования мотивации, методам контроля и самоконтроля; по сочетанию источников знаний, уровня познавательной активности и самостоятельности учащихся и логического пути учебного моделирования.

Рассказ - важнейший метод систематического изложения учебного материала, эмоциональное изложение знаний в определенной логической последовательности. Объяснение - м онологический метод словесного изложения понятий и положений, закономерностей, существенных свойств, принципов действия приборов и механизмов, протекания процессов.

  Школьная лекция - метод обучения, когда учитель в течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя приемы активизации познавательной деятельности учащихся.

Беседа - диалогический метод изложения учебного материала, побуждает учащихся с помощью вопросов к рассуждениям, анализу материала и обобщениям, к самостоятельному «открытию» новых для них выводов, идей, законов.

Учебная дискуссия стимулирует познавательный интерес, вовлекает учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждает их к осмыслению различных подходов к аргументации чужой и своей позиции.

Работа с книгой используется как метод получения новых знаний и как метод закрепления знаний и выработки умений и навыков.

Метод иллюстрации обеспечивает учащимся показ иллюстрированных материалов, пособий: картин, плакатов, схем, чертежей, графиков, диаграмм, портретов, карт, макетов, атласов, изображения информации на учебной доске и пр.

Метод демонстрации заключается в показе действий реальных приборов или их моделей, различных механизмов, технических установок, в постановке опытов и проведение экспериментов, в демонстрации процессов (различного происхождения), особенностей конструкций, свойств материалов, коллекций (материалов, художественных изделий, картин, образцов материалов и т.д.).

Метод лабораторных работ применяется для проведения учащимися опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, экспериментов, наблюдений за явлениями, процессами преимущественно в условиях специальных лабораторий, кабинетов с применением технических средств. Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Методы контроля - это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя.

Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений навыков учащихся по предмету или разделу, которые будут изучаться. Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся.

Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся.

Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной, неполной средней и полной средней школе.

В процессе обучения в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического (лабораторного), компьютерного контроля и самоконтроля учащихся.

Методы обучения, при помощи которых достигаются ожидаемые результаты, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания процесса обучения.

Выбор методов обучения зависит от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов; от цели, задач и содержания материала конкретного урока; от времени, отведенного на изучение того или иного материала; от возрастных особенностей учащихся; от уровня их реальных познавательных возможностей; от уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития) и других факторов.

 

Тестовые задания

 

1. Что означает понятие «метод» (в переводе с греческого) - …

А) способ познания, исследования явлений социальной среды

 Б) способ познания явлений природы и общественной жизни

 В) как прием изучения личности

Г) способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия; путь продвижения к истине.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.007 с.)