Ресурсы электронно-библиотечных систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ресурсы электронно-библиотечных систем



НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ (ЧАСТНОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»

(НОУ ВО «ТИБ»)

 

УТВЕРЖДАЮ _________________

Ректор НОУ ВО «ТИБ»

С.Л. Красинский

«____» _______________ 2018 года

 

ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Направление подготовки 38.03.02 «Менеджмент»

Профиль подготовки «Управление малым бизнесом»

Квалификация выпускника «бакалавр»

Форма обучения: очная, заочная

 

 

ТОМСК – 2018

Автор-составитель:

Доцент, к.э.н.                                                                                                   Э.В. Балакина

 

ПРОГРАММА РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА для использования в учебном процессе кафедрой «Экономика и менеджмент»

 

Заведующий кафедрой «Экономика и менеджмент»                                  Ж.А. Ермушко

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка

2. Цели и задачи итоговой аттестации

3. Виды и формы проведения итоговой аттестации по направлению подготовки

4. Организация и проведение итогового экзамена

4.1 Структура итогового экзамена 

4.2 Содержание итогового экзамена

4.3 Вопросы итогового экзамена

5. Организация и проведение защиты выпускной квалификационной (бакалаврской) работы

5.1.Перечень тем выпускных квалификационных (бакалаврских) работ

5.2.Требования к выпускным квалификационным (бакалаврским) работам и порядку их выполнения

6. Критерии оценки знаний обучающихся на итоговом экзамене и на защите выпускной квалификационной (бакалаврской) работы

7. Рекомендуемая литература

8. Приложения

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Организация и проведение итоговой аттестации в НОУ ВО ТИБ определяется Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № 636.

Программа итоговой аттестации по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 12 января 2016 г. № 7 (зарегистрировано в Минюсте РФ 09 февраля 2016 г. № 41028).

К итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план по направлению 38.03.02 «Менеджмент». Итоговая аттестация выпускников осуществляется итоговой экзаменационной комиссией.

Порядок утверждения составов ИЭК, проведения итоговой аттестации, а также процедура подачи и рассмотрения апелляции определены Положением о порядке проведения  итоговой аттестации выпускников НОУ ВО «ТИБ».

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Целью итоговой аттестации является установление уровня развития и освоения выпускником общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» и качества его подготовки к деятельности в государственных и муниципальных учреждениях и на предприятиях, коммерческих и некоммерческих организациях, международных организациях, к организации собственного дела.

К задачам итоговой аттестации относятся:

- выявление степени усвоения теоретического материала;

- определение уровня закрепления профессиональных умений и навыков, приобретенных за время обучения;

- установление соответствия выпускников общим требованиям, предусмотренным ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент».

3. ВИДЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

ИА включает в себя итоговый экзамен и защиту выпускной квалификационной (бакалаврской) работы (далее по тексту ВКР). Итоговый экзамен является междисциплинарным.

Программа итогового экзамена является комплексной, включает проблемные вопросы по следующим дисциплинам: «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Управление человеческими ресурсами», «Теория менеджмента», «Маркетинг», «Стратегический менеджмент», «Финансовый менеджмент», «Бизнес-планирование».

 

4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИТОГОВОГО ЭКЗАМЕНА

4.1. СТРУКТУРА ИТОГОВОГО ЭКЗАМЕНА

 

Итоговый экзамен включает ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам базовой части учебного плана.

Первый информационный модуль включает дисциплины базовой части:

1. Микроэкономика

2. Макроэкономика

3. Управление человеческими ресурсами

4. Теория менеджмента

5. Маркетинг

6. Стратегический менеджмент
7. Финансовый менеджмент
8. Бизнес-планирование

Второй информационный модуль состоит из ситуативных кейсов, требующих умения применить полученные знания к их анализу и разрешению.

Перечень вопросов соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра (экономиста) по направлению «Менеджмент».

Экзамен проводится в следующей форме. В билете содержится 3 задания. Два из них представляют собой контрольные вопросы в области микро- и макроэкономики, управления человеческими ресурсами; теории менеджмента; маркетинга; стратегического менеджмента; финансового менеджмента; бизнес-планирования. Третье задание - ситуационная задача.

Длительность подготовки к итоговому экзамену 1 час. Продолжительность времени аттестации 1 выпускника до 0,5 час.

 

4.2. СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО ЭКЗАМЕНА

 

Первый информационный модуль

Дисциплина «Микроэкономика»

 

Вопросы:

 

1. Сущность и виды экономических ресурсов.

2. Экономическая сущность спроса и предложения: понятие, закон спроса и предложения, факторы, влияющие на них.

3. Сущность эластичности спроса и предложения на рынке. Виды эластичности спроса и предложения.

4. Рынок и его структура. Провалы рынка. Экономические функции правительства.

