Глава 1. Информация и информационные процессы. Методы и средства информатизации в медицине и здравоохранении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Информация и информационные процессы. Методы и средства информатизации в медицине и здравоохранении



СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

АРМ - автоматизированное рабочее место

АРС - автоматизированная рабочая станция

АЦП - аналого-цифровой преобразователь

БД - база данных

БЗ - база знаний

БОС - биологическая обратная связь

ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения

ДМС - добровольное медицинское страхование

ЕГИСЗ - Единая государственная информационная система здравоохранения

ИБС - ишемическая болезнь сердца

ИИ - искусственный интеллект

ИКТ - информационные компьютерные технологии

ИС - информационная система

ИТ - информационные технологии

ИЭМК - интегрированная электронная медицинская карта

КСФД - компьютерная система функциональной диагностики

КТ - компьютерная томография

ЛВС - локальная вычислительная сеть

ЛДП - лечебно-диагностический процесс

ЛИС - лабораторная информационная система

ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение

ЛФК - лечебная физкультура

МИС - медицинская информационная система

МО - медицинская организация

МП - микропроцессор

МПКС - медицинская приборно-компьютерная система

НЖМД - накопители на жестких магнитных дисках

НОД - накопители на оптических дисках

ОЗУ - оперативное запоминающее устройство

ОМС - обязательное медицинское страхование

ОС - операционная система

ПЗУ - постоянное запоминающее устройство

ПК - персональный компьютер

ПО - программное обеспечение

СБИС - сверхбольшая интегральная схема

СИБ - система информационной безопасности

СИИ - система искусственного интеллекта

СПВР - система поддержки принятия врачебных решений

СУБД - система управления базами данных

ЦОД - центр обработки данных

ЭВМ - электронная вычислительная машина

ЭКГ - электрокардиография, электрокардиограмма

ЭМК - электронная медицинская карта

ЭС - экспертная система

ЭЭГ - электроэнцефалограмма

ЯРМ - ядерный магнитный резонанс

API - Application Programming Interface, интерфейс программирования приложений

BIOS - Basic Input/Output System, базовая система ввода-вывода

CMOS - omplementary-symmetry/metal-oxide semiconductor, комплементарная логика на транзисторах металл-оксид-полупроводник

 

DNS - Domain Name System, система доменных имен или служба доменных имен

FAT - File Allocation Table

FTP - File Transfer Protocol, протокол передачи файлов

HL7 - Health Level 7, стандарт

HTML - Hypertext Markup Language, язык разметки гипертекста

HTTP - Hyper Text Transfer Protocol, протокол передачи гипертекста

IEEE - Institute of Electrical and Electronics Engineers, Институт инженеров по электротехнике и электронике

IT - information technology, информационная технология

LCD - Liquid Crystal Display, жидкокристаллический дисплей,

ЖК-дисплей

POP3 - Post Office Protocol, протокол почтового отделения, версия

3 RAM - Random Access Memory, память с произвольным доступом

SMTP - Simple Mail Transfer Protocol, простой протокол передачи почты

TCP/IP - Transmission Control Protocol/Internet Protocol, протокол управления передачей/интернет-протокол

UDP - User Datagram Protocol, протокол пользовательских дейтаграмм

UPnP - Universal Plug and Play

URL - Uniform Resource Locator, универсальный указатель ресурсов

WWW - World Wide Web, Всемирная паутина

XML - eXtensible Markup Language, расширяемый язык разметки


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения (2012) в учебный план медицинских вузов на младших курсах введена дисциплина «Медицинская информатика». Ранее на первом курсе преподавалась дисциплина «Информатика», а «Медицинская информатика» - на старших курсах. Такие изменения в учебном плане затрудняют преподавание на первом курсе дисциплины «Медицинская информатика», так как студенты не имеют подготовки в области клинических дисциплин и организации здравоохранения, информатизацией которых и занимается медицинская информатика.

В перечне профессиональных компетенций выпускника медицинского вуза указывается, что он должен иметь «способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач» (ПК-9).

Именно изучение указанных профессиональных компетенций и рассматривается в настоящем учебнике. За основу взята примерная программа по медицинской информатике, подготовленная под руководством зав. кафедрой кибернетики и информатики Российского государственного медицинского университета им. Н.И. Пирогова, д-ром мед. наук, проф. Т.В. Зарубиной.

