Прочитайте вслух иностранные слова, в которых пишется Е, и определите произношение предшествующего согласного. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прочитайте вслух иностранные слова, в которых пишется Е, и определите произношение предшествующего согласного.



Лекция «Орфоэпия».

Правила произношения отдельных звуков и их сочетаний

На наш взгляд, орфоэпические нормы следует повторять комплексно, не ограничиваясь только вопросами постановки литературного ударения, вынесенными в задания ЕГЭ. Уделить этому материалу в процессе обобщающего повторения в 10 классе необходимо от 4 до 6 часов.

Изучение орфоэпических норм предполагает использование словарей. Следует учитывать, что многие слова имеют варианты произношения, зафиксированные в орфоэпических словарях. Так, в «Орфоэпическом словаре русского языка» под ред. Р.И. Аванесова равноправные (одинаково правильные) варианты вводятся с помощью союза и, например: сЕссия, -и [ сЭ и сЕ ]. Существует также разграничение основного и допустимого варианта. Помета доп. («допустимо») сопровождает менее желательный вариант нормы, который, тем не менее, находится в пределах правильного, например: декАн, -а [доп. дэ ].

Варианты, которые находятся за пределами литературной нормы, сопровождаются запретительными пометами: не рек. («не рекомендуется»), неправ. («неправильно») и грубо неправ. («грубо неправильно»), например: демагОг, -а! не рек. [дэ]магОг; музЕй, -я! неправ. му[зЭ]й; докумЕнт, -а! грубо неправ. докУмент.

Поскольку в тестах обычно используется строго нормативный подход, варианты, которые в словарях сопровождаются пометами разг. «разговорное»и прост. «просторечное», не могут быть приняты в качестве правильных.

В идеале тестовые задания не должны включать произносительные варианты, однако на практике такое все же случается. В этом случае в качестве правильного ответа может быть принят только основной или допустимый вариант.

При изучении орфоэпии следует особое внимание обратить на следующий материал:

  • произношение сочетаний чн, чт и др.,
  • произношение согласных перед е в заимствованных словах,
  • постановка ударения.

Еще в XVIII веке орфографическое сочетание чн устойчиво произносилось как [шн], о чем свидетельствуют зафиксированные в словаре Академии Российской (1789–1794) фонетические написания: галстушный, колпашный, копеешный, лавошник, пуговишный, фабришный и др. Однако со временем этот вариант начинает вытесняться произношением [ч’н], возникшим под влиянием письма.

В современном языке слова с сочетанием чн можно разделить на три группы:

  1. Те, в которых чн произносится только как [шн]: конечно, скучно, нарочно, яичница, прачечная, скворечник, девичник, двоечник, горчичник (количество таких слов постепенно сокращается), а также женские отчества на - чна: Ильинична, Кузьминична, Фоминична;
  2. Те, в которых чн произносится только как [ч’н]: точно, удачный, точечный, маскировочный;
  3. Те, в которых нормативными считаются оба варианта произношения – [ч’н] и [шн]: подсвечник, булочная, горничная, копеечный, порядочный. В этой группе произношение [шн] чаще встречается в речи людей старшего поколения и в современных словарях оценивается как уходящее, устаревающее.

В отдельных случаях варианты произношения разграничивают различные лексические значения: сердечный [ч’н] приступ – друг сердечный [шн]; перечница [ч’н] (сосуд для перца) – чёртова перечница [шн](о злой, сварливой женщине).

Прочитайте вслух приведенные слова. Обратите внимание на произношение чн как [ч’н] или [шн]. В каких случаях возможно двоякое произношение?

Булочная, горчичник, сливочный, лавочник, шуточный, горничная, молочница, конечно, прачечная, скучно, спичечный, копеечный, двоечник, девичник, нарочно, взяточник, пустячный, порядочный, убыточный, Ильинична.

На основе рифм поэтических текстов определите произношение сочетания чн у разных поэтов.

