Методические указания по практическим занятиям по основам экономической теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания по практическим занятиям по основам экономической теории



КРУГЛОВ И.В.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ОСНОВАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.05.04 ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ  

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТРАНСПОРТ

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ:ЗАОЧНАЯ

ЛИПЕЦК 2019

 Цель, задачи и структура методических указаний к проведению практических занятий

Основной целью практических занятий по дисциплине «Основы экономической теории» является формирование у будущих специалистов по вопросам  промышленного транспорта в  области знаний и практических навыков по вопросам формирования издержек и прибыли предприятия, влияния ценовых и неценовых факторов на спрос и предложение товаров, влияния потребностей, цен и дохода на потребительский выбор, влияния монополий на развитие конкуренции.

Это обуславливает необходимость решения следующих задач практических занятий, а именно:

а) закрепление теоретических основ знаний по понятиям и категориям, связанных с экономическими явлениями и процессами, определяющими действие законов спроса и предложения, теории потребительского поведения, формирование издержек и прибыли предприятий, действия на рынках факторов производства;

б) проверка уровня теоретических знаний студентов с помощью тестирования по темам практических занятий;

в) развитие у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач в области действия законов спроса и предложения, теории потребительского поведения, формирования издержек и прибыли предприятия, факторов производства.

Структуру практических занятий по темам можно разделить на три блока:

1.Содержание практических занятий и список рекомендованной по теме литературы.

2.Тесты по теме

3. Примеры решения задач и задачи для самостоятельной работы студентов.

Процесс проведения практических занятий можно разделить на два этапа:

1.Подготовительный.

2.Основной.

В течение подготовительного этапа к практическим занятиям студенты изучают содержание практического занятия по узловым вопросам темы, основываясь на материалах соответствующей лекции и на изучении рекомендованной литературы по теме, представленной в методических указаниях.

На втором этапе практического занятия они отвечают на тесты, рассматривают с преподавателем примеры решения задач и в конце практического занятия по основным темам курса получают задачи для самостоятельной работы.

При рассмотрении практических примеров они в соответствии с темами практических занятий оценивают действие законов спроса и предложения, теории потребительского поведения, формирования издержек в краткосрочном и долгосрочном периоде, рынков факторов производства, видов конкуренции.

Самостоятельная работа студентов с задачами выполняется в общей тетради. С правой стороны каждой страницы необходимо оставить поля, пронумеровать страницы внизу по центру, в конце поставить дату выполнения и подпись.

На титульном листе обязательно указать: наименование факультета, специальности, номер группы, фамилию, имя, отчество студента.

Правильное решение задач и их оформление учитывается при их оценке: небрежно выполненные работы (написанные неразборчиво, содержащие зачеркнутые строки, вписанные слова, редакционные и грамматические ошибки) возвращаются для их исправления.

При возникновении вопросов, связанных с решением задач, преподаватель на практических занятиях консультирует студентов и рассматривает методику их решения.

По результатам решения задач преподавателем выставляется текущая оценка, что не только закрепляет теоретический и практический материал, полученный на лекциях и на практических занятиях, позволяет более эффективно проводить промежуточную аттестацию, но и служит формой подготовки студентов к сдаче зачета по основам экономической деятельности.

Тесты

Укажите правильный вариант ответа

1. Микроэкономика занимается изучением:

а) поведения потребителей и фирм;

б)функционирования экономики как единого целого;

в) условий формирования рыночных цен;

г) эффективности размещения ресурсов;

д) форм и методов конкурентной борьбы.

2. Согласно кейнсианской теории, уровень производства определяется величиной совокупного спроса. Это означает, что:

а) производство дохода создает спрос на этот доход;

б) спрос на деньги заставляет предпринимателей производить товары и услуги;

в) предприниматели стремятся расширить производство до уровня полной занятости;

г)объем продукции, который предприниматели решат производить, будет определяться предъявляемым на него спросом.

3. Укажите автора научной школы, который считает, что методы анализа рыночного поведения можно приложит и к исследованию политики, полагая что политика есть сложная система обмена. А для любого обмена важна правовая база (правила игры, общественный договор):

а) М.Фридмен;

б) Р.Коуз;

в) В.Ойкен;

г) Дж.Бьюкенен;

д) Г.Беккер.

