Методы с использованием эвристических способов оценки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы с использованием эвристических способов оценки



Органолептический (сенсорный) метод. Этот метод основан на информации, получаемой с помощью органов чувств человека (зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса). При этом возможно использование технических средств (лупы, микроскопа).

Органолептический метод широко используется при исследовании качества продовольственных и непродовольственных товаров.

К достоинствам органолептического метода следует отнести его доступность и простоту.

Используются следующие методы:

· Сравнительная оценка: товар, образец, пробу сравнивают с эталоном и делают выводы.

· Балльная оценка – распространенный метод оценки качества продовольственных и некоторых непродовольственных товаров. Она позволяет объективно оценить результаты. Суть балльной оценки в том, что каждому показателю качества конкретного товара присваивают постоянное количество баллов. Сегодня в Украине и других странах используются от 10-, 20-, 30-, 50-, до 100-балльной системы.

При построении балльной системы устанавливается шкала скидок для каждого показателя в зависимости от вида имеющегося порока, оставшиеся баллы сум­мируют. На основании полученной суммы баллов образец относят к тому или иному товарному сорту. Например, для оценки твёрдых сычужных сыров принята 100-балльная сис­тема:

Вкус и запах   45
Консистенция, обработка и внешний вид   25
Цвет теста 5
Рисунок 10
Внешний вид 10
Упаковка и маркировка 5
Всего 100 баллов

Сыр относится к высшему сорту, если получит общую оценку 87-100 баллов, в том числе по вкусу и запаху - не менее 37, к 1-му сорту, если общая оценка его составит 75—86 баллов, по вкусу и запаху - не менее 34. Сыр с оценкой ниже 75 баллов считается нестандартным.         

· Метод последовательности – суть метода в том, что оцениватели должны расположить беспорядочно предоставленные пробы по порядку увеличения интенсивности определенного показателя качества либо по ее снижению.

· Метод разведения – суть этого метода в том, что товар разводят нейтральным продуктом, а еще лучше дистиллированной водой, до наименьшей концентрации, при которой органолептически определяется минимальное количество веществ, которые способны раздражать соответствующие органы чувств.

Экспертный метод. Источником информации является обобщенный опыт и интуиция группы специалистов-экспертов. Достоверность результатов оценки экспертным методом зависит от компетенции и квалификации экспертов, а также от уровня организации работы экспертной комиссии.

Экспертная комиссия обычно состоит из двух групп – экспертной и рабочей. На экспертную группу возлагается проведение непосредственной экспертной оценки, на рабочую – выполнение организационно-технической работы экспертной комиссии.

Экспертная группа формируется из высококвалифицированных специалистов: товароведов, дизайнеров, конструкторов, технологов и т.д.

В Украине независимую товароведную экспертизу проводят Торгово-промышленная палата Украины, Центр метрологии и стандартизации Госстандарта Украины, Киевский научно-исследовательский  институт питания, Государственный комитет по делам защиты прав потребителей.

Социологический метод определения показателей основан на сборе и анализе мнения широкого круга фактических и потенциальных потребителей. Сбор информации осуществляется различными путями посредством устного опроса, распространения анкет-вопросников, организации выставок-продаж, выставок-дегустаций, конференций, аукционов, проведением ярмарок, базаров и т.д. Результативность этого метода во многом зависит от уровня его организации и способов обработки получаемой информации. Социологические методы широко используют в товароведной практике: для определения значения показателей качества товаров народного потребления, изучения спроса и решения других вопросов.

Контроль качества товаров

Контроль качества товаров – это проверка соответствия отдельных показателей его качества требованиям нормативно-технической документации (стандартам, техническим условиям, а также договорам и контрактам).

Контроль является действенным средством управления качеством продукции, призван обеспечивать выпуск товаров по строго регламентированным показателям при минимальных затратах. Он широко применяется на всех стадиях жизненного цикла товара.

Существуют разные виды контроля качества продукции, которые можно классифицировать по таким признакам:

· на производстве (входной, операционный, приемочный);

· по объему охвата продукции контролем (сплошной, выборочный, беспрерывный, периодический);

· возможность дальнейшего использования изделий (разрушающий и неразрушающий).

Входной контроль организуется производственным предприятием для проверки качества материалов, комплектующих деталей и изделий, поступающих от предприятий-поставщиков. Такая проверка позволяет выявить недоброкачественную продукцию и предупредить возможные ухудшения качества выпускаемых изделий.