В них все так бледно, равнодушно.
Они клевещут даже скучно.
(А. Пушкин)

Согласен, – говорит отец,–
Ступай благополучно,
Моя Наташа, под венец;
Одной в светелке скучно.
(А. Пушкин)

Под этим уныньем с зевотой сердечной
Другим Робинсоном в лагунной темнице,
Сидишь с глазу на глаз ты с Пятницей вечной
И томных семь пятниц сочтешь на седмице.
(П. Вяземский)

И не ищите строк моих –
Они покажутся вам скучны;
Вы взор уроните на них
И отведете равнодушно.
(Н. Огарев)

Душа печальна и мрачна!
О, одинокая дорога,
Как ты мучительно скучна!
(Н. Огарев)

На крыльцо выхожу – слушаю,
На свинце ворожу – плачу.
Ночи душные, скучные,
Огоньки вдали: станица казачья.
(М. Цветаева)

Сочетание чт произносится как [шт] в слове что и и его производных формах (что-нибудь, что-то). В слове нечто произносится[ч’т], в слове ничто допустимы оба варианта.

Фрикативный звук [γ] в литературном языке допускается в словах о боге, бухгалтер, ага, ей-богу, господи. Конечный [г] заменяется звуком [к] (не [х]!): творо[к], диало[к], исключение составляет слово бог [бох].

Определенные трудности представляет произношение сочетаний де, те, зе, се, не, ре, фе и др.в иноязычных словах. Следует обратить внимание учеников на то, что в системе русского языка согласный перед е звучит мягко (берег, метель), однако в словах, пришедших из других языков, эта закономерность может не соблюдаться: детектор [дэтэ], сонет [нэ], безе [зэ].

В подавляющем большинстве слов, вошедших в широкий обиход, перед е звучит мягкий согласный:

[д’]: дебаты, дебют, девиз, дедукция, дезинфекция, декларация, декорация, демократия, демон, одеколон, Одесса, резиденция и др.;

[т’]: тенор, компетентный, патент, паштет, террор, терапевт, протест и др.;

[з’]: газета, зебра, зефир, дизель, музей, резерв и др.;

[с’]: бассейн, кассета, сеанс, сейф, сейф, секта, семестр, сенат, сервиз, сервант, серенада, селектор и др.;

[р’]: акварель, барельеф, компресс, корректор, ребус, реванш, рейд, резонанс, ректор, ремарка, регламент, редукция, рефрен и др.;

[н’]: неон, брюнет, милиционер, шинель, слова с корнем невр- (невропатолог) и др.;

[ф’]: федерация, фейерверк, феникс, феномен, ферма, аффект, эффект, кофе, кафедра, профессор и др.;

[г’],[к’],[х’]: гелий, герцог, гетры, слова с корнем гео-, кегли, кекс керамика, кентавр, пике, схема, трахея и др.

В то же время во многих иноязычных словах в указанных выше сочетаниях произносится твердый согласный:

[дэ]: декольте, дельта, дендрарий, дефиле, детектор, детектив, диадема, тенденция, цитадель, шедевр, рандеву и др.;

[тэ]: антитеза, тезис, гротеск, интенсивно, слова с приставкой интер-, тент, метрополитен, патетика, бутерброд, контейнер, теннис, пастель, синтетика, альтернатива, сентенция, тенденция, коктейль, штепсель и др.;

[зэ]: безе, зеро, кузен, Морзе, экземпляр, экзема и др.;

[сэ]: антисептика, диспансе´р, нонсенс, сенсорный, плиссе, фрикасе и др.;

[рэ]: регби, реквием, кабаре, кредо, пюре, тире и др.;

[нэ]: бизнес, ге´незис, анестезия, генетика, майонез, полонез, тоннель и др.

Проследите, как изменяется место ударения в слове. Сделайте вывод о типичном месте ударения в кратких формах прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени, в глаголах прошедшего времени.

Глаголы прошедшего времени

поняла звала начала понял звал начал поняло звало начало поняли звали начали

 

Глаголы прошедшего времени

понялА звалА началА пОнял звал нАчал пОняло звАло нАчало пОняли звАли нАчали

(Приведенные формы показывают, что в формах женского рода ударение падает на окончание. В то же время в современном русском языке среди кратких прилагательных активно проявляется тенденция к уподоблению ударения в форме женского рода ударению в остальных формах слова, т.е. ударение переносится на основу, в результате чего появляются варианты: влАстный – влАстна и властнА, жестОкий – жестОка и жестокА. Таким образом, в сложных случаях необходимо обращаться к словарю. Обратите внимание на формы глагола класть: клал, клАла, клАло, клАли.)

