Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прочитайте вслух иностранные слова, в которых пишется Е, и определите произношение предшествующего согласного.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Лекция «Орфоэпия». Правила произношения отдельных звуков и их сочетаний На наш взгляд, орфоэпические нормы следует повторять комплексно, не ограничиваясь только вопросами постановки литературного ударения, вынесенными в задания ЕГЭ. Уделить этому материалу в процессе обобщающего повторения в 10 классе необходимо от 4 до 6 часов. Изучение орфоэпических норм предполагает использование словарей. Следует учитывать, что многие слова имеют варианты произношения, зафиксированные в орфоэпических словарях. Так, в «Орфоэпическом словаре русского языка» под ред. Р.И. Аванесова равноправные (одинаково правильные) варианты вводятся с помощью союза и, например: сЕссия, -и [ сЭ и сЕ ]. Существует также разграничение основного и допустимого варианта. Помета доп. («допустимо») сопровождает менее желательный вариант нормы, который, тем не менее, находится в пределах правильного, например: декАн, -а [доп. дэ ]. Варианты, которые находятся за пределами литературной нормы, сопровождаются запретительными пометами: не рек. («не рекомендуется»), неправ. («неправильно») и грубо неправ. («грубо неправильно»), например: демагОг, -а! не рек. [дэ]магОг; музЕй, -я! неправ. му[зЭ]й; докумЕнт, -а! грубо неправ. докУмент. Поскольку в тестах обычно используется строго нормативный подход, варианты, которые в словарях сопровождаются пометами разг. «разговорное»и прост. «просторечное», не могут быть приняты в качестве правильных. В идеале тестовые задания не должны включать произносительные варианты, однако на практике такое все же случается. В этом случае в качестве правильного ответа может быть принят только основной или допустимый вариант. При изучении орфоэпии следует особое внимание обратить на следующий материал:
Еще в XVIII веке орфографическое сочетание чн устойчиво произносилось как [шн], о чем свидетельствуют зафиксированные в словаре Академии Российской (1789–1794) фонетические написания: галстушный, колпашный, копеешный, лавошник, пуговишный, фабришный и др. Однако со временем этот вариант начинает вытесняться произношением [ч’н], возникшим под влиянием письма. В современном языке слова с сочетанием чн можно разделить на три группы:
В отдельных случаях варианты произношения разграничивают различные лексические значения: сердечный [ч’н] приступ – друг сердечный [шн]; перечница [ч’н] (сосуд для перца) – чёртова перечница [шн](о злой, сварливой женщине). Прочитайте вслух приведенные слова. Обратите внимание на произношение чн как [ч’н] или [шн]. В каких случаях возможно двоякое произношение? Булочная, горчичник, сливочный, лавочник, шуточный, горничная, молочница, конечно, прачечная, скучно, спичечный, копеечный, двоечник, девичник, нарочно, взяточник, пустячный, порядочный, убыточный, Ильинична. На основе рифм поэтических текстов определите произношение сочетания чн у разных поэтов. В них все так бледно, равнодушно. Согласен, – говорит отец,– Под этим уныньем с зевотой сердечной И не ищите строк моих – Душа печальна и мрачна! На крыльцо выхожу – слушаю, Сочетание чт произносится как [шт] в слове что и и его производных формах (что-нибудь, что-то). В слове нечто произносится[ч’т], в слове ничто допустимы оба варианта.