Операционный контроль организуется с целью контроля качества изготовления изделий в процессе производства и проводится после завершения определенной производственной операции. Он имеет активную форму и способствует управлению качеством продукции в процессе ее производства.

Приемочный контроль качества продукции осуществляется для выявления дефектов и принятия решения о ее соответствии НТД и пригодности для использования. При приемочном контроле градации изделия по качеству зависит от вида и значимости встречающихся дефектов. Чем ниже дефектность отдельных изделий, тем выше уровень качества изготовления.

При приемочном контроле качественная градация многих изделий не ограничивается их делением только на годные и негодные. Готовые изделия по количеству и значению допустимых отклонений по некоторым показателям качества могут делиться на сорта (высший, экстра, 1, 2, 3-й и т.д.).

Деление изделий по сортам осуществляется, как правило, по дефектам внешнего вида и очень редко – с учетом отклонений по другим свойствам (рис. 12 [12]).

Рис. 12. Взаимосвязь оценки с градациями качества и классами товаров по назначению.

При сплошном контроле решение о качестве партии товара принимают по результатам проверки каждой единицы товара. Этот метод контроля характеризуется высокой надежностью и почти полностью исключает попадание к потребителю дефектных товаров, но он трудоемкий и длительный.

При выборочном контроле решение о качестве партии принимают по результатам проверки одной или нескольких выборок (проб). Этот метод экономичен, применяется только в тех случаях, когда это предусмотрено НТД.

Разрушающий метод используется при определении внутреннего строения продукта (сыров, колбас, арбузов), их скрытых дефектов.

Неразрушающим метод ом контролируется внешний вид продукта, его консистенция, запах, наличие сорной примеси в крупах и др.

Приемка товаров по качеству

Торговля организует контроль товаров по количеству и качеству. Общие правила приемки товаров изложены в Инструкции о порядке приема продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству.

Контроль качества товаров торговыми предприятиями в зависимости от места проведения и цели осуществляется на следующих этапах:

· контрольная проверка на предприятиях промышленности;

· приемка по качеству товаров, поступивших на оптовые и розничные торговые предприятия;

· проверка качества при подготовке товаров к продаже.

Приемка товаров по качеству осуществляется в торго­вых организациях партиями. Независимо от размера пар­тии приемочный контроль по качеству носит выборочный характер. Важнейшим элементом выборочного контроля является отбор проб. От правильности отбора проб зави­сит достоверность определения качества всей товарной партии, так как результаты оценки пробы переносятся на партию целиком.

В любой партии товаров есть единичные экземпляры с повышенным, средним, а иногда даже и низким качест­вом. Соотношение таких товаров в каждой партии индивидуально и случайно. Поэтому так важно, чтобы проба обла­дала с определенной степенью достоверности аналогичной с товарной партией, из которой она отобрана, неоднороднос­тью. Для этого должны быть выполнены следующие требо­вания: оптимальность размера пробы; представительность пробы; единообразие операций по отбору проб.

Оптимальность размера пробы предполагает, что она должна быть не ниже минимально допустимого предела, но и не излишне большой, так как при этом возрастают затраты на ее сортировку.

Представительность пробы — ее способность с доста­точной достоверностью отражать действительную неодно­родность качества товарной партии.

Указанные требования могут быть выполнены, если раз­работаны и применяются единые правила отбора проб, оп­ределены основные термины и их понятия, которые обес­печивают единообразие операций по отбору проб.

Проба (образец) — минимально допустимая часть то­варной партии, отобранная из нее по установленным или заранее оговоренным правилам и предназначенная для оцен­ки (контроля, испытаний) качества.

Выборка — определенное минимально допустимое ко­личество упаковочных единиц, составляющих представи­тельную часть товарной партии и отобранных для состав­ления исходной пробы, предназначенной для оценки (кон­троля, испытаний) качества по установленным или заранее оговоренным правилам.

Правила отбора проб и выборок устанавливаются стан­дартами на методы испытаний или в разделе с аналогич­ным названием общетехнических условий стандартов на продукцию. При отсутствии в этих нормативных докумен­тах регламентированных правил отбора проб они должны быть заранее установлены в договорах купли-продажи или дополнительных соглашениях к ним.

При проведении исследовательских испытаний прави­ла отбора проб определяются соответствующими руковод­ствами, методиками или инструкциями.

