Обоснование теоретического объекта исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обоснование теоретического объекта исследования



Теоретический Объект исследования – это фрагмент социальной действительности (имеющий характер целостного явления), включенный в процесс познания в терминах предметной области социологической теории.

 

Пример: подростки (как категория социальной структуры).

Обоснование теоретического Объекта исследования – этоа)выделение явления, в котором явно или неявно существует социальное противоречие, и оно наиболее сильно развито (наивное или номинальное применение диалектики); б) раскрытие связи между масштабом поставленной практической проблемы и границами той конкретной области социальной действительности, которую необходимо включить в процесс познания, чтобы получить недостающее знание (информацию) для выработки решения проблемы (позитивистская точка зрения)

Пример: преступность как свойство подростков (свойство, определенное в терминах выбранной социологом теории; информация о состоянии этого свойства представляет собой недостающее знание для решения проблемы).

2. Обоснование предмета исследования

Предмет исследования – а) это существенные свойства и отношения Объекта исследования, обусловливающие возникновение той социальной или социологической проблемы, поиском решения которой обусловлено проведение исследования; б) наиболее существенные (важные) свойства Объекта исследования, с позиции поставленной проблемы и выбранной теоретической точки зрения (теории).

Иначе говоря, предмет исследования – это определенные в терминах выбранной теории свойства Объекта исследования, информация о состоянии которых представляет собой недостающее знание для поиска решения поставленной проблемы, а также социальные явления, сопоставленные с данными свойствами, предполагаемые в качестве влияющих факторов на состояние этих свойств.

Обоснование предмета исследования – это раскрытие связи между выделенными существенными свойствами Объекта исследования, поставленной проблемой, предметной областью и понятийным аппаратом теории, выбранной для объяснения.

Виды предметов исследования:

а) Предмет исследования, выделенный в рамках одного класса свойств (одного аспекта) объекта исследования.

Используемый теоретический подход – одномерный.

б) Предмет исследования, выделенный в рамках одного или нескольких классов свойств (нескольких аспектов) объекта исследования, сопоставленного с одним или несколькими социальными явлениями, предполагаемыми в качестве влияющих факторов.

Используемый теоретический подход – многомерный, интегральный.

Формулировка темы исследования

И ее составные элементы

Тема исследования – это высказывание, построенное на основе исследовательского вопроса.

Исследовательский вопрос – это высказывание, построенное на основе формулировки связи между свойствами Объекта исследования, информация о состоянии которых представляет собой недостающее знание для поиска решения поставленной проблемы, и сопоставленными с данными свойствами социальными явлениями, предполагаемыми в качестве влияющих факторов на состояние этих свойств. Такая связь представляет собой социологическую (познавательную) проблему.

Пример: Как влияет семья на преступность подростков в России.

Структурные элементы темы исследования: объект и предмет исследования, социальная и социологическая проблема, проблемная социальная ситуация.

Формулировка темы исследования – это одновременное указание а) социальной проблемы, существующей в рамках проблемной социальной ситуации и выступающей в качестве Предмета исследования; и (указание) б) социологической проблемы, которая представлена в предмете исследования через обозначение связи между состоянием исследуемых существенных свойств Объекта исследования и влияющими на это состояние социальными факторами.

Пример структурных элементов и темы исследования:

 

¨ Объект исследования – подростки.

¨ Предмет исследования – влияние общения в семье на преступность подростков.

¨ Проблемная социальная ситуация – экономические и политические отношения в современной России.

¨ Социологическая проблема – как влияет общение в семье на преступность подростков.

 

¨ Тема: Влияние общения в семье на уровень преступности подростков в условиях экономических и политических отношений в современной России.

 

 

Виды исследования, определяемые в зависимости от интересующих свойств теоретического объекта исследования и влияющих на их состояние внутренних и внешних факторов.

 

 

¨ Описательное исследование. Оно предполагает определение состояния видовых характеристик, свойств теоретического объекта исследования.

 

Пример: Виды преступности подростков.

 

¨ Описательно-объяснительное исследование – определяет влияния внутренних или внешних факторов на состояние объекта исследования.

Пример: Влияние общения в семье на уровень преступности подростков.

 

¨ Объяснительное исследование – определяет механизмы влияния внутренних или внешних факторов на состояние объекта исследования.

Пример: Социальные и социально-психологические механизмы влияния общения в семье на уровень преступности подростков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.006 с.)