Учитывая различную подготовку выпускников средней школы в области информатики, в предлагаемом учебнике рассматриваются как вопросы общей информатики, которые частично изучаются в средней школе, так и медицинские информационные системы, применяемые в лечебно-диагностическом процессе и управлении лечебнопрофилактическими учреждениями. Кроме того, изложены возможности интернет-ресурсов и применение телемедицинских технологий для повышения уровня медицинского обслуживания населения. Обсуждаются идеи создания Единого медицинского информационного пространства, изложенные в «Концепции создания единой государственной информационной системы здравоохранения» (приказ Минздрава России № 364 от 28.04.2011 г.).

 

В главе 1 дается определение информации и информатики как науки. Рассмотрены предмет и задачи информатики. Приведена классификация медицинской информации и медицинских документов, используемых в медицинских учреждениях. Вводится понятие информационных технологий и их применение в медицине и здравоохранении.

В главе 2 рассмотрено аппаратное и программное обеспечение вычислительных систем. Приведена классификация ЭВМ, структура персонального компьютера и характеристики основных блоков: процессора, внутренних и внешних накопителей, устройств ввода и вывода информации. Описаны функции системных и прикладных программ, а также систем программирования. Приведен обзор операционных систем Windows. Рассмотрены методы и средства защиты от несанкционированного доступа.

В главе 3 рассматриваются вопросы применения пакета программ Microsoft Office для решения профессиональных вопросов медицинскими сотрудниками. Особое внимание уделяется таким программам, как текстовый редактор MS Word, электронная таблица MS Excel, база данных MS Access и создание презентаций с помощью MS PowerPoint.

В главе 4 изложены вопросы моделирования в медицине. Приведено определение модели и классификации моделей, в том числе и применяемых в медицине. Подробно рассмотрены математические модели и этапы их построения. Приведены примеры математических моделей, позволяющие наглядно показать возможности моделирования в медицине. Рассмотрены особенности структурного и имитационного моделирования в медицине.

Глава 5 посвящена разработке и эксплуатации медицинских информационных систем (МИС). Приводится классификация МИС, принципы и этапы создания, организация автоматизированного рабочего места медицинского персонала. На примере «Карельской медицинской информационной системы» рассматриваются функциональные возможности ее подсистем.

 

В главе 6 обсуждается модель лечебно-профилактического процесса. Автоматизация лечебно-диагностического процесса за счет информационной и интеллектуальной поддержки медицинских сотрудников значительно увеличивает эффективность и оперативность работы медицинских учреждений. Рассматриваются возможности использования медицинских экспертных систем.

Глава 7 знакомит студентов с медицинскими приборно-компьютерными системами (МПКС) и их применением для обследования, лечения и реабилитации больных. Приведена классификация МПКС и рассмотрено их устройство, основные характеристики, примеры серийно выпускаемых систем.

В главе 8 рассматриваются лабораторные информационные системы, предназначенные для автоматизации труда сотрудников лабораторий, использование автоматизированных лабораторных анализаторов, эффективности организации работы лаборатории, сокращения ручных операций.

В главе 9 обсуждаются вопросы применения информационных систем для управления здравоохранением на муниципальном, территориальном и федеральном уровнях. Рассматривается реализация Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, а также вопросы информационной безопасности и защиты информации в МИС различного уровня. Представлен пример работы региональной МИС.

Глава 10 посвящена сетевым технологиям в обработке информации. Рассмотрены топологии, аппаратное и программное обеспечение локальных вычислительных сетей и их подключение к Интернету. Подробно рассмотрена глобальная сеть Интернет, медицинские информационные ресурсы, поисковые системы. Приводится определение телемедицины, ее основные инструменты. Представлены примеры создания и использования телемедицинских центров для оказания медицинской помощи населению.

 

Авторы выражают благодарность сотрудникам кафедры медицинской и биологической физики ГБОУ ВПО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России за помощь и обсуждение материалов в процессе написания учебника. Особая признательность доценту Н.А. Алексеевой за помощь в подготовке материала к разделу «Информационная и интеллектуальная поддержка лечебнодиагностического процесса».


 

Глава 5. МЕДИЦИНСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

5.1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ И МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Переход здравоохранения на принципы бюджетно-страховой системы финансирования потребовал от органов управления здравоохранения, фондов обязательного медицинского страхования, страховых медицинских организаций и конкретных лечебно-профилактических учреждений решения проблем построения и налаживания устойчивого функционирования медицинских информационных систем (МИС).

