Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Химия комплексных соединенийСтр 1 из 5Следующая ⇒
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Химия комплексных соединений Направление подготовки Химия (академический бакалавриат) Квалификация (степень) выпускника
«бакалавр» Форма обучения Очная
Сыктывкар 2017
Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВО, в соответствии с целями (миссией) и задачами ООП ВПО и учебного плана по направлению 04.03.01 «Химия», профиль «бакалавр»
Составитель рабочей программы (1семестр) Грищенко Н.В., кандидат химических наук, доцент
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры химии ИЕН, протокол заседания от № 3 от 21 декабря 2017 г.
Заведующий кафедрой к.х.н, доцент _______________(Сталюгин В.В.)
Руководитель основной профессиональной образовательной программы ________________ ( ) АННОТАЦИЯ к дисциплине « Химия комплексных соединений »
Химия комплексных соединений – одна из специальных химических учебных дисциплин – наука, изучающая состав, строение, свойства координационных соединений и законы, управляющие процессами их образования. Предметом изучения химии комплексных соединений является строение и свойства координационных соединений. Изучение химии комплексных соединений состоит из: - курса лекций, отражающего принципиальные теоретические вопросы, современные достижения и перспективы развития науки; - лабораторного практикума, охватывающего приложение физико-химических методов анализа к исследованию состава, строения и свойств комплексных соединений, и развивающего навыки научного эксперимента, научного мышления, детализирующего теоретические сведения; - самостоятельной работы, предполагающей проработку и углубление основных разделов химии комплексных соединений с использованием дополнительной литературы. В результате изучения дисциплины студент должен: - владеть современными представлениями о химической связи, стереохимии, устойчивости, реакционной способности координационных соединений, теоретическими основами физико-химических методов исследования координационных соединений - уметь на основе фундаментальных теоретических знаний описать строение и охарактеризовать свойства, устойчивость, обоснованно предложить схему синтеза заданного координационного соединения и методы исследования его состава и свойств.
- знать: теоретические основы химии комплексных соединений, основные положения теорий, описывающих строение и реакционную способность комплексных соединений, основные принципы, лежащие в основе исследования комплексных соединений. 1 Цель и задачи дисциплины (модуля) « Химия комплексных соединений» Химия комплексных соединений – одна из специальных химических учебных дисциплин, предметом изучения которой является строение и свойства координационных соединений. Химия комплексных соединений тесно взаимосвязана как с большинством естественных наук и их областей, так и с хозяйственной деятельностью человека, промышленностью, медициной, экологией, криминалистикой и др. В этой связи изучение дисциплины значительно расширяет кругозор студентов и потенциальные возможности будущих специалистов-химиков. Цель изучения дисциплины “Химия комплексных соединений” - отражение в курсе лекций принципиальных теоретических вопросов, современных достижений и перспектив развития науки на основании уже имеющихся химических знаний. Задачи современной химии комплексных соединений - развитие и научное обоснование нетрадиционных способов синтеза координационных соединений с заданными свойствами на основе классических подходов с целью их аналитического использования; - в рамках лабораторного практикума использование приложения физико-химических методов анализа к исследованию состава, строения и свойств комплексных соединений, и развитие тем самим навыков научного эксперимента, научного мышления, детализирующего теоретические сведения. Самостоятельная работа предполагает проработку и углубленное изучение основных разделов химии комплексных соединений с использованием дополнительной литературы. 2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО Дисциплина «Химия комплексных соединений» является дисциплиной по выбору. Для успешного освоения данной дисциплины студент должен иметь представление о наиболее актуальных проблемах современной теоретической и экспериментальной химии, понимать их значение для развития науки и производства.
Знания, умения и навыки, приобретенные в ходе изучения дисциплины « Химия комплексных соединений » могут быть использованы при планировании, обсуждении и выполнении экспериментальных работ в ходе производственной практики и подготовки выпускной квалификационной работы. 3. Планируемые результаты обучения, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы Компетенции обучающего, формируемые в результате освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины «Химия комплексных соединений» направлен на формирование следующих компетенций: - способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1); - способность использовать полученные знания теоретических основ фундаментальных разделов химии при решении профессиональных задач ( ОПК-1); - способность выполнять стандартные операции по предлагаемым методикам (ПК-1); - способность и готовность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в процессе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2); - владение системой фундаментальных химических понятий (ПК-3); - способность применять основные естественнонаучные законы и закономерности развития химической науки при анализе полученных результатов (ПК-4).
