По пути решения национальных и региональных проблем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По пути решения национальных и региональных проблем.



Конспект урока истории  

 Дата 10.06.2020

Группа № 3 специальность Механизация сельского хозяйства   1 курс  

Тема: «Общественно – политические проблемы России во второй половине 1990 х годов»

Форма работы: индивидуальная, электронное  обучение.

Тип урока: урок изучения  нового материала.

Цель урока: сформировать представление об основных тенденциях развития Российской Федерации в середине - второй половине 1990-х гг.

 

Основные события: обострение отношений между центральной властью и регионами; подписание Федеративного договора; обострение межнациональных отношений (в первую очередь - на Кавказе); война в Чечне; Хасавюртские соглашения; парламентские выборы 1995 г. и победа оппозиции; президентские выборы 1996г. и победа Б.Н.Ельцина; политика стабилизации финансов; отставка правительства В.С.Черномырдина; политика правительства С.В.Кириенко и государственный дефолт.

Основные понятия и названия: Федеративный договор; Хасавюртские соглашения; «Наш дом - Россия. (НДР); дефолт.

Основные даты:

1992 - заключение Федеративного договора.

1994 - начало войны в Чечне.

1995 - парламентские выборы, победа оппозиции.

1996 - президентские выборы, победа Б.Н. Ельцина.

1998 - государственный дефолт.

Персоналии: Джохар Дудаев; Аслан Масхадов; Геннадий Николаевич Селезнев; Александр Иванович Лебедь; Борис Ефимович Немцов; Сергей Владиленович Кириенко.

Используемая литература:

Учебник. История. Конец 19 начало 21 века: учебник для  11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень/ Н.В. Загладин, Ю.А. Петров.- М.: «Русское слово- учебник», 2018.

Интернет – ресурсы:

Видеоурок. Политическое развитие России в 1992-1999 гг. https://yandex.ru/video/preview Дата обращения 09.06.2020.

Презентация к уроку по теме: «Общественно – политические проблемы России во второй половине 1990 х годов»

Ход урока.

  1. Организационный этап
Мотивационный модуль.
 Формулируется тема урока.

 

 

Цель нашего урока: охарактеризовать межнациональные отноше­ния в современной России; проанализировать чеченский кон­фликт; определить уровень взаимоотношений Российской Феде­рации и стран содружества независимых государств.

 

2. Объяснение нового материала.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

План урока:

По пути решения национальных и региональных проблем.

Начало конфликта в Чечне.

3. Выборы 1995 и 1996 гг.

Углубление политического и социально-экономического кризиса.

По пути решения национальных и региональных проблем.

Разрешение конституционного кризиса в 1993 г. создало предпосылки для нормализации положения в Российской Федерации. Однако их осуществление оказалось затруднено. Левые фракции Государственной Думы блокировали законодательные инициативы правительства. Продолжался спад в экономике, обострялись социальные проблемы. Наибольшие сложности вызвали межнациональные отношения. Возникла угроза, что Россию постигнет участь СССР.

В регионах Российской Федерации ещё до распада СССР начался подъём национальных и общественно-политических движений. Ставились вопросы развития национальных культур, повышения статусов языков, прав регионов на землю и её недра, самостоятельного осуществления внешнеэкономической деятельности.

Частичный компромисс был достигнут 31 марта 1992 г. с подписанием в Москве Федеративного договора. Он значительно расширил полномочия субъектов Федерации и их органов власти, однако не решил всех проблем межнациональных и федеративных отношений. Татарстан и Чечня не подписали Федеративный договор. Эти республики, а также Башкортостан, Тува и Якутия (Республика Саха) сократили отчисления в федеральный бюджет. В ряде автономных республик были приняты конституции, в которых утверждались верховенство местных законов над федеральными и право выхода из Федерации.

Государственный герб России

Разрешение конституционного кризиса и принятие новой Конституции отчасти улучшило ситуацию. В 1994 г. был подписан договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан». Затем последовала нормализация отношений федеральных властей и с большинством других субъектов Федерации.

