Анкетирование как способ исследование потребителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анкетирование как способ исследование потребителей



МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»

(РУТ (МИИТ)

Кафедра «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные

системы»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Маркетинг»

 

 

АНКЕТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

 

Выполнила ст. гр. ВМЛ-211

К.И. Сучкова

Руководитель работы:

д.э.н., профессор И. Н. Мисанова

 

Москва, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

Часть 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ АНКЕТИРОВАНИЕ………………………………..5.

1.1. Понятие и сущность анкетирования в маркетинговых исследованиях..5

1.2. Функции, способы и виды маркетингового анкетирования. Их недостатки и преимущества…………………………………………………………………9

Часть 2. АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ КАК СПОСОБА ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ………………………………………………………………15

2.1. Особенности анкетирования как способа исследования потребителей……………………………………………………………………15

2.2. Методы реализации анкетирования как способа исследования потребителей (на примере компании ОАО «РЖД»)..........................................17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..........23

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Маркетинговые исследования являются одним из наиболее эффективных инструментов для создания или развития успешного бизнеса, и транспортная отрасль при этом не является исключением. Маркетинговые исследования дают возможность:

- понимать текущую ситуацию на транспортном рынке и потребительские предпочтения пассажиров (населения);
- оценивать насколько перспективен и востребован определенный вид коммерческой деятельности (сервисной услуги);
- видеть конкурентов, их долю рынка, а также преимущества и недостатки;
- определять тип «собственного» клиента (свой сегмент рынка) и методы работы с ним;
- разрабатывать эффективную маркетинговую стратегию на основании полученных сведений[1].

В целях получения преимущества перед конкурентными транспортными предприятиями и для эффективного функционирования на рынке транспортных услуг следует максимально активно использовать маркетинговые подходы при изучении спроса пассажиров на основные, сопутствующие и дополнительные услуги и формировании максимально востребованных и актуальных транспортных предложений. Порядок проведения предприятием маркетингового исследования зависит от целей, стоящих перед ним, степени охвата рынка и объекта исследования. В качестве целей исследования выделяют
необходимость:
- выявления потребительской клиентуры по видам услуг;
- завоевания большей доли транспортного рынка;
- повышения доходности и прибыльности транспортного предприятия;
- выявления степени удовлетворенности спроса населения различными видами услуг и формирования по результатам исследований новых предложений[2].

Поэтому если речь идет о решении конкретной задачи и о получении ответа на вполне определенные вопросы целесообразно проводить полевые маркетинговые исследования. Наиболее распространенным способом получения необходимой информации при проведении полевых исследований является опрос. По степени охвата опрашиваемых и способу получения результатов при проведении исследования опросы можно классифицировать как массовые, экспертные и опросы фокус-групп.

В любом случае при проведении опроса интервьюер обращается к респондентам для того, чтобы узнать факты, мнения и настроения путем непосредственного общения, как правило, с помощью анкет. Анкетный опрос – это не просто перечень вопросов, а весьма тонкий и гибкий инструмент, требующий тщательной проработки, и дающий максимально полный и
точный ответ на интересующие вопросы.

Задачи курсовой работы:

1. Изучить анкетирование как метод маркетинговых исследований.

2. Определить недостатки и преимущества данного метода исследования.

3. Рассмотреть как применяется метод анкетирования для изучения потребителей на примере компании ОАО «РЖД».

 

По полноте охвата

· Сплошное (опрос всех представителей выборки)

· Выборочное (опрос части выборки)

Функции анкетирования

Анкетный вопрос в социологическом исследовании несет в себе важные познавательные и прочие функции. По мнению А.И. Кравченко и других исследователей у анкетного вопроса их три – индикаторная, коммуникативная и инструментальная.

Индикаторная функция состоит в том, что вопрос обеспечивает получение искомой информации, а не какой-либо другой. Обеспечение индикаторной функции связано с обоснованием формулировки вопроса относительно измеряемой характеристики (индиката ). Когда индикат определен, то можно оценить, является ли сформулированный вопрос его индикатором, может ли он дать искомую информацию.

Способность вопроса изучать измеряемую характеристику, а не какую-либо другую, называется обоснованностью вопроса. Ее синонимами выступают понятия валидности и релеватности[12].

Коммуникативная функция вопроса обусловлена природой социально-психологического общения. Она обеспечивает связь между сознанием исследователя и обыденным сознанием респондентов. Критерием оценки коммуникативных возможностей вопроса выступает однозначность понимания его смысла респондентами, искренность и достоверность ответов.

Инструментальная функция вопроса связана с соблюдением специальных требований, предъявляемых к его измерительным возможностям, построению шкал и индексов, формируемых на базе блоков вопросов. Речь идет о таких оценках, как точность и устойчивость измерений, проводимых с помощью вопросов шкального типа.