5. Предпринимательство и его форы. Субъекты и объекты предпринимательства

6. Рынок земли. Рента и ее виды.

7. Рынок капиталов. Уровень дохода на капитал. Дисконтирование.

8. Рынок труда. Особенности российского рынка труда.

9. Особенности рынка (чистой) совершенной конкуренции и рынка монополистической конкуренции

10. Особенности рынка олигополии и монополии.

Основная литература:

1.Маховиков, Г.А. Микроэкономика [Электронный ресурс]: учебник и практикум/Г.А. Маховиков.-М.: Юрайт, 2016.-281с.- Режим доступа: http://www.biblio-online.ru

2. Микроэкономика [Электронный ресурс]: учебник/Отв. ред. А.С. Булатов.-М.: Юрайт, 2016.-435с.- Режим доступа: http://www.biblio-online.ru

3.Розанова, Н.М. Микроэкономика [Электронный ресурс]: практикум/Н.М. Розанова.-М.: Юрайт, 2016.-690с.-Режим доступа: http://www.biblio-online.ru

 

Дополнительная литература:

1. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики [Текст]: учебник/Р.М. Нуреев.-М.: Норма, 2017.- 576с.

 

Дисциплина «Макроэкономика»

Вопросы:

1. Макроэкономические показатели: национальное богатство, валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход, личный располагаемый доход.

2. Макроэкономическое равновесие.

3. Денежно-кредитная система.

4. Государственный бюджет: доходы и расходы; дефицит и профицит.

5. Монетарная политика

6. Фискальная политика

7. Социальная политика

8. Налоговая система

9. Экономический рост (типы и темпы) и экономический цикл (фазы и виды).

10. Сущность, причины и виды инфляции. Антиинфляционная политика

11. Безработица: уровень, виды. Взаимосвязь инфляции и безработицы.

Основная литература:

1.Гребенников, П. И. Макроэкономика в 2 т. Том 1[Электронный ресурс]: учебник и практикум для академического бакалавриата / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич, А. И. Леусский. — 11-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 300 с Режим доступа: http://www.biblio-online.ru

2.Гребенников, П. И. Макроэкономика в 2 т. Том 2 [Электронный ресурс]: учебник и практикум для академического бакалавриата / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич, А. И. Леусский. — 11-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 255 с. Режим доступа: http://www.biblio-online.ru

3.Макроэкономика [Электронный ресурс]: учебник/Отв. ред. А.С. Булатов.-М.: Юрайт, 2017.-411с.-Режим доступа: http://www.biblio-online.ru

4..Макроэкономика [Электронный ресурс]: учебник/Отв. ред. С.Ф. Серегина-М.: Юрайт, 2017.-527с.-Режим доступа: http://www.biblio-online.ru

5..Шимко, П.Д. Экономика [Электронный ресурс]: учебник и практикум/П.Д. Шимко.-4-е изд., испр. и доп.-М.: Юрайт, 2017.-605с.-Режим доступа: http://www.biblio-online.ru

Дополнительная литература:

1.Капканщиков, С. Г. Макроэкономика [Текст]: учебник/С.Г. Капканщиков.-М.: Кнорус, 2016.-400с.

 

Дисциплина «Теория менеджмента»

 

Вопросы:

1 Основные понятия и определения менеджмента м

2 Классическое направление в развитии менеджмента

3 Поведенческое направление в менеджменте

4 Количественное направление в менеджменте

5 Организационные аспекты управления.

6 Мотивация и стимулирование в менеджменте.

7 Управление конфликтами

8 Эффективность менеджмента.

9 Национально-исторические факторы менеджмента и их влияние на развитие менеджмента в России

10 Современные взгляды на менеджмент

Основная литература:

1.Астахова, Н. И. Менеджмент [Электронный ресурс]: учебник для прикладного бакалавриата / Н. И. Астахова, Г. И. Москвитин; под общ. ред. Н. И. Астаховой, Г. И. Москвитина. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 422 с. — Режим доступа: http://www.biblio-online.ru

2.Веснин, В.Р. Менеджмент в схемах и определениях [Текст]: учеб. пособ./В.Р. Веснин.-М.: Проспект, 2014.- 120с.

3.Маслова, Е.Л. Теория менеджмента [Текст]: практикум/Е.Л. Маслова.-М.: Дашков и К, 2014.- 160с.

4.Менеджмент: кейсы, тренинги, деловые игры [Текст]: практикум/В.А. Алешин и др.-М.: Дашков и К, 2014.- 282с.

