Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Александр Александрович Егоров 1887-1959Стр 1 из 4Следующая ⇒
Анатолий Григорьевич Новиков 1896-1984 В 1927 году А. Новиков окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Р. Глиэра. В 1920-30-е годы он руководил самодеятельными коллективами, был инструктором художественной самодеятельности Центрального дома Красной Армии. В 1930-40-е годы руководил ансамблем песни и пляски ВЦСПС, а затем – ансамблем песни и пляски Вооружённых сил. В творчестве А. Новикова запечатлено лицо композитора – песенника. Автор интересно преломляет романсные черты в жанре хоровой миниатюры. (Хоры на стихи А.Пушкина «Весёлый пир» и «Любовь»). Так, во втором из них сквозной мотив напоминает ритмоинтонационную формулу томления П. Чайковского, а в середине романса слышны отголоски глинкинских оборотов, необычно также жанровое сочетание сольного романса с полнотой и насыщенностью хорового звучания. Хор на стихи М. Матусовского «Мать Олега Кошевого» мелодически близок интонациям современной советской песни. Черты народного песенного распева, гомофонный склад, куплетная форма – вот комплекс выразительных средств произведения. Основные сочинения композитора: Поэма «Нам нужен мир»; Кантаты: «Красной Армии слава», «Победная», «Звезда золотая»; Музыкальные комедии: «Левша», «Василий Тёркин», «Камилла», «Особое задание», «Когда ты со мною»; Хоры a capella: «Весёлый пир», «Любовь», «Ясный месяц», «Улетали птицы», «Мать Олега Кошевого», «При долине куст калины» и др. Хоры с сопровождением: «Сибирская молодёжь», «Гимн демократической молодёжи мира», «Вася – василёк», «Самовары-самопалы» и др. Отредактировал около 500 русских народных песен в том числе «Вниз по матушке по Волге», «Эй, ухнем».
Анатолий Григорьевич Новиков 1896-1984 В 1927 году А. Новиков окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Р. Глиэра. В 1920-30-е годы он руководил самодеятельными коллективами, был инструктором художественной самодеятельности Центрального дома Красной Армии. В 1930-40-е годы руководил ансамблем песни и пляски ВЦСПС, а затем – ансамблем песни и пляски Вооружённых сил. В творчестве А. Новикова запечатлено лицо композитора – песенника. Автор интересно преломляет романсные черты в жанре хоровой миниатюры. (Хоры на стихи А.Пушкина «Весёлый пир» и «Любовь»). Так, во втором из них сквозной мотив напоминает ритмоинтонационную формулу томления П. Чайковского, а в середине романса слышны отголоски глинкинских оборотов, необычно также жанровое сочетание сольного романса с полнотой и насыщенностью хорового звучания.
Хор на стихи М. Матусовского «Мать Олега Кошевого» мелодически близок интонациям современной советской песни. Черты народного песенного распева, гомофонный склад, куплетная форма – вот комплекс выразительных средств произведения. Основные сочинения композитора: Поэма «Нам нужен мир»; Кантаты: «Красной Армии слава», «Победная», «Звезда золотая»; Музыкальные комедии: «Левша», «Василий Тёркин», «Камилла», «Особое задание», «Когда ты со мною»; Хоры a capella: «Весёлый пир», «Любовь», «Ясный месяц», «Улетали птицы», «Мать Олега Кошевого», «При долине куст калины» и др. Хоры с сопровождением: «Сибирская молодёжь», «Гимн демократической молодёжи мира», «Вася – василёк», «Самовары-самопалы» и др. Отредактировал около 500 русских народных песен в том числе «Вниз по матушке по Волге», «Эй, ухнем».
Александр Александрович Егоров 1887-1959 А Егоров свои лучшие хоровые произведения создал в 40-е-50-е годы XX века. Он – воспитанник Петербургской придворной певческой капеллы, после чего закончил Петербургскую консерваторию у А. Лядова. Совмещение композиторской деятельности с педагогической и исполнительской в качестве руководителя хоров определило его дальнейший творческий путь. С 1920 года А. Егоров стал работать в Петербургской консерватории на кафедре хорового дирижирования. (в должностях декана, руководителя хора, зав. кафедрой). Ему принадлежит ряд методических трудов: «Основы хорового письма», «Теория и практика работы с хором», «Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин». Им написано: Свыше 160 хоров с сопровождением и без сопровождения; 107 обработок русских народных песен; Опера-сказка «Свадьба Солнца и весны»; Крупные сочинения: «Легенда про Мёртвое поле», хоровая симфония «Лес», поэмы «Спартак», «Россия», кантаты, переложения для хора без сопровождения «Ночной смотр» М. Глинки, «Элегия» Массне, «Итальянская полька» С.Рахманинова.
К числу творческих удач относится хор «Песня» для смешанного хора на стихи А.Кольцова. В ней – аккордовое изложение, ясное голосоведение, сплав классического и народно-песенного начал, который составил интонационное своеобразие этой лирической миниатюры. Форма хора – простая 2-ух частная. Лучший из хоров А.Егорова на стихи советских поэтов – «Тайга» (стихи А.Прокофьева) привлекает полнотой динамических контрастов, логикой образного развития, здесь воспевается красота природы. Мелодия отличается типично русской напевностью, фактура многоголосна с использованием имитаций, размер – переменный, встречаются хроматизмы, форма- 3-ёх частная. Творчество А. Егорова – пример органичности хорового мышления, как основы композиционного метода. Гармонично сочетая авторскую деятельность с работой в хоровых коллективах, он продолжил традиции выдающихся русских композиторов и музыкантов – дирижёров: А. Кастальского, Вик. Калинникова, П. Чеснокова, А. В. Александрова.