Необходимы также задания, предполагающие чтение текстов с соблюдением орфоэпических норм, например:

Имена существительные

аэропОрты, неподвижн. ударение на 4-м слоге бАнты, неподвижн. ударение на 1-м слоге бОроду, вин.п.,только в этой форме ед.ч. ударение на 1-м слоге бухгАлтеров, род. п. мн.ч., неподвижн.ударение на 2-м слоге вероисповЕдание, от веру исповЕдатъ граждАнство дефИс, из нем. яз., где ударение на 2-м слоге диспансЕр, слово пришло из англ. яз. через посредство франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге договорЁнность докумЕнт досУг еретИк жалюзИ, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге знАчимость, от прш. знАчимый Иксы, им.п. мн.ч., неподвижн. ударение каталОг, в одном ряду со словами диалОг, монолОг, некролОг... квартАл, из нем. яз., где ударение на 2-м слоге киломЕтр, в одном ряду со словами сантимЕтр, децимЕтр, миллимЕтр... кОнусы, кОнусов, неподвиж. ударение на 1-м слоге во всех падежах в ед. и мн. ч. корЫсть крАны, неподвижн. ударение на 1-м слоге кремЕнь, кремнЯ, удар. во всех формах на последнем слоге, как и в слове огОнь лЕкторы, лЕкторов, см. слово бант(ы) лыжнЯ мЕстностей, род.п. мн.ч., в одномряду со словоформой пОчестей, чЕлюстей, но новостЕй мусоропровОд, в одном ряду со словами газопровОд, нефтепровОд, водопровОд намЕрение нарОст нЕдруг недУг некролОг, см. каталОг нЕнависть нОвости, новостЕй, но: см. мЕстностей нОготь, нОгтя, неподвижн. ударение во всех формах ед. ч. Отрочество, от Отрок – подросток партЕр, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге портфЕль пОручни придАное призЫв, в одном ряду со словами позЫв, отзЫв (посла), созЫв, но: Отзыв (на публикацию) свЁкла сирОты, им.п. мн. ч., ударение во всех формах мн. ч. только на 2-м слоге срЕдства, им.п мн.ч. созЫв, см. призЫв стАтуя столЯр, в одном ряду со словами малЯр, доЯр, школЯр... тамОжня тОрты, тОртов цемЕнт цЕнтнер цепОчка шАрфы, см. бАнты шофЁр, в одном ряду со словами киоскЁр, контролЁр... экспЕрт, из франц. яз., где ударение всегдана последнем слоге

Имена прилагательные

вернА, краткое прилаг. ж.р. знАчимый красИвее, прил. и нареч. в сравн. ст. красИвейший, превосх. ст. кУхонный ловкА, краткое прилаг. ж. р. мозаИчный оптОвый прозорлИва, краткое прилаг. ж. р., в одном ряду со словами смазлИва, суетлИва, болтлИва, но: прожОрлива слИвовый, образовано от слИва