Фрикативный звук [γ] в литературном языке допускается в словах о боге, бухгалтер, ага, ей-богу, господи. Конечный [г] заменяется звуком [к] (не [х]!): творо[к], диало[к], исключение составляет слово бог [бох]. Определенные трудности представляет произношение сочетаний де, те, зе, се, не, ре, фе и др.в иноязычных словах. Следует обратить внимание учеников на то, что в системе русского языка согласный перед е звучит мягко (берег, метель), однако в словах, пришедших из других языков, эта закономерность может не соблюдаться: детектор [дэтэ], сонет [нэ], безе [зэ]. В подавляющем большинстве слов, вошедших в широкий обиход, перед е звучит мягкий согласный: [д’]: дебаты, дебют, девиз, дедукция, дезинфекция, декларация, декорация, демократия, демон, одеколон, Одесса, резиденция и др.; [т’]: тенор, компетентный, патент, паштет, террор, терапевт, протест и др.; [з’]: газета, зебра, зефир, дизель, музей, резерв и др.; [с’]: бассейн, кассета, сеанс, сейф, сейф, секта, семестр, сенат, сервиз, сервант, серенада, селектор и др.; [р’]: акварель, барельеф, компресс, корректор, ребус, реванш, рейд, резонанс, ректор, ремарка, регламент, редукция, рефрен и др.; [н’]: неон, брюнет, милиционер, шинель, слова с корнем невр- (невропатолог) и др.; [ф’]: федерация, фейерверк, феникс, феномен, ферма, аффект, эффект, кофе, кафедра, профессор и др.; [г’],[к’],[х’]: гелий, герцог, гетры, слова с корнем гео-, кегли, кекс керамика, кентавр, пике, схема, трахея и др. В то же время во многих иноязычных словах в указанных выше сочетаниях произносится твердый согласный: [дэ]: декольте, дельта, дендрарий, дефиле, детектор, детектив, диадема, тенденция, цитадель, шедевр, рандеву и др.; [тэ]: антитеза, тезис, гротеск, интенсивно, слова с приставкой интер-, тент, метрополитен, патетика, бутерброд, контейнер, теннис, пастель, синтетика, альтернатива, сентенция, тенденция, коктейль, штепсель и др.; [зэ]: безе, зеро, кузен, Морзе, экземпляр, экзема и др.; [сэ]: антисептика, диспансе´р, нонсенс, сенсорный, плиссе, фрикасе и др.; [рэ]: регби, реквием, кабаре, кредо, пюре, тире и др.; [нэ]: бизнес, ге´незис, анестезия, генетика, майонез, полонез, тоннель и др. Проследите, как изменяется место ударения в слове. Сделайте вывод о типичном месте ударения в кратких формах прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени, в глаголах прошедшего времени. Глаголы прошедшего времени |
||||||||
поняла звала начала | понял звал начал | поняло звало начало | поняли звали начали |
Глаголы прошедшего времени | |||
понялА звалА началА | пОнял звал нАчал | пОняло звАло нАчало | пОняли звАли нАчали |
(Приведенные формы показывают, что в формах женского рода ударение падает на окончание. В то же время в современном русском языке среди кратких прилагательных активно проявляется тенденция к уподоблению ударения в форме женского рода ударению в остальных формах слова, т.е. ударение переносится на основу, в результате чего появляются варианты: влАстный – влАстна и властнА, жестОкий – жестОка и жестокА. Таким образом, в сложных случаях необходимо обращаться к словарю. Обратите внимание на формы глагола класть: клал, клАла, клАло, клАли.)
Необходимы также задания, предполагающие чтение текстов с соблюдением орфоэпических норм, например:
|
Имена существительные
Имена прилагательные
Глаголы
Причастия
|
Деепричастия
Наречия
Контрольный тест
1. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Выпишите это слово.
аэропОрты
лыжнЯ
звОним
донЕльзя
поднЯв
Ответ: ___________________________
2. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
|
Выпишите это слово.
прибылА
освЕдомиться
зАвидно
обогналА
заключЁнный
Ответ: ___________________________
3. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный
звук?
Выпишите это слово.
договорЁнность
красИвее
надорвАлась
кренИтся
нормировАть
Ответ: ___________________________
4. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный
звук?
Выпишите это слово.
досУг
крЕмень
прибЫвший
сорИт
сортировАть
Ответ: ___________________________
5. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Выпишите это слово.
знАчимость
мозАичный
оптОвый
кровоточИть
суетлИвый
Ответ: ___________________________
6. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный
звук?
