Международное торговое право 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международное торговое право



Международное торговое право

 

РАЗРАБОТЧИК:

  А.В. Лобыничев, доцент
(подпись) (ФИО, ученая степень, ученое звание)

 

 

РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА
на совместном заседании базовой кафедры «Государственного и международного права»
«30» 06 2017 г., протокол № 18
Зав. кафедрой                                                                  О.Ю.Куликова

 

 

Санкт-Петербург 2017

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ ТОРГОВОЕ ПРАВО

Учебный курс 2017

 

Содержание

Введение

Тема 1. Введение в международное торговое право

1.1. Понятие международного торгового права

1.2 Источники международного торгового права

1.3. Понятие, форма и порядок заключения международных коммерческих контрактов

Тема 2. Международная купля-продажа

2.1. Понятие, нормативное регулирование международной купли-продажи

2.2. Права и обязанности сторон

2.3. Освобождение от ответственности, принятие риска, гарантии безопасности товара, расторжение договора

Тема 3. Международное торговое посредничество

3.1. Понятие посредничества, его формы, понятие торгового представительства

3.2. Дистрибьюторство (дилерство)

3.3. Чистое посредничество (маклерство, брокерство)

3.4. Регулирование международного торгового посредничества

Тема 4. Международное торговое представительство

4.1. Характеристика договоров международного торгового представительства. Поручение торговому представителю, его оформление и порядок исполнения

4.2. Исключительность прав торгового представителя и ограничение конкуренции. Ответственность торгового агента

4.3. Окончание исполнения поручения. Отчет торгового представителя. Вознаграждение и порядок возмещения его расходов. Прекращение обязательств

4.4. Особенности международного договора консигнации

Тема 5. Международные расчеты

5.1. Понятие международных расчетов

5.2. Международные кредитовые переводы

5.3. Срок исполнения платежного поручения, его изменение или отзыв

5.4. Риски перевододателя и бенефициара при расчетах посредством международных кредитовых переводов

5.5. Аккредитив в международной торговле: понятие, виды, формы

5.6. Этапы аккредитива

5.7. Изменение или отзыв аккредитива, его закрытие

5.8. Ответственность банков при исполнении поручений по аккредитиву. Риски приказодателя и бенефициара

5.9. Инкассо в международной торговле: понятие, виды, формы

5.10. Этапы расчетов, исполнение инкассового поручения     

Тема 6. Международный факторинг, финансовый лизинг, франчайзинг

6.1. Международный факторинг: понятие, отличие от сходных отношений, международное регулирование, понятие договора международного факторинга, предмет договора

6.2. Типы международного факторинга. Доход фактора. Международный форфейтинг

6.3. Международный финансовый лизинг: понятие, международное регулирование

6.4. Типы международного лизинга. Предмет договора. Лизинговые платежи. Прекращение договора

6.5. Международный франчайзинг: понятие, объект, типы. Международное регулирование. Интеллектуальная собственность. Обязательства и обязанности. Обучение

6.6. Вознаграждение по договору международного франчайзинга, график развития

6.7. Ограничение конкуренции. Ответственность сторон. Изменение и прекращение обязательств по договору

Тема 7. Разрешение международных торговых споров

7.1. Понятие международного коммерческого арбитража, его формы и преимущества

7.2. Международная регламентация арбитражного суда

7.3. Арбитражное соглашение: понятие, виды, последствия, принципы

7.4. Арбитражный процесс: формирование суда, возбуждение производства, слушание дела

7.5. Арбитражное решение, расходы и издержки, признание и приведение в исполнение решений

 

Введение

Учебный курс подготовлен в соответствии с рабочей программой дисциплины "Международное торговое право", которая включена в вариативную часть основной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 "Юриспруденция".

Содержание курса основано на материалах из СМС КонсультантПлюс, которые в электронной форме предоставляются всем обучающимся:

  1. "Актуальные правовые аспекты современной практики международного коммерческого оборота: Сборник статей" (под общ. ред. А.С. Комарова)("Статут", 2016)

2. Григорьев В.В. Комментарий к разделу VI "Международное частное право" части третьей Гражданского кодекса РФ (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.