Глаголы

баловАть, в одном ряду со словами баловАтъся, избаловАть, разбаловАть, но: бАловенъ судьбы брать-бралА брАться-бралАсь взять-взялА взЯться-взялАсь включИть-включИшь, включИт, включИм влИться-влилАсь ворвАться-ворвалАсь воспринЯть-воспринялА воссоздать-воссоздалА вручИть-вручИт гнать-гналА гнАться-гналАсь добрАть-добралА добрАться-добралАсь дождАться-дождалАсь дозвонИться-дозвонИтся, дозвонЯтся дозИровать ждать-ждалА жИться-жилОсь закУпорить занЯть-зАнял, занялА, зАняло, зАняли заперЕть-заперлА заперЕться-заперлАсь (на ключ, на замок и т.п.) звать-звалА звонИть-звонИшь, звонИт, звонИм исчЕрпать клАсть-клАла клЕить крАсться – крАлась лгать-лгалА лить-лилА лИться-лилАсь наврАть-навралА наделИть-наделИт надорвАться-надорвалАсь назвАться-назвалАсь накренИться-накренИтся налИть-налилА нарвАть-нарвалА насорИть-насорИт начАть-нАчал, началА, нАчали обзвонИть-обзвонИт облегчИть-облегчИт облИться-облилАсь обнЯться-обнялАсь обогнАть-обогналА ободрАть-ободралА ободрИть ободрИться-ободрИшься обострИть одолжИть-одолжИт озлОбить оклЕить окружИть-окружИт опломбировАть, в одном ряду со словами формировАтъ, нормировАтъ, сортировАтъ, премировАть... опОшлить освЕдомиться-освЕдомишься отбЫть-отбылА отдАть-отдалА откУпорить-откУпорил отозвАть-отозвалА отозвАться-отозвалАсь перезвонИть – перезвонИт перелИть-перелилА плодоносИть повторИть-повторИт позвАть-позвалА позвонИть-позвонИшь-позвонИт полИть-полилА положИть-положИл понЯть-понялА послАть-послАла прибЫть-прИбыл-прибылА-прИбыло принЯть-прИнял-прИняли-принялА принУдить рвать-рвалА сверлИть-сверлИшь-сверлИт снять-снялА создАть-создалА сорвАть-сорвалА сорИть-сорИт убрАть-убралА убыстрИть углубИть укрепИть-укрепИт чЕрпать щемИть-щемИт щЁлкать

Причастия

балОванный включённый-включЁн, см. низведЁнный довезЁнный зАгнутый зАнятый-занятА зАпертый-запертА заселЁнный-заселенА избалОванный, см. балОванный кормЯщий кровоточАщий молЯщий нажИвший нАжитый-нажитА налИвший-налитА нанЯвшийся начАвший нАчатый низведЁнный-низведЁн, см. включЁнный. ободрённый-ободрЁн-ободренА обострЁнный отключённый определЁнный-определЁн повторЁнный поделЁнный понЯвший прИнятый приручЁнный прожИвший снЯтый-снятА сОгнутый

Деепричастия

балУясь закУпорив начАв начАвшись отдАв поднЯв понЯв прибЫв

Наречия

вОвремя добелА дОверху донЕльзя дОнизу дОсуха завИдно, в значении сказуемого зАгодя, разговорное зАсветло зАтемно красИвее, прил.и нареч. в сравн.ст. навЕрх надОлго ненадОлго

Контрольный тест

1. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Выпишите это слово.

аэропОрты
лыжнЯ
звОним
донЕльзя
поднЯв

Ответ: ___________________________

2. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Выпишите это слово.

прибылА
освЕдомиться
зАвидно
обогналА
заключЁнный

Ответ: ___________________________

3. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный
звук?

Выпишите это слово.

договорЁнность
красИвее
надорвАлась
кренИтся
нормировАть

Ответ: ___________________________

4. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный
звук?

Выпишите это слово.

досУг
крЕмень
прибЫвший
сорИт
сортировАть

Ответ: ___________________________

5. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Выпишите это слово.

знАчимость
мозАичный
оптОвый
кровоточИть
суетлИвый

Ответ: ___________________________

6. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный
звук?

Выпишите это слово.

тамОжня
начАть
отбылА
исчерпАть
жилОсь

Ответ: ___________________________

7. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный
звук?

Выпишите это слово.

крапИва
принУдить
прозОрливый
молЯщий
контролЁр

Ответ: ___________________________

8. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Выпишите это слово.

бухгАлтеров
сОздана
дОверху
навралА
прожОрлива

Ответ: ___________________________

9. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Выпишите это слово.

процЕнт
облИлась
ободрИть
обзвонИт
солгалА

Ответ: ___________________________

10. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Выпишите это слово.

жАлюзи
намЕрение
облегчИть
озлОбить
сформировАть

Ответ: ___________________________

11. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Выпишите это слово.

постамЕнт
зАгодя
ободрЁн
упрОчить
углУбить

Ответ: ___________________________

12. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Выпишите это слово.

цЫган
издрЕвле
зАнятый
понЯвший
отозвалА

Ответ: ___________________________

13. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Выпишите это слово.

дефИс
плодонОсить
Исстари
нажитА
пОчестей

Ответ: ___________________________

14. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Выпишите это слово.

челюстЕй
тУфля
сверлИт
одолжИт
бАнтов

Ответ: ___________________________

15. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Выпишите это слово.