4. Фундаментальный вопрос экономики – это:

а) определение, каковы должны быть действия государства в начале и в конце фазы экономического роста;

б) кардинальное решение проблемы безработицы;

в) разработка наиболее важных показателей социально-экономического развития;

г) создание условий, обеспечивающих стабильное равновесие экономике при любой системе цен;

д) умение удовлетворять постоянно растущие потребности людей при ограниченных ресурсах.

5. Экономическая модель:

а) представляет экономические процессы в конкретном виде с учетом их особенностей и деталей;

б)помогает понять общие экономические закономерности и взаимосвязи;

в) облегчает уяснение существа экономических явлений;

г) служит инструментом для выработки экономических прогнозов;

д) суммирует всю доступную экономическую информацию.

Примеры решения задач

Пример 2.1.

Предположим, что в стране производится 280 тыс. шт. калькуляторов. Судя по данным таблицы о возможностях выпуска мобильных телефонов и калькуляторов, можно предполагать, что повышение спроса на мобильные телефоны способно вызвать увеличение предложения этого товара максимально на _________. Привести расчет.

 

Производственные альтернативы

А Б В Г Д
Мобильные телефоны, тыс. шт. 0 100 180 240 280
Калькуляторы, тыс. шт. 460 380 280 150 0

Решение

Каждая точка на кривой производственных возможностей представляет вариант одновременного производства двух благ. Например, в точке А производится 460 тыс. шт. калькуляторов и 0 штук мобильных телефонов. Поскольку телефоны не производятся вообще, это означает, что в их производство не направлено ресурсов. Все ресурсы страны отданы на производство калькуляторов. 460 тыс. штук - это максимальное количество калькуляторов, которое может быть произведено в стране. В точке Д, напротив, все ресурсы отданы на производство мобильных телефонов. Координаты точки Д показывают, что мобильных телефонов можно максимально произвести 280 тыс. штук, при этом объем выпуска калькуляторов составит 0 тыс. шт.

По условиям задачи страна находится в точке В, в которой одновременно производится 280 тыс. шт. калькуляторов и 180 тыс. шт. мобильных телефонов. Максимальный объем выпуска в стране мобильных телефонов равен 280 тыс. шт. Отсюда, максимальное увеличение предложения мобильных телефонов может составить: 280 – 180 = 100 тыс. шт. мобильных телефонов

Пример 2.2.

На рисунке 1 дана графическая модель производственных возможностей экономики. Если в экономике в текущий момент производится 4 единицы товара У и 2 единицы товара Х, то на сколько можно увеличить производство товаров Х, не изменяя производство товаров У. Приведите расчет.

Рис. 1                                                                  Рис.2

Решение

Из определения кривой производственных возможностей следует, что каждая точка графика является вариантом эффективного распределения ресурсов: увеличивая объем производства одного блага, одновременно нужно уменьшать объем производства другого блага (используется критерий эффективного распределения ресурсов по Парето). А вот точки, лежащие внутри кривой производственных возможностей, являются вариантами неэффективного использования ресурсов. Находясь в точке внутри кривой производственных возможностей можно увеличивать объем производства одного блага, не уменьшая объем производства другого блага. Или одновременно увеличивать объемы производства двух благ.

По условиям задачи экономика находится внутри кривой производственных возможностей - точка с координатами (2,4) не лежит на самом графике, поэтому имеет место неэффективное использование ресурсов. Таким образом, исходное положение экономики - (2,4). Так как объем выпуска товара У не должен меняться, то для нахождения максимального объема производства товара Х нужно мысленно провести перпендикулярную линию через координату 4 по оси товара У до пересечения с кривой производственных возможностей. Такое пересечение произойдет в точке с координатами (3,4). Таким образом, конечное положение экономики - (3,4). Соответственно, максимальное увеличение производства товара Х = 3 - 2 = 1 ед. товара Х.

Пример 2.3.

На рисунке 1 дана графическая модель производственных возможностей экономики. Рассчитайте альтернативные издержки производства дополнительной единицы товара Х в точке А2.

Решение

В общем плане альтернативные издержки – это количество одного блага (например, блага Х), которым нужно пожертвовать, чтобы получить другое благо (например, благо У). Соответственно, расчет альтернативных издержек производства одной дополнительной единицы товара У осуществляется по формуле:

= Потери в производстве товара Х / прирост в производстве товара У.

Расчет альтернативных издержек производства одной дополнительной единицы товара Х осуществляется по формуле:

= Потери в производстве товара У / прирост в производстве товара Х.