В широком смысле понятие «система» можно определить как множество взаимосвязанных элементов.

Определение

Информационная система (ИС) - это комплекс методологических, программных, технических, информационных, правовых и организационных средств, поддерживающих процессы функционирования информатизируемой организации.

Существуют различные определения медицинской информационной системы. Приведем определение медицинской информационной автоматизированной системы, данное А.В. Гусевым (2002).

Определение

Медицинская автоматизированная информационная система - это совокупность программно-технических средств, баз данных и знаний, предназначенных для автоматизации различных процессов, протекающих в лечебнопрофилактическом учреждении.

Как известно, информационная система, в зависимости от необходимости участия человека, бывает автоматической или автоматизированной. Поскольку лечебно-диагностический процесс не может протекать без участия человека, то из определения часто опускается слово «автоматизированная».

МИС представлены системами поддержки деятельности сотрудников управления здравоохранением и системами поддержки деятельности работников практического здравоохранения.

 

5.1.1. Цель, задачи и функции медицинской информационной системы

Основной целью любой МИС является повышение качества лечебно-профилактической помощи.

Непосредственными задачами МИС являются:

• максимальная сохранность результатов медицинских наблюдений за пациентами;

• оптимизация доступа специалистов к результатам медицинского наблюдения за больными;

• сокращение бумажного документооборота;

• сокращение сроков обследования и лечения больных;

• улучшение качества медицинского обслуживания;

• рациональное расходование медицинских ресурсов и равномерная загрузка медицинского персонала;

• повышение эффективности работы диагностических служб;

• улучшение профилактической работы;

• эффективное управление ЛПУ;

• удовлетворение потребности пациентов в высокотехнологическом и качественном лечении.

При выполнении задач, стоящих перед МИС, реализуются следующие функции.

• Создание единого информационного пространства, непосредственными следствиями чего являются ускоренный доступ к информации, повышение качества медицинского обслуживания.

• Оперативное управление лекарственными и диагностическими назначениями (ввод рецептов, ввод заказов на лабораторные анализы и диагностические исследования, вывод результатов).

• Быстрое принятие управленческих решений, оперативный учет финансовых затрат на пациентов, учет реальной нагрузки на каждого сотрудника, составление эффективного расписания исследований пациентов.

• Быстрое извлечение всей клинической информации о пациенте. По разным оценкам в рукописной истории болезни содержится от 40 до 70% информации о больном, полученной в ходе лечебного процесса. Остальная часть информации находится в собственных архивах служб либо безвозвратно утеряна. Около 11% лабораторных исследований необходимо проводить повторно вследствие того, что предыдущие данные невозможно отыскать.

• Эффективный сбор информации для проведения научно-исследовательской работы.

•Использование современных методов обработки и анализа информации.

•Мониторинг и управление качеством медицинской помощи, снижение вероятности врачебной ошибки.

•Повышение прозрачности деятельности медицинского учреждения.

• Анализ экономических аспектов оказания медицинской помощи.

 

5.2. КЛАССИФИКАЦИЯ, ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ, ТРЕБОВАНИЯ, УСЛОВИЯ И ЭТАПНОСТЬ ПРИ ПОСТРОЕНИИ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Классификация МИС зависит от многообразия решаемых ими задач. Например, статистические ИС, системы учета и управления ресурсами здравоохранения, внедряемые практически повсеместно, позволяют получить результаты управления ресурсами. Есть достаточно широкий класс медико-технологических ИС. Они предназначены для информационного обеспечения процессов диагностики, лечения, реабилитации и профилактики пациентов в лечебно-профилактических учреждениях, а также для реализации определенных врачебных функций и дополнительных возможностей, которые повышают эффективность лечебного процесса. Научно-исследовательские ИС используются для информационного обеспечения медицинских исследований в клинических научно-исследовательских институтах. Обучающие ИС предназначены для информационного обеспечения процессов обучения в медицинских учебных заведениях. Весь спектр задач и созданных для их решения систем очень широк.

Чаще других используется классификация МИС, предложенная С.А. Гаспаряном (2001). Эта классификация МИС основана на иерархическом принципе и соответствует многоуровневой структуре здравоохранения. Различают следующие МИС.