Правилами отбора устанавливаются размер единичных и совокупных проб и выборок в зависимости от размера товарной партии, методика отбора проб и выборок с ука­занием места их изъятия, размера проб для разных испы­таний. Последовательность отбора проб и образцов из то­варных партий показана на рисунке  13 [12].

 

Рис. 13. Последовательность отбора проб и образцов из товарных партий

Разных способов размещения

Различают пробы точечные, объединенные и исходные.

Точечная проба — единичная проба определенного раз­мера, отбираемая из одного места товарной партии. Размер проб в зависимости от объекта и назначения колеб­лется от нескольких мг до кг.

Объединенная проба — совокупность точечных проб, отобранных от одной товарной партии. Размер объединен­ной пробы зависит от количества точечных проб, а пред­ставительность — от того, насколько установленные пра­вилами количество проб и места их отбора позволили сфор­мировать суммарный образец, отражающий действитель­ное качество всей партии с определенной степенью досто­верности (или в пределах допустимых погрешностей).

Порядок отбора точечных проб для разных товаров, а также для одних и тех же товаров, но в разной упаковке отличается большим разнообразием, и для обеспечения еди­нообразия необходима унификация. Требуются совместные усилия стандартизаторов, товароведов и математиков для того, чтобы в действующих стандартах были установлены правила отбора проб, обеспечивающие достоверность их оценки.

Чем больше объединенная проба, тем она представительнее, а результаты оценки — достовернее.

Например, в зависимости от массы партии неупакован­ного в тару картофеля число точечных проб должно соста­вить:

Масса партии, т Число точечных проб
До 10 включительно 6
Свыше 10 до 20 15
Свыше 20 до 40 21
Свыше 40 до 70 24
Свыше 70 до 150 30
Свыше 150 т Дополнительно 6 на каждые последующие полные или неполные 50 т

 

Иногда для уменьшения объединенной пробы без ущерба для ее представительности, определяемой в числе прочих факторов и количеством точечных проб, отбирают исход­ную пробу (образец).

Исходная проба (образец) — установленная часть объ­единенной пробы или совокупность выборок, предназна­ченная для оценки (испытаний) качества. Исходную пробу устанавливают в большинстве случаев в процентах от объ­единенной пробы.

Объединенную пробу или исходный образец подверга­ют испытаниям для оценки качества. Полученные резуль­таты распространяются на всю товарную партию, если про­ба или образец однородны. В случае неоднородности каче­ства образца применяют контроль по альтернативному признаку, используя при этом в качестве контрольного нор­матива приемочное и браковочное числа.

Приемочное число — максимально допустимое коли­чество забракованных единиц выборки или объединенной пробы, или исходного образца, позволяющее принять ре­шение о приемке товарной партии по качеству.

Браковочное число — минимально допустимое количе­ство забракованных единиц объединенной пробы или ис­ходного образца, являющееся основанием для отказа от при­емки товарной партии по качеству.

Партию принимают, если количество единиц, не от­вечающих требованиям НД, меньше или равно приемоч­ному числу, и бракуют, если оно больше или равно бра­ковочному числу. Приемочные и браковочные числа за­висят от массы нетто упаковочных единиц или их коли­чества.

Для непродовольственных товаров применяется еще один критерий принятия решения о приемке товарной партии по качеству — приемочный уровень дефектнос­ти (АQL — от англ. ассерtable gualiti level — допусти­мый качественный уровень).

Приемочный уровень дефектности — максимально допустимый или средний уровень дефектности, который определяется как приемлемый при приемке товарной пар­тии по качеству. Этот критерий устанавливается на осно­вании данных о количестве обнаруженных дефектов, полу­ченных регистрационным методом.

Из объединенной пробы или исходного образца отбира­ют средние образцы, пробы, а из них — навески для прове­дения сертификационных, исследовательских или иных кон­трольных испытаний.

Средний образец — часть исходного образца, отобран­ная для проведения лабораторных испытаний. Средний об­разец отбирают из товарных партий, состоящих из отдель­ных упаковочных единиц.

Из среднего образца, состоящего из отдельных упако­вочных единиц, отбирают среднюю пробу, которую состав­ляют из отдельных точечных проб (выемок), отторгаемых от каждой упаковки среднего образца.

Средний образец, который отправляют в лабораторию, находящуюся вне места осмотра, завертывают в бумагу и опечатывают или опломбировывают. Образцы сопровож­даются актом об их отборе и этикеткой, на которой указы­вают наименования предприятия-изготовителя или продавца товара (или продукции), его сорт, дату выработки, иденти­фикационный номер товарной партии (или ее размер, но­мер товарно-сопроводительного документа), дату отбора образца, фамилии и должности лиц, отобравших образец, номер стандарта или ТУ.

