Рационализм и иррационализм Нового времени. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рационализм и иррационализм Нового времени.



       Рационализм и сенсуализм Нового времени - это философское течение, отличающееся представлениями об источниках познания.

       Рационалист Рене Декарт (Картези) считал, что основой знаний, их источником является разум. Он считал, что сомнение - это исходный принцип познавательной деятельности.

       "Мыслю, следовательно существую" - это формула, лежащая в основе онтологии и гносеологии Декарта.

       Онтология и гносеология Декарта неразрывно взаимосвязаны:

       Онтология.

       существует 2 независимых субстанции:

       - материальная (признаки: протяженность, инертность)

       - мыслящая (духовная) субстанция (признак - способность мыслить);

       в человеке эти две субстанции сочетаются (т.е. Декарт был дуалистом, а во взглядах на человека придерживался концепции психофизического параллелизма)

       Гносеология.

       источником познания является разум в котором изначально содержатся идеи. Существует 2 вида причинности: "кауза" и "рацио". "Кауза" - это естественная причинность, "рацио" - это логическая причинность, которая соответствует причинности "кауза".

       С точки зрения Декарта человек обладает свойствами материальной и мыслящей субстанции, т.е. телесностью и способностью мыслить.

       Сенсуализм отличается от рационализма тем, что источником знания считает ощущения, чувства. "Нет ничего в разуме, чтобы не было в чувствах". Дж. Локк создал теорию "первичных и вторичных" качеств: все предметы обладают первичными, т.е. не зависящими от субъекта качествами 9протяженность, число, фигура), а вторичные качества предмета зависят от субъекта, приписываются им (цвет, запах, вкус).

       К числу сенсуалистов можно отнести в принципе всех представителей субъективного идеализма.

 

27. Ф. Ницше о "сверхчеловеке".

 

Сверхчеловек присутствует в работах Ницше в 3 формах:

       1. в форме реальных исторических персон (викинги, Цезарь, Наполеон)

       2. миф о сверхчеловеке – средневековой брутальной белокурой бестии. Здесь подразумевается аристократ феодального типа, действующий в соответствии с принципами законности, идущий по головам, своенравный, стремящийся к доминированию над толпой. Однако при всем этом Ницше настаивает на том, что аристократы (самые сильные, умные, красивые) уязвимы, т.к. отважны и первыми гибнут, потому что их ненавидит толпа (толпа живуча и труслива, а герои рискуют и гибнут).

       3. философская концепция сверхчеловека.

       Сверхчеловек, по Ницше, появляется в переломную эпоху, когда утрачены, разрушены все привычные идеалы, ценности, Боги, живущие в человеческом сердце и лежащие в основе интереса к жизни. В трагическую эпоху люди не хотят жить, потому что их сердце убито. Ситуацию переломной эпохи Ницше фиксирует так: утрата людьми смысла жизни, уход от реальности, фанатизм, наркомания, распутство.

       С точки зрения Ницше переломные эпохи повторяются в истории периодически.

       С точки зрения Ницше только сверхчеловек способен в переломную эпоху показать растерявшимся людям путь к спасению во имя жизни. Жизнь - главная ценность. Мир не плох и не хорош, надо бороться в нем за жизнь как бы он не изменился.

       Пример такой борьбы показывает сверхчеловек: он способен вырвать из сердца обветшавшие идеалы, ценности, Богов и создать новые во имя жизни.

       Таким образом, из философской концепции сверхчеловека ясно, что воля к власти - это прежде всего власть над собой, а не доминирование над другой.

 

28. Ф. Ницше - основоположник "философии жизни".

 

       Философия Ницше - это настолько выдающееся явление в истории мировой мысли, что опрометчиво отдавать его "на откуп" расистским идеологиям, примитивным мифологемам обыденного сознания. Сам Ницше, как известно из воспоминаний современников, понимал силу воздействия своих текстов, их провоцирующий характер.

       Очевидно, что мыслитель такого уровня, гений не стал бы утруждаться по поводу вышеописанных трюизмов (банальностей). В начале работы "Антихрист" Ницше пишет: "хорошо то, что увеличивает волю к власти". Почему волю к власти, а не саму власть?

       Ницше - философский блудный сын Канта. Без Канта невозможно понять его адекватно. Философия Гегеля тоже оказала на Ницше влияние: Гегель считал, что содержанием воли является постановка целей и поиск средств, но условием существования воли является невозможность полного осуществления целей, т.к. если все цели осуществлены, то пропадает стержень субъективности (желать больше нечего и субъект не противостоит окружающему миру, не выделяется из него, наступает "чистая неопределенность Я". По Гегелю воля - стержень субъективности.

       С точки зрения Ницше воля (как и у Гегеля) - это стержень субъективности. Воля к власти с этой точки зрения это условие самосовершенствования субъекта, для которого необходима власть прежде всего над собой. В "Антихристе" данная фраза может трактоваться по-разному, но возможна и такая вышеприведенная трактовка.

29. Понятие «бессознательное», его философская эволюция. +

30. Психоаналитическая философия (общая характеристика) +



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.197.164 (0.008 с.)