Общие представления о строении и функционировании органов пищеварения организма человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие представления о строении и функционировании органов пищеварения организма человека.



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Возрастная физиология и гигиена»

 

на тему:

ВОЗРАСТНЫЕ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ (В СВЯЗИ С ПРОФИЛАКТИКОЙ И КОРРЕКЦИЕЙ ВОЗМОЖНЫХ НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ)

 

Выполнил:

студент группы ПФЗ-10219                            Д.Х. Есингалиева (131950239)

Направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

Направленность «Психология и педагогика дошкольного образования»

 

Проверил:

канд. пед. наук, доцент                                                           Н.В. Сажина

 

 

Курган 2020

Содержание

1. Общие представления о строении и функционировании органов

пищеварения организма человека……………………………………….……….3

1.1. Значение пищеварения для организма. Общий план строения

пищеварительной системы………………………………………..…………...…..4

1.2. Пищеварение в ротовой полости. Ферменты слюны. Кариес,

понятие, профилактика………………………………………….…….…………..6

1.3.Пищеварение в желудке. Ферменты желудочного сока……………………7

1.4.Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении………………...…..8

1.5.Всасывание и моторная функция кишечника………………....……………10

2.Профилактика желудочно-кишечных заболеваний……………….………....12

2.1. Кишечные инфекции: дизентерия бактериальная, брюшной тиф,

паратиф А и Б, их профилактика……………………………………………...…13

2.2. Глистные инвазии (аскаридоз, энтеробиоз), их профилактика……...……14

Основные определения и понятия……………………...…………………..…….17

Список литературы…………………………………………………………..……19

 

 

Пищеварение в желудке. Ферменты желудочного сока.

Пищеварительными функциями желудкапищи, ее механическая и химическая обработка, постепенная порционная эвакуация содержимого желудка в кишечник. Пища, находясь в течение нескольких часов в желудке, набухает, разжижается, многие ее компоненты растворяются и подвергаются гидролизу ферментами желудочного сока. Желудочный сок обладает также антибактериальным действием.

Ферменты слюны действуют на углеводы пищи, находящиеся в центральной части пищевого содержимого желудка, куда еще не поступил желудочный сок, прекращающий действие этих ферментов. Ферменты желудочного сока действуют на белки пищевого содержимого в зоне непосредственного контакта со слизистой оболочкой желудка и на небольшом удалении от нее, куда поступил желудочный сок.

Желудочный сок - сложный по составу пищеварительный сок, вырабатываемый различными клетками слизистой оболочки желудка.

В состав желудочного сока человека входят многочисленные компоненты: ферменты, соляная кислота, слизь, вещества белковой структуры.

Пищеварение в двенадцатиперстной кишке осуществляется с участием секретов печени и поджелудочной железы.


 

Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.

Желудочно-кишечное заболевание возникает от:

1. Неправильное питание, не соблюдение режима питание. Как еще называют: "кушаешь что попало".

2. Большое употребление алкоголя, разными напитками, кофе.

3. Стрессы. Нервы. Они тоже являются причиной разных болезней.

4. Заболевания (сахарный диабет, к примеру говоря).

Но вообще, главная причина этих заболеваний является неправильный режим питания.

Чтобы предотвратить эту болезнь, нужно соблюдать некоторые правила, которые кажется очень простыми, хотя кроют в себе много трудностей.

1. рациональное питание. Выбирать только полезные продукты и отказываться от вредных. Например, вместо майонеза возьмите сметану к борщу. Консервы, сдобная выпечка, фаст-фуд, жареное, чипсы, полуфабрикаты и продукты с большим содержанием химических добавок и т. п. ведут к этой болезни.

2. отказ от вредных привычек. Например: алкоголя, кофе, разных газированных напитков.

3. осторожное и бережное отношение к лекарствам и другим медицинским процедурам и продуктам. Например, не есть много аскорбинок

4. борьба с лишним весом. Это тоже может предотвратить болезнь.

5. своевременное посещение врачей.

6. отсутствие нервов и присутствие спокойствия. Ко всему нужно относиться спокойно.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Оценка индивидуального уровня здоровья.

Цель работы: оценить состояние индивидуального уровня физического здоровья, уровня функциональных возможностей организма с помощью ряда критериев.

Задание:

1.Провести оценку уровня здоровья по представленной методике доктора медицинских наук В.А. Иванченко.

2.Просуммировать полученные баллы в таблице 2.

3.Сделать заключение о Вашем уровне здоровье по модифицированной классификации состояния здоровья человека, предложенной академиком Р.М. Баевским.

Оборудование: секундомер, ростомер, весы.

Определение индивидуального уровня здоровья (по В.А. Иванченко, 1994 г.)

Ход работы:

Оценка ведется в условных единицах - баллах или очках - по следующим признакам:

1)Оценка по возрасту. Каждый год до 20 лет дает один балл. От 20 до 40 лет баллы не прибавляются. После 40 лет за каждый прожитый год отнимается один балл от 40. Например, для возраста 50 лет дается оценка 30 баллов (40 - 10).