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате изучения данной дисциплины формируются следующие общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК) компетенции: - способность использовать полученные знания теоретических основ фундаментальных разделов химии при решении профессиональных задач (ОПК-1); - способность выполнять стандартные операции по предлагаемым методикам (ПК-1); - владение системой фундаментальных химических понятий (ПК-3); - способность применять основные естественнонаучные законы и закономерности развития химической науки при анализе полученных результатов (ПК-4). В результате освоения дисциплины «Химия комплексных соединений» обучающийся должен: Знать основные понятия химии комплексных соединений; современные представления о природе химической связи, стереохимии, устойчивости, реакционной способности координационных соединений, теоретическими основами физико-химических методов исследования координационных соединений, Уметь на основе фундаментальных теоретических знаний описать строение и охарактеризовать свойства, обоснованно предложить схему синтеза координационного соединения; самостоятельно изучать и использовать научную, учебную и справочную химическую литературу; Владеть практическиминавыками исследования комплексных соединений
5. Структура и содержание дисциплины «Химия комплексных соединений» В том числе: Аудиторных 36 часов, из них Лекций 18 часов, 0,5 зачетных единицы
Лабораторных занятий 18 часов Самостоятельная работа = 36 часов Промежуточный контроль - зачет
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы – 72 часа
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дисциплины «Химия комплексных соединений»
Календарно-тематический план лабораторных работ по химии комплексных соединений для студентов 3 курса направления «Химия» Час
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Основные понятия химии комплексных соединений. 1.1. Предмет химии комплексных соединений, ее место в системе наук. Задачи химии комплексных соединений. 1.2. Предварительные сведения о комплексных соединениях. Роль комплексных соединений в жизни растений и животных. 1.3. Создание учения о комплексных соединениях. Краткий исторический обзор основных этапов развития химии комплексных соединений. Ранние гипотезы и теории развития учения о комплексных соединениях. Довернеровские учения (Т.Грей, А.В.Гофман, С.М.Йоргенсен, К.В.Бломстранд, Д.И.Менделеев). 1.4. Основные положения теории А.Вернера: понятие о главных и побочных валентностях, центральном атоме и лигандах, координационном числе комплексообразователя и дентатности лигандов, внешней и внутренней сфере комплексного соединения. Формулировка понятия комплексного соединения. 1.5. Классификация лигандов и комплексов. Типы комплексных соединений (моно-и полиядерные комплексы, хелаты и внутрикомплексные соединения, изо-и гетерополисоединения, аммиакаты и аминаты, ацидосоединения, полигалогениды, гидраты и др). Особые отличия и свойства внутрикомплексных соединений: устойчивость, гидрофобность, окраска, преимущественная сольватируемость органическими растворителями. Хелатный эффект. Роль внутрикомплексных соединений в системе химико-аналитических операций. 1.6. Номенклатура комплексных соединений. 1.7. Изомерия комплексных соединений: геометрическая изомерия (цис-, транс-), координационная изомерия, координационная полимерия, оптическая изомерия, сольватная изомерия, ионизационная изомерия. Зависимость свойств комплексных соединений от взаимного расположения лигандов (значение геометрической изомерии, теория транс-влияния Черняева при изучении реакционной способности соединений). Тема 2. Химическая связь в координационных соединениях. 2.1. Доквантовые представления о природе химической связи в комплексных соединениях: электростатические, поляризационные, ковалентные. Значение данных представлений в понимании причин образования комплексных соединений и их свойств. 2.2. Квантово-механические представления о природе химической связи в комплексных соединениях: метод валентных связей МВС, теория кристаллического поля (ТКП), метод молекулярных орбиталей (ММО). Взаимосвязь между методами, их возможности и ограничения в интерпретации и предсказании свойств комплексных соединений. Тема 3. Процессы комплексообразования в растворах. 