Выпишите это слово.
тамОжня
начАть
отбылА
исчерпАть
жилОсь
Ответ: ___________________________
7. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный
звук?
Выпишите это слово.
крапИва
принУдить
прозОрливый
молЯщий
контролЁр
Ответ: ___________________________
8. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Выпишите это слово.
бухгАлтеров
сОздана
дОверху
навралА
прожОрлива
Ответ: ___________________________
9. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Выпишите это слово.
процЕнт
облИлась
ободрИть
обзвонИт
солгалА
Ответ: ___________________________
10. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Выпишите это слово.
жАлюзи
намЕрение
облегчИть
озлОбить
сформировАть
Ответ: ___________________________
11. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Выпишите это слово.
постамЕнт
зАгодя
ободрЁн
упрОчить
углУбить
Ответ: ___________________________
12. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Выпишите это слово.
цЫган
издрЕвле
зАнятый
понЯвший
отозвалА
Ответ: ___________________________
13. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Выпишите это слово.
дефИс
плодонОсить
Исстари
нажитА
пОчестей
Ответ: ___________________________
14. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Выпишите это слово.
челюстЕй
тУфля
сверлИт
одолжИт
бАнтов
Ответ: ___________________________
15. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Выпишите это слово.
крАны
клЕить
низведЁнный
кралАсь
экспЕртный
Ответ: ___________________________
16. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Выпишите это слово.
фОрзац
ходатАйство
обнялА
закУпорить
взялАсь
Ответ: ___________________________
17. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Выпишите это слово.
цветёт Ирис
дозИровать
балОванный
опломбИровать
бронирОванная (техника)
Ответ: ___________________________
18. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Выпишите это слово.
квартАл
каталОг
укрАинский
премировАть
языкОвая (колбаса)
Ответ: ___________________________
19. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Выпишите это слово.
нефтепровОд
газопровОд
электропровОд
путепровОд
прожИвший
Ответ: ___________________________
20. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Выпишите это слово.
намЕрение
кухОнный
Иконопись
кладовАя
укрепИт
Ответ: ___________________________
Ключ к тесту
1 | звоним | 11 | углубить |
2 | завидно | 12 | цыган |
3 | надорвалась | 13 | плодоносить |
4 | кремень | 14 | челюстей |
5 | мозаичный | 15 | кралась |
6 | исчерпать | 16 | ходатайство |
7 | прозорливый | 17 | опломбировать |
8 | создана | 18 | украинский |
9 | облилась | 19 | электропровод |
10 | жалюзи | 20 | кухонный |
Оценка | Количество правильно выполненных заданий |
5 (отлично) | 19–20 |
4 (хорошо) | 15–18 |
3 (удовлетворительно) | 10–14 |
Литература
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Лекция «Орфоэпия».
Правила произношения отдельных звуков и их сочетаний
На наш взгляд, орфоэпические нормы следует повторять комплексно, не ограничиваясь только вопросами постановки литературного ударения, вынесенными в задания ЕГЭ. Уделить этому материалу в процессе обобщающего повторения в 10 классе необходимо от 4 до 6 часов.
Изучение орфоэпических норм предполагает использование словарей. Следует учитывать, что многие слова имеют варианты произношения, зафиксированные в орфоэпических словарях. Так, в «Орфоэпическом словаре русского языка» под ред. Р.И. Аванесова равноправные (одинаково правильные) варианты вводятся с помощью союза и, например: сЕссия, -и [ сЭ и сЕ ]. Существует также разграничение основного и допустимого варианта. Помета доп. («допустимо») сопровождает менее желательный вариант нормы, который, тем не менее, находится в пределах правильного, например: декАн, -а [доп. дэ ].
Варианты, которые находятся за пределами литературной нормы, сопровождаются запретительными пометами: не рек. («не рекомендуется»), неправ. («неправильно») и грубо неправ. («грубо неправильно»), например: демагОг, -а! не рек. [дэ]магОг; музЕй, -я! неправ. му[зЭ]й; докумЕнт, -а! грубо неправ. докУмент.