По объему Учебный курс создан в зависимости от количества учебных часов, отведенных на данную дисциплину в учебном плане СПбГМТУ 40.04.01.А.01.17.Д

В соответствии с учебными планами отводится 4 зачетных единицы или 144 часа,

Из них количество часов по формам обучения:        очная вечерняя заочная  

Лекционные занятия -                                                  6 19        4

Самостоятельная работа студентов -                           108 106 120

Международные договоры

 

Международные договоры как источник международного торгового права объединяют большой массив документов как регионального (в рамках интеграционных группировок государств), так и универсального характера.

К числу региональных договоров можно отнести заключенную государствами - членами Европейского союза Римскую конвенцию 1980 года о праве, применимом к договорным обязательствам, которая содержит унифицированные коллизионно-правовые нормы, позволяющие выбрать соответствующую правовую систему для регулирования контрактных обязательств сторон, включая коммерческие сделки.

Региональный характер имеет также и Межамериканская конвенция 1994 года о праве, применимом к международным контрактам, принятая на пятой Межамериканской конференции по международному частному праву и содержащая унифицированные коллизионно-правовые нормы в области международного коммерческого права.

К числу региональных договоров в области международного торгового права относятся заключенные государствами - членами СНГ Ташкентское соглашение 1992 года о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности и Киевское соглашение 1992 года об общих условиях поставок товаров между организациями государств - участников СНГ, которые заложили основы правового регулирования международных торговых отношений в рамках СНГ.

Важнейшим договором универсального характера в области международного торгового права выступает Венская конвенция ООН 1980 года о договорах международной купли-продажи товаров, проект которой был разработан ЮНСИТРАЛ.

Конвенция представляет собой результат унификации материально-правовых норм, регулирующих коммерческие сделки, причем такая унификация носит истинно универсальный характер. Конвенция вступила в силу 1 января 1988 года и в настоящее время число ее участников превышает 60 государств. СССР присоединился к ней в мае 1990 года, с 1 сентября 1991 года положения Конвенции приобрели для Советского Союза характер юридических обязательств.

После распада СССР участницей Конвенции стала Россия в результате международного правопреемства. Конвенция представляет собой попытку объединить подходы романо-германской (континентальной) и англосаксонской правовых систем, и именно этот факт обусловил не всегда последовательный и одномерный характер ее норм.

Следует отметить, что подавляющее большинство норм Конвенции носит диспозитивный характер, что означает возможность отступить от их содержания по взаимному согласию сторон конкретного международного коммерческого контракта.

Конвенция разрешает ряд вопросов, имеющих принципиальное значение в сфере международного торгового оборота. К ним относятся:

- юридическое понятие договора международной купли-продажи товаров (международного коммерческого контракта);

- порядок заключения таких контрактов между отсутствующими сторонами;

- форма контрактов;

- основное содержание прав и обязанностей продавца и покупателя;

- ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактов.

Участие государств в Венской конвенции ООН 1980 года предопределяет применение ее норм к отношениям по международному коммерческому контракту, если таковой относится к сфере ее действия, стороны не исключили ее применения на основании ст.6 Конвенции и коммерческие предприятия сторон контракта находятся в государствах - участниках Конвенции.

Если же основное место деятельности одной из сторон международного коммерческого контракта находится в государстве, не участвующем в Конвенции, такой контракт подпадает под ее действие лишь в случаях, когда по соглашению сторон или в силу коллизионной нормы применимо право государства - участника Конвенции.

К общим принципам Конвенции, в частности, относятся:

- свобода договора;

- диспозитивность положений Конвенции;

- необходимость соблюдения добросовестности в международной торговле;

- презумпция действия применяющегося в соответствующей области торговли обычая;

- связанность сторон установившейся практикой их взаимоотношений;

- сотрудничество при исполнении обязательств;

- применение критерия "разумности";

- возможность требовать при нарушении обязательств реального исполнения, однако с приоритетом эквивалентного возмещения;

- разграничение нарушений на существенные и несущественные с предоставлением потерпевшей стороне в отношении первых более широких прав, включающих отказ от контракта.

Венская конвенция ООН 1980 года не регулирует такой важный вопрос в области международного коммерческого права, как исковая давность. Институт исковой давности получил самостоятельное закрепление в отдельном нормативно-правовом акте, также разработанном в рамках ЮНСИТРАЛ, - в Нью-Йоркской конвенции ООН 1974 года об исковой давности в международной купле-продаже товаров. СССР не участвовал в этой конвенции, Россия также ее не ратифицировала.