 

1. Медицинские информационные системы базового уровня, основная цель которых - компьютерная поддержка работы врачей разных специальностей. Эти МИС позволяют повысить качество профилактической и лабораторно-диагностической работы, особенно в условиях массового обслуживания при дефиците времени квалифицированных специалистов. По решаемым задачам выделяют следующие МИС.

• Информационно-справочные системы. Предназначены для поиска и выдачи медицинской информации по запросу пользователя. Информационные массивы таких систем содержат медицинскую справочную информацию различного характера.

• Консультативно-диагностические системы. Предназначены для диагностики патологических состояний (включая прогноз и выработку рекомендаций по способам лечения) при заболеваниях различного профиля и для разных категорий больных.

• Приборно-компьютерные системы. Предназначены для информационной поддержки и (или) автоматизации диагностического и лечебного процесса, осуществляемых при непосредственном контакте с организмом больного (например, при проведении регистрации физиологических параметров). Медицинские приборно-компьютерные системы являются особым и наиболее многочисленным классом медицинских информационных систем.

• Автоматизированные рабочие места специалистов. Это компьютерная информационная система, предназначенная для автоматизации всего технологического процесса врача соответствующей специальности и обеспечивающая информационную поддержку при принятии диагностических и тактических (лечебных, организационных и др.) врачебных решений.

 

2. Медицинские информационные системы уровня лечебно-профилактических учреждений. Представлены следующими основными группами.

• Информационные системы консультативных центров. Предназначены для обеспечения функционирования соответствующих подразделений и информационной поддержки врачей при консультировании, диагностике и принятии решений при неотложных состояниях.

• Банки информации медицинских служб. Содержат сводные данные о качественном и количественном составе работников учреждения, прикрепленного населения, основные статистические сведения, характеристики районов обслуживания и другие необходимые сведения.

• Персонифицированные регистры. Содержат информацию на прикрепленный или наблюдаемый контингент на основе формализованной истории болезни или амбулаторной карты.

Скрининговые системы. Используются для проведения доврачебного профилактического осмотра населения, а также для выявления групп риска и больных, нуждающихся в помощи специалиста.

Информационные системы лечебно-профилактических учреждений. Основаны на объединении всех информационных потоков в единую систему и обеспечивают автоматизацию различных видов деятельности учреждения.

Информационные системы НИИ и медицинских вузов. Решают три основные задачи: информатизацию технологического процесса обучения, научно-исследовательской работы и управленческой деятельности НИИ и вузов.

 

3. Медицинские информационные системы территориального уровня. Это программные комплексы, обеспечивающие управление специализированными и профильными медицинскими службами, поликлинической (включая диспансеризацию), стационарной и скорой медицинской помощью населению на уровне территории (города, области, республики). На этом уровне медицинские информационные системы представлены следующими основными группами:

• ИС территориального органа здравоохранения;

• ИС для решения медико-технологических задач, обеспечивающие информационной поддержкой деятельность медицинских работников специализированных медицинских служб;

• компьютерные телекоммуникационные медицинские сети, обеспечивающие создание единого информационного пространства на уровне региона.

4. Федеральные медицинские информационные системы, предназначенные для информационной поддержки государственного уровня системы здравоохранения. В медицинских ИС федерального уровня можно выделить следующие типы систем.

• ИС федеральных органов здравоохранения (министерства, главков, управлений).

Статистические информационные медицинские системы, осуществляющие сбор, обработку и получение по Федерации сводных данных по основным медико-социальным показателям.

Медико-технологические ИС. Эти системы осуществляют решение задач информационной поддержки деятельности медицинских работников специализированных медицинских служб на федеральном уровне.

Отраслевые медицинские информационные системы, осуществляющие информационную поддержку отраслевых медицинских служб (Министерства обороны, Министерства по чрезвычайным ситуациям и т. д.).

• Компьютерные телекоммуникационные медицинские сети, обеспечивающие создание единого информационного пространства здравоохранения на уровне Федерации.

5.2.1. Принципы создания медицинских информационных систем

Централизованный подход к созданию МИС развивается при использовании следующих принципов:

• поддержка государством;

• распределенная система хранения значительных объемов информации о пациентах;

• средства формирования данных многолетних наблюдений за состоянием здоровья пациента и их хранения на энергонезависимых носителях информации;

• масштабируемость - возможность использования как в масштабе всего медицинского учреждения, так и в его отдельных кабинетах;

• развитые механизмы обмена информацией между учреждениями;

• удобный графический интерфейс, понятный для пользователей с различной подготовкой;

• средства защиты информации, не предназначенной для общего пользования;

• соответствие мировым стандартам;

• доступная цена.

