Общие характеристики гендерных групп, как больших социальных групп 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие характеристики гендерных групп, как больших социальных групп



Останавливаясь на первом параметре, мы должны начать с описания самых общих, отличительных особенностей групп, образованных на основе признака пола.

Анализ социально-психологической литературы позволяет выделить ряд критериев, на основе которых принято классифицировать большие


130                        Психология гендерных отношений: теория и практика

социальные группы [Андреева Г.М., 1996; Богомолова Н.Н. и др., 2002; Дилигенский Г.Г., 1975]. К их числу относятся:

1) основной признак образования группы;

2) длительность существования групп, их устойчивость;

3) степень однородности состава;

4) степень прочности и устойчивости регуляторов поведения членов больших групп;

5) уровень развития макрогруппы.

Традиционно используемый сущностный признак, позволяющий диф­ференцировать группы мужчин и женщин от других социальных групп и друг от друга, — это биологические (морфологические и функцио­нальные) признаки.

На уровне индивидных характеристик мужчины и женщины разли­чаются по генетическим, гормональным и внешним и внутренним мор­фологическим признакам. В повседневной жизни половая дифференциа­ция осуществляется на основе таких биологических характеристик инди­вида, как строение его половых органов, т. е. внешний морфологический пол. Именно по этому признаку уже в первые секунды жизни индивида относят к тому или иному полу. Эти очевидные и непосредственно воспринимаемые биологические признаки и определяют паспортный пол индивида, который может быть либо мужским, либо женским.

Для дифференциации групп мужчин и женщин часто используют еще такой биологический признак, как функции, выполняемые в про­цессе воспроизводства человеческого рода. Только женщина может стать физической матерью, и только мужчина может быть природным отцом. Однако хотя этот признак и очевидный, он не относится к разряду сущностных признаков, разделяющих группы мужчин и женщин. Дело в том, что далеко не все представительницы женского пола могут стать матерями, здесь играет роль и возраст женщин (юные или пожилые женщины не обладают репродуктивными способностями), и состояние здоровья женщины (например, бесплодие). Кроме того, не все женщины хотят быть матерями. Аналогичным образом обстоит дело и с мужчи­нами: не все из них по разным причинам становятся отцами. Перечис­ленные ограничения не позволяют отнести данный признак к базовым основаниям разделения групп мужчин и женщин между собой. Этот признак более обоснованно может быть отнесен к разряду полоролевых стереотипов [Ильин В., 2000]. В соответствии с таким стереотипом широко распространено мнение о том, что материнская функция — главная роль в жизни каждой женщины, поэтому каждая женщина должна стать матерью.

Еще один широко используемый биологический признак дифферен­циации гендерных групп опирается на различия в физической силе. Половая дифференциация на основе данного признака получила широкое распространение в определениях «сильный» и «слабый» пол. Однако в


Основы теории психологии гендерных отношений                                                131

реальности эти различия существуют только на уровне сравнения среднестатистических показателей: «средний мужчина» физически силь­нее «средней женщины». Между тем взрослая женщина сильнее маль­чика или старика, спортсменка сильнее болезненного мужчины и т. п. Таким образом, в качестве признака, дифференцирующего группы муж­чин и женщин, используются не реальные природные различия, а сте­реотипы, описывающие эти различия в предельно упрощенной и обоб­щенной форме [Ильин В., 2000].

Итак, функции, выполняемые в процессе воспроизводства человече­ского рода, и различия в физической силе мужчин и женщин являются частными, а не универсальными признаками половой дифференциации. Строение внешних половых органов относится в числу основных био­логических признаков, лежащих в основе разделения групп на мужские и женские.

В отличие от паспортного пола гендерных групп (напомним, что гендер понимается, как социально сконструированные роли и социально освоенные модели поведения и ожиданий, которые связываются с пред­ставлениями о женщинах и мужчинах) может быть несколько, например, группы гетеросексуалов, гомосексуалов, транссексуалов, трансвеститов. Однако говорить о них как о самостоятельных гендерных группах в обществе можно по мере формирования в нем социальных и правовых норм, регулирующих существование этих групп.