5.Менеджмент [Электронный ресурс]: учебник для прикладного бакалавриата / А. Л. Гапоненко [и др.]; под общ. ред. А. Л. Гапоненко. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 398 с. — Режим доступа: http://www.biblio-online.ru

6.Менеджмент. Теория и практика [Электронный ресурс]: учебник для вузов / И. Н. Шапкин [и др.]; отв. ред. И. Н. Шапкин. — 4-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 690 с. — Режим доступа: http://www.biblio-online.ru

7.Менеджмент [Текст]: учебник для вузов / Под ред. И. Н. Шапкина — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 690 с.

8.Савельева, О.В., Данилов, В.Н. Management по-русски [Текст]: технология эффективного управления в малом бизнесе/О.В. Савельева, В.Н. Данилов.-Уфа: Инфореклама, 2015.- 104с.

9.Фаррахов, А.Г. Теория менеджмента: История управленческой мысли, теория организации, организационное управление [Текст]: учеб. пособ./А.Г. Фаррахов.-М.: Инфра-М, 2015.- 272с.

10 Юкаева, В.С. Менеджмент [Текст]: краткий курс: учеб. пособ./В.С. Юкаева.-4-е изд.-М.: Дашков и К, 2015.- 104с.

Дополнительная литература:

1. Балашов, А.П. Основы менеджмента [Текст]: учеб. пособ./А.П. Балашов.-М.: Вуз. учебник, 2014.- 288с.

2. Басаков, М.И. Менеджмент [Текст]: пособ. студентам для подготовки к экзаменам/М.И. Басаков.-Ростов н/Д.: Феникс, 2016.- 181с.

3. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент [Текст]: учебник/О.С. Виханский, А.И. Наумов.-4-е изд., перераб. и доп.-М.: Экономистъ, 2016.- 670с.

4. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента [Текст]: учеб. пособ./Н.И. Кабушкин.-М.: Новое знание, 2014.- 336с.

5. Менеджмент в малом бизнесе [Текст]: учеб. пособ./Под ред. А.В. Орлова.-М.: КомКнига, 2016.-200с.

6. Мескон, М. Основы менеджмента [Текст]: пер. с англ./М. Мескон.- М.: Дело, 2014.- 800с.

7. Основы менеджмента [Текст]: учеб. пособ./Под ред. И.Ю. Солдатовой, М.А. Чернышева.-М.: Наука-пресс, 2017.- 256с.

8. Семенов, А.К., Набоков, В.И. Основы менеджмента [Текст]: практикум/А.К. Семенов, В.И. набоков.-М.: Дашков и К, 2016.- 476с.

9. Сорокина, Л.А. Менеджмент в малом бизнесе [Текст]: учеб. пособ./Л.А. Сорокина.-М.: Юнти, 2014.- 142с.

 

Дисциплина «Управление человеческими ресурсами»

Вопросы:

1. Понятие управления человеческими ресурсами

2. Стратегии управления человеческими ресурсами

3. Компетентностный подход, основные понятия.

4. Управление профессиональной карьерой.

5. Мотивация персонала.

6. Психологическая поддержка в системе управления персоналом.

7. Кадровый резерв.

8. Корпоративная культура организации.

9. Профессиональные компетенции.

10. Личностные кризисы и способы их преодоления.

11. Эффективное управление коллективом.

12. Делегирование.

13. Манипуляции и способы борьбы с ними.

14. Как добиться от подчиненных качественной работы.

15. Секреты эффективного проведения совещания.

16. Проблемно-ориентированный анализ.

17. Мотивация и демотиваторы.

18. Основные задачи кадрового резерва.

19. Планирование работы с кадровым резервом.

20. Зарубежный опыт управления персоналом организации.

 

                                               

Основная литература:

Боковня, А.Е. Мотивация-основа управления человеческими ресурсами (теория и практика формирования мотивирующей организационной среды и создания единой системы мотивации компании) [Текст]/А.Е. Боковня.-М.: Инфра-М, 2015.- 144с.

2.    Василенко, С.В. Корпоративная культура как инструмент эффективного управления персоналом [Текст]/C.В. Василенко.-2-е изд.-М.: Дашков и К, 2014.-136с.

4.    Кибанова, А.Я. Управление персоналом: теория и практика. Управление конфликтами и стрессами [Текст]: учебно-практ. пособ./А.Я. Кибанова.-М.: Проспект, 2015.-144с.

5.    Литвинюк, А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Теория и практика [Электронный ресурс]: учебник/А.А. Литвинюк, 2017.-398с.- Режим доступа: http://www.biblio-online.ru

6.    Маслова, В.М. Управление персоналом [Электронный ресурс]: учебник и практикум/В.М. Маслова.-М.: Юрайт, 2015.-506с.-Режим доступа: http://www.biblio-online.ru

7.    Моргунов, Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение [Электронный ресурс]: учебник/Е.Б. Моргунов.-М.: Юрайт, 2016.-424с.- Режим доступа: http://www.biblio-online.ru

8.    Одегов, Ю.Г., Руденко, Г.Г. Управление персоналом [Электронный ресурс]: учебник/Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко.-М.: Юрайт, 2017.-513с.-Режим доступа: http://www.biblio-online.ru

9     Резник, С.Д., Бондаренко, В.В, Удалов, Ф.Е. Персональный менеджмент [Текст]: учебник./С.Д. Резник., В.В. Бондаренко, Ф.Е. Удалов; Под общ. ред. С.Д. Резника.-4-е изд., перераб. и доп.-М.: Инфра-М, 2014.- 559с.