Следовательно, к отношениям по международным коммерческим контрактам с участием российских юридических и физических лиц применяется не специальный срок исковой давности, установленный Конвенцией (4 года), а общий срок исковой давности, который определяется применимым национальным правом (по российскому законодательству - 3 года).

Нью-Йоркская конвенция ООН 1974 года была изменена Протоколом 1980 года, принятым одновременно с Венской конвенцией ООН 1980 года с целью приведения ее положений в соответствие с нормами последней. В настоящее время в измененной версии Нью-Йоркской конвенции ООН 1974 года участвуют около 20 государств.

Гаагская конвенция 1986 года служит дополнением Венской конвенции ООН 1980 года и определяет право, применимое к международным коммерческим контрактам, когда стороны таких контрактов имеют коммерческие предприятия на территории разных государств.

Кроме того, Конвенция содержит принципы для регулированиия трех важных аспектов, предваряющих основной вопрос о применимом праве, которые затрагивают:

1) наличие и материальную действительность самого соглашения сторон о выборе применимого права;

2) наличие и материальную действительность международного коммерческого контракта или его условий;

3) формальную действительность международного коммерческого контракта.     

 

Международная практика выработала ряд институтов:

– база поставки (ФOБ, СИФ и т.д.);

– документарные аккредитивы, инкассо, банковская и специальная гарантия.

 

К международным типовым договорам относятся: типовые контракты; общие условия сделок; руководства по заключению контрактов (договоров).

На формуляре типового контракта находится текст договора, в котором заполняются определенные разделы, и договор вступает в силу после подписания формуляра.

Общие условия сделок могут стать составной частью договора посредством ссылки на данные условия в тексте договора.

Руководство по заключению контрактов содержит различные советы и варианты текстов договоров и является всего лишь рекомендацией.

Обычно типовые контракты разрабатываются крупными участниками международного торгового оборота – профессиональными объединениями субъектов международной торговли или международной организацией. В настоящее время наибольшее значение имеют типовые контракты и общие условия сделок, разработанные Европейской экономической комиссией ООН:

– Типовые контракты продажи зерна – 1957, 1958, 1961 гг.;

– Общие условия экспорта инвестиционных товаров - 1955 и 1957 гг.;

– Общие условия купли-продажи для импорта и экспорта потребительских товаров длительного пользования – 1962 г.;

– Рекомендации по заключению контрактов наиболее сложных видов сделок: 1969 г. – по ноу-хау в области машиностроения; 1973 г. – по строительству крупных промышленных объектов;

– 1974 г. – по заключению международных договоров промышленной кооперации.

 

1.2.3. Региональное международное законодательство (на примере ЕС и СНГ)

В рамках ЕС проводится гармонизация и унификация права, создается общее право при помощи:

– классических международных договоров (конвенций);

– актов, принятых органами ЕС.

Их имеется три вида: положения, директивы и решения.

Положения – установленные нормы права, действующие во всех государствах ЕС.

Директивы действуют в рамках ЕС, но оставляют государствам право имплиментировать нормы директив в свое национальное законодательство, только таким образом они становятся законодательством.

Решения являются административными актами, а не нормами права. Могут предписывать или запрещать какому-либо государству совершать определенные действия.

Суд Европейского сообщества вправе толковать акты ЕС и таким образом участвует в формировании правовой системы ЕС.

В 1968 г. принята Брюссельская конвенция об юрисдикции и признании и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам.

В 1980 г. – Римская конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам.

В рамках СНГ основной правовой базой являются многосторонние и двусторонние договоры участников СНГ; кроме того, СНГ в лице ее органов принимает: решения, протокольные решения, протоколы. Однако эти документы не носят наднационального характера (воля государств формируется через договоры).

Рекомендательные законодательные акты СНГ принимаются Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ. Они представляют собой модельные законы, которые рекомендуются государствам к принятию.

В 1994 г. принята I часть модельного ГК; в 1995 г. – II часть; в 1996 г. принят Рекомендательный акт «Об акционерных обществах».