Нас интересуют не столько биологические признаки выделения групп мужчин и женщин, сколько социально-психологические признаки. Ос­новными социально-психологическими признаками образования гендер­ных групп являются социальные роли мужчин и женщин и их социаль­ный статус, означающий положение в социальной иерархии. Более подробно вопросы положения групп мужчин и женщин в обществе будут рассматриваться в конце данного подраздела.

Кроме специальных признаков тендерным группам присущ и признак, характерный для образования всех социальных групп, речь идет об осознании членами гендерных групп своей групповой принадлежности. На основе половой идентификации социальные группы, состоящие из мужчин и женщин, образуют психологическую общность. Социально-психологической основой любой общности являются понятия «мы» и «они». «Мы» — это универсальная психологическая форма самосознания всякой общности людей, «мы» всегда противопоставляется понятию «они». Гендерный аспект анализа групп мужчин и женщин определен акцентированием не эволюционно-биологического фактора, а именно социальной и культурной детерминации различий между полами. Чув­ство «мы», как основной показатель социально-психологической общно­сти, формируется у мужчин и женщин в процессе тендерной социали­зации, поэтому проблема тендерной социализации является одной из важнейших тем тендерной проблематики [Клецина И.С., 1998а].


132                        Психология гендерных отношений: теория и практика

Также следует отметить, что большие социальные группы, состоящие из мужчин и женщин, относятся к стабильным, долговременным и устойчивым группам, в этих группах люди состоят всю свою жизнь (за редким исключением отдельных случаев смены пола). Эти группы от­носятся к устойчивым в своем развитии макрогруппам, из которых складывается все население любого общества. Группы мужчин и женщин относят к разряду демографических групп, они занимают определенное место в социальной структуре любого общества.

Что касается степени однородности гендерных групп, то можно отметить, что эти группы, как и большинство других макрогрупп, не отличаются высокой степенью гомогенности своего состава, поскольку всякая общность в реальной жизни не живет абсолютно автономно, а активно взаимодействует с другими общностями и в «чистом» виде не существует. Группы мужчин и женщин не однородны по таким признакам как раса, национальность, возраст, социальный статус, область профес­сиональной деятельности, религиозные и политические пристрастия и т. д.

В качестве одного из системообразующих признаков любой соци­альной группы является определенный набор социальных норм, регули­рующих взаимодействие и особенности поведения членов групп [Соци­альная психология, 2001]. В отношении гендерных групп таких норм и правил полоспецифичного, социально приемлемого поведения существу­ет множество. Все агенты тендерной социализации активно обучают мальчиков и девочек этим правилам поведения, укрепляя тем самым их групповую идентификацию и развивая групповое сознание. Следует отметить, что нормативные регуляторы поведения мужчин и женщин отличаются прочностью и устойчивостью. Нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин, проявляющиеся в образцах-эталонах «настоящий мужчина», «настоящая женщина» и нормах «мужественности» и «жен­ственности» часто вступают в противоречие с невозможностью или нежеланием личности соответствовать этим представлениям-требова­ниям, что может приводить к внутриличностным гендерным конфликтам [Берн Ш., 2001; Клецина И.С., 2000].

Укоренившись в групповом сознании в форме доминирующих пред­ставлений, стереотипов и установок, эти довольно ригидные и консер­вативные предубеждения о нормах поведения мужчин и женщин бла­гополучно передаются из поколения в поколение.

Таким образом, гендерные группы мы можем определить как устойчивые социально-психологические общности людей, члены которых, осознавая себя как мужчины и женщины, разделяют и репрезентируют нормы полоспецифичного поведения.

Следующий критерий, на основе которого мы характеризуем гендер-ные группы, — это уровень их развития. По классификации Г.Г. Дили-


Основы теории психологии гендерных отношений                                                133

генского [1975] макрогруппы в своем развитии проходят три этапа, которые и соответствуют трем уровням развития групп.

Самый низший, элементарный уровень макрогруппы определяется тем, что ее члены имеют общие один или несколько социально-психоло­гических признаков, но группа не выступает как некое социально-психологическое единство. Объединенные по этим признаком люди со­ставляют сумму индивидов, но не составляют единства. Они имеют сходство в психологическом складе личности, но не образуют нового социально-психологического качества. Такие группы могут быть названы типологическими. Любая социальная макрогруппа начинает свое разви­тие с такого «типологического» этапа.

