Сущность межкультурной коммуникации. Цели и задачи межкультурной коммуникации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность межкультурной коммуникации. Цели и задачи межкультурной коммуникации.



Сущность межкультурной коммуникации. Цели и задачи межкультурной коммуникации.

 Межкультурные коммуникации – это процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью обмена и передачи культурной информации с помощью знаковых систем. Межкультурные коммуникации – это важная часть культурной жизни общества, т.к. за счет них обеспечивается накопление и передача социального опыта.

Основными целями в области МКК являются:

* систематическое изложение основных проблем и тем межкультурной коммуникации, овладение основными понятиями и терминологией;

* развитие культурной восприимчивости, способности к правильной интерпретации конкретных проявлений коммуникативного поведения в различных культурах;

* формирование практических навыков и умений в общении с представителями других культур.

Специфические цели:

- определение предмета, методологии и понятийного аппарата межкультурной коммуникации;

- выявление места межкультурной коммуникации среди других наук;

- формирование и развитие у участников межкультурной коммуникации культурной вос­приимчивости, способности к правильной интерпретации кон­кретных проявлений коммуникативного поведения и толеран­тного отношения к нему;

- разработка методологии обучения практическим навыкам и умениям в общении с представителями других культур.

Как и любой вид общения, межкультурная ком­муникация на любом уровне имеет свои цели, по реализации кото­рых можно судить об эффективности (или неэффективности) ком­муникации.

В этом процессе важную роль играет «межку­льтурная компетенция» - понятие, которое только начинает входить в широкий научный оборот и поэтому еще не имеет точного терми­нологического определения. Его, как правило, связывают с понятием «коммуникативной компетенции», кото­рое в самом общем виде обозначает степень межличностного опыта, или навыка взаимодействия в социуме, который требуется индивиду исходя из его способностей. Или это - способность к обоснованному выбору и реализации алгоритма собственного целенаправленного поведения в различной обстановке, в меняющейся ситуации.

 

Модель освоения «чужой» культуры М.Беннета.

 

Практически все люди в определенной степени этноцентричны, но, осознавая собственный этноцентризм, человек должен стараться уважать этноцентризм других людей и вырабатывать гибкость при взаимодействии с ними. Умение выстраивать эффективные коммуникации с представителями других этносов и культур связано с развитием навыков межкультурной компетентности, позитивного отношения к наличию в обществе различных этнических групп в сочетании с умением понимать их представителей и взаимодействовать с партнерами из других культур.

Процесс развития этнокультурной компетентности представлен в модели освоения чужой культуры Милтона Беннета, американского ученого-культуролога, директора Исследовательского института межкультурного развития (США), который выделяет шесть этапов, отражающих отношение человека к различиям между родной и чужими этническими группами.

Согласно модели М. Беннета, человек проходит шесть этапов личностного роста:

• три этноцентристских этапа (отрицание межкультурных различий; защита от различий с их оценкой в пользу своей группы; минимизация различий);

• три этнорелятивистских этапа (признание различий; адаптация к различиям между культурами или этносами; интеграция, т.е. применение этнорелятивизма к собственной идентичности).

 

 

Межкультурные конфликты.

 

Основной причиной межкультурных конфликтов являются культурные (аксиологические, нормативные, поведенческие, религиозные и пр.) различия. Следует сразу оговориться, что, например, межэтнический конфликт на почве различных взглядов на общую историю (например, русские и поляки) или по поводу территориального спора (например, израильтяне и палестинцы) не является в строгом смысле межкультурным, поскольку в его основе лежат не культурные установки этих народов, а иные обстоятельства. Однако необходимо понимать, что если соответствующие конфликтогенные факторы длительное время не снимаются, их наличие начинает участвовать в формировании групповой идентичности соответствующих народов, становится фактором уже собственно аксиологическим, культурным (так, в польском национальном сознании историческая память о трех разделах Польши играет важную структурирующую роль в формировании культурной идентичности молодого поколения; точно так же взаимные претензии израильтян и палестинцев уже стали частью их культурной идентичности: эти два народа давно мыслят себя как нации, находящиеся в состоянии постоянной войны с соседом, что самым непосредственным образом сказывается на всей системе социального и культурного устройства общества).

Поскольку человек всегда является носителем некоторых культурных норм, а эти нормы проявляются в его поведении автоматически, неосознанно, обычно он может стать субъектом межкультурного конфликта в результате случайного инцидента, при этом объектом в таком конфликте, как правило, становится лицо или вещь, обладающие разным статусом в данных культурах, из-за чего у представителей этих культур формируется разное отношение к данному объекту. Однако такая модель конфликта была бы сильным упрощением. В действительности и виды, и причины межкультурных конфликтов гораздо разнообразнее.

В культурной антропологии выделяют несколько видов межкультурных конфликтов:

- конфликты между различными этническими группами и их культурами (армянами и азербайджанцами, грузинами и осетинами, израильтянами и палестинцами и т. д.);

- конфликты между религиозными группами, представителями различных религий (между католиками и протестантами в Северной Ирландии, между православными и униатами на Западной Украине, суннитами и шиитами в исламе);

- конфликты между поколениями и носителями разных субкультур;

- конфликты между традициями и новациями в культуре;

- конфликты между различными лингвокультурными сообществами и их отдельными представителями, возникающие вследствие языковых барьеров и интерпретативных ошибок.

 

Сущность межкультурной коммуникации. Цели и задачи межкультурной коммуникации.

 Межкультурные коммуникации – это процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью обмена и передачи культурной информации с помощью знаковых систем. Межкультурные коммуникации – это важная часть культурной жизни общества, т.к. за счет них обеспечивается накопление и передача социального опыта.

Основными целями в области МКК являются:

* систематическое изложение основных проблем и тем межкультурной коммуникации, овладение основными понятиями и терминологией;

* развитие культурной восприимчивости, способности к правильной интерпретации конкретных проявлений коммуникативного поведения в различных культурах;

* формирование практических навыков и умений в общении с представителями других культур.

Специфические цели:

- определение предмета, методологии и понятийного аппарата межкультурной коммуникации;

- выявление места межкультурной коммуникации среди других наук;

- формирование и развитие у участников межкультурной коммуникации культурной вос­приимчивости, способности к правильной интерпретации кон­кретных проявлений коммуникативного поведения и толеран­тного отношения к нему;

- разработка методологии обучения практическим навыкам и умениям в общении с представителями других культур.

Как и любой вид общения, межкультурная ком­муникация на любом уровне имеет свои цели, по реализации кото­рых можно судить об эффективности (или неэффективности) ком­муникации.

В этом процессе важную роль играет «межку­льтурная компетенция» - понятие, которое только начинает входить в широкий научный оборот и поэтому еще не имеет точного терми­нологического определения. Его, как правило, связывают с понятием «коммуникативной компетенции», кото­рое в самом общем виде обозначает степень межличностного опыта, или навыка взаимодействия в социуме, который требуется индивиду исходя из его способностей. Или это - способность к обоснованному выбору и реализации алгоритма собственного целенаправленного поведения в различной обстановке, в меняющейся ситуации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.009 с.)