10.  Резник, С.Д., Бондаренко, В.В. Персональный менеджмент [Текст]: практикум./С.Д. Резник., В.В. Бондаренко; Под общ. ред. С.Д. Резника.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: Инфра-М, 2014.- 304с.

11.  Управление персоналом [Электронный ресурс]: учебник и практикум/Отв. ред. А.А. Литвинюк.-М.: Юрайт, 2017.-498с.-Режим доступа: http://www.biblio-online.ru

12.  Управление человеческими ресурсами [Электронный ресурс]: учебник/Отв. ред. И.А. Максимцев, Н.А. Горелов.-М.: Юрайт, 2016.-525с.- Режим доступа: http://www.biblio-online.ru

 

 

Дополнительная литература:

1. Бакирова, Г.Х. Тренинг управления персоналом [Текст]/Г.Х. Бакирова.-СПб.: Речь, 2016.- 400с.

2.    Иванкина, Л.И. Камышев, Э.Н. Управление персоналом [Текст]: учеб. пособ./Л.И. Иванкина, Э.Н. Камышев.-Томск: Томский ин-т бизнеса, 2016.- 100с.

3.    Иванова-Швец, Л.Н., Корсакова, А.А., Титарева, С.Л. Управление персоналом [Текст]: учебно-практ. пособ./Л.Н. Иванова-Швец, А.А. Корсакова, С.Л. Титарева.-М.: МГУИ, 2017.- 200с.

4.    Лукьянова, Н.А., Попова, Л.Л. Современные персонал-технологии [Текст]: учеб. пособ./Н.А. Лукьянова, Л.Л. Попова.-Томск: Томский ин-т бизнеса, 2016.- 98с.

5.    Макарова, И.К. Управление персоналом [Текст]: учебник/И.К. Макарова.-М.: Юриспруденция, 2014.- 304с.

6.    Маренков, Н.Л., Алимарина, Е.А. Управление трудовыми ресурсами [Текст]/Н.Л. Маренков, Е.А. Алимарина.-М.: МЭФИ. 2014.- 448 с.

7.    Управление персоналом организации [Текст]: практикум/Под ред. А.Я. Кибанова.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Инфра-М, 2014.- 365с.

8.    Управление персоналом организации [Текст]: учебник/Под ред. А.Я. Кибанова.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: Инфра-М, 2015.- 638с.

9.    Управление персоналом организации [Текст]: учебник/Под ред. А.Я. Кибанова.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Инфра-М, 2014.- 638с.

Дисциплина «Маркетинг»

Вопросы:

1. Роль маркетинга в экономическом развитии страны

2. Маркетинговые информационные системы

3. Маркетинговые исследования

4. Маркетинговая политика

5. Стратегический маркетинг

6. Рыночные стратегии

7. Формирование товарной политики предприятия.

8. Жизненный цикл товара

9. Маркетинговые коммуникации

10. Товар и товарная структура

11. Коммуникации в маркетинге

 

Основная литература:

1. Голубков, Е.П. Маркетинг для профессионалов [Электронный ресурс]: практ. курс: учебник и практикум/Е.П. Голубков. - М.:Юрайт, 2016. -474с. – Режим доступа: biblio-online.ru

2. Завьялова, П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах [Текст]: учеб. пособ./П.С. Завьялов.- М.: Инфра-М, 2014.- 336с.

3. Интернет-маркетинг [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата / О. Н. Жильцова [и др.]; под общ. ред. О. Н. Жильцовой. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 288 с.- Режим доступа: biblio-online.ru

4. Интернет-маркетинг [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата/Отв. ред. О.Н. Романенкова. - М.:Юрайт, 2016. - 288 с. – Режим доступа: biblio-online.ru

5. Информационные технологии в маркетинге [Электронный ресурс]: учебник и практикум/Отв. ред. С.В. Карпова.- М.: Юрайт, 2017.-367с.-Режим доступа: biblio-online.ru

6. Каменева, Н.Г., Поляков, В.А. Маркетинговые исследования [Текст]: учеб. пособ./Н.Г. Каменева, В.А. Поляков.- М.: Вузовский учебник, 2014.- 439с.