2)Оценка по соотношению роста и массы тела. Согласно формуле,

 должный вес = рост-100. Если истинный вес превышает должный более чем в 5 килограммов, то от оценки здоровья отнимается 30 баллов. Если истинный вес меньше должного на 5-10 кг, то оценка увеличивается на 5 баллов.

3)Оценка по фактору риска - курению. Некурящие получают дополнительно 30 баллов.

4)Оценка фактического здоровья по пульсу. Если пульс в состоянии покоя ниже 90 уд/мин, то за снижение его на один удар в минуту к общей сумме всех показателей прибавляется 1 балл. Если пульс в состоянии покоя превышает 90 уд/мин, то за каждый лишний удар из оценки здоровья вычитается 1 балл.

5)Оценка фактического здоровья по скорости восстановления пульса после дозированных нагрузок. Для этого необходимо подсчитать пульс в покое и после двухминутного бега в темпе - 180 шагов в минуту - через четыре минуты отдыха. Если пульс полностью восстановился, к оценке здоровья приплюсовывается 30 баллов. Если пульс выше исходного, значит, восстановление неполное, резервы сердечно-сосудистой системы невелики, и от 30 минусуется избыточное число ударов, а остаток прибавляется к общей оценке здоровья.

6)Оценка здоровья по загруженности активной физической деятельностью и выносливости организма. Если вы регулярно занимаетесь оздоровительным бегом, ходьбой, плаваете в бассейне или ездите на велосипеде, 11 выполняете утреннюю гигиеническую гимнастику, то к общей сумме прибавляется 10 баллов. Если вы ведете малоподвижный образ жизни, привыкли ездить на машине и не ходите пешком, словом, у 61-100.

 Оценка уровня здоровья. Сложим все шесть полученных показателей. Оценку уровня здоровья можно произвести по модифицированной классификации состояния человека, предложенной академиком P.M. Баевским (табл. 1).

 

Таблица 1                           1Оценка уровня здоровья

Уровень здоровья Количество баллов
Оптимальный уровень здоровья и адаптации, отличное состояние здоровья 101 и более
Хороший уровень здоровья и адаптации, состояние здоровья среднее или хорошее 61-100
Удовлетворительный уровень здоровья с нарушением механизмов адаптации, состояние здоровья удовлетворительное 41-60
Неудовлетворительный уровень здоровья с недостаточной адаптацией, практически здоров 21-40
Неудовлетворительный уровень здоровья со срывом адаптации, предболезнь 20 и менее
Болезнь <0

 

Таблица 2                                 2. Протокол работы

Оценка по возрасту Оценка по соотношению роста и массы тела Оценка по фактору риска - курению Оценка фактического здоровья по пульсу Оценка фактического здоровья по скорости восстановления пульса после дозированных нагрузок Оценка здоровья по загруженности активной физической деятельностью и выносливости организма Оценка уровня здоровья
20 0 30 10 30 -20 70

 

3. По проделанной работе можно оценить уровень моего здоровья. Уровень свидетельствуют о промежуточном состоянии между здоровьем и болезнью (в таком состоянии находится 50-80% практически здоровых людей). Данное состояние можно скорректировать образом жизни. Например (заниматься оздоровительным бегом, ходьбой, плавать в бассейне или ездить на велосипеде).


 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

Оценка плантограммы по методу В.А. Яралова-Яралянца.

Методика: для диагностики состояния отделов стопы необходимо снять опечаток ее подошвенной части – плантограмму. Мокрой или смазанной кремом стопой встаем на лист чистой бумаги размером не менее 30 - 40 см, полученный отпечаток стопы обводим карандашом. После этого проводим оценку плантограмы по методу В. А. Яралова-Яралянца (рис. 1).

Оснащение: лист бумаги, вода, линейка, карандаш.

Оценка плантограммы по методу В.А. Яралова-Яралянца

(рис. 1) АВ – линия, соединяющая середину пятки с серединой основания большого пальца; АС – линия, соединяющая середину пятки со вторым межпальцевым промежутком.

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Возрастная физиология и гигиена»

 

на тему:

ВОЗРАСТНЫЕ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ (В СВЯЗИ С ПРОФИЛАКТИКОЙ И КОРРЕКЦИЕЙ ВОЗМОЖНЫХ НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ)

 

Выполнил:

студент группы ПФЗ-10219                            Д.Х. Есингалиева (131950239)

Направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

Направленность «Психология и педагогика дошкольного образования»

 

Проверил:

канд. пед. наук, доцент                                                           Н.В. Сажина

 

 

Курган 2020

Содержание

1. Общие представления о строении и функционировании органов

пищеварения организма человека……………………………………….……….3

1.1. Значение пищеварения для организма. Общий план строения

пищеварительной системы………………………………………..…………...…..4

1.2. Пищеварение в ротовой полости. Ферменты слюны. Кариес,

понятие, профилактика………………………………………….…….…………..6

1.3.Пищеварение в желудке. Ферменты желудочного сока……………………7

1.4.Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении………………...…..8

1.5.Всасывание и моторная функция кишечника………………....……………10

2.Профилактика желудочно-кишечных заболеваний……………….………....12

2.1. Кишечные инфекции: дизентерия бактериальная, брюшной тиф,

паратиф А и Б, их профилактика……………………………………………...…13

2.2. Глистные инвазии (аскаридоз, энтеробиоз), их профилактика……...……14

Основные определения и понятия……………………...…………………..…….17

Список литературы…………………………………………………………..……19

 

 

Общие представления о строении и функционировании органов пищеварения организма человека.