3.1. Общая схема построения эксперимента при исследовании равновесий в растворах комплексных соединений. Типы химических равновесий в растворах комплексных соединений. 3.2. Взаимное влияние природы растворителя и реагентов на свойства друг друга. Влияние других компонентов раствора (буферных смесей, сорастворителей, кислот, оснований, солей, ионной силы раствора и др.) на процесс комплексообразования. 3.3. Понятия аналитической формы комплекса, выхода аналитической комплексной формы. Математические функции, используемые для оценки аналитических форм комплексного соединения: функция протонирования, функция закомплексованности. Понятие об условных константах устойчивости, связь этих констант с термодинамическими. Значение условных констант устойчивости комплексных соединений для решения химико-аналитических задач. Понятие об эффективной константе устойчивости. Значение эффективной константы устойчивости для различных случаев комплексообразования: лиганд - анион слабой кислоты; наличие конкурирующих взаимодействий сопутствующих катионов, маскирующих агентов. Роль эффективной константы при выборе реагентов в целях маскирования мешающих ионов. 3.4. Наиболее распространенные методы изучения равновесий комплексообразования в растворах: метод непрерывных изменений, метод молярных отношений, ограниченно-логарифмический метод, метод прямой линии, метод отношения наклонов, метод относительного выхода Старика и Барбанеля. Исследование ступенчатого комплексообразования: методы Яцимирского, Бьеррума, Фронеуса, Ледена. Возможности и ограничения каждого метода. Тема 4. Комплексообразование в неводных средах 4.1. Неводные растворители. Химические и физические свойства сольватов, образованных неводными растворителями. Направление химических реакции в среде неводных растворителей. 4.2. Учет специфических взаимодействий частиц растворенного вещества с неводными растворителями. Значение и перспективы использования комплексообразования в неводных средах при решении химико-аналитических задач. Список лабораторных работ
1. Изучение процесса комплексообразования ионов металлов (Pb+2, Cu+2, Zn+2, Cd+2 и др.) с ксиленоловым оранжевым и нитрозо-R-солью. Определение оптимальных условий фотометрического анализа комплекса. 2.Установление состава комплексных соединений 3. Оценка коэффициентов погашения комплексных соединений ксиленолового оранжевого и нитрозо-R-соли с ионами Pb2+, Zn2+, Cd2+, Сu2+ , и др. Условные константы устойчивости комплексных соединений, способы их практического определения. 7. Самостоятельная работа студентов Рабочей программой дисциплины «Химия комплексных соединений» предусмотрена самостоятельная работа студентов в объеме 36 часов. Самостоятельная работа проводится с целью углубления и расширения знаний по дисциплине и предусматривает следующие виды внеаудиторной работы студентов: - работа с рекомендованной литературой и с Интернет-источниками с целью усвоения теоретического материала дисциплины. На самостоятельную работу по лекционному курсу выносятся вопросы, связанные с изучением природных источников основных классов органических соединений и их использование в промышленном органическом синтезе (конспектирование): – подготовка к практическим занятиям (решение задач, ответы на контрольные вопросы); – подготовка к контрольным работам, выполнению тестовых заданий; – подготовка к лабораторным занятиям и подготовка отчета по лабораторной работе (см. «Методические указания к лабораторным работам»); – подготовка к зачету. Планирование времени на самостоятельную работу, необходимого на изучение настоящей дисциплины, студентам лучше всего осуществлять на весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Материал, законспектированный на лекциях, необходимо регулярно дополнять сведениями из литературных источников, представленных в рабочей программе дисциплины. По каждой из тем для самостоятельного изучения, приведенных в рабочей программе дисциплины следует сначала прочитать рекомендованную литературу и при необходимости составить краткий конспект основных положений, терминов, сведений, требующих запоминания и являющихся основополагающими в этой теме и для освоения последующих разделов курса. Для расширения знаний по дисциплине рекомендуется использовать Интернет-ресурсы: проводить поиск в различных поисковых системах, таких как www.rambler.ru, www.yandex.ru, www.google.ru, www.yahoo.com.