Чтобы рассчитать альтернативные издержки производства дополнительной единицы товара Х в точке А2 необходимо определить, какая точка на графике производственных возможностей должна рассматриваться как исходная. Если к точке А2 двигаться от точки А3, то объем производства товара Х будет не возрастать, а сокращаться с 2 шт. товара Х до 1 шт. товара Х.

Производство товара Х возрастает в точке А2, если к ней двигаться от точки А1, так как в точке А1 производится 0 шт. товара Х, а в точке А2 – 1 шт. При этом производство товара У будет сокращаться с 10 шт. в точке А1, до 9 штук в точке А2.

Таким образом, формула расчета будет иметь вид:

Альтернативные издержки производства дополнительной единицы товара Х в точке А2 = Потери в производстве товара У / прирост в производстве товара Х =

= (10 шт. тов. У – 9 шт. тов. У) / (1 шт. тов. Х – 0 шт. тов. Х) = 1/1 = 1 шт. тов. У/ 1 шт. т. Х.

Пример 2.4.

Нарисуйте годовую кривую производственных возможностей, включающую такие товары как калькуляторы и мобильные телефоны, для экономики страны X с численностью 400 человек, если известно, что в день один человек может производить либо 8 калькуляторов, либо 2 мобильных телефона, а количество рабочих дней в году составляет 300 дней.

Решение

Из условий задачи следует, что все ресурсы (люди или, иначе говоря, трудовые ресурсы) обладают все время одинаковой производительностью (отдачей). Производительность в производстве калькуляторов = 8 шт./человеко-день; производительность в производстве мобильных телефонов = 2 шт./человеко-день. В общем плане производительность ресурса = количество продукта / количество ресурса.

Неизменность производительности ресурса означает, что постоянны и альтернативные издержки, а кривая производственных возможностей (КПВ) является линейной функцией и имеет вид прямой линии.

Для построения линейной КПВ достаточно знать любые два возможных варианта производства. Но чтобы избежать ошибок, необходимо произвести расчет 4 возможных вариантов производства и оформить его в виде таблицы производственных альтернатив. Стандартный подход включает следующие варианты распределения ресурсов между производством двух благ:

1) все ресурсы отданы в производство калькуляторов = 400 чел. Соответственно, количество ресурсов в производстве телефонов = 400 - 400=0 чел.;

2) половина ресурсов отдана в производство калькуляторов = 400 чел. х 0,5 =200 чел. Соответственно, количество ресурсов в производстве телефонов = 400 - 200=200 чел.;

3) четверть ресурсов отдана в производство калькуляторов = 400 чел. х 0,25 = 100 чел. Соответственно, количество ресурсов в производстве телефонов = 400 - 100=300 чел.;

4) ресурсы в производство калькуляторов не направляются = 0 чел. Соответственно, количество ресурсов в производстве телефонов = 400 - 0 =400 чел.;

По условиям задачи КПВ строится для годового периода, который равен 300 рабочих дней. Поэтому каждый вариант распределения ресурсов должен быть также умножен на 300 дней. Отметим на графике координаты рассчитанных точек и соединим их прямой линией (рисунок 2).

 

Блага

Тесты

Укажите правильный вариант ответа

1. В микроэкономическом анализе под понятием «рынок» понимается:

а) ценовой механизм;

б) стихийный способ координации экономической деятельности, при котором экономические субъекты руководствуются только своими интересами;

в) механизм обмена, при котором его участники руководствуются сопоставлением альтернативных издержек;

г) все перечисленное верно.

2. Рыночная экономика – это система координации деятельности, которая в процессе своего функционирования опирается на:

а) соблюдение прав собственности;

б) стихийный способ координации деятельности;

в) стремление потребителей к реализации своих субъективных предпочтений;

г) механизм цен как определяющий способ координации;

д) все ответы верны.

3. В программе системных реформ, проводимых в Польше во второй половине 90-х гг., сформулированы цели и средства преобразований. Одна из главных целей - снижение уровня безработицы.

Какие из перечисленных средств были прямо направлены на достижение указанной цели:

а) стимулирование экономического роста;

б) строительство сети автострад;

в) выравнивание диспропорций между регионами;

г) ограничение числа нерентабельных предприятий;

д) сокращение импортных пошлин на промышленные товары.