В 1992 г. принято Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств-участников СНГ. В нем установлены: порядок заключения, изменения и расторжения договоров, связанных с межгосударственными поставками товаров (порядок прикрепления поставщиков к покупателям).

В марте 1993 г. – Соглашение о согласовании антимонопольной политики.

В декабре 1993 г. – Договор о проведении согласованной антимонопольной политики.

В марте 1992 г – Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности.

В январе 1992 г. – Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, уголовным и семейным делам.

В марте 1998 г. – Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территории государств участников содружества.

 

Международные обычаи

 

Кроме национального законодательства и международных договоров к числу источников международного коммерческого права относятся и международные обычаи, занимающие в иерархии таких источников весьма значительное место.

Международный торговый обычай характеризуется в научной литературе как единообразное правило поведения, сложившееся в практике международной торговли в результате неоднократного воспроизведения одних и тех же действий, т.е. как единообразная международная обычно-правовая норма гражданско-правового характера.

Для квалификации правила в качестве международного торгового обычая необходимы два обстоятельства:

1) устойчивая единообразная практика международной торговли;

2) санкционирование государством такой практики, а именно возникающего на ее основе правила поведения.

Международный торговый обычай, как, впрочем, и любой источник права, характеризуется двумя признаками: нормативностью, т.е. применением к неопределенному кругу субъектов, и общеобязательностью, т.е. общепризнанностью такой нормы в качестве юридически обязательного правила поведения.

Как правовая норма обычай должен быть широко известен, ибо в противном случае сторонам придется доказывать его существование. Вместе с тем неписаный характер обычая ставит массу вопросов в отношении его единообразного толкования и применения.

Систематизацию обычаев и обыкновений международной торговли проводит Международная торговая палата (МТП), которая фиксирует их в письменной форме, издавая сборники унифицированных правил, обычаев и практики в виде отдельных публикаций.

Такие сборники самостоятельной юридической силы не имеют, но применяются при наличии ссылки на них в контракте.

В научной литературе подобные акты именуются торговыми обыкновениями, основная характеристика которых состоит в том, что правила, в них содержащиеся, считаются входящими в состав волеизъявления сторон по сделке в случае их соответствия намерениям последних.

В теории международного торгового права одним из важнейших считается вопрос о соотношении таких категорий, как торговый обычай, обычай делового оборота и национальное законодательство.

Статья 5 части первой Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 года в редакции от 21 июля 2005 года (далее - ГК РФ)* содержит дефинитивную юридическую норму, определяющую понятие "обычай делового оборота", под которым понимается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Кроме того, согласно ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Исходя из этого в науке гражданского права справедливо замечено, что "обычай делового оборота" следует понимать как не предусмотренное законодательством или договором, но сложившееся, т.е. достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения.

В постановлении Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" говорится, что под обычаем делового оборота следует понимать не предусмотренное законодательством или договором, но сложившееся, т.е. достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, например, традиции исполнения тех или иных обязательств и т.п.(п.4).

Согласно российскому праву обычаи делового оборота применяются только в той части, в которой они не противоречат императивным нормам гражданского законодательства или договору, причем в договорных отношениях перед обычаем имеют приоритет и диспозитивные нормы закона (п.2 ст.5; п.5 ст.421 ГК РФ).

В силу п.2 ст.427 ГК РФ как обычаи делового оборота к отношениям сторон применяются примерные условия, разработанные для договоров соответствующего вида и опубликованные в печати, если в договоре нет ссылки на эти условия.

В силу ст.431 ГК РФ обычаи делового оборота входят в число обстоятельств, которые должны учитываться судом или третейским судом для определения содержания договора при выяснении действительной общей воли его сторон, из чего можно сделать вывод, что отечественным законодательством обычаи делового оборота отнесены к подразумеваемым условиям, которые стороны должны иметь в виду при заключении договора.

Два главных основания применения обычаев:

– воля сторон (включая текст обычая в договор – интерполяция);

– использование государственным судом или арбитражем, если обычай признан в качестве источника регулирования отношения сторон по договору.