7. Коротков, А.В. Маркетинговые исследования [Электронный ресурс]: учебник /А.В. Коротков. - М.:Юрайт, 2016. -595с. – Режим доступа: biblio-online.ru

8. Маркетинг [Электронный ресурс]: учебник /Отв. ред. Л.А. Данченок. - М.:Юрайт, 2017. -486с. – Режим доступа: biblio-online.ru

9. Маркетинг [Электронный ресурс]: учебник и практикум /Под общ. ред. О.Н. Кондратенко. - М.:Юрайт, 2017. -542с. – Режим доступа: biblio-online.ru

10. Маркетинговые исследования: теория и практика [Электронный ресурс]: учебник и практикум/Отв. ред. О.Н. Романенкова. - М.:Юрайт, 2016. -314с. – Режим доступа: biblio-online.ru

11. Маркетинговые коммуникации [Электронный ресурс]: учебник и практикум/Отв. ред. О.Н. Романенкова. - М.:Юрайт, 2017. -456 с. – Режим доступа: biblio-online.ru

12. Синяева, И.М., Романенкова О.Н. Маркетинг [Электронный ресурс]: учебник /И.М. Синяева, О.Н. Романенкова. - М.:Юрайт, 2016. -495с. – Режим доступа: biblio-online.ru

13. Скляр, Е.Н. Авдеенко, Г.И., Алексунин, В.А. Маркетинговые исследования [Текст]: практикум/Е.Н. Скляр, Г.И. Авдиенко, В.А. Алексунин.-М.: Дашков и К, 2014.- 216с.

14. Тюрин, Д.В. Маркетинговые исследования [Электронный ресурс]: учебник /Д.В. Тюрин. - М.:Юрайт, 2016. -342с. – Режим доступа: biblio-online.ru

 

Дополнительная литература:

1. Котлер, Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать менеджер [Текст]/Ф. Котлер: Пер. с англ.-4-е изд.-М.: Альпина Паблишер, 2016.-211с.

2. Котлер, Ф., Келлер, К.Л. Маркетинг. Менеджмент[Текст]: экспресс-курс/Ф. Котлер, К.Л. Келлер: Пер. с англ.-3-е изд.-СПб.: Питер, 2014.-480с.

3. Маркетинг [Текст]: учеб. пособ./Под ред. Г.П. Абрамовой, Б.С. Касаева.-М.: Инфра-М., 2015.- 173с.

4. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности [Текст]: учеб. пособ./Под общ. ред. Н.А. Нагапетьянца.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Вузовский учебник, 2014.- 282с.

5. Маслова, Т.Д., Божук, С.Г., Ковалик, Л.Н. Маркетинг [Текст]: учебник/Т.Д. Маслова, С.Г. Божук, Л.Н. Ковалик.-3-е изд, доп. и перераб.-СПб.: Питер, 2016.- 384с.

6. Титова, Н.Е. Кожаев, Ю.П. Маркетинг [Текст]: учеб. пособ./Н.Е. Титова, Ю.П. Кожаев.-М.: Владос, 2014.- 352с

Дисциплина «Стратегический менеджмент»

Вопросы:

1. Введение в стратегический менеджмент

2. Содержание и структура стратегического управления.

3. Эволюция стратегического менеджмента. Технология стратегического менеджмента.

4. Стратегический анализ среды.

5. Выработка стратегии развития организации. Реализация и контроль стратегии.

6. Концепция продукта в стратегическом менеджменте.

7. Принципы формирования экономической стратегии. Стратегия предотвращения несостоятельности фирмы.

8. Стратегии построения взаимодействия человека и организационного окружения.

9. Стратегическое планирование, бюджетирование, стратегическое управление.

10. Стратегия, тактика и политика фирмы.

11. Цели, принципы и методы управленческого анализа.

12. Цели и основные этапы портфельного анализа.

13. Матрица Arthur D. Little, (ADL/LC),матрица Ансоффа и трехмерная схема Абеля. Деловой комплексный анализ (проект PIMS), GAP-анализ.

14. Методика оценки конкурентоспособности товара по системе 11111-55555.

15. Стратегический менеджмент как инструмент формирования стратегии фирмы.

16. Основные виды стратегий.

17. Стратегия диверсификации

18. Концепция жизненного цикла отрасли.

19. Условия реализации стратегии.

20. Причины необходимости бизнес планирования.

21. Развитие предприятия в условиях переходной экономики.

22. Стратегические преимущества и стратегический потенциал российских предприятий

23. Концепция планомерного роста конкурентоспособности.

 

Основная литература:

1.Дудин, М.Н., Лясников, Н.В., Широковских, С.А. Стратегический менеджмент [Текст}: учеб. пособ./М.Н. Дудин, Н.В. Лясников, С.А. Широковских.-М.: Кнорус, 2014.- 256с.

2.Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент [Текст]: учебник/А.Т. Зуб.-М.: Юрайт, 2015.- 375с.

