Композиционное построение сценария культурно - досуговых программ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Композиционное построение сценария культурно - досуговых программ



 

Совершенствование культурно-досуговой деятельности во много зависит от умения и способностей сценаристов разрабатывать и реали-

зовывать сценарии различных культурно-досуговых программ. Созда­ние сценария - это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического про­изведения. Автору сценария необходимо так соединить все его компо­ненты, чтобы в итоге получилось целостное драматургическое произве­дение. Культурно-досуговая программа, организованная и проведенная по сценарию, производит впечатление ясного и завершенного целого. Каждая культурно-досуговая программа содержит в себе элемент кон­струкции, построения, обусловливая тем самым композиционную орга­низацию сценарного материала.

Композиция - (соединение, расположение, составление) - построе­ние художественного произведения. Она является основной органи­зующей и конструирующей силой любого художественного произведе­ния, это закон, способ соединения звуковых и текстовых частей, скажем, в литературном и музыкальном произведениях, средство выражения связей между элементами данного произведения. Композиция является самой существенной частью творческого процесса.

Драматургическая основа культурно-досуговой программы создает­ся такими эмоционально-выразительными средствами, как живое слово, музыка, кино, поэзия, пантомима, хореография и др. Задача композици­онного построения сценария состоит в том, чтобы соединить все эти элементы в единое целое, придать будущей программе логичность, стройность, целостность. От того, насколько данные элементы будут гармонировать между собой, взаимодействовать в сюжетной конструк­ции, соподчиняться и дополнять друг друга, зависит эмоциональное и эстетическое восприятие ее зрительской аудиторией.

В процессе работы над драматургией культурно-досуговой про­граммы сценарист сталкивается с различными видами творческой дея­тельности, которые могут быть успешно им реализованы лишь в том случае, если он опирается на прочный фундамент знаний закономерно­стей творческого процесса. Для этого, в первую очередь, необходимо знание теоретических основ таких творческих явлений как сущность, структура, особенности художественного мышления и художественного вкуса, формы, средства, методы их формирования, законов композици­онного построения драматургического произведения - функциональное размещение в нем экспозиции, завязки, основного развития действия, кульминации, развязки и окончания.

Композиция имеет свои законы - целостность, взаимосвязь и со - подчиненность частей целому, контрастность, подчиненность всех средств художественного произведения сценарному замыслу, един­ство содержания и формы, соразмерность, типизация и обобщение и др., которые отражают те многосторонние связи, которые необходимо соединить в процессе творческой работы над драматургией культурно-досуговой программы.

Охарактеризуем основные из них. Законы целостности, взаимо­связи и соподчиненности частей целому.

Специфическая особенность драматургии культурно-досуговой программы, выражающаяся в поэпизодном построении сценария, обус­ловлена не прихотью сценариста, а объективной необходимостью наи­более полно и многоаспектно раскрыть тему и идею, включая различ­ные стороны выбранной для художественного воплощения проблемы или явления.

Эпизод в сценарии, являясь частью общего целого, в то же время характеризуется такими качествами, как относительная самостоятель­ность сюжетной конструкции, система отобранных художественных средств, аргументирующих какую-то грань темы и идеи, наличие собы­тия, вокруг которого завязывается драматургическое действие.

Композиционная целостность в драматургической конструкции культурно-досуговой программы не сводится к простой сумме эпизодов, а достигается прежде всего за счет объективно необходимого их коли­чества, наиболее полно раскрывающих авторский замысел, а также преемственной тематической связью между ними.

Каждый эпизод относительно самостоятелен как по теме, так по содержательной направленности, но в общем контексте сценария яв­ляется неотъемлемой частью целого.

Следует учитывать, что композиционная целостность культурно-досуговой программы достигается не только логическим построением данных эпизодов, а, в первую очередь, системой связей, возникающей в сюжетной конструкции сценария, которая складывается из взаимодей­ствия документального и художественного материала, оправданности и согласованности внутренних средств выражения содержания, приемов и способов его сценической реализации.

В композиционном построении сценария культурно-досуговой про­граммы значительную роль играют сюжет и сюжетный ход, которые, в свою очередь, всегда для сценариста являются творческим открытием. Именно найденный сюжетный ход - художественный прием - делает драматургическое произведение неповторимым и оригинальным по композиционному построению.