Унификация и гармонизация в области международной торговли в части обычаев торгового оборота осуществила созданная в 1919 г. Международная торговая палата (МТП), которая находится в Париже. Ею разработан ряд документов:

Применительно к международным торговым обычаям в качестве документа МТП следует указать ИНКОТЕРМС -1990 в редакции 2000 года. Этот документ содержит Международные правила по унифицированному толкованию торговых обычаев и терминов, существующих и применяющихся в области международной торговли, однако их фиксация в письменном виде в качестве публикации МТП не означает придания им письменной формы в юридическом смысле, так как МТП, будучи международной неправительственной организацией, не обладает правом проводить кодификацию правовых норм. Эти правила регулируют так называемую базу поставки, т.е. распределение между продавцом и покупателем расходов и иных обязанностей, относящихся к перевозке, страхованию, принятию риска случайной гибели товара в процессе транспортировки. Эти правила применяются как в случае отражения их в договоре, так и в случае применения их судом.

Кроме этого в рамках МТП разработаны:

– В 1993 г. – Обновленные правила и обычаи документарных аккредитивов;

– В 1977 г. – Единообразные правила, касающиеся договорных гарантий (новая редакция – 1990 г.);

– В 1966 г. принят Международный кодекс рекламы и т.д.

Юридическая возможность существования и применения ИНКОТЕРМС заложена в принципе диспозитивности регулирования прав и обязанностей по внешнеэкономической сделке.

В России ИНКОТЕРМС рассматриваются в качестве неофициальной кодификации, не имеющей самостоятельной юридической силы (юридическое значение имеют лишь положения контракта, содержащего ссылку на ИНКОТЕРМС.

Однако, не обладая самостоятельной юридической силой, такие акты оказывают значительное влияние на регулирование отношений с участием предпринимателей, порой даже большее, чем принятые в той или иной стране официальные источники права.

Также следует отметить, что постановлением правления Торгово-промышленной палаты РФ от 28 июня 2001 года N 117-13 ИНКОТЕРМС признаны в России в качестве торгового обычая.

Значение этого события усиливает п.6 ст.1211 части третьей ГК РФ от 26 ноября 2001 года в редакции от 2 декабря 2004 года, который гласит, что если в договоре использованы принятые в международном обороте торговые термины, при отсутствии в договоре иных указаний считается, что сторонами согласовано применение к их отношениям обычаев делового оборота, обозначенных соответствующими торговыми терминами.

 

Содержание и структура международных коммерческих контрактов

Международная практика выработала целый ряд требований, предъявляемых обычно к содержанию и структуре международных коммерческих контрактов.

На территории нашей страны такая практика закреплена в Письме ЦБ РФ N 300 "О рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов" от 15 июля 1996 года.

Международные коммерческие контракты обычно содержат несколько разделов, располагаемых в определенной логической последовательности, хотя содержание и даже структура контрактов могут меняться в зависимости от специфики товара и целого ряда других условий. (Более подробно об этом см.: Бублик В. Договор международной купли-продажи товаров. Как избежать ошибок при его оформлении и исполнении // Хозяйство и право. - 1999. - N 2. - С. 82-90; N 3. - С. 104 -114).

Определение сторон контракта. Определение сторон контракта с указанием их полного официального наименования и адресов располагается на первой странице контракта, где указывается его регистрационный номер, место и дата подписания.

Предмет контракта. В этом разделе указывается наименование товара, его количество, комплектность, технические характеристики и качество. В этом же разделе определяются и базисные условия.

Цена товара. Цена товара является существенным условием контракта и может выступать в нескольких видах:

1) твердая цена, которая указывается в контракте и не подлежит изменению в течение всего срока действия контракта;

2) скользящая цена, которая указывается в контракте, но может подвергаться соответствующей корректировке в случае изменения ценообразующих факторов (заработной платы, стоимости сырья и оборудования по производству товара) в период действия контракта. В контракте обычно оговариваются и пределы отклонения фактической цены от контрактной в ту или другую сторону (например, ± 15%);

3) цена с последующей фиксацией, которая не указывается в контракте, а определяется соответствующей котировочной ценой товара на момент исполнения контракта. Котировочными ценами выступают:

справочные цены, которые публикуются в прейскурантах, бюллетенях и иных периодических изданиях. Реальные цены оказываются ниже справочных;

цены статистики международной торговли, которые рассчитываются как общая сумма, вырученная от продажи отдельных товаров, деленная на их количество;

биржевые цены, которые выступают как реальные цены сделок, совершаемых на бирже в тот или иной момент;

цены аукционов, которые выступают как реальные цены сделок, заключенных на международных торгах.