крАны
клЕить
низведЁнный
кралАсь
экспЕртный

Ответ: ___________________________

16. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Выпишите это слово.

фОрзац
ходатАйство
обнялА
закУпорить
взялАсь

Ответ: ___________________________

17. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Выпишите это слово.

цветёт Ирис
дозИровать
балОванный
опломбИровать
бронирОванная (техника)

Ответ: ___________________________

18. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Выпишите это слово.

квартАл
каталОг
укрАинский
премировАть
языкОвая (колбаса)

Ответ: ___________________________

19. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Выпишите это слово.

нефтепровОд
газопровОд
электропровОд
путепровОд
прожИвший

Ответ: ___________________________

20. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Выпишите это слово.

намЕрение
кухОнный
Иконопись
кладовАя
укрепИт

Ответ: ___________________________

Ключ к тесту

1 звоним 11 углубить
2 завидно 12 цыган
3 надорвалась 13 плодоносить
4 кремень 14 челюстей
5 мозаичный 15 кралась
6 исчерпать 16 ходатайство
7 прозорливый 17 опломбировать
8 создана 18 украинский
9 облилась 19 электропровод
10 жалюзи 20 кухонный

 

Оценка Количество правильно выполненных заданий
5 (отлично) 19–20
4 (хорошо) 15–18
3 (удовлетворительно) 10–14

Литература

  1. Нарушевич А.Г. Русский язык: тесты для подготовки к ЕГЭ с комментированными ответами. М.: Просвещение, 2016.
  2. Нарушевич А.Г. Русский язык: тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ. 10–11 классы. М.: Просвещение, 2013.
  3. Нарушевич А.Г. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. М.: Чистые пруды, 2008.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Какова роль русского ударения в слове?
  2. Какие особенности постановки ударения для слов различных частей речи следует разобрать с учащимися в процессе обобщающего повторения?
  3. С помощью «Словаря ударений русского языка» (Агеенко Ф.Л., Зарва М.В.) уточните ударение и особенности произношения имен собственных: Аустерлиц, «Гаргантюа и Пантагрюэль» (роман Франсуа Рабле), «Герника» (картина Пабло Пикассо), Теодор Драйзер, Кабаниха (персонаж пьесы А.Н. Островского «Гроза»), «Казаки» (повесть Л. Толстого), «Калевала» (карело-финский эпос), Колосс Родосский, «Махабхарата» (инд. эпос), С.И. Ожегов, «Отец Горио» (роман Оноре де Бальзака), Пабло Пикассо, «Рамаяна» (инд. эпос), Фиорелло, Фигаро (персонаж оперы Россини, Моцарта), Фигаро (персонаж комедии Бомарше), Гюстав Флобер, Честертон, Шенграбенский бой, Шолом-Алейхем, «Щелыково» (дом-усадьба А.Н. Островского), Доменико Эль Греко.

 

 

Лекция «Орфоэпия».

Правила произношения отдельных звуков и их сочетаний

На наш взгляд, орфоэпические нормы следует повторять комплексно, не ограничиваясь только вопросами постановки литературного ударения, вынесенными в задания ЕГЭ. Уделить этому материалу в процессе обобщающего повторения в 10 классе необходимо от 4 до 6 часов.

Изучение орфоэпических норм предполагает использование словарей. Следует учитывать, что многие слова имеют варианты произношения, зафиксированные в орфоэпических словарях. Так, в «Орфоэпическом словаре русского языка» под ред. Р.И. Аванесова равноправные (одинаково правильные) варианты вводятся с помощью союза и, например: сЕссия, -и [ сЭ и сЕ ]. Существует также разграничение основного и допустимого варианта. Помета доп. («допустимо») сопровождает менее желательный вариант нормы, который, тем не менее, находится в пределах правильного, например: декАн, -а [доп. дэ ].

Варианты, которые находятся за пределами литературной нормы, сопровождаются запретительными пометами: не рек. («не рекомендуется»), неправ. («неправильно») и грубо неправ. («грубо неправильно»), например: демагОг, -а! не рек. [дэ]магОг; музЕй, -я! неправ. му[зЭ]й; докумЕнт, -а! грубо неправ. докУмент.