4. Произошедшее в России в период рыночных реформ углубление (в сравнении с СССР) дифференциации в уровне жизни населения являются следствием:

а) изменения предпочтений потребителей;

б) снижение степени удовлетворения потребностей;

в) снижения конкурентоспособности отечественных производителей;

г) изменения механизма перераспределения ресурсов;

д) все перечисленное верно.

5. Процесс перехода к рынку российской экономики сопровождался снижением относительных цен в одних отраслях промышленности (машиностроении, пищевой, легкой) и ростом относительных цен на продукцию других отраслей (топливной, энергетики, нефтехимии). Это было непосредственным следствием:

а) применения неверных способов проведения реформ;

б) закономерного роста цен на дефицитные блага;

в) наблюдавшегося в советской экономике дефицита благ;

г) роста цен на мировых рынках;

д) изменения способа хозяйственной координации.

6. Упор на поддержание автоматизма рынка, ставка на свободу частного предпринимательства, требование сокращения государственных расходов в экономической и социальной сферах - все это характерно для:

а) концепции монетаризма;

б) теории рациональных ожиданий;

в) экономической теории предложении;

г) для всего современного неоклассического направления.

7. «Табачный рынок России сегодня испытывает кризис перепроизводства. Если в начале 2000 г. предложение превышало спрос на 57 млрд. сигарет (что составляло примерно пятую часть рынка), то к концу года оно перевалило за 100 млрд. и продолжало увеличиваться»

Какой метод анализа использовали авторы этого заключения:

а) дедуктивный;

б) статистический;

в) индуктивный;

г) описательный.

Укажите правильный вариант ответа

8. Укажите причину, вызвавшую рост величины спроса на конфеты «Мишка» при снижении их цены:

а) со снижением цены увеличился спрос на конфеты;

б)снижение цены привело к смещению кривой предложения влево;

в) снижение цены на конфеты увеличило реальный доход покупателей, что позволило им покупать их больше.

9. Увеличение спроса на велосипеды означает, что:

а) вследствие падения цены объем спроса на них вырос;

б) кривая спроса сместилась вправо, как следствие рекламы здорового образа жизни;

в) кривая предложения смешается вправо;

г) все утверждения неверны.

10. Применяя термин «предложение», экономисты имеют в виду:

а) взаимосвязь величины предложения с изменениями технологии производства;

б) конкретную точку на кривой предложения;

в) всю совокупность различных соотношений цены товара и соответствующих этим ценам величин предложения;

г) падающую кривую, отражающую зависимость цены товара от количества проданных единиц.

11. Кривая предложения показывает зависимость между:

а) величиной издержек производства и ценой товара;

б) ростом населения и объемом предложения;

в) изменением дохода населения и объемом предложения;

г) ценой товара и объемом предложения.

12. Перемещение по кривой предложения мороженого «Липецкое» будет происходить, если изменяются:

а) субсидии фирме-производителю;

б) цены на другие марки мороженого;

в) цена мороженого «Липецкое»;

г) вкусы потребителей.

13.. Сдвиг кривой предложения вправо могут вызвать:

а) повышение налогов на производителей;

б) увеличение затрат на вводимые ресурсы;

в) увеличение дохода потребителей;

г) использование более производительной техники.

14. По М.Фридмену, предложение денег должно увеличиваться темпами, равными темпу роста:

а) уровня цен;

б) уровня процентной ставки;

в) ВНП;

г) скорости обращения денег;

д) населения страны.

15. Если рынок бензина характеризуется сокращением предложения, то на рынке транспортных услуг, при прочих равных условиях, это обязательно проявится:

а) в снижении цен на транспортные услуги;

б) в сокращении спроса на транспортные услуги;

в) в уменьшении величины предложения транспортных услуг;

г) в смещении кривой предложения на транспортные услуги;

д) в снижении доходности сферы транспортных услуг.

16. Что из перечисленного приведет к изменениям в предложении:

а) изменение числа продавцов блага;

б) повышение налога на добавленную стоимость в производстве блага;

в) внедрение более эффективной технологии производства блага;

г) снижение налога на прибыль у продавцов блага.

Примеры решения задач

Пример 3.1.

На рисунке 3 представлены варианты рыночного равновесия при пересечении разных кривых спроса и предложения на розничном рынке мясных продуктов. Первоначально рыночное равновесие установилось в точке А.