Сроки поставки товара. Сроки поставки товара указываются либо в виде конкретных дат, либо как квартальные, полугодовые, годовые, либо в виде периода времени с даты подписания контракта. Во избежание споров в контракт обычно включается четкая формулировка о том, что считается датой поставки товара, например: "Датой поставки считается дата штемпеля на железнодорожной накладной пограничной станции, на которой товар передается железной дорогой страны Продавца железной дороге страны Покупателя".

Условия расчетов. Положения контракта об условиях расчетов составляются с учетом предписаний международных договоров и действующих норм национального законодательства. Указывается форма страхования валютного риска, форма расчетов (банковский перевод, инкассо, аккредитив, открытый счет, вексель, чек) и форма кредита (банковский или коммерческий), если он предоставляется. В контракте должны быть четко зафиксированы условия платежа по кредиту и указано, против комплекта каких документов осуществляется платеж.

Тара, упаковка и маркировка товара. В контракте следует также урегулировать требования к таре, упаковке и маркировке, порядок определения количества и качества товаров при их приемке покупателем.

Тара - внешняя упаковка товара (ящики, бочки, мешки, контейнеры). Она отличается от непосредственной упаковки, в которую уложен товар и которая неотделима в торговом обороте от самого товара.

Маркировка помещается на таре, бирке или самом товаре. В международной торговле применяются следующие виды маркировки:

товарная - содержит наименование товара, вес брутто и нетто;

грузовая - содержит наименование государства и пунктов отправления и назначения, наименование получателя, маршрут следования, номер груза и его вес;

специальная - содержит наименование товара, инструктивные надписи об обращении с ним во время погрузки, разгрузки, перевозки и хранения (например, "стекло", "не кантовать");

транспортная - представлена в виде дроби, числитель которой обозначает порядковый номер грузового места в партии, перевозимой по одному перевозочному документу, а знаменатель - общее число мест в этой партии. Эту маркировку наносит не грузоотправитель, а перевозчик.

Маркировка наносится несмываемой краской с противоположных сторон тары на языке страны продавца с переводом на язык страны покупателя.

Гарантии исполнения контракта. Гарантии надлежащего исполнения контракта предоставляются продавцом и служат средством обеспечения исполнения им своих обязательств по контракту. Как правило, такие гарантии принимают форму банковских гарантий, выдаваемых по инструкции продавца-принципала банком-эмитентом в пользу покупателя-бенефициара.

Ответственность сторон контракта за его неисполнение или ненадлежащее исполнение. Для повышения ответственности сторон за выполнение принятых на себя обязательств в условиях контрактов обычно предусматриваются штрафные санкции, которые по своим размерам и порядку должны стимулировать выполнение обязательств.

Например, штраф за просрочку поставки может быть прогрессивным, т.е. возрастать по мере увеличения просрочки. Вместе с тем штрафные санкции не должны носить разорительный характер - обычно общий размер штрафа ограничивается суммой в 8-10% от стоимости просроченной партии товара. Необоснованное ужесточение штрафных санкций покупателями часто вызывает ответную реакцию продавцов: они закладывают возможные штрафы в цены. Положения о штрафных санкциях обычно формируются на основе взаимной ответственности: например, наряду со штрафами за просрочку поставки продавцом предусматривается штраф за задержку платежа покупателем.

Включение в контракт положений о штрафных санкциях не снимает вопроса о возмещении убытков. Этот вопрос (включая соотношение штрафов и убытков), если он не урегулирован в контракте, решается в соответствии с правом той или иной страны, применимым к данному контракту. В целях ограничения ответственности в контракты включается запись о том, что при наступлении обстоятельств непреодолимой силы (или форс-мажорных обстоятельств) срок исполнения обязательств для стороны, на которую воздействуют эти обстоятельства, отодвигается на весь период их действия и ликвидации последствий. В силу этого в интересах обеих сторон определить, что понимается под термином "форс-мажорные обстоятельства".