И. Дунаевский по праву считается классиком советской массовой песни. Среди его сочинений есть песни-агитки, песни – хроники, в них отображается борьба за мир, колхозное строительство, физкультурные праздники. В музыке своего времени И. Дунаевский уловил его главный ритм – ритм марша, ритм созидания, ритм жизни, в котором личные интересы подчинены интересам общества. Песни И. Дунаевского «Марш весёлых ребят», «Марш энтузиастов» стали популярны в середине 1930-ых гг. после выхода на экраны комедии Александрова «Весёлые ребята». В своём творчестве композитор выразил потребность в юморе – «Песня Водовоза», «Песенка о капитане» и др. Вместе с тем в песнях отразился строй чувств нового советского человека – это заметно в любовной лирике. Композиторский слух И. Дунаевского формируется на Полтавщине и в Харькове, где причудливо переплелись интонации украинских, польских, молдавских, еврейских, цыганских, немецких песен. Также крепки связи с традициями русской и зарубежной классики. Сильное воздействие на творчество оказали П. Чайковский и Н. Скрябин. Огромную роль в формировании стиля сыграли драматические театры в Харькове, Москве, Ленинграде, а также встреча с теа-джазом Н.Утёсова. В 1920-е гг. сочинены оперетты: «Женихи», «Миллион терзаний», «Ножи», «Полярные страсти». Наиболее важный период творчества – 1930-е гг., когда полностью сложился стиль песен. Композитор пишет музыку к спектаклям, фильмам: «Весёлые ребята», «Цирк», «Дети капитана Гранта», «Волга-Волга» и др. Сочинены оперетты: «Золотая долина» и «Дороги к счастью». Годы Великой Отечественной войны были малоплодотворны, так как лирико-комедийный стиль композитора не отражал правду времени. В 1946 году прозвучала одна из лучших оперетт И.Дунаевского - «Вольный ветер», затем - «Сын клоуна». Оперетты «Белая акация» и «Золотая долина» завершили творческий путь композитора. Среди творцов XX века И.Дунаевский является одним из выдающихся мелодистов. Некоторые его песни являются подлинными шедеврами. Привлекает и гармоническое богатство произведений, возникшее под влиянием западной эстрадной музыки и джаза. Также песни отличаются богатством оркестрового сопровождения.
Отразив целую эпоху в жизни советского народа, его песни сами стали эпохой.
С именем В.Шебалина связано заметное оживление советского хорового творчества в 1940-50-е годы. Он достиг в этой сфере подлинного мастерства и стал сторонником пропаганды хорового искусства. При выборе текста для произведений композитор тяготел к лирической и гражданственно-патриотической тематике в отечественной поэзии разных эпох. Особенность его художественного облика – сосредоточенность на объекте изображения, а не на личных переживаниях, что сближает его с творчеством С.Танеева, Вик. Калинникова. Отсюда – уравновешенность и закруглённость форм, тяготение к эпичности и созерцательности, воплощению устойчивых длительных состояний при сглаженности контрастов. Поэтому наибольшей искренностью отмечены хоры в характере лирического размышления: «Мать послала к сыну думы», «Берёзе», «Зимняя дорога». Не стремясь к обновлению музыкального языка, В. Шебалин оставался в русле музыкального традиционализма. Хоровое письмо композитора оттачивалось в довоенном творчестве – хоровых произведениях, музыке к кинофильмам, спектаклям. В 1940-50 годах оно приняло законченную форму. От европейской классики композитор унаследовал гомофонный либо хорально-аккордовый склад, от русского народного творчества – широкую распевность, плавность мелодических линий, в гармонии – опору на диатонику, простые аккордовые структуры, обилие плагальных оборотов. В 1940-50-е гг. написаны «Пять хоров на стихи Пушкина», «Три хора на стихи Лермонтова», «Четыре хора на стихи Исаковского», «Шесть хоров на стихи Танка», «Три хора на стихи Сафронова». В этот период был создан крупнейший из хоровых циклов – «Шесть хоров на стихи М.Танка», в котором отражены события Великой Отечественной войны. Он выстроен по принципу контраста. Остановимся на некоторых номерах: 1. «Казак гнал коня» - это один из лучших в советской музыке образцов воплощения военной темы. Здесь проявилась тенденция постепенного укрупнения длительностей: пунктир – триоль – половинные, что отражает стихию скачки, скорбное оцепенение, пафос отмщения врагу. 2. «Мать послала к сыну думы» - представляет собой скорбно – лирический образ, плач о погибшем солдате. Стилистика языка кроется в глубоких традициях народной поэзии, в музыке проявляются черты народной песни: подголосочность, куплетность, плагальность, вариантность.
3. «Жаворонок» - произведение отражает наивно – радостные весенние чувства. 4. «Берёзе» - является одной из ярчайших лирических страниц В. Шебалина. Пластичная мелодия поддерживается натуральными гармониями, близость народной песне придаёт усиление плагальности. Преобладающее в произведении настроение сумрачного раздумья просветляется в конце кадансом в одноимённом мажоре. Новые детали хорового письма мастера обнаружились в последнем хоровом опусе композитора «Три хора на стихи молдавских поэтов» ( 1960 г.), где он стремится отобразить особенности молдавского музыкального колорита в интонационном строе хоров, своеобразии ладов и ритмики. В наибольшей мере это удалось в последнем хоре «Уезжает Мариора», представляющий собой зажигательный танец, где явно различается мелодия и аккомпанемент (у хора-стаккато – как имитация инструментального сопровождения). Хор передаёт атмосферу праздника по случаю проводов на уборку урожая. Удачно найденный приём воплощения танцевальной стихии вокальными средствами предвосхитил многое в современном хоровом творчестве. Так в своих поздних произведениях композитор опровергает представление о себе как о традиционалисте академического плана.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.220.243 (0.011 с.) |