Освобождение от уголовной ответственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Освобождение от уголовной ответственности



Основаниями освобождения от уголовной ответственности являются следующие.

Деятельное раскаяние. Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления, и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным. Лицо, совершившее преступление иной категории, при наличии перечисленных условий может быть освобождено от уголовной ответственности только в случаях, специально предусмотренных Уголовным кодексом.

Примирение с потерпевшим. Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред.

Истечение сроков давности. Лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:

• два года после совершения преступления небольшой тяжести;

• шесть лет после совершения преступления средней тяжести;

• десять лет после совершения тяжкого преступления;

• пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления.

Сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно.

Вопрос о применении сроков давности к лицу, совершившему преступление, наказуемое смертной казнью или пожизненным лишением свободы, решается судом.

К лицам, совершившим особо опасные преступления, сроки давности не применяются. Сюда относятся некоторые виды преступлений против мира и безопасности человечества (применение запрещенных средств и методов ведения войны, геноцид, нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой, и др.), против общественной безопасности (террористический акт, организация террористического сообщества и участие в нем, захват заложника и др.), а также вооруженный мятеж, насильственный захват власти или удержание власти и другие преступления против государственной власти, если они были сопряжены с осуществлением террористической деятельности.

Освобождение от уголовной ответственности следует отличать от освобождения от наказания. К основаниям освобождения от наказания относятся условно-досрочное освобождение, изменение обстановки, истечение сроков давности обвинительного приговора суда и т. д.

Глава 12. Иные отрасли публичного права

Административное право

Выступая важнейшим регулятором общественных отношений, право приобретает особую значимость в сфере регламентации социально-управленческих отношений и в первую очередь властной деятельности государственных органов исполнительной власти по реализации возложенных на них функций и задач государственного управления.

Механизмы такого регулирования закрепляются в совокупности норм публичного права, одной из основных самостоятельных отраслей которого является административное право.

Административное право тесно взаимодействует в первую очередь с конституционным правом, детализируя его нормы в сфере определения механизмов реализации прав и свобод граждан при взаимодействии с органами государственной власти, компетенцию этих органов, а также формы и методы государственно-управленческой деятельности.

Нормы административного права тесно увязаны с соответствующими нормами гражданского права, поскольку устанавливают порядок действия органов государственной власти по регистрации субъектов хозяйственного оборота, лицензирования их деятельности, регистрации отдельных видов имущественных прав, а также контрольно-надзорной и иной деятельности органов исполнительной власти, связанной с реализацией свободы имущественного оборота.

Особенно тесно административное право взаимодействует с такими отраслями публичного права, как финансовое, налоговое, экологическое и т. д., а также с процессуальными отраслями и нормами уголовного права.

Нормы административного права базируются на важнейших принципах государственного управления, устанавливающих основы управленческой деятельности и раскрывающих ее сущность.

К таким принципам в первую очередь относятся:

• принцип демократизма, как подтверждение закрепленного в Конституции принципа происхождения любой власти от единственного источника – народа РФ;

• принцип разделения властей, с закреплением за органами исполнительной власти в установленном порядке конкретных функций;

• принцип эффективности, как выбора совокупности способов достижения управленческих целей при минимальных затратах сил, времени и средств;

• принцип объективности, научности и конкретности, а также организационные принципы функционального, отраслевого и территориального осуществления управленческой деятельности.

Административное право имеет свой обособленный предмет правового регулирования – управленческие отношения, складывающиеся в процессе реализации функций и задач органами исполнительной власти и местного самоуправления в различных сферах жизнедеятельности общества.

Особенностями метода административно-правового регулирования является совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения.

Нормы административного права:

• определяют границы должного, допускаемого или рекомендуемого поведения людей, деятельности органов исполнительной власти, государственных служащих, а также предприятий, учреждений, организаций и трудовых коллективов в сфере управленческой деятельности;

• устанавливают порядок осуществления управленческой деятельности и правовой режим взаимоотношений субъектов государственного управления и местного самоуправления;

• определяют права и обязанности граждан в сфере управленческой деятельности органов исполнительной власти и гарантии их реализации.

Большая часть норм административного права носит императивный характер. Их реализация подкрепляется (на случай невыполнения) принудительной силой государства.

По содержанию административно-правовые нормы группируются в следующие правовые институты:

• закрепляющие права и обязанности граждан и их объединений, а также юридических лиц различных организационно-правовых форм в сфере государственного управления;

• устанавливающие порядок образования и правовое положение органов исполнительной власти;

• устанавливающие формы и методы осуществления государственной управленческой деятельности;

• закрепляющие основные положения о государственной службе и правовом статусе должностных лиц;

• регулирующие способы обеспечения законности в сфере исполнительной власти;

• устанавливающие составы правонарушений, являющиеся основаниями административной ответственности;

• определяющие основные положения по межотраслевому управлению, управлению хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферой.