Поскольку в тестах обычно используется строго нормативный подход, варианты, которые в словарях сопровождаются пометами разг. «разговорное»и прост. «просторечное», не могут быть приняты в качестве правильных.

В идеале тестовые задания не должны включать произносительные варианты, однако на практике такое все же случается. В этом случае в качестве правильного ответа может быть принят только основной или допустимый вариант.

При изучении орфоэпии следует особое внимание обратить на следующий материал:

Еще в XVIII веке орфографическое сочетание чн устойчиво произносилось как [шн], о чем свидетельствуют зафиксированные в словаре Академии Российской (1789–1794) фонетические написания: галстушный, колпашный, копеешный, лавошник, пуговишный, фабришный и др. Однако со временем этот вариант начинает вытесняться произношением [ч’н], возникшим под влиянием письма.

В современном языке слова с сочетанием чн можно разделить на три группы:

  1. Те, в которых чн произносится только как [шн]: конечно, скучно, нарочно, яичница, прачечная, скворечник, девичник, двоечник, горчичник (количество таких слов постепенно сокращается), а также женские отчества на - чна: Ильинична, Кузьминична, Фоминична;
  2. Те, в которых чн произносится только как [ч’н]: точно, удачный, точечный, маскировочный;
  3. Те, в которых нормативными считаются оба варианта произношения – [ч’н] и [шн]: подсвечник, булочная, горничная, копеечный, порядочный. В этой группе произношение [шн] чаще встречается в речи людей старшего поколения и в современных словарях оценивается как уходящее, устаревающее.

В отдельных случаях варианты произношения разграничивают различные лексические значения: сердечный [ч’н] приступ – друг сердечный [шн]; перечница [ч’н] (сосуд для перца) – чёртова перечница [шн](о злой, сварливой женщине).

Прочитайте вслух приведенные слова. Обратите внимание на произношение чн как [ч’н] или [шн]. В каких случаях возможно двоякое произношение?

Булочная, горчичник, сливочный, лавочник, шуточный, горничная, молочница, конечно, прачечная, скучно, спичечный, копеечный, двоечник, девичник, нарочно, взяточник, пустячный, порядочный, убыточный, Ильинична.

На основе рифм поэтических текстов определите произношение сочетания чн у разных поэтов.

В них все так бледно, равнодушно.
Они клевещут даже скучно.
(А. Пушкин)

Согласен, – говорит отец,–
Ступай благополучно,
Моя Наташа, под венец;
Одной в светелке скучно.
(А. Пушкин)

Под этим уныньем с зевотой сердечной
Другим Робинсоном в лагунной темнице,
Сидишь с глазу на глаз ты с Пятницей вечной
И томных семь пятниц сочтешь на седмице.
(П. Вяземский)

И не ищите строк моих –
Они покажутся вам скучны;
Вы взор уроните на них
И отведете равнодушно.
(Н. Огарев)

Душа печальна и мрачна!
О, одинокая дорога,
Как ты мучительно скучна!
(Н. Огарев)

На крыльцо выхожу – слушаю,
На свинце ворожу – плачу.
Ночи душные, скучные,
Огоньки вдали: станица казачья.
(М. Цветаева)

Сочетание чт произносится как [шт] в слове что и и его производных формах (что-нибудь, что-то). В слове нечто произносится[ч’т], в слове ничто допустимы оба варианта.

Фрикативный звук [γ] в литературном языке допускается в словах о боге, бухгалтер, ага, ей-богу, господи. Конечный [г] заменяется звуком [к] (не [х]!): творо[к], диало[к], исключение составляет слово бог [бох].

Определенные трудности представляет произношение сочетаний де, те, зе, се, не, ре, фе и др.в иноязычных словах. Следует обратить внимание учеников на то, что в системе русского языка согласный перед е звучит мягко (берег, метель), однако в словах, пришедших из других языков, эта закономерность может не соблюдаться: детектор [дэтэ], сонет [нэ], безе [зэ].