Более высокий уровень социально-психологической общности выра­жается в том, что члены макрогруппы осознают свою принадлежность к данной группе и сознательно отделяют «свою» группу от других людей; иначе говоря, существует групповое самосознание. При этом уровне социально-психологической общности она отражается в представлениях типа «мы» и «они». Поскольку в данном случае речь идет о макрогруппе, члены которой идентифицируют себя с ней, такой уровень социально-психологической общности можно назвать идентификационным.

Наконец, наиболее высокий уровень общности макрогруппы суще­ствует тогда, когда группа обладает психологической готовностью к совместным действиям во имя групповых целей и интересов. Этот уровень предполагает, что члены макрогруппы не просто идентифици­руют себя с ней, но обладают достаточно разработанной системой представлений о целях своей группы в макросоциуме. Этот уровень общности можно назвать уровнем солидарности.

В соответствии с данной типологией можно говорить о том, что основные гендерные группы находятся на втором уровне развития — идентификационном. Однако в отдельных странах и в определенные исторические периоды группы женщин демонстрировали более высокий Уровень солидарности, характеризуя тем самым и более высокий уровень группового развития. Речь идет о феминистском движении как о социально-политическом движении женщин за равенство своих прав и возможностей. Наибольшая активность феминистского движения отме­чалась в западных странах в периоды: конец XIX — начало XX века — первая волна и 60-е — 70-е годы XX века — вторая волна феминизма. Впериод активизации социально-политического движения группы жен­щин демонстрировали согласованные совместные действия во имя реа­лизации идей равноправия полов во всех сферах жизнедеятельности. Феминистское движение повлияло на политические институты, на само-сознание женщин, на изменение тендерной системы в целом, оно от-крыло табуированные темы и изменило интерпретацию ранее обсужда-емых проблем. В настоящее время не отмечается высокая активность


134                        Психология гендерных отношений: теория и практика

феминистского движения, поэтому о современном этапе принято гово­рить как об эпохе постфеминизма.

Следует заметить, что уровень психологической общности группы имеет чрезвычайно большое значение, ибо он представляет собой один из важнейших фактороз, определяющих ее роль в общественно-истори­ческом развитии, самостоятельность этой роли. Только группы с высоким уровнем психологической общности могут быть действующими группами, выступать как «единицы действия» [Дилигенский Г.Г., 1975. С. 199].

В связи с этим возникает закономерный вопрос: Почему гендерные группы в своем развитии не достигают высшего уровня развития? Попытаемся ответить на этот вопрос на основе рассмотрения факторов, способствующих и препятствующих развитию макрогруппы. Это сле­дующие факторы: 1) степень гетерогенности и гомогенности группы; 2) характер внутригругповых и межгрупповых коммуникаций; 3) непо­средственность отражения в сознании признаков, позволяющих иденти­фицировать группу и отделить ее от других групп; 4) объективная возможность сменить реальную связь с одной группой на связь с другой группой; 5) идеология как стимул к объединенным действиям [Социаль­ная психология. 2002. С. 256—257]

Степень гетерогенности и гомогенности группы выступает как один из значимых факторов, влияющих на уровень развития группы. Чем однороднее группа в социальном отношении, тем легче достигается ее внутренняя психологическая общность. Очевидно, что процессы иден­тификации и солидарности легче всего проходят в макрогруппах, наи­более однородных по своим экономическим, социальным, культурным характеристикам и наименее дифференцированных на подгруппы [Со­циальная психология. 2002]. Гендерные группы характеризуются весьма разнородным составом по расовым и возрастным признакам, по соци­альному статусу и уровню дохода, по уровню образования и культуры и др. Эти разнородные характеристики, конечно, затрудняют процессы групповой интеграции.