 

МИС может быть использована органами управления учреждений здравоохранения, страховыми компаниями и иными заинтересованными организациями при определенной схеме обмена данными в рамках устанавливаемых прав. Распределенная система хранения данных о пациентах в рамках организационно-самостоятельной территории может быть построена с использованием административных и финансовых возможностей этой территории. Система представляет собой совокупность ЛПУ, оснащенных набором аппаратных и программных средств. Для эффективной организации управленческих процессов и совместной работы сотрудников в компьютерной информационной среде требуется большой набор универсальных программных инструментов и методик, чтобы создать автоматизированный современный комплекс, способный к обновлению и развитию.

5.2.2. Требования, условия и этапность построения медицинских информационных систем

ИС должна удовлетворять следующим требованиям:

• соответствовать требованиям персонала клиники и быть ориентированной на больного;

• обладать гибкостью, адаптируемостью и простотой ввода изменений;

• демонстрировать пользователям полезность и выгодность МИС;

• обеспечивать ненавязчивое автоматическое кодирование медицинских терминов в целях дальнейшего анализа;

• гарантировать управление ключевыми элементами системы персоналом медицинского учреждения, а не разработчиками системы;

• предоставлять возможность постепенной разработки и поэтапного внедрения решений путем добавления новых задач в единую работающую систему;

• должна разрабатываться медициной для медицины, т. е. специалисты клиник должны принимать самое активное участие в разработке концепции;

 

расти и совершенствоваться вместе с ростом организации;

• должна позволять охватить все медицинские службы учреждения;

• обеспечивать сопряжение с медицинским оборудованием и непосредственную работу с ним;

• поддерживать взаимодействие с другими ИС, т. е. поддерживать медицинские стандарты обмена данными и снимками;

• должна позволять проводить автоматизированный анализ медицинских снимков с целью выявления патологий, помощи врачу в постановке диагноза и т. д.;

• обеспечивать возможность подключения экспертных и справочных систем;

• обеспечивать возможность работы с большими объемами данных (в первую очередь медицинских изображений).

Кроме того, МИС должна также обеспечивать:

• регистрацию вновь поступивших больных и поступление информации из архива в оперативное хранилище при повторном приеме;

• создание и ведение полной электронной медицинской карты больного;

• автоматический ввод в электронную карту информации с приборов (лабораторных, рентгеновских, ультразвуковых аппаратов, томографов ядерного магнитного резонанса (ЯМР) и компьютерной томографии (КТ), оборудования для эндоскопической, функциональной диагностики и др.);

• ведение и представление справочной информации, поддержку консультативно-справочных подсистем по всем основным направлениям лечебно-профилактической и управленческой деятельности;

• поддержку принятия решений как в лечебно-диагностическом процессе, так и в задачах управления ЛПУ;

• автоматическое формирование журналов врачей и отчетов;

• автоматическое формирование учетно-отчетной и статистической документации;

• организацию удаленных консультаций, консилиумов и видеоконференций;

• передачу и прием информации от других медицинских и государственных учреждений;

 

перенесение неоперативной информации в архив;

• восстановление информации из архива по требованию;

• работу со страховыми компаниями, фондами медицинского страхования;

• планирование и оптимизацию использования материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов;

• автоматизацию административной и финансовой деятельности;

• автоматизацию вспомогательных служб (диетпитание, аптека, прачечная и др.).

К условиям создания МИС можно отнести достаточный уровень оснащенности средствами вычислительной техники. Рабочие места врачей (кабинеты приема, ординаторские) должны быть оснащены соответствующими стационарными и мобильными средствами вычислительной техники (рабочими станциями). Поскольку МИС должна предоставлять врачам сведения о пациентах, поступающие из различных автоматизированных источников информации, то в среднем на каждую рабочую станцию МИС приходятся как минимум 1-3 рабочие станции, установленные во вспомогательных подразделениях лечебного учреждения (на постах медсестер, в административно-финансовых подразделениях, в аптеке, в лабораториях и диагностических отделениях, в службе питания, службе материально-технического снабжения и др.).