Начало конфликта в Чечне.

Наиболее сложная ситуация сложилась в Чеченской Республике. Ещё в 1991 г. были провозглашены её независимость и выход из состава СССР и РСФСР.

Президентом самопровозглашённого государства стал бывший советский генерал Д.М. Дудаев. По его решению всё вооружение и военная техника на территории Чечни объявлялись её собственностью и передавались формировавшимся чеченским военным частям. В 1993 г. Дудаев распустил парламент Чечни, в республике утвердился диктаторский режим. Независимость республики не была признана ни одной страной мира, её границы с Россией оставались открытыми, но законы Российской Федерации на территории Чечни не действовали. Она превратилась в перевалочный пункт международной торговли наркотиками, оружием, нелегального ввоза и вывоза товаров из России. В отношении русских, живших в Чечне, проводилась политика террора и запугивания.

После завершения конституционного кризиса в России федеральные власти предприняли попытку решить проблему в республике. 30 ноября 1994 г. Б.Н. Ельцин подписал указ «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики».

Ожидавшая решительной поддержки центра чеченская оппозиция поднялась против режима Дудаева. 11 декабря 1994 г. началась первая чеченская война. Федеральные войска вступили на территорию республики и к лету 1995 г. после тяжёлых боёв заняли основные населённые пункты. Боевиков оттеснили в горы.

Выборы 1995 и 1996 гг.

Неудачи федеральных войск в Чечне, большие жертвы среди её мирного населения, непоследовательность и нерешительность правительства в проведении реформ привели к обострению внутриполитического положения в России. Другой причиной этого был продолжавшийся спад в экономике.

По итогам выборов 1995 г. в Государственную Думу самую многочисленную фракцию составили коммунисты (22% голосов). Либералъно-демократическая партия завоевала около 11% голосов, примерно столько же — пропрезидентский блок «Наш дом — Россия». Оппозиционное президенту «Яблоко» получило 8% голосов.

Ключевые позиции в Думе заняли коммунисты. Это сильно затрудняло дальнейшее проведение реформ. Правительство было не способно провести через Думу ни один законопроект, обеспечивающий углубление рыночных преобразований. Но и левое большинство Думы не могло приступить к проведению активной социальной политики. Все его инициативы сдерживались правительством и президентом.

Положение обострилось ко времени президентских выборов 1996 г. Опросы общественного мнения показывали, что Б.Н. Ельцина готовы поддержать лишь от 6 до 10% избирателей. Казалось, он не сможет одержать победу.

В этих условиях на арену политической жизни вышла новая сила — предприниматели. С завершением приватизации заметную роль в экономике стали играть финансово-промышленные группы (ФПГ) — такие, как «ОНЭКСИМбанк», «Менатеп», «Российский кредит» и др.

ФПГ и связанные с ними политические круги, пользуясь финансовыми трудностями СМИ, установили контроль над их деятельностью. Сложились медиахолдинги, контролировавшие большую часть телеканалов и периодических изданий. Для обеспечения победы Б.Н. Ельцина на предстоящих выборах были использованы новые информационные технологии и пиар-акции. Суть их состояла в том, чтобы перехватить пропагандистскую инициативу у оппозиции и создать новый имидж президента.

Критикам политики Кремля не удалось довести до большинства избирателей весомых аргументов в свою пользу. В значительной мере это объяснялось тем, что оппозиция имела ограниченный доступ к телевидению, а её печатные издания — небольшие тиражи.

Динамично проведённая предвыборная кампания оказала определённое воздействие на избирателей. На них повлияли обещания президента улучшить положение в социальной сфере, в частности повысить минимальный размер пенсий и покрыть задолженность государства по зарплатам трудящихся. Исход выборов был решён только во втором туре. 3 июля 1996 г. Б.Н. Ельцину удалось получить больше голосов, чем его главному сопернику — Г.А. Зюганову.