Логическая структура вопроса определяется наличием в нем двух обязательных элементов:

1) базисной информации о том, что известно;

2) указанием на недостаточность известной информации и необходимость ее восполнения или уточнения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная тема сейчас достаточно актуально. Рынок развивается с каждым днем, растет и количество товаров и услуг на нем увеличивается в геометрической прогрессии. Компаниям необходимо поддерживать уровень конкурентоспособности и бороться за покупателей. Для этого необходимо повышать качество продукции с каждым днем, увеличивать ассортимент и выбирать более эффективные стратегии маркетинга, их слияние. 

Чтобы удержать своих потребителей или привлечь новых, необходимо проводит их исследования. Для подобных целей наиболее лучше подходит анкетный опрос, так как он охватывает большое количество людей.

В данной курсовой работе были рассмотрена понятия анкетирования как маркетингового исследования, его понятия и сущность. Были раскрыты принципы создания анкеты, этапы, правила. Так же проведен анализ функций этого метода и его особенностей. Все это необходимо для того, чтобы составить грамотную, понятную респонденту анкету, которая принесет максимум пользы для исследований.

В практической части работы наглядно показано как подобный метод применяется на практике в компании ОАО «РЖД». Они уже долгое время используют его для заочного контакта со своими потребителями. В ходе исследования становится понятно, что такие действия дают результат. Компания является ведущей в сфере пассажирских жд перевозок на территории Росси. От части, это достигнуто благодаря тщательной работе с клиентами.

В заключение, хочется сказать, что для нынешнего рынка необходимо использовать разные виды маркетинговых исследований. Чем больше качественной и полезной информации о рынке будет получено, тем больше возможностей откроет для себя компания.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Е.Б. Куликова, О.Н. Мадяр Учебное пособие [Текст]  НТБ МИИТ, Москва, 2018 г. – 62 стр.

2.  А.М. Новожилов Учебное пособие «Маркетинговые исследования и ситуационный анализ. Часть 2» [Текст] НТБ МИИТ, 2018 г.

3. Г.В. Власюк Учебное пособие «Маркетинг. Практическое занятие 1» [Текст] НТБ МИИТ, 2009 г.

4. Е.П Голубков Учебник «Основы марктеинга» [Текст] Изд. Финпресс, 1999г. - 656 стр

5. Элизабет Ноэль Книга «Массовые опросы» [Текст] Изд. АВА-ЭСТРА, 1993 г. - 272 с.

6. Михаил Полиенко статья «Маркетинговые исследования и анализ» [Текст], 17 апреля 2009 г.

7. Скоробогатых И. И., Ефимова Д. М., Мешков А. А. Учебник «Маркетинговые исследования и ситуационный анализ» [Текст] Изд. Кнорус 2019 г. - 570 стр.

8. Черных В. В. Учебное пособие "Маркетинговые исследования рынка инновационного продукта" [Текст] Изд. Лань, 2018 г. – 415 стр.

9. Аренков И.А. Иследования «Бенчмаркинг и маркетинговые решения» [Текст] Изд. СПбГУЭФ, 1997 г. - 144 с.

10. Беляевский И. К. Учебное пособие. «Маркетинговые исследования, инфорация, анализ, прогноз» Изд. ИНФРА-М, 2019 г. – 392 стр.

11. Дэвид Кревенс Учебник «Стратегический маркетинг. Шестое издание» Изд «Вильямс» 2003г. - 741 стр.

12. Л.А. Данченок Учебное пособие «Руководство по изучению дисциплины, практикум, учебная программа» Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. [Текст]2005 г. – 300 стр.

13. Лекции Преподавателя ПГУ: Миронов Валерий Иванович. От 2010 г.

14. Барышев А. Ф.  Учебник для студентов учреждений средних специальных образований «Маркетинг» [Текст] Изд. Академия, 2013 г. - 224 стр.

15. Айан Брейс Учебник  «Анкетирование» [Текст] Изд Баланс Бизнес Букс, 2005 г.- 336 стр.

16. Лекции по теме «Маркетингове исследования» Электронный ресурс: https://lektsia.com/4x28ba.html

17. Официальный сайт ОАО «РЖД» Электронный ресурс: https://old-doc.rzd.ru/doc/public/ru?STRUCTURE_ID=704&refererLayerId=5103&layer_id=5104&id=3932

 

   

 


[1] Л.А. Данченок Учебное пособие «Руководство по изучению дисциплины, практикум, учебная программа» Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. [Текст]2005 г. – 300 стр.

 

[2] Е.Б. Куликова, О.Н. Мадяр Учебное пособие [Текст] НТБ МИИТ, Москва, 2018 г. – 62 стр

[3] Лекции Преподавателя ПГУ: Миронов Валерий Иванович. От 2010 г.

[4] Г.В. Власюк Учебное пособие «Маркетинг. Практическое занятие 1» [Текст] НТБ МИИТ, 2009 г.

 

[5] Элизабет Ноэль Книга «Массовые опросы» [Текст] Изд. АВА-ЭСТРА, 1993 г. - 272 с.

 

[6] Аренков И.А. Иследования «Бенчмаркинг и маркетинговые решения» [Текст] Изд. СПбГУЭФ, 1997 г. - 144 с.

