Внутренняя и внешняя политика Александра III. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутренняя и внешняя политика Александра III.



 

Логическим продолжением реформ 60—70-х годов XIX в. могло бы слать принятие умеренных конституционных предложений, разработанных в январе 1881 г. министром внутренних дел, графом М. Т. Лорис-Меликовым. Они предполагали развитие местного самоуправления, привлечение представителей земств и городов (с совещательным голосом) к обсуждению общегосударственных вопросов. Однако убийство народовольцами императора Александра II 1 марта 1881 г. изменило общее направление правительственного курса Александра III (1881–1894) период «контрреформ».

Потрясенный убийством отца и под давлением своего окружения, Александр III отверг предложения М. Г. Лорис-Меликова (умеренная конституция). В апреле 1881 г. был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия самодержавия». В августе последовало «Положение о мерах по сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия». «Либеральные бюрократы» были отправлены в ссылку. Началась эпоха усиления реакционной тенденции во внутренней политике. Ближайшее окружение Александра III составляли наиболее реакционно настроенные политические и общественные деятели, среди которых особо выделялись обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, министр внутренних дел граф Д.А. Толстой и публицист М. К. Катков.

С. П. Рябикин суть нового курса определяет в следующих положениях.

Во-первых, причины политического кризиса новое правительство видело не в принципах и организации власти, а во вредных для России идеях, заимствованных у Запада.

Во-вторых, цель внутренней политики Александра III — укрепление самодержавия, насаждение православия и русификация окраин России.

В-третьих, новый курс предполагал борьбу с революционным движением, искоренение «крамолы», пересмотр и улучшение законов и учреждений, появившихся в «эпоху реформ».

Практическая реализация нового курса сводилась к следующему.

1. Введен институт земских начальников (1889). Они назначались министром внутренних дел из местных дворян — помещиков и осуществляли административно-полицейский контроль над крестьянами: следили за соблюдением порядка, сбором податей, в случае провинностей сажали крестьян под арест, подвергали телесным наказаниям. Власть земских начальников укрепила позиции правительства на местах и практически восстановила права помещиков по отношению к крестьянам.

2. Проведена Земская контрреформа (1890). При выборах в земства число гласных от помещиков увеличивалось в связи с уменьшением для них имущественного ценза. Для городских жителей ценз, наоборот, возрастал. Список гласных, избранных от крестьян, утверждался губернатором. Все эти меры были призваны укрепить позиции дворянства в местных органах самоуправления.

3. Городовое положение (1892) исключало из состава избирателей приказчиков и местных торговцев, что давало преимущество на выборах владельцам крупной городской недвижимости — малочисленному в городах дворянству и крупной буржуазии. Постановления городской думы санкционировались губернским начальством, ограничивалось число заседаний думы. Таким образом, городское самоуправление практически было под контролем правительства.

4. Изменения консервативного характера вносились в судебную систему. Повышался имущественный и образовательный ценз для присяжных заседателей, что увеличивало дворянское представительство (1887). Из ведения суда присяжных изымались дела о «сопротивлении властям» (1889), ограничивалась публичность и гласность заседаний (1887).

5. По мнению правительства, от печати и образования исходила опасность устоям государства. Университетский устав 1884 г. фактически упразднил автономию университетов; ректор и профессора назначались правительством; возрастала почти в два раза плата за обучение; особая инспекция осуществляла надзор за студентами. Представителям «низших» сословий затруднялась возможность получения образования. Циркуляр о кухаркиных детях (1887) рекомендовал не принимать в гимназию детей не из дворянских семей. В 1882 г. были введены Временные правила о печати, усилившие карательную цензуру, ряд изданий был закрыт.

6. В соответствии с Положением о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия (1881) в любой части империи могло быть объявлено чрезвычайное положение. Местные власти получали право арестовывать «подозрительных лиц», без суда ссылать их на срок до 5 лет в любую местность и передавать военному суду, закрывать учебные заведения и органы печати, приостанавливать деятельность земств

7. В области культуры, идеологии, национальных отношений упор делался на русскую «национальную самобытность». Ужесточались отношения к религиозному инакомыслию, ограничивались права лиц неправославного вероисповедания, в особенности евреев. Правительство проводило политику русификации национальных окраин.