3. Литвак, Б. Г. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров / Б. Г. Литвак. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 507 с. — Режим доступа: http://www.biblio-online.ru

4.Сироткин, С.А., Кельчевская, Н.Р. Стратегический менеджмент на предприятии [Текст]: учеб. пособ./С.А. Сироткин, Н.Р. Кельчевская.-М.: Инфра-М., 2014.- 246с.

 

Дополнительная литература:

1. Вигман, С.Л. Стратегическое управление в вопросах и ответах [Текст]: учеб. пособ./С.Л. Вигман.- М.: Проспект, 2014.- 296с.

2. Зайцев, Л.Г., Соколова, М.И. Стратегический менеджмент [Текст]: учебник/Л.Г. зайцев, М.И. Соколова.- М.: Экономистъ, 2015.- 416с.

Дисциплина «Финансовый менеджмент»

Вопросы:

1. Основы финансового менеджмента

2. Финансовое планирование и прогнозирование

3. Управление активами коммерческой организации

4. Управление источниками средств коммерческой организации

5. Специальные вопросы финансового менеджмента

Основная литература:

1.Григорьева, Т. И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз [Электронный ресурс]: учебник для бакалавриата и магистратуры / Т. И. Григорьева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 486 с. — Режим доступа: http://www.biblio-online.ru

2.Казакова, Н. А. Финансовый анализ [Электронный ресурс]: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Казакова. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 470 с. — Режим доступа:  http://www.biblio-online.ru

3. Незамайкин, В. Н. Финансовый менеджмент [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров / В. Н. Незамайкин, И. Л. Юрзинова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 467 с. — Режим доступа: http://www.biblio-online.ru

4. Рогова, Е. М. Финансовый менеджмент [Электронный ресурс]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. М. Рогова, Е. А. Ткаченко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 540 с. — Режим доступа: http://www.biblio-online.ru

Дополнительная литература:

1. Ионова, А.Ф., Селезнева, Н.Н. Финансовый анализ [Текст]: учебник/А.Ф. Ионова, Н.Н. Селезнева.-М.: Велби.-2016.-624с

Дисциплина «Бизнес-планирование»

Вопросы:

1. Сущность бизнес-планирования

2. Формализация продукта

3. Анализ рынка

4. Производственный и организационный план

5. Анализ среды для бизнеса

6. Анализ рынка и маркетинг

7. Риски и финансовый план

8. Работа над проектом по заданию

Основная литература:

1. Зудбинова, Т.Ю. Бизнес-планирование: лучший способ предотвратить ошибки [Текст]/Т.Ю. Зудбинова.-Ростов н/Д.: Феникс, 2014.-237с.

2.Петухова, С.В. Бизнес-планирование: как обосновать и реализовать бизнес-проект [Текст]: практ. руководство/С.В. Петухова.-М.: Омега-Л, 2014.-171с.

3.Сергеев, А.А. Бизнес-планирование [Электронный ресурс]: учебник и практикум/А.А. Сергеев.-М.: Юрайт, 2017.-463с.-Режим доступа: http://www.biblio-online.ru

4. Стрекалова Н. Д. Бизнес-планирование [Текст]: Учебное пособие/Н.Д. Стрекалова — СПб.: Питер, 2016. — 352 с.

Дополнительная литература:

1. Бекетова, О.Н., Найденков, В.И. Бизнес-план: теория и практика [Текст]: учебное пособие для вузов/О.Н. Бекетов, В.И. Найденков.-М.: Приор, 2015.-288с.

2. Черняк, В.З., Черняк, А.В., Довдиенко, И.В. Бизнес-планирование [Текст]: учебно-практ. пособ./В.З. Черняк, А.В. Черняк, И.В. Довдиенко.-М.: РДЛ, 2014.-272с.

Кейс № 1

“Целевая группа”

Компания – дистрибьютор водонагревательных приборов высокого качества известного на рынке брэнда. Основной сегмент рынка, который предстоит освоить – это региональные розничные сети. Продукт позиционируется в среднем ценовом сегменте. Наличие нескольких вариантов моделей (разница в мощности, типе подключения) дает возможность удовлетворить все реальные потребности и учесть специфику конечного потребителя. Устройство компактно, что удобно при выкладке товара в розничной точке. Есть сопровождающие POS-материалы рекламного характера. В крупных городах уже существуют авторизованные сервисные центры. В средних и малых городах регионов возможна установка и обслуживание водонагревательных приборов, так как устройство не является технически сложным.

Задание:

1. Опишите максимально точно целевую группу для данного продукта: розничные точки и сети, в которые целесообразно осуществлять продвижение данной продукции.

2. Создайте максимально точное описание целевой группы конечных потребителей, их основных поведенческих характеристик и мотивов.