Закон контрастности в сценарии вытекает из сущности диалекти­ческого закона единства и борьбы противоположностей и является важ­нейшей творческой опорой в отборе и композиционном построении сце­нарного материала. В основе композиционного построения материала по контрасту лежит стремление сценариста показать факты, явления, процессы окружающей действительности в противоречии, в конфликт­ном отношении друг к другу. Это обеспечивает наличие конфликта в сценарии, позволяет активизировать мышление зрительской аудитории, придать культурно-досуговой программе ярко выраженный художе­ственно-публицистический характер.

Использование контрастов играет большую роль в эмоциональном восприятии содержания культурно-досуговой программы. Убежденность личности в правоте тех или иных идей не может не формироваться без опоры на ее чувства. Известно, что эмоции человека делятся на поло­жительные и отрицательные. Формирование чувств происходит не толь­ко в процессе положительных переживаний, но также и через отрица­тельные эмоции и переживания. И часто положительное чувство рож­дается в "борьбе" положительных и отрицательных эмоций. При вос­приятии содержания культурно-досуговой программы, построенной на контрасте, зритель испытывает гамму переживаний, окрашенных как положительными, так и отрицательными эмоциями. Причем эти эмоции находятся не в статичном состоянии, а постоянно взаимодействуют, "борются", и эта "борьба" эмоций оказывает влияние на интеллектуаль­ную сферу зрителя, в которой образуется своеобразный конфликт меж­ду тем, что уже установлено в сознании, и тем, что возникает в процес­се восприятия содержания. В конечном итоге сознание зрителя обога­щается, активное восприятие положительно влияет на развитие лич­ности.

Закон подчиненности всех выразительных средств идейному за­мыслу культурно - досуговой программы - одна из самых труднейших задач, которую решает сценарист при создании драматургии культурно-досуговой программы. Это умение оказаться на уровне своего соб­ственного замысла, то есть разработать адекватное своему замыслу содержание данной программы, предназначенной для сценического во­площения. Реализовать замысел в содержании - значит, так отобрать сценарный материал и так его композиционно выстроить, чтобы все средства идейно-эмоциональной выразительности раскрыли идею, ав­торскую позицию.

Важно подчеркнуть, что все эти художественные компоненты, в за­висимости от месторасположения в сценарии культурно-досуговой программы, могут нести различную смысловую нагрузку, свою эстети­ческую направленность. Отбирая для сценария те или иные художе­ственные фрагменты, важно определить их идейно-тематическую соот­несенность с общим сценарно-режиссерским замыслом будущей про­граммы. Наиболее высоким творческим успехом сценариста считается умение так соединить идейно-эмоциональные средства, которые, вза­имодействуя между собой, дают возможность добиться воплощения идеи художественного замысла. В этом суть новизны и оригинальности сценария той или иной культурно-досуговой программы.

Решение такой творческой задачи требует от сценариста больших интеллектуальных и эмоциональных затрат, развитого художественного вкуса, тонкого чувства современности, глубокого знания произведений литературы и искусства. Смысловым содержательным стержнем в этом творческом процессе выступает художественное мышление сценари­ста, развитые творческие качества, такие, как воображение и фантазия, умение в эмоционально-образной форме реализовать свой замысел.

Закон соразмерности при работе над драматургией культурно-досуговой программы базируется на неограниченных возможностях при поиске материала. Первым ориентиром в отборе сценарного материала служит, как правило, событие, которому посвящается та или иная куль-турно-досуговая программа. Событие, его масштаб и содержательная направленность определяют "границы" отбора материала. На втором этапе работы с материалом, изучая проблему, сценарист из массы ма­териала отбирает только тот, который в большей степени отвечает его творческому замыслу.

Целостность драматургического произведения во многом зависит и от количественного соотношения материала. Объем и характер сценар­ного материала, его распределение по эпизодам подчиняются задаче наиболее полной реализации творческого замысла. И здесь в силу вступают такие важные творческие качества сценариста, как чувство меры, творческая интуиция. Добиваясь соразмерности расположения второстепенных и главных частей сценарного материала, синтезируя идейно-эмоциональные средства, сценарист должен стремиться к точ­ному и четкому пропорциональному соотношению структурных элемен­тов композиции - экспозиции, завязки, основного развития действия, кульминации, развязки и окончания. Такая конструкция сценария позво­ляет правильно выстроить сюжет, избегая однотипности отбираемых сведений и фактов и однообразия внутренних ритмов драматургическо­го действия.