 

[7] Барышев А. Ф. Учебник для студентов учреждений средних специальных образований «Маркетинг» [Текст] Изд. Академия, 2013 г. - 224 стр.

 

[8] Е.П Голубков Учебник «Основы марктеинга» [Текст] Изд. Финпресс, 1999г. - 656 стр

[9] А.М. Новожилов Учебное пособие «Маркетинговые исследования и ситуационный анализ. Часть 2» [Текст] НТБ МИИТ, 2018 г

[10] Айан Брейс Учебник «Анкетирование» [Текст] Изд Баланс Бизнес Букс, 2005 г.- 336 стр

[11] Лекции по теме «Маркетингове исследования» Электронный ресурс: https://lektsia.com/4x28ba.html

 

[12] Дэвид Кревенс Учебник «Стратегический маркетинг. Шестое издание» Изд «Вильямс» 2003г. - 741 стр.

 

[13] Черных В. В. Учебное пособие "Маркетинговые исследования рынка инновационного продукта" [Текст] Изд. Лань, 2018 г. – 415 стр

[14] Скоробогатых И. И., Ефимова Д. М., Мешков А. А. Учебник «Маркетинговые исследования и ситуационный анализ» [Текст] Изд. Кнорус 2019 г. - 570 стр.

 

[15] Михаил Полиенко статья «Маркетинговые исследования и анализ» [Текст], 17 апреля 2009 г.

 

[16] Официальный сайт ОАО «РЖД» Электронный ресурс: https://old-doc.rzd.ru/doc/public/ru?STRUCTURE_ID=704&refererLayerId=5103&layer_id=5104&id=3932

 

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»

(РУТ (МИИТ)

Кафедра «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные

системы»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Маркетинг»

 

 

АНКЕТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

 

Выполнила ст. гр. ВМЛ-211

К.И. Сучкова

Руководитель работы:

д.э.н., профессор И. Н. Мисанова

 

Москва, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

Часть 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ АНКЕТИРОВАНИЕ………………………………..5.

1.1. Понятие и сущность анкетирования в маркетинговых исследованиях..5

1.2. Функции, способы и виды маркетингового анкетирования. Их недостатки и преимущества…………………………………………………………………9

Часть 2. АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ КАК СПОСОБА ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ………………………………………………………………15

2.1. Особенности анкетирования как способа исследования потребителей……………………………………………………………………15

2.2. Методы реализации анкетирования как способа исследования потребителей (на примере компании ОАО «РЖД»)..........................................17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..........23

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Маркетинговые исследования являются одним из наиболее эффективных инструментов для создания или развития успешного бизнеса, и транспортная отрасль при этом не является исключением. Маркетинговые исследования дают возможность:

- понимать текущую ситуацию на транспортном рынке и потребительские предпочтения пассажиров (населения);
- оценивать насколько перспективен и востребован определенный вид коммерческой деятельности (сервисной услуги);
- видеть конкурентов, их долю рынка, а также преимущества и недостатки;
- определять тип «собственного» клиента (свой сегмент рынка) и методы работы с ним;
- разрабатывать эффективную маркетинговую стратегию на основании полученных сведений[1].

В целях получения преимущества перед конкурентными транспортными предприятиями и для эффективного функционирования на рынке транспортных услуг следует максимально активно использовать маркетинговые подходы при изучении спроса пассажиров на основные, сопутствующие и дополнительные услуги и формировании максимально востребованных и актуальных транспортных предложений. Порядок проведения предприятием маркетингового исследования зависит от целей, стоящих перед ним, степени охвата рынка и объекта исследования. В качестве целей исследования выделяют
необходимость:
- выявления потребительской клиентуры по видам услуг;
- завоевания большей доли транспортного рынка;
- повышения доходности и прибыльности транспортного предприятия;
- выявления степени удовлетворенности спроса населения различными видами услуг и формирования по результатам исследований новых предложений[2].

Поэтому если речь идет о решении конкретной задачи и о получении ответа на вполне определенные вопросы целесообразно проводить полевые маркетинговые исследования. Наиболее распространенным способом получения необходимой информации при проведении полевых исследований является опрос. По степени охвата опрашиваемых и способу получения результатов при проведении исследования опросы можно классифицировать как массовые, экспертные и опросы фокус-групп.

В любом случае при проведении опроса интервьюер обращается к респондентам для того, чтобы узнать факты, мнения и настроения путем непосредственного общения, как правило, с помощью анкет. Анкетный опрос – это не просто перечень вопросов, а весьма тонкий и гибкий инструмент, требующий тщательной проработки, и дающий максимально полный и
точный ответ на интересующие вопросы.

Задачи курсовой работы:

1. Изучить анкетирование как метод маркетинговых исследований.

2. Определить недостатки и преимущества данного метода исследования.

3. Рассмотреть как применяется метод анкетирования для изучения потребителей на примере компании ОАО «РЖД».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.041 с.)