В административном праве могут быть выделены как нормы материальные, определяющие систему, компетенцию, права и обязанности исполнительных органов и должностных лиц, так и процессуальные, определяющие методы (способы, порядок) деятельности этих субъектов по реализации соответствующих прав и обязанностей в сфере управленческой деятельности.

Источниками административного права являются различные нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления. Массив норм административного права огромен и превосходит по объему другие отрасли права.

Административные правоотношения характеризуются рядом особенностей, среди которых выделяются следующие:

• одной из сторон правоотношения всегда является государство в лице соответствующего органа исполнительной власти или его должностного лица, наделенных управленческими полномочиями властного характера;

• споры, возникающие между сторонами, зачастую разрешаются в административном (несудебном) порядке.

Субъектами административно-правовых отношений являются все, кому нормы административного права предоставляют соответствующие правомочия и на кого они возлагают определенные обязанности, в том числе органы государственной власти, их должностные лица, другие государственные учреждения, государственные служащие, граждане, их объединения, юридические лица.

Административное право закрепляет правовой статус субъектов, являющихся основными участниками отношений в сфере государственного управления – органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Под исполнительной властью понимается ветвь государственной власти, реализующая и организующая исполнительную и распорядительную деятельность в сфере государственного управления с помощью государственных органов различной компетенции и их должностных лиц. Иными словами, исполнительная власть – это часть государственного аппарата, имеющая свою компетенцию, структуру, территориальную сферу, которая образуется в установленном законом порядке и обладает определенными методами работы.

Органы исполнительной власти подразделяются на центральные (федеральные) органы и органы субъектов федерации. По объему и характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, отраслевой компетенции и межотраслевой компетенции.

В главе 6 «Конституционное право» уже рассматривалась действующая на сегодняшний день структура федеральных органов исполнительной власти – Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Нормами административного права устанавливаются пределы их полномочий и компетенции, а также порядок взаимодействия при осуществлении управленческой деятельности.

В настоящее время за федеральными министерствами закреплены функции выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере, а также координации деятельности находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств.

В полномочия федеральных служб входит осуществление функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (например, федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, федеральная служба безопасности и т. д.). К компетенции федеральных агентств отнесено непосредственное оказание различного рода государственно-управленческих услуг (федеральное агентство по управлению государственным имуществом, федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, федеральное агентство научных организаций, федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и т. д.).

Такое разграничение полномочий и компетенции, подчиненность федеральных служб и агентств соответствующим федеральным министерствам либо Правительству РФ, либо непосредственно Президенту РФ в соответствии с Указами Президента РФ о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти направлено на повышение эффективности государственно-управленческой деятельности и сокращение избыточных административных функций в сфере социального управления.

Административное право вводит понятие правового статуса должностного лица, под которым понимается государственный служащий, уполномоченный реализовывать функции государства от его имени.

В соответствии с ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» в настоящее время установлены три вида такой службы: государственная гражданская, военная и правоохранительная.

При этом государственная гражданская служба, предназначенная для непосредственной реализации функций и задач в сфере государственно-управленческой деятельности, подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ. Военная и правоохранительная службы являются видами федеральной государственной службы. Таким образом, государственный служащий – это гражданин РФ, который в соответствии с контрактом осуществляет профессиональную служебную деятельность на одной из должностей федеральной государственной службы / государственной гражданской службы субъекта РФ и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета / бюджета субъекта РФ.

Элементами административно-правового статуса государственных служащих являются их права, обязанности, ограничения и запреты, связанные с государственной службой. Так, например, гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае близкого родства с другим гражданским служащим, если они связаны отношениями подчинения. Государственному служащему запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, участвовать в управлении коммерческими организациями, приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход, допускать публичные высказывания в отношении деятельности государственных органов и их руководителей и т.д.

Государственное управление как объект административных правоотношений представляет собой организационный процесс руководства, регулирования и контроля государственными органами развития социально-экономических и иных сфер жизнедеятельности общества.

Поскольку общество является системой макроуровня, включающей множество взаимосвязанных элементов, то управление обществом можно рассматривать как высшую форму сознательного регулирования процессов функционирования и развития системы.