8. Крестьянский вопрос. Н.Х. Бунге –будучи мин. финаесов, В 1881 г. помещичьи крестьяне переводились на сниженный обязательный выкуп, отменялось их зависимое временнообязанное положение, понижались выкупные платежи. Учреждался крестьянский банк (1882) -содействие в покупке частновладельческих земель. В 1885 гг. отменена подушная подать и соляной акциз (но подняли налоги на спирт, табак, сахар), увеличены таможенные пошлины. Старался снизить расходы и сбалансировать бюджет. Политика протекционизма. Подготавливал денежную реформу. Вышнеградский – учёный, основоположник теории автомат. регулирования, сместил его с поста в 1887. Главной целью стало ликвид. дефицита бюджета, рост отеч. промыленности. Повышались налоги, тарифы, пошлины, экспорт хлеба(=голод)-но рос золотой запас. Его сменил Витте.

Кроме того, были утверждены правила о порядке переселения малоземельных крестьян за Урал (1889). Однако эти меры в целом не улучшили благосостояния крестьянского населения.

9. Регламентировались отношения между рабочими и промышленниками. В 1882 г. был принят закон о запрете труда малолетних (до 12 лет) и учреждена фабричная инспекция для надзора за его выполнением. По закону 1885 г. воспрещалась ночная работа несовершеннолетних и женщин. Законом 1897 г. ограничивалась максимальная продолжительность рабочего дня: для взрослых мужчин она не должна была превышать 11,5 ч. В большинстве своем принятые законы носили характер уступок зарождавшемуся рабочему движению.

Внешняя политика:

Цели: укрепление влияния на Балканах, поиск союзников; поддержка мирных отношений; установление границ на юге Средней Азии; закрепление России на новых территориях Дальнего Востока.

До середины 80-х гг. внешняя политика России во многом определялась принадлежностью к «Союзу трех императоров» (1873) и укреплением этого союза (договоры 1881, 1884 гг.)-взаимопомощь, согласие. Усиление Германии в Европе привело к охлаждению отношений России с союзом. В 1879–1882 гг. Германия заключила военные союзы с Австро-Венгрией и Италией — возник Тройственный союз, направленный против Франции. Активная политика Германии и Австро-Венгрии на Балканах, экономические противоречия между Россией и Германией склонили Россию к союзу с Францией.
*Болгарский кризис. Россия даровала конституцию в 1879, но под австро-венграми отменили её. В 1886 князь отрёкся от престола, разорваны дип. отношени. В 1892 г. между двумя странами подписывается секретная военная конвенция (ратифицирована в 1894 г.), направленная против Германии. Этим была заложена основа Антанты, противостоящей Тройственному союзу.

Итоги политики: В Азии территории России увеличились на 430 тыс. кв. км. Выстроились отношения с Францией, что выразилось, в частности, в многомиллионных кредитах. Удалось избежать открытого конфликта с Англией и Германией и сохранить уважение немецких кайзеров. Александр III получил прозвище «Миротворец», так как, «поднял международный престиж России без пролития русской крови» (С. Ю. Витте).

В целом в 80-х — первой половине 90-х годов XIX в. была укреплена государственность и достигнута определенная социальная стабильность. Вместе с тем в обществе нарастали симптомы противостояния консервативным тенденциям, характерным для правительственной политики. (Л.М. Ляшко полагает, что император скорее напоминал не Романовых, а первых московских царей, собирателей.) Национальное для него всегда было выше иноземного, а жесткой экономией государственных средств Александр был похож на Петра I: даже брюки и шаровары ему штопал и перештопывал ординарец. Александр III был очень волевым и патриотически настроенным человеком, что сделало его политику в целом весьма успешной, а империю при нем — прочной.

Историография: Дореволюционные историки Г. П. Анненков, К. Н. Корольков, В. В. Назаровский — представители официальной дворянской историографии — оценивали правление Александра III с субъективно-идеалистических, апологетических позиций. А. А. Корнилов, А. А. Кизеветтер, П. Н. Милюков курс реакции послужил причиной роста революционного движения и привело страну к глубокому политическому кризису начала XX в. С. Ф. Платонов главную цель политики Александра III видел в укреплении авторитета верховной власти и государственного порядка, усилении надзора и влияния правительства, в связи с чем «пересматривались и улучшались» законы и учреждения, созданные в эпоху Великих реформ. Ленин определил, причины, вызвавшие возможность утверждения реакционного правительственного курса, дал характеристику отдельных этапов внутренней политики самодержавия. И. Чулков, П. А. Зайончковский, В. А. Твардовская негативно характеризовали как личность Александра III, так и его внутриполитический курс. Говоря о результатах преобразований Александра III, все современные исследователи подчеркивают их противоречивый характер.. Н. Бо-ханов считает, что император не затевал «никакого курса контрреформ», само это понятие «изобрели» «хулители» царя и оно «просто лишено исторического смысла».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.006 с.)