а) какие графики спроса и предложения определяют исходное рыночное равновесие, определите параметры исходного рыночного равновесия;

б) какая ситуация возникнет на рынке, если цена товара вырастет до уровня P=33 (ден. ед.). Рассчитайте объем дефицита (перепроизводства) товара;

в) если увеличится количество потребителей товара, то какими будут графики спроса и предложения; определите параметры нового рыночного равновесия;

            Рис. 3                                         Рис.4

Решение

1. В точке рыночного равновесия объем спроса равен объему предложения. Поэтому график спроса Д2 и график предложенияS2, на которых одновременно лежит точка А и будут определять исходное рыночное равновесие, а координаты точки А характеризовать параметры исходного рыночного равновесия:

D 2 и S 2, Pe = 24 (ден. ед.) и Qe = 29 (шт.).

2. Если цена товара вырастет (Р1 = 33 ден ед. > Ре = 24 ден. ед), то объем спроса упадет (в соответствии с законом спроса), а объем предложения вырастет (в соответствии с законом предложения). На рынке при данной цене возникнет избыток предложения или перепроизводство товаров. Объем спроса для графика Д2 при цене Р1 = 33 ден. ед. будет равен: QD 1 = 24 шт., а объем предложения для графика S2 при Р1 = 33 ден. ед будет равен: QS 1 = 31 шт. Соответственно объем перепроизводства при этой цене составит:

∆ Q = Qs 1 – Qd 1 = 31 – 24 = 7 (шт.).

3. Графики спроса и предложения меняются, если изменяются неценовые факторы либо на стороне спроса, либо на стороне предложения. Увеличение количества потребителей является неценовым фактором спроса, спрос увеличивается и кривая спроса сдвигается вправо в положение Д3. Так как в условиях задачи нет информации об изменении неценовых факторов предложения, то предложение остается неизменным:

D 3 и S 2, Pe = 33 (ден. ед.) и Qe = 31 (шт.).

Пример 3.2.

 На рисунке 4 представлен рынок автомобильных перевозок Определите:

1) параметры исходного рыночного равновесия;

2) если снизятся цены на топливо, то какими буду параметры нового рыночного равновесия.

Решение

1. На рисунке 4 даны обозначения только для двух графиков спроса и предложения. Точка пересечения этих графиков и будет определять исходное рыночное равновесие: Pe = 550 (ден. ед.) и Qe = 45 (тыс. шт.).

2. Снижение цен на топливо является неценовым фактором предложения. Снижение цен на ресурсы ведет к увеличению предложения, график предложения сместится вправо. Так как в условиях задачи нет информации об изменении неценовых факторов спроса, то спрос останется неизменным:

Pe = 350 (ден. ед.) и Qe = 80 (тыс. шт.).

Пример 3.3.

 Функция спроса на товар задана уравнением QD=20-3P, а предложение QS=2P-10.

1) сколько составят равновесная цена и равновесный объем продаж;

2) если местные органы власти введут налог 1 рубль за единицу товара, уплачиваемый продавцом, сколько будет составлять после этого равновесный объем и цена;

3) какова общая сумма налоговых платежей.

Решение

1. В ситуации рыночного равновесия объем спроса равен объему предложения, что позволяет для нахождения параметров рыночного равновесия приравнять функцию спроса к функции предложения:

Qd = Qs

20 – 3 P = 2 P – 10

5 P = 30

Ре = 30/5 = 6 (ден. ед.)

Qd е = 20 - 3 х 6 = 2

Qs е = 2 х6 -10 = 2

Q е = 2 (шт.).

2. Введение налога Т =1 руб./шт. изменит функцию предложения. Исходная функция предложения имеет вид: QS=2P-10, новая функция предложения имеет вид:

Qs 1 = 2(Р -1) -10.

Найдем параметры нового рыночного равновесия путем приравнивания исходной функции спроса к новой функции предложения.

Qd = Qs 1

20 – 3 P = 2(P – 1) -10            20 -3Р = 2Р -2 -10

5 P = 32

Ре1 = 32/5 = 6,4 (ден. ед.)

Qd е1 = 20 - 3 х 6,4 = 0,8

Qs е1 = 2 (6,4 - 1) -10 = 0,8

Q е1 = 0,8 (шт.).

3. Сумма налоговых платежей находится путем умножения величины налога с единицы товара (Т) на количество проданного товара после введения налога (Qе1):

∑ Т = Т х Q е1

∑ Т = 1 (руб./шт.) х 0,8 (шт.) = 0,8 (руб.)