Если товарная партия состоит из крупногабаритных упаковочных единиц (бочек, цистерн, ящиков и т. п.), кото­рые не могут быть отобраны в средний образец, то из пар­тии отбирают сразу среднюю пробу. Среднюю пробу отби­рается так же, если партия состоит из отдельных неупако­ванных единичных экземпляров товаров.

Средняя проба — часть объединенной пробы или сред­него образца, выделенная и подготовленная соответствую­щим образом для проведения лабораторных испытаний.

Подготовка средней пробы может осуществляться пу­тем измельчения продуктов и тщательного перемешива­ния измельченной массы, встряхивания, в отдельных слу­чаях — консервирования спиртом, высушивания и т. п.

Из средней пробы для определения конкретных пока­зателей качества выделяют навески.

Навеска — часть средней пробы, выделенная для опре­деления некоторых показателей качества товаров.

Размер навески неодинаков для определения различ­ных показателей качества и устанавливается в соответст­вии с методикой определения этих показателей.

Для обеспечения надлежащего уровня контроля качест­ва на разных этапах товарной стадии должны быть обеспе­чены постоянная идентификация и прослеживаемость товарных партий.

Методы оценки уровня качества

При оценке уровня качества товаров в зависимости от количества показателей, по которым принимается решение о качестве товаров, применяют следующие методы:

· дифференциальный;

· комплексный;

· смешанный.

Дифференциальный метод основан на сопоставлении значений единичных показателей качества оцениваемого и базового образцов. При этом определяют, достигнут ли уровень базового образца в целом, по каким показателям он достигнут, какие показатели существенно отличаются от базовых.

Дифференциальный метод оценки уровня потреби­тельских показателей качества применяется на этапах планирования, проектирования, обращения и эксплуа­тации товаров.

Комплексный метод. Этот метод оценки уровня качества товаров основан на сопоставлении обобщаю­щих показателей качества оцениваемого и базового образцов.

Обобщающий показатель качества представляет собой функцию единичных (комплексных) показателей качества. Он может быть выражен через главный показатель качества, отражающий основное назначение товара, средневзвешенный показатель каче­ства или интегральный показатель качества.

Комплексную оценку с использованием главного потребительского показателя качества проводят в тех случаях, когда установлена зависимость значения этого показателя от значения исходных по­казателей, характеризующих технический уровень дан­ного товара. Главным показателем качества товара могут служить, например, ходимость автомобильных шин, пылеочистительная способность пылесоса, чисто­та бритья электробритвой за фиксированное время.

Разновидностью комплексного метода оценки потре­бительских показателей качества товаров является экспресс-метод (целостная оценка). Этот метод применяют эксперты для определения значения комплексного показателя без предварительного полу­чения значений единичных показателей и их коэффици­ентов весомости.

Определение коэффициента весомости. Коэффи­циенты весомости, характеризующие значимость от­дельных потребительских показателей, определяют одним из следующих методов: стоимостных регрес­сивных зависимостей; предельных и номинальных зна­чений; эквивалентных соотношений; экспертным.

Метод стоимостных регрессивных зависимостей основывается на построении приближенных зависимо­стей между затратами на создание и эксплуатацию продукции и исходными показателями ее качества.

Метод предельных и номинальных значений основан на использовании известных предельных допустимых значений показателей качества продукции, определяю­щих требования к годной продукции или принадлеж­ность ее к данной категории качества.

Метод эквивалентных соотношений следует при­менять, когда удается обосновать увеличение или умень­шение, например, количества продукции для удовлет­ворения тех же потребностей при изменении значения данного показателя качества на 1 %.

Экспертный метод определения коэффициентов весомости основан на использовании обобщенного опы­та и интуиции специалистов. Этот метод наиболее приемлем и применим для товаров народного потреб­ления. В качестве примера экспертной оценки коэф­фициентов весомости приведем данные, характеризующие весомости основных эстетических показателей качества изделий различных видов и назначения.

Смешанный метод. При смешанном методе оценки уровня качества товара сначала объединяют единичные показатели уровня качества по группам свойств (назначения, эстетические, эргономические и т. д.) и для каждой группы рассчитывают групповой комплексный показа­тель, а затем групповые показатели оценивают дифференциальным методом. На основе полученных ре­зультатов по отдельным группам свойств судят о качестве оцениваемого изделия.