Для обеспечения возможности внедрения МИС в каждом клиническом отделении стационара необходимо иметь как минимум 3 рабочие станции (одна у заведующего отделением и две в ординаторской). Отсюда следует, что при среднем числе коек в одном отделении около 40 оснащенность больницы должна составлять примерно 1 рабочую станцию на 4 койки.

При 150 кабинетах врачебного приема в поликлинике, рассчитанной на 3-4 тыс. посещений в день, минимальная оснащенность рабочими станциями составляет около 300.

Существуют два основных способа добавления клинических функций к имеющемуся комплексу информационных систем лечебного учреждения:

• доработка административно-финансовой системы, обеспечивающей регистрацию пациентов и учет оказанной им медицинской помощи;

• разработка или адаптация новой, достаточно автономной клинической информационной системы, взаимодействующей с административно-финансовой системой.

 

Выбор того или иного подхода существенно зависит от архитектуры действующего комплекса информационных систем. Если он выполнен по централизованной архитектуре, при которой практически все функции или основной банк данных реализованы на мощном центральном компьютере, а рабочие станции играют роль интеллектуальных терминалов, то первый способ может оказаться предпочтительным. Если же комплекс образован несколькими системами, каждая из которых имеет собственную базу данных, то разработка новой клинической информационной системы, как правило, оказывается более выгодной.

Построение современной медицинской информационной системы ЛПУ представляет собой многоплановую задачу, включающую следующие этапы:

• построение необходимой инфраструктуры передачи данных - локальных вычислительных сетей, скоростных волоконнооптических линий связи;

• приобретение и установку средств вычислительной техники и системного программного обеспечения;

• приобретение, модернизацию и разработку прикладного программного обеспечения;

• обучение персонала вычислительных центров и пользователей МИС;

• выполнение комплекса мероприятий, обеспечивающих внедрение медицинской информационной системы;

• обеспечение сопровождения и эксплуатации внедренной системы, включая гарантийное и послегарантийное обслуживание оборудования.

Проектирование и разработка МИС - сложный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. Поиск решений, снижающих сложность и трудоемкость процесса проектирования и практической разработки такой системы, является в настоящее время одной из приоритетных задач разработчиков, занятых в такой специфичной области, как медицина. Существует множество различных подходов для решения этой задачи. Основополагающий аспект проектирования системы - это выбор системы управления базами данных (СУБД). Кроме того, МИС должна соответствовать современным технологиям программирования. В настоящее время в основном используются СУБД на базе технологии «клиент-сервер».

Обычно на построение современной МИС затрачивается 2-3 года.

 

5.3. СТРУКТУРА МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

МИС включают:

• административно-финансовую систему;

• клиническую информационную систему;

• информационную систему аптеки;

• информационные системы лабораторий и диагностических отделений;

• информационные системы других вспомогательных подразделений.

Рассмотрим структуру типовой информационной системы медицинского учреждения. В информационной системе медицинского учреждения можно выделить следующие подсистемы: «Пациент», «Персонал», «Учреждение» (рис. 5.1).

Подсистема «Пациент» предназначена для автоматизации работы с пациентами, т. е. работы с медицинскими картами, проведения диагностических и лабораторных исследований и т. д. В данной подсистеме можно выделить следующие модули:

• общебольничная база данных;

• система хранения медицинских снимков;

• программы работы со снимками;

• экспертные системы;

• подсистемы сопряжения с медицинским оборудованием;

• подсистемы сопряжения с другими информационными системами.

Общебольничная база данных является «сердцем» информационной системы, основной ее частью. Она предназначена для обработки всевозможной информации, используемой медицинским учреждением, - электронных медицинских карт пациентов, результатов диагностических исследований и т. д. Основная ее часть - компьютерная медицинская карта пациента.

Рис. 5.1. Структура информационной системы

Система хранения снимков предназначена для длительного хранения медицинских снимков, получаемых при обслуживании пациентов.

Программы обработки медицинских снимков используются для улучшения качества, выделения информативных объектов и анализа медицинских снимков, получаемых при работе медучреждения. Данные программы необходимы для повышения качества обслуживания пациентов, сокращения риска неправильной интерпретации информации, уменьшения времени на анализ снимков и т. д.

 

Экспертная система - это своего рода электронный помощник, позволяющий врачам повысить качество медицинского обслуживания пациентов. Мощные системы способны по описанию болезни и различного рода анализам определить заболевание, предсказать дальнейший ход развития болезни, методы ее лечения с учетом противопоказаний конкретным группам пациентов и т. д.