3. Дайте обоснование вашего решения.

Кейс № 2

“Субкультура и стратегический маркетинг”

Одна из самых влиятельных исследовательских маркетинговых организаций COOL BRANDLEADERS COUNCIL (Великобритания) своей основной задачей считает определение COOL брендов, то есть по-русски - “крутых брендов”. Что нужно для того, чтобы сделать бренд “крутым”? Этот вопрос задают себе многие производители товаров и услуг по всему миру.

Молодые люди, представляющие субкультуру “готы”, считают черный цвет (нередко в сочетании с красным) самым приятным и психологически приемлемым для себя. Эти люди носят черные ботинки или сапоги, иногда на огромных платформах, черные чулки и костюмы, замысловатые ремни, браслеты, украшения. Причем предпочитают белый металл и с презрением относятся к золоту. Девушки следуют стилю вамп – черная косметика, подводка, ногти и губы от ярко-красных (кровавых) до черных цветов, они выглядят как средневековые королевы каждый день. У молодых людей стиль “ворон” – рубашки, плащи, пальто, шляпы. Их культовые фильмы: “Эдвард Руки-ножницы”, “Голод”, “Сонная лощина”, “Дракула”, “Ворон” и другие. Один из музыкальных кумиров – Мэрилин Мэнсон. Наиболее популярный киноактер – Джонни Депп.

Задание:

1. Исходя из представленных в тексте COOL-стандартов, определите, какие товары будут пользоваться спросом у данной группы потребителей.

2. Определите, что может являться брэндом для представителей данной субкультуры.

3. Разработайте сценарий практических действий маркетолога по созданию “крутого” брэнда (COOL-ВRAND-стратегии) для данной группы потребителей.

Кейс № 3

“Маркетинговые исследования”

Одно крупное российское предприятие в г. Чебоксары – хлопчатобумажный комбинат – производит постельное белье и имеет приблизительно 30% рынка в данном товарном сегменте. Собственник предприятия поставил задачу перед менеджментом: увеличить прибыль предприятия. Менеджеры комбината основным средством повышения прибыли считали стимулирование продаж. Исполнительный директор определил отделу маркетинга техническое задание: разработать эффективную стратегию воздействия средствами рекламы на потребителя и стимулировать продажи. Отдел маркетинга предложил провести исследование, которое определит, какая именно расцветка постельного белья вызывает наиболее позитивные эмоции, а значит, будет пользоваться повышенным спросом. Задачу сформулировали так: выявить “хорошие” расцветки и полностью отказаться от “плохих”. Решить задачу предполагалось с помощью нейропсихологических методов и компьютерных томографов. Исполнительный директор одобрил проект и выделил средства. Но в качестве методов исследования определил использовать массовые опросы и фокус-группы. Несмотря на затраченные средства, маркетологи комбината до сих пор так и не определили “хорошие” расцветки.

Задание:

1. Определите, на каком уровне принятия решений и действий были допущены ошибки.

2. Выявите профессиональные установки и стереотипы, определившие цели и содержание маркетингового исследования.

3. Является ли маркетинговый подход менеджеров комбината единственно возможным?

4. Предложите свой вариант действий для решения задачи повышения прибыли предприятия текстильного бизнеса.

Кейс № 4

“Новый руководитель”

Опытный специалист, проработавший на рынке пять лет, был принят на работу в другую фирму в качестве руководителя отдела региональных продаж. В отделе индивидуализированная форма организации труда: каждый сотрудник работает со своей клиентурой. Через шесть месяцев президент Торгового Дома обнаружил, что сотрудники отдела (пять человек) не приняли нового руководителя, хотя высоко оценивали его как специалиста. Работники подразделения во главе с неформальным лидером сопротивлялись перестройке работы отдела, которую проводил (“навязывал”, по словам сотрудников) новый руководитель. Сотрудники хотели работать по прежним, выгодным и удобным им нормам. Перестройка работы отдела региональных продаж была в интересах всей организации и президент Торгового Дома поддержал действия нового руководителя. В результате лидер-оппозиционер уволился и “увел” с собой всю свою клиентуру к конкуренту. Группа обвинила нового руководителя в “гонениях” на своего лидера, президент фирмы – в неумении руководить. Руководитель отдела региональных продаж уволился. Были потеряны и клиентура, и два специалиста. 

Задание:

1. Проведите диагностику, оценку и анализ управленческой ситуации в компании “Торговый Дом”.

2. Выявите закономерности и особенности группового поведения работников данной малой профессиональной группы.

3. Предложите свой вариант эффективного управленческого вмешательства в ситуацию в компании “Торговый Дом”.