Знание законов композиционного построения драматургического произведения требует умения гибко использовать основные приемы монтажа сценарного материала: последовательный, параллельный, контрастный, ассоциативный. При этом следует помнить, что достиже­ние целостности и выразительности (а конечная цель композиционного построения именно в этом и состоит) не происходит только с написани­ем литературно-текстовой части сценария. Композиционная завершен­ность драматургической формы сценария окончательно наступает в его реализации на сцене, где огромную роль играет декоративно-художественное оформление (пространственная композиция), световое решение и сценическая пластика, общая атмосфера культурно-досуговой программы. Поэтому качественная драматургическая основа является важнейшим фактором ее успешной организации и проведения. Итак, рассмотрев основные законы композиции в работе сценари­ста культурно-досуговых программ, перейдем к анализу структуры ком­позиционного построения сценария. Диапазон культурно-досуговых про­грамм достаточно широк как по содержанию, так и по формам. Это иг­ровые, конкурсно-игровые, информационные, развлекательные, худо­жественно-публицистические, театрализованные и другие комплексные программы. Каждый вид такой программы имеет свои специфические особенности драматургической организации сценарного материала и, следовательно, композиционного построения. Значительное место в структуре указанных программ занимают театрализованные представ­ления. Это сложнейшая драматургическая форма, приближенная к ли­тературно-художественному произведению всеми признаками жесткой композиционной структуры. Классическую структуру такой программы, как отмечалось, составляют следующие элементы: экспозиция, завязка, основное развитие действия, кульминация, развязка и окончание. Каждый названный элемент в структуре композиции имеет свое опре­деленное функциональное назначение. Рассмотрим последовательно каждый из данных элементов.

Экспозиция - первый структурный элемент композиционного по­строения сценария. Как правило, экспозиция располагается вначале и служит основой для развития последующего драматургического дей­ствия. Особенность экспозиции заключается в том, что в ней практиче­ски отсутствует событие. Она лаконична, кратковременна, в ней отра­жается лишь общий характер темы будущей культурно-досуговой про­граммы. Это может быть знакомство с участниками театрализованного представления или сообщение ведущего исходных данных о теме пред­стоящей программы.

В некоторых случаях экспозицию отождествляют с таким компози­ционным приемом, как пролог. Но следует помнить, что экспозиция и пролог не идентичные понятия. Пролог (предисловие) - это композици­онный прием, суть которого заключается в показе или демонстрации идей автора, его отношение к событию, которому посвящена культурно-досуговая программа. Самым существенным отличием является то, что пролог не связан с основным сюжетным действием, в то время как в экспозиции сюжетное действие берет свое начало. Использование дан­ного приема характерно для театрализованных и особо торжественных, представлений, что дает возможность режиссеру-постановщику осу- i ществить красочное и зрелищное начало представления.

Завязка - это важнейший опорный структурный элемент компози­ционного построения сценария культурно-досуговой программы. Функ­циональная ценность данного элемента заключается в том, что в его основе, в первую очередь, лежит событие, так называемое "исходное", которое определяет начало драматургического конфликта и находит свое развитие в последующих структурных элементах композиционного построения сценария. Именно исходное событие привлекает внимание зрительской аудитории и побуждает ее следить за дальнейшим сюжет­ным развитием действия.

В структуре сюжета завязка является определяющим началом раз­вития основного действия, и таким образом, завязка, ее содержание, оказывает влияние на последующий событийный ряд в сюжетно-композиционном построении сценария.

Поиск сценаристом оригинального сюжетного решения завязки всегда является драматургической проблемой. Завязка не только фор­мально определяет исходное событие, но и является существенным моментом оригинального драматургического решения сценария куль­турно-досуговой программы. Оригинальное решение завязки во многом определяет последующий ход всей программы. Небрежный, необду­манный подход сценариста к решению завязки, как правило, приводит к сюжетной неопределенности и рыхлости композиционного построения сценария.