Е.М. Примаков

Большое значение имело избрание на пост премьер-министра академика Е.М. Примакова, сторонника укрепления роли государства в экономике. Кабинету Примакова удалось наладить рабочие отношения с левым большинством Думы.

Впервые за всё время реформ был своевременно принят реалистичный бюджет, учитывающий социальные интересы широких масс населения. Российское общество стало видеть в Примакове лидера, способного прийти на смену действовавшему президенту.

В августе 1999 г. на пост премьер-министра был назначен В.В. Путин. При этом президент подчеркнул, что видит его своим преемником.

Основным итогом периода 1994-1998 гг. стало то, что, несмотря на сохраняющуюся остроту социальных проблем и продолжающийся кризис в экономике, удалось предотвратить развитие тенденций к дезинтеграции России. Вопреки продолжающимся трениям между законодательной и исполнительной ветвями власти политическая жизнь страны развивалась в рамках конституционного (правового) поля. Россия продолжала следовать по пути реформ и демократического развития.

3.Домашнее задание.

1. Составить конспект урока, используя лекционный материал и презентацию. Параграф 53, стр 382-387 https://vklasse.vip/11-klass/uchebniki/vseobschaya-istoriya/nv-zagladinИстория. Конец 19- начало 21 века: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень./ Н.В.Загладин, Ю.А. Петров.

2.Выполните контрольное задание.

Контрольное задание

Половине 1990-х гг»

 

Конспект урока истории  

 Дата 10.06.2020

Группа № 3 специальность Механизация сельского хозяйства   1 курс  

Тема: «Общественно – политические проблемы России во второй половине 1990 х годов»

Форма работы: индивидуальная, электронное  обучение.

Тип урока: урок изучения  нового материала.

Цель урока: сформировать представление об основных тенденциях развития Российской Федерации в середине - второй половине 1990-х гг.

 

Основные события: обострение отношений между центральной властью и регионами; подписание Федеративного договора; обострение межнациональных отношений (в первую очередь - на Кавказе); война в Чечне; Хасавюртские соглашения; парламентские выборы 1995 г. и победа оппозиции; президентские выборы 1996г. и победа Б.Н.Ельцина; политика стабилизации финансов; отставка правительства В.С.Черномырдина; политика правительства С.В.Кириенко и государственный дефолт.

Основные понятия и названия: Федеративный договор; Хасавюртские соглашения; «Наш дом - Россия. (НДР); дефолт.

Основные даты:

1992 - заключение Федеративного договора.

1994 - начало войны в Чечне.

1995 - парламентские выборы, победа оппозиции.

1996 - президентские выборы, победа Б.Н. Ельцина.

1998 - государственный дефолт.

Персоналии: Джохар Дудаев; Аслан Масхадов; Геннадий Николаевич Селезнев; Александр Иванович Лебедь; Борис Ефимович Немцов; Сергей Владиленович Кириенко.

Используемая литература:

Учебник. История. Конец 19 начало 21 века: учебник для  11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень/ Н.В. Загладин, Ю.А. Петров.- М.: «Русское слово- учебник», 2018.

Интернет – ресурсы:

Видеоурок. Политическое развитие России в 1992-1999 гг. https://yandex.ru/video/preview Дата обращения 09.06.2020.

Презентация к уроку по теме: «Общественно – политические проблемы России во второй половине 1990 х годов»

Ход урока.

  1. Организационный этап
Мотивационный модуль.
 Формулируется тема урока.

 

 

Цель нашего урока: охарактеризовать межнациональные отноше­ния в современной России; проанализировать чеченский кон­фликт; определить уровень взаимоотношений Российской Феде­рации и стран содружества независимых государств.

 

2. Объяснение нового материала.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

План урока:

По пути решения национальных и региональных проблем.

Начало конфликта в Чечне.

3. Выборы 1995 и 1996 гг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.034 с.)