Сертификация является важным этапом в процессе про­изводства и реализации продукции, товаров, работ, услуг (далее — продукция), так как продукция, подлежащая обяза­тельной сертификации в Украине, должна производиться, ввозиться и реализовываться на таможенной территории Ук­раины только при наличии сертификата соответствия.

В настоящее время значимость сертификатов соответ­ствия усиливается в связи с тем, что нормативными докумен­тами устанавливается проведение обязательной сертифика­ции продукции (работ, услуг) все в новых и новых сферах деятельности, а потребители со своей стороны желают иметь достоверную информацию о качестве приобретаемого товара.

Сертификация продукции производится в порядке, пре­дусмотренном государственными стандартами и правилами, разработанными на их основе, которые для различных видов продукции в основном аналогичны.

Описание видов продукции, подлежащей обязатель­ному подтверждению соответствия, требования безопасности для жизни и здоровья человека, животных, растений, а также имущества и окружающей среды, процедуры подтверждения соответствия этим требованиям, правила маркирования про­дукции и введение ее в обращение.

Кроме сертификата соответствия на продукцию, произ­водимую (ввозимую) в Украине, могут выдаваться сертифи­каты происхождения товаров, которые предоставляют право для получения льгот их предъявителю при осуществлении экспортно-импортных операций.       

Для контроля за качеством произведенной (ввезенной) продукции, кроме сертификации, осуществляется государ­ственная регистрация некоторых видов изделий. Так, Госу­дарственной регистрации подлежат лекарственные средства, изделия медицинского назначения, специальные пищевые продукты, пищевые добавки.

Сертификация — процедура, с помощью которой при­знанный в установленном порядке орган документально удо­стоверяет соответствие продукции, систем качества, систем управления качеством, систем управления окружающей сре­дой, персонала установленным законодательством требова­ниям.

Сертификат соответствия — документ, который подтвер­ждает, что продукция, системы качества, системы управле­ния качеством, системы управления окружающей средой, персонал соответствуют установленным требованиям конк­ретного стандарта или другого нормативного документа, оп­ределенного законодательством.

Сертификация продукции осуществляется уполномочен­ными на это органами по сертификации с целью:

· предотвращения реализации продукции, опасной для жизни, здоровья, имущества граждан и окружающей природной среды;

· содействие потребителю в компетентном выборе про­дукции;

· создание условий для участия субъектов предпринима­тельской деятельности в международном экономическом, на­учно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

В соответствии с Декретом о стандартизации и сертифи­кации [2] сертификация продукции может быть обязательной и добровольной.

Обязательная сертификация проводится для установле­ния соответствия продукции (товаров, услуг) обязательным требованиям нормативных документов и проводится исклю­чительно в Государственной системе сертификации.

Реализация и использование товаров (в том числе импорт­ных), выполнение работ и предоставление услуг, подлежащих обязательной сертификации без сертификата соответствия за­прещается (п. 4 ст. 16 Закон о защите прав потребителей [1]).

Подтверждением факта сертификации продукции явля­ется:

· оригинал сертификата соответствия;

· знак соответствия;

· копия сертификата соответствия, заверенная органом, который выдал сертификат, или территориальным центром стандартизации метрологии и сертификации, в соответствии с ДСТУ 3413-96 [3];

· копия сертификата соответствия, заверенная субъек­том предпринимательской деятельности, который отпустил товар (при осуществлении торговой деятельности в сферах розничной и оптовой торговли, а также в торгово-производ­ственной сфере (общественное питание));

· информация в документах, прилагаемых к продукции с указанием номера сертификата, срока его действия и орга­на, выдавшего его.

В соответствии со ст. 18 Закона о защите прав потреби­телей [1] субъекты предпринимательской деятельности, осу­ществляющие реализацию товаров (работ, услуг), подлежа­щих обязательной сертификации в Украине, обязаны предъяв­лять потребителю информацию об их сертификации. Инфор­мация предоставляется потребителю изготовителем (испол­нителем, продавцом) в технической документации, которая прилагается к товару, на этикетке, а также маркированием или другим способом, принятым для отдельных видов това­ров (работ, услуг) или в отдельных сферах обслуживания.

