Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ
Конституция – это главный закон государства, содержащий основополагающие начала всей правовой системы, поэтому он должен быть наиболее стабилен и устойчив к экономическим и политическим изменениям в обществе. Предложение о внесении поправок или пересмотре Конституции РФ могут вносить: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Под поправкой понимается любое изменение текста Конституции РФ, которое производится в усложненном и специфичном порядке. Поправки к Конституции РФ принимаются в форме особого правового акта – закона РФ о поправке к Конституции РФ, имеющего особый правовой статус и отличающегося как от федерального, так и от федерального конституционного закона, во-первых, кругом субъектов права законодательной инициативы, а, во-вторых, обязательностью одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. Можно выделить четыре стадии внесения поправок в Конституцию РФ: 1. внесение предложения о поправках, 2. принятие поправок палатами Федерального Собрания по правилам, установленным для принятия федерального конституционного закона, 3. одобрение поправок органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ, 4. вступление поправок в силу. Изменения в ст. 65 Конституции РФ, устанавливающую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии и образовании в составе РФ нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ. В течение месяца со дня вступления в силу соответствующего ФКЗ Конституция РФ должна быть опубликована в новой редакции. Для изменения наименования субъекта РФ достаточно принятия в данном субъекте РФ решения об утверждении своего нового наименования, которое включается в Конституцию РФ на основании указа Президента РФ. При этом переименование субъекта РФ не должно приводить к отступлению от смысла конституционно-правовых норм (например, содержать указание на иную форму правления или противоречить светскому характеру государства).
Текст глав 1, 2 и 9 Конституции РФ, составляющих фундамент и задающих глубинное содержание другим конституционным положениям, не может быть изменен. Он может быть только пересмотрен. Для этого необходимо 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В случае если необходимые голоса набраны, созывается Конституционное Собрание, которое принимает решение либо о неизменности Конституции РФ, либо о разработке проекта новой Конституции РФ, который впоследствии выносится на всенародное голосование. Таким образом, даже минимальное изменение глав 1, 2 и 9 предполагает пересмотр конституционного текста в целом. Сложность процедуры внесения поправок и пересмотра Конституции РФ обусловлена значимостью основного закона государства и необходимостью его защиты от необдуманных сиюминутных решений. Судебная система РФ Одной из ветвей государственной власти является судебная власть, которая самостоятельна, действует независимо от законодательной и исполнительной власти и призвана охранять правовые устои государственной и общественной жизни. Судебная власть реализуется посредством предоставления специальным органам государства – судам – полномочий по рассмотрению и разрешению отнесенных к их компетенции правоприменительных вопросов в строго определенной процессуальной форме. Важнейшая функция судебной власти – осуществление правосудия в делах, связанных с предполагаемым нарушением норм права (уголовное или исковое производство и др.), а также в ситуациях, где спор о праве отсутствует, но для защиты прав, свобод и законных интересов граждан, организаций и государства в целом требуется судебное установление определенных фактов (родственных отношений, нахождения на иждивении, недееспособности и др.). Наряду с правосудием судебная власть выполняет и другие функции: конституционный контроль, контроль над законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений; дача разъяснений действующего законодательства на основе данных судебной практики и др.
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства, образуя соответственно систему федеральных судов: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, а также конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ», не допускается. К федеральным судам относятся: • Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля (осуществляет конституционное судопроизводство); • суды общей юрисдикции: суды субъектов Российской Федерации (краевой, областной, суд города федерального значения и т.д.), районные суды, военные и специализированные суды; • арбитражные суды: арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды (например, Суд по интеллектуальным правам). Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, является Верховный Суд Российский Федерации. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации; мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Правосудие в Российской Федерации опирается на следующие принципы, закрепленные в Конституции РФ и иных нормативно-правовых актах. • Единство судебной системы, подразумевающее единые правила судопроизводства, единство статуса судей и т. д. • Законность. • Самостоятельность судов, независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей. Суды, осуществляющие судебную власть, а также лица, участвующие в осуществлении правосудия (судьи, присяжные и арбитражные заседатели) не зависят от чьей бы то ни было воли и подчиняются только Конституции РФ и закону. Законом предусмотрена ответственность за незаконное вмешательство в деятельность суда и незаконное воздействие на судей, присяжных и арбитражных заседателей. • Несменяемость судей. Судьи не подлежат назначению (избранию) на другую должность или в другой суд без их согласия. С момента наделения полномочиями судьи действуют до достижения ими предельного срока пребывания в должности. Досрочное прекращение полномочий возможно только в качестве исключения и только по предусмотренным законом основаниям. • Неприкосновенность судей, которая распространяется на личность судьи, а также на его жилище и служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, транспорт и средства связи. Судья не может быть привлечен к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности, иначе как в порядке, определенном федеральным законом. • Равенство всех перед законом и судом, независимо от происхождения, места жительства, имущественного или должностного положения, отношения к религии, государственной, социальной, расовой, национальной, половой, политической или языковой принадлежности и других оснований.
• Состязательность и равноправие сторон. В процессе осуществления правосудия присутствуют всегда две стороны. Гражданское дело – истец и ответчик (истец доказывает законность и обоснованность своих требований, а ответчик доказывает необоснованность иска). Уголовное дело – сторона обвинения и сторона защиты. При рассмотрении дела стороны равноправны; функция правосудия отделена от функций, выполняемых сторонами. • Обязательность судебных постановлений. Вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования и другие обращения обязательны для всех и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. • Гласность в деятельности судов. Разбирательство дел во всех судах является открытым, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (например, если дело связано с информацией, составляющей коммерческую тайну). • Участие граждан в осуществлении правосудия. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия; для присяжных и арбитражных заседателей участие в осуществлении правосудия оплачивается из федерального бюджета и является гражданским долгом. • Язык судопроизводства. В Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, арбитражных судах, а также в военных судах судопроизводство и делопроизводство ведется на русском языке (государственном языке Российской Федерации). В других федеральных судах общей юрисдикции – также на государственном языке республики, на территории которой находится суд. В судах субъектов Российской Федерации и у мировых судей – либо на русском языке, либо на языке республики, на территории которой находится суд. Если участвующие в деле лица не владеют языком судопроизводства, то им предоставляется право выступать, давать объяснения на родном языке (или на ином избранном ими языке общения), а также пользоваться услугами переводчика. Защиту прав и охраняемых законом интересов при осуществлении правосудия обеспечивают, как было указано выше, различные судебные органы, которые в совокупности образуют систему федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации. Для четкого разграничения их полномочий предусмотрены институты подведомственности и подсудности. Подведомственность – это разграничение компетенции между звеньями судебной системы, то есть распределение категорий споров между Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ, арбитражными судами и судами общей юрисдикции (в том числе мировыми судьями). Например, арбитражным судам подведомственны экономические споры, а также дела о несостоятельности (банкротстве). Подсудность – это распределение категорий споров для рассмотрения в первой инстанции между различными судами в рамках одного звена судебной системы. Различают следующие виды подсудности: родовая (вертикальная) подсудность определяет, суд какого уровня должен рассмотреть данное дело в первой инстанции. Например, уголовное дело, подведомственное судам общей юрисдикции, в зависимости от тяжести и других обстоятельств может быть подсудно мировому судье, районному суду или суду субъекта Российской Федерации. территориальная (горизонтальная) подсудность – определяет суд, исходя из административно-территориального деления Российской Федерации. Например, в отношении гражданских дел иск обычно предъявляется по месту жительства или месту нахождения ответчика.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.012 с.) |