Пример 3.4.

 Известно, что эластичность спроса по доходу на данный товар равна 6. Вследствие изменения дохода потребителя произошел рост спроса на товар на 18 %:

а) каким образом изменился (вырос, уменьшился) доход потребителя, на сколько процентов изменился доход потребителя;

б) определите тип товара по доходу.

Решение

1. Решение задачи опирается на формулу коэффициента эластичности спроса по доходу в общем виде: E DI = процентное изменение объема спроса / процентное изменение дохода.

Подставим в формулу известные компоненты:

6 = +18% / процентное изменение дохода.

Процентное изменение дохода = +18% /6 = +3%

Доход потребителя вырос на 3%.

2. Для определения типа товара по доходу необходимо сравнить значение эластичности спроса по доходу с нулем:

E DI = 6 > 0 →товар является нормальным.

Пример 3.5.

Функция спроса на товар задана уравнением QD=20-3Р. Цена товара равна 5 рублей:

а) рассчитайте значение коэффициента эластичности спроса по цене;

б) определите характер эластичности спроса по цене.

Решение

1. Поскольку известны линейная функция спроса и единственное значение цены товара, то при расчете эластичности спроса по цене необходимо использовать коэффициент точечной эластичности спроса по цене:

Ed точечная = (QD)Ꞌ х Р/ QD

Первая производная функции спроса по цене (QD)Ꞌ = (20-3Р)Ꞌ = -3

Объем спроса при цене Р = 5 руб. будет равен: QD=20-3х5 = 5 (шт.)

Подставив расчитанные данные в формулу точечной эластичности спроса по цене, получим:

Ed точечная = (-3) х 5/ 5 = -3.

2. Для определения характера эластичности спроса по цене полученное значение эластичности берется по модулю и сравнивается с числом 1.

│ Ed точечная│ = │- 3│= 3 > 1→ спрос эластичный.

Пример 3.6.

Перекрестная эластичность товара А по цене товара В равна (-2). Если произойдет рост цены товара В на 2%, то величина спроса на товар А…:

а) уменьшится на 2%; б) не изменится; в) увеличится на 2%; г) уменьшится на 4%.

Сделайте расчет и определите характер сопряженности товаров.

Решение

1. Решение задачи опирается на формулу перекрестной эластичности спроса по цене в общем виде: EАВ = процентное изменение объема спроса товара А / процентное изменение цены товара В.

Подставим в формулу известные компоненты:

-2 = процентное изменение объема спроса товара А/ +2%.

процентное изменение объема спроса товара А = (-2) х (+2%) = -4%

Ответ: г) уменьшится на 4%.

2. Для определения типа сопряженности товаров А и В необходимо сравнить значение перекрестной эластичности спроса по цене с нулем:

E DI = -2 < 0 →товары являются взаимодополняемыми (комплементарными).

Пример 3.7.

Функции спроса и предложения заданы:

 и .

Определите цену, устанавливаемую директивно, при которой, предложение будет равно величине спроса.

Решение

Точку равновесия до вмешательства правительства в работу данного рынка находим из уравнения:

 или 100 –Р=2Р-50.

Следовательно,

 , , что позволяет нам построить график равновесия спроса и предложения (рис.5).

Если правительство снизит цену до 40 руб., то величина спроса достигнет 60 (), но предложение сократится до 30 (). Имеем избыточный спрос, равный 30, при таком же объеме продаж:

Пример 3.8.

Функция спроса и предложения заданы:

 и

Известны затраты на единицу продукции С=25, не зависящие от объема производства.

Сравните объемы продаж при равновесной цене и цене, максимизирующей совокупную прибыль производителей в отрасли, сделайте вывод, почему государству не рекомендуется вмешиваться в рыночные механизмы.

Решение

Найдем точку равновесия:  при цене  объем продаж определяется функцией спроса, а при  - предложения. Необходимо найти цену , определяющую максимум прибыли при :

При  максимум достигается в точке  и равен 625.

При  и при  максимум достигается при Р=30 и равен 400.

Следовательно, оптимальная для производителей цена , дающая им наибольшую прибыль в размере 625 руб.

 

Задачи для самостоятельного решения

Задача 3.1.

Предположим, Смит, Рикардо, Маркс и Кейнс могут преподавать курс экономической теории. Каждый хочет работать по 8 ч в день там, где платят больше денег. С точки зрения студентов, их услуги абсолютно заменимые: 1 ч преподавания каждого из четырех одинаково ценен для студентов.