Основное развитие действия в композиционном построении яв­ляется самой обширной частью сценария. Здесь фактически уклады­вается весь основной сюжет культурно-досуговой программы. Именно здесь исходное событие, которое произошло в завязке, в основном раз­витии действия, находит свое драматургическое продвижение к кульми­нации. Напомним, что сценарий культурно-досуговой программы стро­ится из блоков и эпизодов, которые обладают определенной сюжетно-тематической самостоятельностью, то есть имеют свой оригинальный сюжет, внутренний событийный ряд, композиционное построение и свой неповторимый драматургический ход. Количество блоков и эпизодов, включаемых в драматургическую ткань сценария, определяется творче­ским замыслом сценариста.

Однако здесь необходимо усвоить, что событийный ряд данных блоков и эпизодов подчинен основному сюжетному ходу сценария, его основному сквозному драматургическому действию. Общий сюжетный ход, проходя красной нитью через все эпизоды и блоки, связывая их в единое драматургическое действие, является главнейшим композици­онным приемом, способствующим созданию целостности культурно-досуговой программы.

В то же время событийный ряд отдельных блоков и эпизодов обес­печивает тот ритм нарастания сюжетного действия, которое в конце концов органично приводит к кульминации в сценарии. Чем оригиналь­нее будут выстроены блоки и эпизоды в сценарии, тем интереснее бу­дет развиваться сквозное действие культурно-досуговой программы, его основной сюжет.

Композиционное построение основной части сценария требует от сценариста большого мастерства, чтобы избежать опасности потери течения сюжета. В этой связи большое значение имеют так называемые сюжетные акценты, то есть слова, фразы, сценические действия, кото­рые фиксируют внимание зрительской аудитории на основных сюжет­ных узлах и позволяют ей с неослабевающим интересом следить за хо­дом программы и адекватно воспринимать все происходящее на сцене.

Кульминация - вершина развития драматургического конфликта в сценарии, высшая точка эмоционального восприятия зрительской ауди­тории. В центре кульминации лежит главное событие, задача которого -в разрешении всего драматургического конфликта в сценарии. Если ис­ходное событие в завязке и событийный ряд в основном развитии дей­ствия логично между собой сопряжены, то кульминация вытекает есте­ственно и становится смысловым и эмоциональным центром всей куль­турно-досуговой программы.

Развязка - как структурный элемент композиционного построения выполняет функцию завершения сюжетной линии сценария. Развязка ставит последнюю точку в развитии сквозной линии. Важно помнить, что в развязке в обязательном порядке следует заключительное собы­тие, в котором сообщается результат разрешения драматургического конфликта. Следовательно, событийный ряд, взявший свое исходное начало в завязке, пройдя основное развитие действия и достигнув кульминации, в развязке завершает свое драматургическое развитие.

Финал - следует за развязкой и означает полное завершение сце­нического действия. Финал служит средством подведения итогов всего драматургического действия, происходившего на сцене.

Особой формой финала является эпилог (послесловие). В компо­зиционном построении сценария он выполняет важнейшую апофеозную роль, благодаря чему каждая театрализованная культурно-досуговая программа завершается массовым эмоционально-зрелищным действи­ем.

Рассмотренные особенности композиционного построения сцена­рия культурно-досуговых программ с опорой на закономерности ее ком­позиции и структуры требуют от студентов глубокого изучения данной проблемы как в теоретическом так и учебно-методическом плане.

Следует помнить, что организация культурно-досуговых программ на основе умозрительно сконструированных сценариев без знания за­конов и закономерностей творческого процесса, без глубокого художе­ственного и документального исследования не дает положительных ре­зультатов, приводит к утрате доверия зрительской аудитории, снижает авторитет учреждения культуры.

Вопросы для самопроверки:

1. Понятие композиции, ее сущность и содержание.

2. Характеристика основных законов композиции.

3. Роль структурных элементов композиции е сценарии куль­турно - досуговой программы.

Рекомендуемая литература

1. Марков О. И. Методика создания сценария клубного теат­рализованного представления. - Барнаул, 1985.

2. Рисунок, живопись. Композиция: Хрестоматия для студен­тов ху ' дож. - граф. фак. пединститутов / Сост. Н. Н. Рос­товцев и др. - М.: Просвещение, 1989.

3. Чечетин А. И. Искусство театрализованных представле­ний. - М.: Сов. Россия. 1988.

4. Шорохов Е. В. Композиция: Учеб. для студентов худож.- граф. фак. педагогических, институтов. - 2- е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.02 с.)