Поскольку в тестах обычно используется строго нормативный подход, варианты, которые в словарях сопровождаются пометами разг. «разговорное»и прост. «просторечное», не могут быть приняты в качестве правильных.
В идеале тестовые задания не должны включать произносительные варианты, однако на практике такое все же случается. В этом случае в качестве правильного ответа может быть принят только основной или допустимый вариант.
При изучении орфоэпии следует особое внимание обратить на следующий материал:
Еще в XVIII веке орфографическое сочетание чн устойчиво произносилось как [шн], о чем свидетельствуют зафиксированные в словаре Академии Российской (1789–1794) фонетические написания: галстушный, колпашный, копеешный, лавошник, пуговишный, фабришный и др. Однако со временем этот вариант начинает вытесняться произношением [ч’н], возникшим под влиянием письма.
В современном языке слова с сочетанием чн можно разделить на три группы:
В отдельных случаях варианты произношения разграничивают различные лексические значения: сердечный [ч’н] приступ – друг сердечный [шн]; перечница [ч’н] (сосуд для перца) – чёртова перечница [шн](о злой, сварливой женщине).
Прочитайте вслух приведенные слова. Обратите внимание на произношение чн как [ч’н] или [шн]. В каких случаях возможно двоякое произношение?
Булочная, горчичник, сливочный, лавочник, шуточный, горничная, молочница, конечно, прачечная, скучно, спичечный, копеечный, двоечник, девичник, нарочно, взяточник, пустячный, порядочный, убыточный, Ильинична.
На основе рифм поэтических текстов определите произношение сочетания чн у разных поэтов.
В них все так бледно, равнодушно.
Они клевещут даже скучно.
(А. Пушкин)
Согласен, – говорит отец,–
Ступай благополучно,
Моя Наташа, под венец;
Одной в светелке скучно.
(А. Пушкин)
Под этим уныньем с зевотой сердечной
Другим Робинсоном в лагунной темнице,
Сидишь с глазу на глаз ты с Пятницей вечной
И томных семь пятниц сочтешь на седмице.
(П. Вяземский)
И не ищите строк моих –
Они покажутся вам скучны;
Вы взор уроните на них
И отведете равнодушно.
(Н. Огарев)
Душа печальна и мрачна!
О, одинокая дорога,
Как ты мучительно скучна!
(Н. Огарев)
На крыльцо выхожу – слушаю,
На свинце ворожу – плачу.
Ночи душные, скучные,
Огоньки вдали: станица казачья.
(М. Цветаева)
Сочетание чт произносится как [шт] в слове что и и его производных формах (что-нибудь, что-то). В слове нечто произносится[ч’т], в слове ничто допустимы оба варианта.
Фрикативный звук [γ] в литературном языке допускается в словах о боге, бухгалтер, ага, ей-богу, господи. Конечный [г] заменяется звуком [к] (не [х]!): творо[к], диало[к], исключение составляет слово бог [бох].
Определенные трудности представляет произношение сочетаний де, те, зе, се, не, ре, фе и др.в иноязычных словах. Следует обратить внимание учеников на то, что в системе русского языка согласный перед е звучит мягко (берег, метель), однако в словах, пришедших из других языков, эта закономерность может не соблюдаться: детектор [дэтэ], сонет [нэ], безе [зэ].
В подавляющем большинстве слов, вошедших в широкий обиход, перед е звучит мягкий согласный:
[д’]: дебаты, дебют, девиз, дедукция, дезинфекция, декларация, декорация, демократия, демон, одеколон, Одесса, резиденция и др.;
[т’]: тенор, компетентный, патент, паштет, террор, терапевт, протест и др.;
[з’]: газета, зебра, зефир, дизель, музей, резерв и др.;
[с’]: бассейн, кассета, сеанс, сейф, сейф, секта, семестр, сенат, сервиз, сервант, серенада, селектор и др.;
[р’]: акварель, барельеф, компресс, корректор, ребус, реванш, рейд, резонанс, ректор, ремарка, регламент, редукция, рефрен и др.;
[н’]: неон, брюнет, милиционер, шинель, слова с корнем невр- (невропатолог) и др.;
[ф’]: федерация, фейерверк, феникс, феномен, ферма, аффект, эффект, кофе, кафедра, профессор и др.;
[г’],[к’],[х’]: гелий, герцог, гетры, слова с корнем гео-, кегли, кекс керамика, кентавр, пике, схема, трахея и др.