На уровень развития общностей влияет характер внутригрупповых и межгрупповых коммуникаций. Хорошо известно, что индивид тем легче идентифицирует себя с определенной группой, чем больше его коммуникативных связей внутри нее. Общности мужчин и женщин не отграничены друг от друга, члены этих групп находятся практически в постоянном взаимодействии и непосредственных контактах с предста­вителями других групп. Этот факт способствует лучшему узнаванию представителей другой тендерной группы, но не стимулирует развитие внутригрупповой солидарности.

Для определения уровня социально-психологической общности груп­пы имеют значение эмпиричность, очевидность, непосредственность от­ражения в сознании признаков, позволяющих идентифицировать группу и отделить ее от других групп. Идентификация по признаку пола -


Основы теории психологии гендерных отношении                                     135

это процесс, который не вызывает особых затруднений у индивидов. Межгрупповые различия, основанные на признаках принадлежности к мужскому или женскому полу легко отражаются в сознании, так как эти признаки «лежат на поверхности» и не требуют сложного процесса познания действительности. Этот фактор «работает» на укрепление социально-психологической общности гендерных групп.

Такую же роль играет и отсутствие объективной возможности бес­проблемного перехода из одной тендерной группы в другую.

Одним из основных интегрирующих признаков социально-психо­логической общности является идеология. Объединение людей в борьбе за разделяемую большинством членов групп идею способствует развитию макрогрупп. В качестве примера можно привести борьбу с колонизато­рами, за национальную независимость, защиту отечества от вражеского нашествия, борьбу за социальные изменения. Эти идеи выступали как стимул к объединенным действиям. Наряду с феминистским (женским) движением в западных странах в последнее время стали появляться и мужские движения как общественные движения.

Таким образом, из перечисленных пяти факторов, влияющих на развитие идентификации гендерных групп, первые два фактора препят­ствуют, а вторые два способствуют тендерной групповой солидарности. Что касается идеологии, то позитивное влияние этого фактора будет сказываться на групповом развитии лишь при наличии благоприятных сопутствующих условий.

Психологическая структура гендерной группы, как большой социальной группы

Теперь обратимся ко второму вопросу описания особенностей ген­дерных групп — рассмотрению их психологической структуры. Струк­тура психологии большой социальной группы включает в себя различные психические свойства, психические процессы и психические состояния подобно тому, как этими же элементами обладает психика отдельного человека [Андреева Г.М., 1996]. Большинство отечественных социальных психологов, занимающихся изучением проблем больших социальных групп, выделяют в психологической структуре этих групп две составные части:

1) психический склад как более устойчивое образование (к которому может быть отнесен социальный или национальный характер);

2) эмоциональная сфера как более подвижное динамическое обра­зование (в которую входят потребности, интересы, настроения) [Анд­реева Г.М., 1996; Богомолова Н.Н., Донцов А.И., Фоломеева Т.В., 2002; Дилигенский Г.Г., 1994; Социальная психология. 2002].

В обыденном сознании утвердилась довольно устойчивое мнение о том, что личностные особенности мужчин и женщин принципиально


136                        Психология гендерных отношении: теория и практика

различны. Распространенными в повседневном дискурсе являются и по­нятия «мужская психология», «женская психология». В популярной ли­тературе можно встретить немало работ, в которых подчеркиваются и описываются психологические различия между полами. Так, например, в яркой и образной форме точка зрения о различиях в мужской и жен­ской психологии отражена в получившей широкую популярность книге американского психолога Джона Грэя «Мужчины — с Марса, женщи­ны — с Венеры» [2001]. В самом названии работы подчеркиваются кардинальные различия в психологическом складе мужчин и женщин, т. к. они представлены людьми разных планет, а основной пафос кни­ги — это призыв не забывать о существовании психологических раз­личий между полами.

Нас, конечно же, должно интересовать не обыденное, а научное знание о психологических особенностях мужчин и женщин. Психоло­гические исследования различий между представителями двух полов ведутся давно, однако полученные результаты часто оказывались про­тиворечивыми. В настоящее время к общепризнанным относятся выяв­ленные различия в когнитивной сфере личностного развития мужчин и женщин и в сфере социального поведения.