Научное управление обществом характеризуется как целенаправленное воздействие людей на общественную систему в целом и на ее отдельные звенья на основе познания и использования присущих системе объективных закономерностей в интересах ее оптимального функционирования и развития, достижения поставленных целей.

Характеристика содержательной природы управления в административном праве должна включать все многообразие объектов управленческого воздействия, их разных уровней и видов.

Для государственного административного управления и регулирования в современных условиях характерны следующие методы:

• общенормативное регулирование в отличие от индивидуально-распорядительного администрирования прошлых лет (управление на основе и во исполнение закона);

• использование методов регистрационного и заявительного (официального) признания хозяйствующих и иных субъектов (взамен разрешительного);

• введение лицензирования субъектов и их деятельности;

• определение порядка осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности;

• налоговое администрирование;

• введение стандартизации и сертификации продукции, работ и услуг;

• поддержка и стимулирование предпринимательства;

• осуществление надзорных и контрольных функций;

• применение мер административной ответственности.

Ответственность в административном праве рассматривается как вид юридической ответственности, которая реализуется в применении государственными органами и должностными лицами установленных законом мер административного воздействия к гражданам и юридическим лицам за конкретные административные правонарушения, установленные законом.

Юридическим основанием административной ответственности является, прежде всего, Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), в котором сформулированы конкретные составы административных проступков и установлена мера ответственности за их совершение. Нормы об административных правонарушениях содержатся также в Таможенном, Налоговом кодексах РФ и других федеральных законах и законах субъектов РФ (законодательство об административных правонарушениях относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов).

Как и в других правонарушениях, элементами состава административного правонарушения являются объект, субъект, объективная и субъективная сторона, характеристики которых определяются содержанием конкретных административных правоотношений, в рамках которых совершено то или иное правонарушение. Соответственно различают административные правонарушения, совершенные в экономической сфере, в административно-политической сфере, либо в социально-культурной сфере. В зависимости от родового объекта посягательства выделяют административные правонарушения, посягающие на государственный либо общественный порядок, общественную безопасность, права граждан и здоровье населения, собственность, установленный порядок управления и на другие объекты. В зависимости от характера деяния административная ответственность наступает за правонарушения, совершенные как в форме действия, так и в форме бездействия.

КоАП предусматривает исчерпывающий перечень возможных административных наказаний:

• предупреждение;

• административный штраф;

• конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

• лишение специального права (управления транспортным средством, разрешения на охоту и т. д.);

• административный арест (до 15 суток);

• административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

• дисквалификация (лишение права занимать руководящие должности и т. п.);

• административное приостановление деятельности;

• обязательные работы;

• административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных мероприятий.

В то же время законом установлены обстоятельства, при которых меры административных наказаний не применяются – малозначительность административного правонарушения, издание акта амнистии, истечение срока давности, отмена нормативно-правового акта и иные обстоятельства.

При применении мер административного воздействия и при решении споров в сфере административных правоотношений возникает необходимость соответствующей процессуальной формы. Такая форма – административный процесс – представляет собой урегулированную законом деятельность по разрешению административных дел уполномоченными на то субъектами (органы исполнительной власти, должностные лица, суд).

Система административных процессуальных норм содержится в неявном (некодифицированном) виде в КоАП и других законах, устанавливающих административную ответственность.

Важное значение в административном процессе имеют статьи ГПК РФ и АПК РФ, в соответствии с которыми рассматриваются дела, возникающие из административных правоотношений в сфере экономики либо гражданского оборота.

Нормы административного процесса устанавливают порядок административного расследования, сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, а также круг управомоченных органов и должностных лиц, наделенных правом издавать правоприменительные акты, устанавливающие те или иные виды административных наказаний.

Основы финансового права

К отраслям публичного права относится финансовое право, регулирующее общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства – сбора, распределения и использования денежных средств, необходимых для осуществления различных государственных функций.

Из этого определения следует, что целью регулирования является регламентация деятельности по формированию необходимых обществу денежных фондов и порядок взаимодействия федеральных, региональных и местных органов власти в этой сфере. Поскольку регулируемые отношения относятся к сфере специальных видов государственно-управленческой деятельности, их можно считать тесно связанными с административными правоотношениями, в том числе по особенностям метода правового регулирования.

Нормы финансового права устанавливают основы формирования финансовой системы, порядок образования бюджетных и внебюджетных фондов, способы их принудительного пополнения через систему налогов, пошлин, сборов, денежной эмиссии и т. д.

Центральным институтом финансового права является бюджет как финансовый план образования и расходования денежных средств бюджетных фондов всех уровней, утверждаемый соответствующими представительными государственными и муниципальными органами для обеспечения функций государственных и муниципальных образований. Нормы бюджетного права закреплены в Бюджетном кодексе РФ.