В то же время во многих иноязычных словах в указанных выше сочетаниях произносится твердый согласный:
[дэ]: декольте, дельта, дендрарий, дефиле, детектор, детектив, диадема, тенденция, цитадель, шедевр, рандеву и др.;
[тэ]: антитеза, тезис, гротеск, интенсивно, слова с приставкой интер-, тент, метрополитен, патетика, бутерброд, контейнер, теннис, пастель, синтетика, альтернатива, сентенция, тенденция, коктейль, штепсель и др.;
[зэ]: безе, зеро, кузен, Морзе, экземпляр, экзема и др.;
[сэ]: антисептика, диспансе´р, нонсенс, сенсорный, плиссе, фрикасе и др.;
[рэ]: регби, реквием, кабаре, кредо, пюре, тире и др.;
[нэ]: бизнес, ге´незис, анестезия, генетика, майонез, полонез, тоннель и др.
Прочитайте вслух иностранные слова, в которых пишется Е, и определите произношение предшествующего согласного.
Ака д емия, д епозит, т езис, му з ей, гали ф е, д енди, ка ф е, про ф ессор, ка п елла, каш н е, компью т ер, кор т еж, пенс н е, и д еал, д епутат, а т елье, сви т ер, фа н ера, ши н ель, ин т ернат, пас т ель, па т ент па т етика, пас т еризованный, прин т ер, ран д еву, н еологизм, т ермин, фо н етика, д езинфекция, д ебют, каба р е, д енди, диа д ема, д еп р ессия, компе т ентный, ло т ерея, э н ергия, э сс е, эс т етика, пре т ензия, бе н ефис, р емарка, ин т ервью, аг р ессор, л еди, сви т ер, про т екция, ти р е.
Произносится твердый согласный | Произносится мягкий согласный |
Тезис, галифе, денди, кафе, капелла, кашне, компьютер, кортеж, пенсне, ателье, свитер, интернат, | Академия, депозит, музей, профессор, идеал, депутат, фанера, шинель, патент, неологизм, термин, |
пастель, патетика, пастеризованный, принтер, рандеву, фонетика, кабаре, денди, диадема, лотерея, энергия, эссе, эстетика, претензия, интервью, свитер, протекция, тире | дезинфекция, дебют, депрессия, компетентный, бенефис, ремарка, агрессор, леди |
(Поскольку в упражнении представлены заимствованные слова, которые могут быть неизвестны ученикам, необходима работа со словарем иностранных слов или комментарий учителя. Депозит – банковский термин, разновидность денежных вкладов. Капелла – 1) хор, 2) оркестр особого состава, 3) часовня. Кортеж – торжественное шествие, выезд. Пастель – мягкие цветные карандаши, приготовляемые из краски, мела и связующего вещества; художественное произведение, выполненное такими карандашами. Рандеву – заранее условленная встреча, устар. – свидание.)
Распределите слова на три группы в зависимости от произношения согласного перед Е. В сложных случаях обращайтесь к орфоэпическому словарю.
Сомб р еро, сприн т ер, д ебаты, р етро, д емография, мо т ель, д евальвация, диспан с ер, м енеджер, с енсорный, син т ез, с л енг, про т естант, ст р есс, эксп р есс, д екламация, д ерматин, фила т елист, пио н ер, ку з ен, д екорум, варье т е, р еквием, ла з ер.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 917; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.184 (0.136 с.)