В когнитивной сфере можно считать установленным факт наличия половых различий в вербальных и пространственных способностях. У женщин лучше развиты вербальные способности, а у мужчин -пространственные [Либин А.В., 1999; Maccoby E.E., Jacklin C.N., 1974; Deaux К., 1985]. Наименьшие различия установлены в вербальных спо­собностях в пользу женщин, наибольшие — в пространственной пере­работке информации и в пользу мужчин.

В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а жен­щины характеризуются дружелюбностью и контактностью. Наиболее ярко выраженные различия в социальном поведении мужчин и женщин касаются агрессивных реакций и действий. Существует немало убеди­тельных доказательств того, что мужчины более агрессивны, чем жен­щины [Бэрон Р., Ричардсон Д., 1997]. Мужчины более склонны прибегать к открытой физической агрессии. Для женщин более характерны раз­личные проявления косвенной агрессии. Женщины рассматривают аг­рессию как средство выражения гнева и снятия стресса, мужчины — как инструмент, модель поведения, к которой прибегают для получения социального и материального вознаграждения.

Не менее значимы и данные ученых, полученные в областях, где между мужчинами и женщинами различий не наблюдается. Так, суще­ствуют убедительные данные о том, что мужчины и женщины между собой не различаются по таким психологическим характеристикам, как социабельность, уровень самоуважения, мотивация достижения, твор-


Основы теории психологии гендерных отношений                                        137

ческие и аналитические способности, способность руководить [Берн Ш., 2001: Крайг Г., 2000].

Так, опросив не одну сотню людей, американская исследовательница Джин Хайд [1984] пришла к заключению, что различия, выявляемые между средним мужчиной и средней женщиной, обнаруживаются далеко не всегда. В сущности, даже действительно существующие различия между мужчинами и женщинами оказываются весьма незначительными и часто не превышают 5% от максимально возможной величины [Крайг Г., 2000; Deaux К., 1985; Lott В.. 1990]. На самом деле между мужчинами и женщинами в психологических характеристиках гораздо больше сход­ства, чем различий.

Таким образом, полученные данные о незначительных различиях в индивидуально-психологических характеристиках между мужчинами и женщинами как представителями больших социальных групп не позво­ляют нам говорить об особом психологическом складе или о специфи­ческой женской или мужской психологии.

Рассмотрим особенности анализируемых гендерных групп с позиций второй составляющей их психологической структуры — эмоциональной сферы как динамического образования, которая проявляет себя в по­требностях, жизненных ориентациях, интересах, настроениях.

Карен Хорни (1993) подчеркивает, что в соответствии с разделением социальных ролей сформировался определенный взгляд на женщин как на инфантильные создания, живущие эмоциями. Различия в эмоциональ­ности между мужчинами и женщинами выявлены в разных сферах эмоциональных проявлений. Женщины превосходят мужчин в способ­ности понимать эмоциональные состояния, т.е. они более эмпатичны, они более экспрессивны и лучше декодируют невербальные сигналы [Ильин Е.П., 2002, и др.].

По результатам психологических исследований мужчины и женщины различаются по своим ориентациям и интересам. Для мужчин харак­терна выраженная тенденция к независимости, а женщины ориентиро­ваны на взаимозависимость, которая в контексте авторитарного обще­ства часто трансформируется в зависимость. Женщины в большей сте­пени социально ориентированы, четче осознают те связи, которые объединяют людей и делают их общение более доверительным. Мужчины же стремятся к независимости через избегание зависимости. Еще одно отличие связано с отношением к окружающему миру. Мужское отно­шение характеризуется напористостью, самоуверенностью, ориентацией на контроль. Женский вариант отношения к окружающему миру харак­теризуется направленностью на поддержание сложившихся типов вза­имодействий с людьми [Montuori А.А., 1989].

Что касается социальных ролей мужчин и женщин, то для женщин, как принято считать, более значимыми являются семейные роли, а для мужчин — профессиональные. Женщины в большей мере, чем мужчины,


138                        Психология гендерных отношений: теория и практика

ориентированы на приватную сферу, их роль в семье обычно связана с заботой и уходом за членами семьи; в мужской самоидентификации профессиональный статус играет центральную роль, мужчины в большей мере ориентированы на социальную, публичную сферу деятельности [Либин А.В., 1999; Bee H. L. & Mitchef S. К.. 1984].