Кейс № 5

“Информационное обеспечение управления”

Совет директоров компании принял решение о начале проекта по внедрению ERP в управляющей компании. До этого основой корпоративной системы была российская программа. Специально под проект было создано управление по внедрению ERP, которому не сразу нашлось место в организационной структуре компании. Сначала его хотели внедрить в состав ИТ-департамента, потом подчинить главному бухгалтеру. В конце концов, подчинили управление вице-президенту, отвечающему за корпоративные финансы. Наняли руководителя проекта, который набрал штат и пригласил фирму-консультанта. Сотрудников заставляли заполнять опросные листы, таблицы, не объясняя с какой целью. Для обучения персонала работе в ERP был создан учебный класс. Но в силу загруженности персонала, посещения занятий были нерегулярны. Конкретные проблемы сотрудников не увязывались с общими задачами внедрения, которые, в свою очередь, не были явно сформулированы. Каждому подразделению и сотруднику объясняли, как решается в ERP их конкретная задача, но интересы смежных подразделений не согласовывались. Постепенно процесс внедрения “сошел на нет”, управление по внедрению было расформировано, часть персонала перешла в ИТ-департамент и переключилась на сопровождение российской системы. Руководство компании приостановило проект, который теперь можно было бы назвать «Как провалить ERP-проект за год».

Задание:

1. Определите круг управленческих и организационных проблем, возникших при внедрении и использовании информационной системы управления.

2. Обнаружьте допущенные “действующими лицами” профессиональные управленческие ошибки.

3. Определите способы устранения и предотвращения подобных ошибок.

Кейс № 6

Выход из кризиса

В 1982 году тайленол (Tylenol) компании Johnson & Johnson был брендом-лидером на рынке США среди безрецептурных анальгетиков, занимая 35 % рынка и принося 15 % от общей прибыли компании. Когда семь человек в пригороде Чикаго отравились цианидом по­сле принятия капсул экстра сильного тайленола, бренду пророчили не просто снижение оборотов, а окончательную гибель. Но благодаря действиям менеджмента Johnson & Johnson бренд не только выжил, но и снова занял позицию лидера рынка. Действия компании и спустя 28 лет остаются образцом поведения в кризисной ситуации.

Задание:

1. Определите особенности кризиса, который пережила компания Johnson & Johnson.

2. Разработайте последовательность действий для выхода из кризисадля компанииJohnson & Johnson.

3. Дайте обоснование вашего решения.

Кейс № 7

“Антикризисные действия компании

Кризис стал развиваться, когда 15 000 человек отравились молочной продукцией фирмы Snow Brand в 2000 го­ду. Причиной отравления оказалось попадание бактерии в производственные цеха. Snow Brand старалась уменьшить масштабы трагедии и ограничить объемы отзываемой продукции. Когда же компании пришлось пу­блично признать причину происшествия, она существенно недооце­нила масштабы отравления. Бездействие компании получило огласку и привело к угрозе уголовной ответственности, что послужило при­чиной временного закрытия 21 завода. В результате Snow Brand понесла серьезнейшие убытки. По данным Associated Press, убытки от послед­ствий массового отравления составили $ 900 миллионов, и это было только началом. Когда стоимость акций упала на треть (с 45 до 30%), компания продолжила закрывать заводы и увольнять персонал.

Задание:

1. Определите особенности кризиса, который пережила компания Snow Brand.

2. Выявите управленческие ошибки, допущенные менеджментом компании при реализации стратегии выхода из кризиса.

3. Разработайте сценарий выхода из кризиса для компании Snow Brand.

Кейс № 8

“Ответ компании на вызов рынка”

Рост компании Sterling Drug на протяжении полувека определяли продажи аспирина под маркой Bayer. Johnson & Johnson выпустила не содержащее аспирин болеутоляющее лекарство тайленол. У Sterling Drug имелся аналогичный препарат панадол, популярный в Европе. Sterling Drug отказалась выводить на американский рынок панадол, т.к. боялась подорвать лидирующие позиции байеровского аспирина на американском рынке. Sterling Drug предприняла попытку вывести линию Bayer за пределы американского рынка. Попытка оказалась неудачной, и в конце концов Sterling Drug была поглощена фирмой Eastman Kodak.

Задание:

1. Дайте оценку менеджмента и управленческих решений компании Sterling Drug.

2. Проведите диагностику проблемного поля компании Sterling Drug.

3. Выявите корневую причину поглощения компании Sterling Drug.

4. Предложите свой вариант возможного ответа компании Sterling Drug на вызов рынка.

Кейс № 9

“Антикризисное управление”

Крупный банк с классической структурой и вялотекущим, латентным кризисом, решил повысить эффективность и выйти из кризиса с помощью внедрения новой технологии. Процесс требовал инвестиций. Решили внедрять новинку – программное обеспечение «Операционный день банка». Сначала хотели заказать разработку собственной команде программистов, но около сотни человек в головн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.219 (0.212 с.)