Цифровой этикет: взаимодействие пользователей с гаджетами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цифровой этикет: взаимодействие пользователей с гаджетами



Важным продолжением темы этикетной коммуникации в условиях новых реалий является направление, связанное с пользованием гаджетами. Нормы, ограничивающие спонтанные поведенческие практики пользования гаджетами в условиях повседневности все еще не выработаны, а проблемы связанные с интернет-зависимостью, а также различного рода фобиями, детерминированными развитием ИКТ стоят достаточно остро. Остановимся несколько подробнее на некоторых явлениях зависимости от гаджетов, таких как номофобия, FOMO-фобия и фаббинг.

Номофобия (англ. Nomophobia от no mobile-phone phobia) – страх, фобия остаться без мобильного телефона или вдалеке от него. Люди, склонные к номофобии, как правило, даже идя по улице, постоянно пишут смс, проверяют сообщения, продолжают бесконечно общаться по телефону с кем-то из друзей. Главная причина –  это боязнь оказаться беспомощным, т.е. как бы изолированным от привычного мира. Номофобия – это молодая болезнь, принято считать, что она возникла вместе с появлением в 2007 г. смартфона или «умного телефона», в котором были заложены возможности стационарного компьютера. Люди быстро привыкли к подобному комфорту, к сожалению, некоторые стали рабами своих игрушек. Человек, зараженный номофобией, практически перестает общаться с окружающими его людьми, виртуальное общение становится предпочтительнее, чем живое, все свободное время уходит на прослушивание мелодий, скачивание картинок, игр, смену настроек и т.п.

FOMO – аббревиатура, образованная от английского словосочетания fear of missing out, что дословно означает пропустить что-то новое в сети. Впервые о синдроме FOMO, как о коварном «недуге», поработившим сознание современников, заговорили в 2011 г. Открытие этого синдрома принадлежит американскому сайту Urban dictionary, который собирает наиболее популярные в английском языке сленговые неологизмы. FOMO определяют, как постоянную боязнь пропустить важное событие, как навязчивое желание быть всегда в курсе того, что делают друзья, знакомые, близкие, это касается также работы, развлекательных мероприятий, и просто важных новостей и событий, происходящих в мире. Специалисты считают FOMO явлением, появившимся исключительно благодаря социальным сетям.

Фаббинг – еще одно из проявлений зависимости от гаджетов и сети. Когда вы общаетесь лично и при этом с кем-то постоянно переписываетесь, листаете паблики в социальных сетях, или звоните телефону, то, по сути, игнорируете своего собеседника, отсюда название – фаббинг – phone (телефон) и snabbing (относиться с пренебрежением). Фаббинг – игнорирование присутствия другого / других в пользу гаджета, громкий разговор по телефону в общественных местах, бесконечные селфи и т.п. Как явление фаббинг, по мнению аналитиков, также как и номофобия, возникает в 2007 г. вместе с появлением смартфона или «умного телефона», Однако сам термин появляется в 2012 г. с легкой руки одного из сотрудников рекламного агентства McCann в процессе целенаправленного поиска названия для этого негативного явления.

Первыми забили тревогу австралийцы и даже создали движение «Stop phubbing», благодаря которому стало известно, что явление, которое захватило весь цивилизованный мир на уровне пользователей, получило название fabbing. По свидетельству аналитиков, явление фаббинга вытекает из целого ряда причин, в том числе психологического характера, в первую очередь – это Интернет-зависимость, номофобия, FOMO а также трудности с самоконтролем, приводят к зависимости от смартфона и от Сети, что, в свою очередь, ведет к фаббингу.

Что касается значимости упреждения его последствий, специалисты определили фаббинг как конец цивилизации. Однако эксперты обращают внимание на то, в обществе происходит постепенное осознание значимости живого общения, которое выражается в том, что, например, сегодня во многих музеях и выставочных залах Европы появился запрет на палку селфи, а в кафе и ресторанах все чаще можно встретить объявление: «Нет, у нас нет вай-фай, говорите друг с другом!», в свою очередь, большие корпорации в своих социальных проектах активно подключаются к популяризации живого общения.

В качестве психологических средств защиты от проявлений интернет-зависимости специалисты предлагают, например, так называемый цифровой детокс, т.е. временный отказ от общения в сети (смартфона, планшета, компьютера) в целях концентрация внимания на реальном общении с близкими, друзьями, коллегами по работе, а также  «цифровую диету», под которой понимают умение регулировать свое присутствие в Сети и пользование гаджетами. В частности, известный американский телеведущий и журналист, Даниел Сиберг в своей книге «Цифровая диета: как победить зависимость от гаджетов и технологий», ставшей мировым бестселлером, предлагает 4-х шаговую стратегию, которая помогает свести использование электронных устройств и технологий к разумным и комфортным для каждого пределам. По мнению Сиберга, мы растрачиваем свои ресурсы на общение с «железкой», но при этом теряем в качестве общения с живыми людьми, нам не хватаем времени на чтение настоящей литературы, на изучение реального мира, в котором мы живем.

Номофобия, FOMO, фаббинг, и в целом диджитал зависимость – это, прежде всего, самоконтроль и конкретные действия, которые должны базироваться, в том числе и на главном принципе этикетной коммуникации – приоритет всегда должен отдаваться живому общению.

Повседневные практики цифрового этикета, связанные с использованием гаджетов постепенно начинают оформляться в конкретные правила поведенческой культуры. Примерами культивации этих правил в общественном сознании являются вышедшие недавно в США книги: «Деловой этикет от Эмили Пост», авторы П. Пост, А. Пост и др. и «Не кладите смартфон на стол. Правила этикета, которые помогут вам быть на высоте», авторы – Д. Джонсон, Л. Тайлер. Каждая из этих книг, несмотря на, казалось бы, общую тематику, связанную с пропагандой хороших манер в условиях современных реалий повседневного и делового взаимодействия, вносит свой особый вклад не только в развитие правил этикетного поведения в обществе, но и в новое общее дело – формирование правил нового этикета, в том числе и правил пользования гаджетами.

Отдельно следует отметить и книгу О. Лукиновой, создателя Телеграмм-канала «Цифровой этикет» с очень говорящим названием – «Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете». Впервые в отечественной практике правила цифрового этикета, в том числе и предлагаемые самим автором, собраны и представлены в виде единого свода правил поведения пользователей в Интернет-пространстве. В частности, тема взаимодействия с гаджетами выделена в отдельную главу «Гаджеты и цифровой этикет оффлайн», вступительные слова к этой главе звучат следующим образом: «Начинается цифровой этикет еще до того, как мы открываем окно чата или вкладки электронной почты. Цифровой этикет начинается, когда мы берем в руки гаджет».

Особая ценность издания заключается в том, что автор объясняет предлагаемые вниманию пользователей правила, в том числе и правила пользования гаджетами, с точки зрения удобства, безопасности, экономии ресурсов и соблюдения личных границ, при этом, все предлагаемые правила протестированы автором в Телеграмм-канале «Цифровой этикет» с помощью опросов и обратной связи от подписчиков.

Однако этикетная коммуникация в цифровой среде, помимо поведения в Сети и взаимодействия с гаджетами, имеет еще один важный аспект – это самопрезентации в сети на персональном и корпоративном уровнях или персональный и корпоративный брендинг, остановимся на рассмотрении этого аспекта подробнее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.006 с.)