Маркс готов преподавать 8 ч в день при ставке 4 долл./ ч, так как для него лучшая из всех остальных возможностей – подготовка революции - в настоящее время приносит ему только 3,99 долл./ч. Рикардо может работать по 4 ч в день в фирме «Мэррил Линч» за 13,99 долл./ч; помимо этого, он довольствуется продажей обуви, что дает ему еще 4,99 долл./ч. Для Смита наилучший выбор – преподавание нравственной философии в местном колледже за 7,99 долл./ч по 8 ч в день. Кейнс работает 8ч в день за 11,99долл./ч., собирая пожертвования в пользу местного симфонического оркестра.

1.Постройте кривую предложения услуг преподавателей на графике с осями: часы преподавания экономики в день и часовой заработок.

2.Покажите, каким образом измениться кривая предложения, если «Мэррил Линч» наймет Рикардо на полный рабочий день.

3.Покажите изменения кривой, если Марксу предложат работать репортером в газете за 9,99 долл./ч.

4.Определите, как изменится кривая предложения, если общественность вдруг сильно заинтересуется нравственной философией.

Задача 3.2.

Функция спроса и предложения заданы:

 и

Известны затраты на единицу продукции С= 30, не зависящие от объема производства.

Сравните объемы продаж при равновесной цене и цене, максимизирующей совокупную прибыль производителей в отрасли, сделайте вывод, почему государству не рекомендуется вмешиваться в рыночные механизмы.

Задача 3.3.

Функции спроса и предложения заданы:

 и .

Определите, при какой цене, устанавливаемой директивно, избыточное предложение будет равно величине спроса.

Задача 3.4.

Функции спроса и предложения заданы:

 и .

Определите, при какой цене, устанавливаемой директивно, избыточное предложение будет равно величине спроса.

Задача 3.5.

Функции спроса и предложения заданы:

 и .

а) найдите равновесный объем спроса и предложения;

б) как вы охарактеризуете ситуацию на рынке, если цена сложится на уровне 500 руб.?

Задача 3.6.

В приведенной ниже таблице 3.1 представлены данные, характеризующие спрос и предложение на рынке шоколада г.Москвы (сентябрь 2006).

Таблица  3.1

Цена, руб. Объем спроса, тыс.шт. Объем предложения, тыс.шт.
15 70 10
25 60 30
30 50 50
35 40 70
40 30 90

а) постройте кривые спроса и предложения;

б) как вы охарактеризуете ситуацию на рынке при цене за плитку шоколада 25 руб.?

в) чему равна равновесная цена?

Задача 3.7.

Функция спроса на газ имеет вид:

а функция его предложения:

где  и - цены нефти и газа.

Определите:

а) при каких ценах на данные энергоресурсы объемы спроса и предложения газа будут равны 20 ед..;

б) на сколько процентов изменится объем продажи газа при увеличении цены нефти на 25%;

в) коэффициент перекрестной эластичности предложения газа сравните с результатами ответа по заданию б. Объясните различия.

Задача 3.8.

Рынок цемента характеризуется следующими функциями спроса и предложения:

Определите:

а) какая сумма налога будет собрана с продажи цемента, если установить 50% налога с оборота (выручки);

б) насколько возрастет объем продажи цемента при отмене налога?

Задача 3.9.

Опрос установил, что готовность жильцов трех домов платить за посадку в их дворе кустов сирени выражается функциями:

где - максимальная сумма денег, которую жильцы i-го дома согласны заплатить за f-й куст.

Общие затраты на посадку кустов сирени определяются по формуле:

Определите:

1 Оптимальное количество кустов во дворе и соответствующие этому количеству предельные затраты.

2) Сколько кустов будет посажено, если фирма, сажающая кусты, установит цену за куст:

а) количество предельных затрат по количеству кустов. Все ли жители примут участие в финансировании озеленении двора?

б) количество средних затрат по количеству кустов. Все ли жители примут участие в финансировании озеленения двора?

Задача 3.10.

На рынке недвижимости есть три продавца и три покупателя. Известны функции предложения по цене продавцов:

и функции спроса по цене покупателей:

Определите цену равновесия и объем сделки каждого участника торговли. Представьте графическое решение.

Задача 3.11.

Функция спроса на данный товар имеет вид , функция предложения .



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.237 с.)