По мнению современных исследователей, работающих в области психологии пола и тендерной психологии, все перечисленные различия детерминированы не биологическими, а социокультурными факторами: они обусловлены дифференцированной социализацией и иерархически выстроенными социальными ролями мужчин и женщин как проявлением существующего в обществе гендерного порядка [Берн Ш., 2001; Deaux К., 1985; Lott В.. 1990]. «Все больше укрепляется точка зрения, что, за исключением параметров, обусловленных генетической програм­мой созревания организма, большинство наблюдаемых различий детер­минировано влиянием социального контекста» [Либин А.В., 1999 С. 287].

Итак, мы видим, что и в сфере таких особенностей личности, как эмоциональные состояния, интересы и ориентации, психологические различия между мужчинами и женщинами хотя и существуют, но охватывают небольшую часть личностных проявлений. Все выделенные различия в личностных особенностях мужчин и женщин как предста­вителей больших социальных групп могут быть объединены понятиями «маскулинность» и «фемининность».

Маскулинность обозначает совокупность поведенческих и психичес­ких черт, свойств и особенностей, объективно присущих мужчинам, в отличие от женщин [Кон И.С., 2002. С. 197]. Это проявляется в том, что они физически сильнее и демонстрируют больше доминантных и агрессивных проявлений в поведении, чем женщины; они обладают более развитыми пространственными способностями, и их отношение к миру характеризуется напористостью, самоуверенностью, ориентацией на контроль, независимостью и ориентацией на профессиональные до­стижения.

Фемининность обозначает совокупность поведенческих и психичес­ких черт, свойств и особенностей, объективно присущих женщинам. Это проявляется в следующем: у женщин лучше развиты вербальные способности; они демонстрируют в поведении больше дружелюбия и контактности, чем мужчины; они более эмпатичны и социально ориен­тированы, лучше осознают те связи, которые объединяют людей и делают их общение более доверительным; женщины в больше мере, чем муж-чины, ориентированы на семейные роли.

Следует заметить, что маскулинные черты однозначно не отождест­вляются только с личностными особенностями мужчин, а феминин­ные — с личностными проявлениями женщин, эти характеристики при­сущи и одному и другому полу, но в различной пропорции. Среднеста-


Основы теории психологии гендерных отношений                                                 139

тистический мужчина обладает более высокой степенью выраженности маскулинных характеристик, а среднестатистическая женщина — фе­мининных свойств и качеств.

Итак, мы можем заключить, что хотя группы мужчин и женщин по психологическому складу и не идентичны друг другу, но и не полярно противоположны. Их психологические профили более похожи, чем раз­личны. Чем же обусловлено столь устойчивое мнение о том, что муж­чины и женщины — это противоположные в психологическом смысле индивиды? Почему явление половой дифференциации психологических характеристик в структуре личности воспринимается как факт, не тре­бующий обоснования?

Можно предложить два варианта объяснения этого факта.

Во-первых, психологические характеристики мужчин и женщин вы­водятся из специфики их биологии и физиологии. Принцип биологичес­кого детерминизма все еще прочно укоренен и в системе обыденного и научного знания. В системе эссенциалистских взглядов фундамен­тальные биологические различия обязательно должны проявляться и в сфере психологии, и в сфере социального поведения личности. В соот­ветствии с данной позицией считается, что способность женщин к де­торождению и первичный уход за детьми определяет однозначно ее экспрессивные качества личности и первоочередной круг интересов, связанных исключительно с исполнением семейных ролей. А у мужчин, как индивидов, не способных выполнять эти биологические функции, должны развиваться и проявляться в основном инструментальные ка­чества и свойства личности.

Во-вторых, в ситуации повседневного межличностного общения и контактов между полами обыденным сознанием чаще отмечаются и фик­сируются различия не в устойчивых психологических структурах лич­ности, а в сфере динамических образований, обусловленных реальным контекстом взаимодействия (например, эмоциональные состояния, ув­лечения, ориентации, интересы). Затем эти различия необоснованно переносятся на всю психологическую структуру личности мужчин или женщин.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.049 с.)