В подавляющем большинстве слов, вошедших в широкий обиход, перед е звучит мягкий согласный:

[д’]: дебаты, дебют, девиз, дедукция, дезинфекция, декларация, декорация, демократия, демон, одеколон, Одесса, резиденция и др.;

[т’]: тенор, компетентный, патент, паштет, террор, терапевт, протест и др.;

[з’]: газета, зебра, зефир, дизель, музей, резерв и др.;

[с’]: бассейн, кассета, сеанс, сейф, сейф, секта, семестр, сенат, сервиз, сервант, серенада, селектор и др.;

[р’]: акварель, барельеф, компресс, корректор, ребус, реванш, рейд, резонанс, ректор, ремарка, регламент, редукция, рефрен и др.;

[н’]: неон, брюнет, милиционер, шинель, слова с корнем невр- (невропатолог) и др.;

[ф’]: федерация, фейерверк, феникс, феномен, ферма, аффект, эффект, кофе, кафедра, профессор и др.;

[г’],[к’],[х’]: гелий, герцог, гетры, слова с корнем гео-, кегли, кекс керамика, кентавр, пике, схема, трахея и др.

В то же время во многих иноязычных словах в указанных выше сочетаниях произносится твердый согласный:

[дэ]: декольте, дельта, дендрарий, дефиле, детектор, детектив, диадема, тенденция, цитадель, шедевр, рандеву и др.;

[тэ]: антитеза, тезис, гротеск, интенсивно, слова с приставкой интер-, тент, метрополитен, патетика, бутерброд, контейнер, теннис, пастель, синтетика, альтернатива, сентенция, тенденция, коктейль, штепсель и др.;

[зэ]: безе, зеро, кузен, Морзе, экземпляр, экзема и др.;

[сэ]: антисептика, диспансе´р, нонсенс, сенсорный, плиссе, фрикасе и др.;

[рэ]: регби, реквием, кабаре, кредо, пюре, тире и др.;

[нэ]: бизнес, ге´незис, анестезия, генетика, майонез, полонез, тоннель и др.

Прочитайте вслух иностранные слова, в которых пишется Е, и определите произношение предшествующего согласного.

Ака д емия, д епозит, т езис, му з ей, гали ф е, д енди, ка ф е, про ф ессор, ка п елла, каш н е, компью т ер, кор т еж, пенс н е, и д еал, д епутат, а т елье, сви т ер, фа н ера, ши н ель, ин т ернат, пас т ель, па т ент па т етика, пас т еризованный, прин т ер, ран д еву, н еологизм, т ермин, фо н етика, д езинфекция, д ебют, каба р е, д енди, диа д ема, д еп р ессия, компе т ентный, ло т ерея, э н ергия, э сс е, эс т етика, пре т ензия, бе н ефис, р емарка, ин т ервью, аг р ессор, л еди, сви т ер, про т екция, ти р е.

Произносится твердый согласный Произносится мягкий согласный
Тезис, галифе, денди, кафе, капелла, кашне, компьютер, кортеж, пенсне, ателье, свитер, интернат, Академия, депозит, музей, профессор, идеал, депутат, фанера, шинель, патент, неологизм, термин,
пастель, патетика, пастеризованный, принтер, рандеву, фонетика, кабаре, денди, диадема, лотерея, энергия, эссе, эстетика, претензия, интервью, свитер, протекция, тире дезинфекция, дебют, депрессия, компетентный, бенефис, ремарка, агрессор, леди

(Поскольку в упражнении представлены заимствованные слова, которые могут быть неизвестны ученикам, необходима работа со словарем иностранных слов или комментарий учителя. Депозит – банковский термин, разновидность денежных вкладов. Капелла – 1) хор, 2) оркестр особого состава, 3) часовня. Кортеж – торжественное шествие, выезд. Пастель – мягкие цветные карандаши, приготовляемые из краски, мела и связующего вещества; художественное произведение, выполненное такими карандашами. Рандеву – заранее условленная встреча, устар. – свидание.)

Распределите слова на три группы в зависимости от произношения согласного перед Е. В сложных случаях обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Сомб р еро, сприн т ер, д ебаты, р етро, д емография, мо т ель, д евальвация, диспан с ер, м енеджер, с енсорный, син т ез, с л енг, про т естант, ст р есс, эксп р есс, д екламация, д ерматин, фила т елист, пио н ер, ку з ен, д екорум, варье т е, р еквием, ла з ер.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 917; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.184 (0.136 с.)