8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Зачет студент получает при отсутствии любого вида задолженности по изучаемой дисциплине. Вопросы к зачету 1. Роль процессов комплексообразования в достижениях и развитии народного хозяйства, решении экологических проблем. 2. Ранние гипотезы и теории развития учения о комплексных соединениях: аммонийная теория Иергенсена-Бломстранда, другие довернеровские теории. Достоинства и недостатки. 3. Основные положения теории Вернера, ее принципиальная новизна. Формулировка понятия комплексного соединения. 4. Понятие дентантность лигандов. Типы комплексных соединений: хелаты, внутрикомплексные соединения, эфирные хелаты, ионные ассоциаты. 5. Номенклатура комплексных соединений ионного типа. 6. Изомерия комплексных соединений: геометрическая (цис-, транс-), координационная, координационная полимерия, оптическая, сольватная, связевая, ионизационная метамерия. Определения, примеры. 7. Химическая связь в координационных соединениях. Доквантовые представления: электростатические, поляризационные, ковалентные. Значение этих представлений в понимании причин образования и свойств комплексных соединений. 8. Квантово-механические представления о природе химической связи: МВС, ММО, теория кристаллического поля. Лиганды слабого и сильного поля. Теория поля лигандов. Взаимосвязь между методами, их возможности в интерпретации и предсказании свойств комплексных соединений. 9. Общая схема построения эксперимента при исследовании равновесий комплексообразования в растворе. Типы химических равновесий в растворе. Влияние сопутствующих компонентов раствора (сорастворителей, буферных смесей, кислот, оснований, солей и др.) на равновесие комплексообразователя. 10. Понятие аналитическая форма комплекса. Понятие выход комплекса. Математические функции, используемые для оценки процессов образования аналитических форм определяемых комплексов: функция протонирования, функция закомплексованности. 11. Понятие об условных константах нестойкости (устойчивости), их связь с термодинамическими. Расчет условных констант в присутствии конкурирующих равновесий протонирования лигандов (лиганд - анион слабой кислоты; органическая молекула), маскирования. Значение условных констант устойчивости комплексных соединений при решении химико-аналитических задач. 12. Понятие об эффективной константе устойчивости. Значение эффективной константы устойчивости для различных случаев комплексообразования (лиганд - анион слабой кислоты); наличие конкурирующих взаимодействий сопутствующих катионов. Роль эффективной константы при выборе лигандов в целях маскирования. 13. Неводные и смешанные водно-органические растворители. Учет специфических взаимодействий частиц растворенного вещества с неводными растворителями. Значение и перспективы использования комплексообразования в неводных средах при решении химико-аналитических задач. 14. Влияние природы донорного атома на устойчивость комплексного соединения, учет данного фактора при решении химико-аналитических задач. 15. Влияние природы центрального иона на устойчивость комплексного соединения, учет данного фактора при решении химико-аналитических задач.
Практические задания 1. Приведите формулы следующих комплексных соединений: -бис(сульфато)тетраакваферрат (III) гексаакважелеза (II) -тетрахлоропалладат(II) тетраамминпалладия(II) -бромид амидосульфатобис(этилендиамин)дикобальта (III) -гидроксотрихлороаурат(III) оксония -хлорид карбонатодекаамминдикобальта(III) 2. Для пары ионов [Fe(H2O)6]3+ и [Ni(CN)4]2- -укажите электронное строение центральных ионов в этих комплексах -изобразите на диаграммах расщепленных d-орбиталей распределение электронов и подсчитайте ЭСКП -укажите, у какого комплекса больше величина расщепления и объясните почему -объясните причину различной окраски соединений, содержащих эти ионы -рассчитаете величину их магнитных моментов -изобразите распределение электронов по методу валентных