Одним из наиболее значимых составляющих жизнедеятельности человека является пищеварение, ведь именно в ходе этого процесса в организм поступают необходимые белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и прочие полезные ингредиенты - своеобразные «кирпичики», на которых базируются все физиологические реакции. Именно поэтому правильная работа пищеварительной системы человека служит основой полноценного жизнеобеспечения: в ходе основных процессов, протекающих в ЖКТ, каждая клетка насыщается питательными веществами, которые впоследствии преобразуются в энергию или расходуются на метаболические нужды. Кроме того, система пищеварения отвечает ещё и за водно-электролитический баланс, регулируя норму поступления жидкости из продуктов питания.

Как устроен этот сложный механизм и каким путём проходит пища по желудочно-кишечному тракту, превращаясь из привычных и хорошо знакомых блюд в миллионы молекул, полезных и не очень? Основы физиологии и анатомии пищеварительной системы организма помогут разобраться в ключевых моментах этого процесса, оценить значимость каждого этапа пищеварения и переосмыслить принципы правильного питания, которое служит залогом здоровья и полноценной работы ЖКТ.

Органы и функции пищеварительной системы человека

Пищеварение представляет собой совокупность механической, химической и ферментативной переработки пищевых продуктов, поступающих с повседневным рационом. Начальные этапы этого длительного процесса представлены механическим измельчением, которое значительно облегчает последующее переваривание нутриентов. Оно достигается в основном за счёт физического воздействия зубов, дёсен и ротовой полости на каждый поглощаемый кусочек. Химическое расщепление, в свою очередь, действует более тонко и скрупулёзно: под действием ферментов, которые выделяют железы системы пищеварения, мелко пережёванная пища расщепляется на составляющие ингредиенты, постепенно распадаясь на начальные нутриенты - липиды, белки и углеводы.

В каждом из отделов пищеварения предусмотрена собственная внутренняя среда, которая служит основой возложенных на неё функций. Органы ЖКТ вкупе со вспомогательными железами постепенно расщепляют каждый компонент пищи, выделяя то, что необходимо организму, и отправляя оставшуюся часть поглощённой пищи в утиль. Если на каком-то из этих этапов происходит сбой, органы и системы недополучают энергетические ресурсы и, следовательно, не могут полноценно выполнять свои функции, вызывая дисбаланс всего организма.

 


1.1.Значение пищеварения для организма. Общий план строения пищеварительной системы.

Условно все функции, возложенные на пищеварительную систему человека, можно разделить на 4 ключевые категории:

1. Механическая. Этот этап подразумевает измельчение поступающих продуктов питания для дальнейшего расщепления и обработки.

2. Секреторная. Эта функция скорее относится к комплексным и заключается в производстве ферментов, необходимых для пищеварительных процессов - желудочного и кишечного соков, желчи, слюны.

3. Всасывающая. После того как продукты расщепляются на молекулы нутриентов, пищевая цепочка не заканчивается, ещё необходимо, чтобы они усвоились в ЖКТ и смогли выполнять возложенные на них функции - энергообеспечение, метаболизм, различные физиологические процессы и т.д.

4. Выделительная. Далеко не всё, что поступает с пищей, одинаково полезно организму. В пищеварительном тракте необходимые полезные вещества отфильтровываются, а оставшаяся часть формируется в каловые массы и выводится из организма.

Все эти функции выполняются поэтапно: сначала пища измельчается и смягчается за счёт жидкой части слюны, затем расщепляется на различные вещества, полезная часть которых всасывается организмом, а балластная выводится наружу. При малейшем сбое на любом из указанных этапов эта цепочка прерывается, и в этом случае возможны несколько исходов, каждый из которых сопряжён с определёнными осложнениями. Либо организм недополучает питательные компоненты, страдая от недостатка энергетических ресурсов, либо невыполненные функции компенсируются за счёт других отделов пищеварительной системы, что рано или поздно вызывает ещё более серьёзные проблемы. Поэтому очень важно знать, насколько качественно каждый орган, входящий в состав пищеварительной системы, выполняет возложенную на него функцию, от этого зависит не только полноценное пищеварение, но и здоровье организма в целом.

Строение пищеварительной системы человека

Все органы, относящиеся к системе пищеварения, чаще всего классифицируют, исходя из их расположения, выделяя передний, средний и задний отделы, которые описаны выше. Однако с точки зрения функциональности куда проще рассматривать пищеварительную систему как комплекс органов желудочно-кишечного тракта, по которому пища проходит основной путь от привычного блюда до полного расщепления, и ферментативную систему, отвечающую за выделение определённых веществ, значительно облегчающих продвижение и расщепление пищевых масс.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.171.58 (0.043 с.)