В соответствии с этими нормами бюджет является юридическим актом, закрепляющим его основные финансовые показатели, с одной стороны, и основным, универсальным финансовым планом государства и его территориальных образований – с другой.

Нормы бюджетного права закрепляют принципы формирования бюджетов всех уровней, порядок установления его доходной и расходной частей, а также порядок и условия зачисления доходов и исполнения расходов. Одновременно этими нормами регулируется порядок образования и расходования средств государственных целевых внебюджетных фондов, к которым относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования РФ, бюджеты которых ежегодно утверждаются вместе с федеральным бюджетом.

Следующим по важности институтом финансового права является налоговое право, которое регламентирует фискальную, регулирующую и контролирующую функции современного налогообложения.

Налоговый кодекс РФ устанавливает понятие налога как обязательного, индивидуально-безвозмездного денежного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в размере и порядке, установленном в законе, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. От налога следует отличать сбор как денежный взнос, уплата которого является обязательным условием совершения в отношении плательщика юридически значимых действий (например, выдачу лицензий).

Нормы налогового законодательства также устанавливают структуру налоговой системы, виды федеральных, региональных и местных налогов и сборов, порядок их исчисления и уплаты, а также виды налоговых льгот.

К федеральным налогам и сборам относятся налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых, государственные пошлины и акцизы и др.

К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог.

Местными налогами и сборами, устанавливающимися представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом РФ, являются земельный налог, налог на имущество физических лиц и торговый сбор.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, в том числе налогооблагаемая база, налоговая ставка, порядок исчисления и сроки уплаты налога.

Финансовое право также регулирует денежное обращение в Российской Федерации с помощью соответствующих норм банковского права. Официальной денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Соответствующие нормы устанавливают порядок денежной эмиссии и денежного обращения, в том числе безналичного.

Эти функции законодательно закреплены за Центральным Банком России и частично за Федеральным казначейством.

Банковское законодательство, опираясь на нормы Гражданского кодекса РФ, устанавливает формы и порядок безналичных расчетов, порядок открытия соответствующих счетов в коммерческих банках и их обслуживания.

Специальным институтом норм финансового права являются нормы валютного регулирования и валютного контроля, в задачи которого входит закрепление правового режима валюты и валютных ценностей и порядок их обращения на территории РФ. Валютные операции в соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» осуществляются в общем случае без ограничений, но с соблюдением требований указанного выше закона и банковского законодательства.

Основы экологического права

Новой для российского публичного права является отрасль экологического права, регулирующая отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Значимость этой сферы регулирования и ее правового оформления возрастает в связи с осложнениями экологической ситуации в стране, истощением природных ресурсов и необходимостью формирования осознанной национальной экологической политики.

Основными принципами экологического права являются:

• принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека;

• принцип разумного сочетания экономических и экологических интересов в процессе взаимодействия человека и природы;

• принцип рационального использования природных ресурсов;

• принцип платности природопользования;

• принцип неотвратимости ответственности за совершение экологических правонарушений.

Объектами экологических правоотношений являются компоненты природной среды (земля, недра, почвы и т.д.), природные объекты (естественная экологическая система, природный ландшафт) и природные комплексы естественно связанных между собой природных объектов. Они подлежат охране от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.

Субъектами экологических правоотношений выступают как частные субъекты (физические и юридические лица), так и публичные образования.

В сфере экологического права действуют нормы национального и международного природоохранного законодательства, большинство из которых носит регулятивный характер. При этом нормотворчество в этой сфере относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Основным системообразующим актом экологического права следует считать ФЗ «Об охране окружающей среды».

Нормы экологического права закрепляют основные принципы охраны окружающей среды, предъявляемые природоохранные требования, и способы контроля за их соблюдением.

Законодательство устанавливает меры административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности за правонарушения в области использования соответствующего природного объекта.

Нормы экологического права регламентируют лицензирование и сертификацию в сфере природопользования, организацию мониторинга и экологического контроля, установление лимитов в сфере природопользования и соответствующих размеров оплаты за использование природных ресурсов, а также размеры возмещения вреда, причиненного окружающей среде.

Особо регулируются природоохранные требования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в том числе при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию зданий, сооружений и иных хозяйственных объектов.

Кроме того, экологическое право выделяет особенности правового режима зон чрезвычайной ситуации и экологического бедствия, которые устанавливаются с учетом международных природоохранных норм, закрепленных в соответствующих декларациях и конвенциях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.053 с.)