связей и укажите тип гибридизации орбиталей центрального атома -объясните лабильность или инертность этих ионов в реакциях обмена лигандами 3. Определите тип изомерии в наборах комплексных соединений: -[Co(py)2(Cl)2]Cl и [Co(py)Cl3]·py -[Co(NH3)4Cl(NO3)]Cl и [Co(NH3)4(Cl)2]NO3 -[Pt(NH3)4SO4](OH)2 и [Pt(NH3)4(OH)2]SO4 4. Для каких электронных конфигураций центрального атома (d1-d9) тетраэдрических и октаэдрических комплексов сильных и слабых полей лигандов можно ожидать проявления эффекта Яна-Теллера? Покажите, что для октаэдрического комплекса, центральный атом которого имеет электронную конфигурацию d7, аксиальное удлинение должно быть спонтанным. 5. На основании правила Сиджвика установите число х в комплексах: [Ru(CO)x], [Rh(CO)x]-, [Fe(CO)xCl2], [Ru(CN)x](x-2)-, [Hg(NH3)x]2+ 1. При растворении в воде 0,5 моль OsCl3 и последующем добавлении избытка AgNO3 образуется 0,75 моль осадка. По результатам опыта составьте формулы двух октаэдрических комплексов осмия (III) в растворе, если они существуют в эквимолярных количествах. 2. Рассчитайте значение остаточной молярной концентрации катиона серебра (I) в 0,001 М растворе дицианоаргентат(I)-ионов в присутствии цианид-иона с концентрацией 0,1 моль/л. 3. Составьте уравнения реакций получения комплексов в водном растворе: CuSO4+H20→ HgI2+HI→ Cu2O+NH3·H2O→ AgI+Na2S2O3→ 4. Составьте уравнения протолитических реакций в водном растворе для комплексов, проявляющих кислотные свойства [Co(H2O)(NH3)5]3+ [Cr(py)2(H2O)4]3+ 5. Рассчитайте состав комплекса никеля с ксиленоловым оранжевым методом молярных отношений по следующим данным:
Молярная концентрация никеля (II) в растворе 1·10-5 моль/л.
Химия комплексных соединений. Методические указания для студентов 4 курса специальности «Химия».-Н.В.Грищенко, Л.И.Белых, Л.В.Рычкова. Сыктывкар, 2001.33с
Рекомендуемая литература Основная: 1. Угай Я.А. Общая и неорганическая химия. М., Высшая школа, 1997, 527 с. 2. Кукушкин Ю.Н.. Химия координационных соединений. М., Высшая школа, 1985, 455 с. 3. Скопенко В.В., А. Ю. Цивадзе и др. Координационная химия. М. Академкнига, 2007, 488 с. 4. Киселев Ю.М., Н.А.Добрынина Химия комплексных соединений. М.Академия, 2007, 352 с. 5. Химия комплексных соединений. Методические указания для студентов 4 курса специальности «Химия».-Сыктывкар,2001, 33с. Дополнительная 1. Лебедева Л.И. Комплексообразование в аналитической химии. ЛГУ, 1985. 2. Коттон Ф., Уилкинсон Дж. Современная неорганическая химия. Т, 1. М., 1969. 3. Шлеффер Г.Л. Комплексообразование в растворах. М. Л., 1966. 4. Гринберг А. А. Введение в химию комплексных соединений. Л., 1971. 5. Инцеди Я. Применение комплексов в аналитической химии. М., 1979. 6. Гутман В. Химия координационных соединений в неводных растворах. М. Мир, 1971. 7. Скорик Н.А., Кумок В.Н. Химия комплексных соединений. М. Высшая школа, 1975. 8. Гликина Ф.Б., Ключников Н.Г. Химия комплексных соединений. М. Просвещение, 1982 9. Сапрыкова З.А., Боос Г.А., Захаров А.В. Физико-химические методы исследования координационных соединений в растворах. Из-во казанского ун-та, 1988. 10. Костромина Н.А., В.Н. Кумок, Н.А. Скорик. Химия координационных соединений. М., Высшая школа, 1990, 432 с. 12. Желиговская Н.Н., И.И. Черняев. Химия комплексных соединений. М., Высшая школа, 1966, 388 с. 13. Ахметов Н.С.. Общая и неорганическая химия. М., Высшая школа, 1981, 680 с. 4. Карапетьянц М.Х., С.И. Дракин. Общая и неорганическая химия. М., Химия 1981, 632 с.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» Институт естественных наук Кафедра химии
Таблица 3
Таблица 4
На основании проведенных исследований спектров поглощения растворов сделать вывод о возможности образования комплекса исследуемого металла с ксиленоловым оранжевым, заключения об оптимальных значениях длины волны и рН раствора, при которых наблюдается максимальное поглощение комплекса. Выполнение работы.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.14 с.) |