Подсистемы сопряжения с медицинским оборудованием служат для подключения медицинского оборудования к автоматизированным рабочим местам врачей, что позволяет обмениваться с ними данными, производить автоматизированную обработку данных с медицинского оборудования и т. д.

Подсистемы сопряжения с другими информационными системами предназначены для обмена медицинской и иной информацией между информационными системами различных медицинских учреждений. Для взаимодействия между разнородными МИС необходимы стандартизованные протоколы обмена. Для обмена медицинскими данными можно использовать стандарт HL7, для кодирования диагнозов - ICD10 (или ICD-9), для обмена медицинскими снимками - DICOM 3.0.

Локальная вычислительная сеть внутри учреждения может быть построена либо на основе Ethernet (10 или 100 Мбит/с), либо на основе FDDI (Fiber Distributed Data Interface - волоконно-оптический интерфейс передачи данных; 100 Мбит/с).

Рис. 5.2. Схема модулей медицинской информационной системы

В состав МИС входит система хранения и передачи медицинских снимков, построенная по многоуровневому принципу. Система имеет сопряжение с медицинской аппаратурой, что позволяет избавиться от использования фотопленки и термобумаги. Медицинские снимки, полученные с диагностической аппаратуры, могут подвергаться предварительной обработке и последующему анализу группой программных средств.

Схема взаимодействия составных модулей в МИС представлена на рис. 5.2.

 

5.4. АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

Определение

Автоматизированное рабочее место (АРМ) - комплекс средств вычислительной техники и программного обеспечения и, при необходимости, медицинского оборудования, располагающийся непосредственно на рабочем месте сотрудника и предназначенный для автоматизации его работы в рамках специальности.

Существует несколько определений автоматизированного рабочего места врача. В главе 1 произошло первое знакомство с терминологией. Можно привести еще несколько определений.

Определение

АРМ лечащего врача есть совокупность технических и программных средств, обеспечивающих его информационную поддержку (сбор, хранение, передачу, переработку и выдачу медицинской информации) при принятии им решения по тактике ведения больного в процессе оказания медицинской помощи пациентам.

Под АРМ врача понимается такое рабочее место, на котором осуществляется его трудовая деятельность, связанная с реализацией лечебно-диагностического процесса в соответствии со стандартами и должностной инструкцией, оснащенное совокупностью медико-технических средств и средств вычислительной техники при наличии программного, информационного и организационно-юридического (законодательного) обеспечения.

Создание АРМ значительно улучшает качество лечебно-диагностической помощи. Сокращает время, затрачиваемое на оформление документации, позволяя уделять больше внимания работе с пациентами.

 

Существуют четыре общих принципа создания АРМ:

• системность: АРМ должно представлять собой систему взаимосвязанных компонентов, при этом структура АРМ должна строго соответствовать тем функциям, для выполнения которых создается данное автоматизированное рабочее место;

• гибкость: данный принцип предполагает возможность модернизации АРМ; для этого все подсистемы рабочего места выполняются в виде отдельных легко заменяемых модулей, а для того чтобы при замене не возникало проблем несовместимости, все элементы должны быть стандартизованы;

• устойчивость: АРМ должно выполнять свои функции независимо от воздействия как внутренних, так и внешних факторов, при возникновении сбоев работоспособность системы должна быстро восстанавливаться;

• эффективность: затраты на создание и эксплуатацию системы не должны превышать выгоду от ее использования.

К АРМ предъявляются следующие требования:

• полнота удовлетворения информационных потребностей пользователя (например, АРМ должно предоставлять доступ к различной справочной информации, руководствам по специальности и т. д.);

• минимальное время ответа на запросы пользователя: чем быстрее получена информация, тем выше ее ценность;

• адаптация к уровню подготовки пользователя и специфике выполняемых действий;

• возможность быстрого обучения пользователя основным приемам работы;

• надежность и простота обслуживания;

• дружественный интерфейс (работа с АРМ должна быть комфортной для пользователя);

• возможность работы в составе вычислительной сети (наличие коммуникаций объединяет автоматизированные рабочие места в АСУ).

При создании АРМ конкретного сотрудника прежде всего необходимо определить круг его должностных обязанностей, перечень наибол



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.122 с.)