Страхование товара. Проблема возмещения убытков тесно связана со страхованием. Указание в контракте базисных условий (ФОБ, СИФ и др.) определяет и обязанности сторон по страхованию. Так, по условиям ФОБ экспортер страхует груз при транспортировке до порта погрузки и в порту до погрузки его на борт судна. Дальнейшая забота о страховании лежит на покупателе. В контрактах встречаются и специальные подробные положения о страховании (что страхуется, от каких рисков, кто страхует и в чью пользу).

Порядок разрешения споров и применимое право. Порядок разрешения споров между сторонами регулируется арбитражной оговоркой, содержащей договоренность сторон о передаче споров на рассмотрение в арбитраж, или пророгационным соглашением, выражающим волю сторон о передаче споров на рассмотрение в суд какого-либо государства. Применимое право определяется сторонами путем указания на соответствующую правовую систему, и это обстоятельство служит реализацией принципа автономии воли в МЧП, в соответствии с которым стороны международного коммерческого контракта вправе самостоятельно определять правовой статут своих контрактных обязательств.

 

Права и обязанности сторон

Обязанности продавца: поставка товара, передача всех документов, касающихся товара и передача права собственности на товар согласно договорным условиям и Конвенции.

Продавец обязан поставить товар, соответствующий по описанию, а также в количестве и того качества, которые предусмотрены в договоре. Тара и упаковка должны соответствовать указанной в договоре.

Товар должен быть свободен от любых прав на него третьих лиц, включая права на промышленную интеллектуальную собственность.

Обязанности покупателя: оплатить стоимость товара и получить его согласно договору и конвенции.

Конвенция предусматривает дополнительную регламентацию в случае отсутствия договорных положений при определении цены, а также места и времени исполнения своей обязанности по уплате цены (ст.55 Конвенции).

Правовая защита в случае нарушения договора.

В Венской конвенции средства правовой защиты покупателя в случае нарушения договора продавцом определены в связи с обязанностями продавца, а средства правозащиты продавца – в связи с обязанностями покупателя.

Если все требуемые условия выполнены, потерпевшая сторона может потребовать от другой стороны:

– выполнения ее обязательств;

– возмещения убытков;

– расторжения договора.

Покупатель может определить продавцу дополнительный разумный срок для исполнения им своих обязанностей (ст.47 Конвенции). До окончания этого срока покупатель не может пользоваться правовой защитой по причине нарушения договора продавцом.

Покупатель может заявить о расторжении договора:

– в случае неисполнения продавцом какого-либо обязательства, что является существенным нарушением договора;

– в случае непоставки, если продавец не поставляет товары в течение дополнительного срока, определенного покупателем.

В случае несоответствия товара договору, независимо от того, оплачена его стоимость или нет, покупатель может снизить стоимость товара пропорционально разнице действительной стоимости поставленного товара в момент поставки и стоимостью, которую должен был бы иметь товар в соответствии с договором (ст.50 Конвенции).

Убытки. Согласно ст.74 Конвенции, возмещение убытков за нарушение договора одной из сторон равняется сумме ущерба, в том числе упущенной выгоде, полученной в результате нарушения договора другой стороной.

Ст.77 Конвенции: «Сторона, ссылающаяся на нарушение договора, должна принять такие меры, которые являются разумными в данных обстоятельствах, чтобы уменьшить ущерб, в том числе упущенную выгоду, обусловленный нарушением договора».

Этапы аккредитива

1. Выдача поручения приказодателем банку-эмитенту об открытии аккредитива. При этом, как правило, приказодатель отдает в распоряжение банка-эмитента средства в сумме аккредитива либо определяется иной способ покрытия расходов. В поручении четко указываются исчерпывающие сведения, необходимые для исполнения аккредитива; указание на то, является ли аккредитив отзывным или безотзывным; делимым либо неделимым; переводным либо непереводным; является ли аккредитив револьверным; является ли он куммулятивным. Указывается срок, на который открывается аккредитив и начало его действия, форма платежа по аккредитиву и указание на документы (транспортные, страховые, коммерческие счета), при условии предоставления которых осуществляются платежи.

2. Поручение банка-эмитента в соответствии с указанием приказодателя авизующему банку об исполнении аккредитива с перечислением средств приказодателя в распоряжение авизующего банка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.097 с.)