Добровольная сертификация на соответствие требовани­ям нормативных документов, которые согласованы с постав­щиком и потребителем, проводится по инициативе изготови­теля, продавца, потребителя, органов государственной ис­полнительной власти, общественных организаций и отдель­ных граждан для установления соответствия продукции тре­бованиям, которые не отнесены актами законодательства и нормативными документами к обязательным, на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации.

Добровольную сертификацию могут проводить предпри­ятия, организации и другие юридические лица, которые взя­ли на себя функции органа по добровольной сертификации, а также органы, которые аккредитованы в государственной системе сертификации.

Правила добровольной сертификации устанавливаются органами по добровольной сертификации, которые представ­ляют в Государственный комитет Украины по стандартиза­ции, метрологии и сертификации информацию для их регис­трации в установленном порядке.

Для реализации на территории Украины продукции, ко­торая подлежит обязательной сертификации, изготовители, поставщики и продавцы обязаны иметь сертификат соответ­ствия на эту продукцию.

Сертификации подлежит продукция, которая:

1) произведена в Украине;

2) ввозится в Украину и обозначена производителем как соот­ветствующая действующим в Украине нормативным до­кументам;

3) ввозится в Украину и не обозначена производителем как соответствующая действующим в Украине нормативным документам, но может быть идентифицирована как такая, которая должна соответствовать действующему в Украине
нормативному документу на аналогичную продукцию;

4) ввозится в Украину и не обозначена производителем как соответствующая действующим в Украине нормативным документам, и которая не может быть идентифицирована как такая, которая должна соответствовать действующему в Украине нормативному документу.

Обязательная сертификация проводится исключительно в Государственной системе сертификации (далее — Система), которую создает Государственный комитет Украины по стан­дартизации, метрологии и сертификации — национальный орган Украины по сертификации. Он же проводит и коорди­нирует работу по обеспечению функционирования Системы.

Обязательная сертификация включает проверку и испыта­ние продукции для определения ее характеристик и дальней­ший государственный технический надзор за сертифициро­ванной продукцией.

Общие требования к порядку проведения сертификации продукции в Украинской государственной системе сертифи­кации продукции (далее — УкрСЕПРО), а также к техничес­кому надзору, за сертифицированной продукцией установле­ны ДСТУ 3413-96 [3].

Кроме того, по отдельным группам продукции, подлежа­щей обязательной сертификации разработаны специальные правила сертификации конкретной продукции с учетом тре­бований ДСТУ 3413-96 [3].

Требования правил являются обязательными для предпри­ятий, учреждений, организаций и граждан — субъектов пред­принимательской деятельности, в том числе иностранных, не­зависимо от форм собственности.

Порядок получения сертификата соответствия продук­ции (товаров, услуг) состоит из следующих этапов:

· предоставление и рассмотрение заявки на проведение сертификации продукции;

· анализ поданной документации;

· принятие решения по заявке на проведение сертифи­кации продукции с указанием схемы (модели) сертифика­ции;

· обследование производства, аттестация производства продукции, которая сертифицируется, сертификация систе­мы качества или анализ функционирования сертифициро­ванной системы качества, если это предусмотрено схемой сертификации;

· отбор, идентификация образцов продукции и их испы­тание;

· анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия и лицензии;

· выдача сертификата соответствия, предоставление ли­цензии и занесение сертифицированной продукции в Реестр государственной системы сертификации;

· технический надзор за сертифицированной продукци­ей при ее производстве;

· информирование о результатах работ по сертификации продукции.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что является методологической основой оценки качества товаров?

2. Основные принципы квалиметрии.

3. Какие правила необходимо соблюдать при исследовании качества товаров?

4. На какие группы делятся методы исследования качества товаров?

5. На чем основан измерительный метод?

6. Виды измерительного метода.

7. На чем основан регистрационный метод?

8. Положительные и отрицательные стороны органолептического метода.

9. На чем основан экспертный метод?

10. Как вы понимаете «контроль качества товаров»?

11. Классификация видов контроля качества продукции.

12. Какие виды контроля используются в торговли?

13. Что такое «проба»?

14. Что такое «выборка»?

15. Охарактеризуйте виды проб.

16. Что такое «средний образец»?

17. На овощную базу поступила партия картофеля в количестве 250 т насыпью. Какова масса среднего образца?

18. На овощную базу поступила партия картофеля в количестве 10 т, упакованного в мешки по 25 кг. Сколько необходимо отобрать мешков с картофелем для составления среднего образца? Какова масса среднего образца?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.153 (0.103 с.)