Энергетическая ценность пищевых продуктов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Энергетическая ценность пищевых продуктов.



Пища должна обеспечивать организм материалом для построения тканей тела и энергией для поддержания происходящих в нем процессов обмена веществ.

 Химический состав, а следовательно, и пищевая цен­ность продуктов различны.

Ценность пищи как источника энергии измеряется калорийностью (энергетической способностью), т. е. количеством тепла, выделяемого в организме чело­века при биохимических реакциях. Чтобы определить минимальное количество пищи, которое требуется чело­веку для восполнения его энергетических затрат, необ­ходимо рассчитать точно калорийность потребляемой  пищи.                           

Энергетическую ценность пищи и отдельных питательных веществ выражают в килокало­риях (ккал) или по международной системе единиц СИ в килоджоулях (кДж), т. е. 1 килокалория (ккал) равна 4,184 килоджоуля /кДж).

        Углеводы, жиры и белки при полном окислении в организме человека выделяют различное количество тепловой энергии: 1 г усвояемых углеводов —

3,75 ккал, или 15,7 кДж; 1 г жиров — 9,0 ккал, или 37,7 кДж;.1 г белков — 4,0 ккал, или 16,7 кДж.

Зная коэффициенты, можно рассчитать калорийность всего дневного рациона или калорийность любого пище­вого продукта, если известен его химический состав.

Химический состав и энергетическая ценность некото­рых пищевых продуктов, выраженная в ккал и кДж на 100 г продукта, приведены в табл. 2.[13].

     Таблица 2

Химический состав и энергетическая ценность пищевых продуктов

Наименование продукта

Содержание, %

Энергетическая ценность

белков жиров углеводов ккал кДж
Крупа манная 11,3 0,7 73,3 326 1364
Овсяные хлопья «Геркулес» 13,1 6,2 65,7 355 1485
Макаронные изделия из муки высшего сорта 10,4 0,9 75,2 332 1389
Батоны нарезные из муки пшеничной 1-го сорта 7,4 2,9 51,4 250 1046
Сахар-рафинад - - 99,9 375 1569
Шоколад без добавлений 5,4 35,3 52,6 540 2259
Масло подсолнечное рафинированное - 99,9 - 899 3761
Капуста белокочанная свежая 1,8 - 5,4 28 117
Картофель свежий 2,0 0,1 19,7 83 347
Колбаса вареная любительская 12,2 28,0 - 301 1259
Яйца куриные 12,7 11,5 0,7 157 657
Треска охлажденная и мороженая 17,5 0,6 - 75 314
Сельдь тихоокеанская среднесоленая 17,4 17,1 - 224 937

Но организм человека даже при самых благоприятных условиях использует не все вещества, входящие в состав пищи. Таким образом, степень усвояемости пищевых продуктов организмом человека играет важную роль в питании.

Усвояемость продуктов зависит от общей совокупно­сти их свойств: содержания пищевых веществ, внешнего вида, вкусовых достоинств, консистенции, состава и ак­тивности ферментов и некоторых других показателей, например температуры плавления жиров.

 Только усвоенная организмом пища используется для восстановления клеток тканей и для получения энергии. Чтобы более точно определить энергетическую ценность, необходимо учитывать процент усвоения продукта орга­низмом.

Пример. Определить энергетическую ценность 100 г масла сливоч­ного несоленого, если оно содержит (в %): белков - 0,6, жиров - 82,5 и углеводов (лактозы) - 0,9:

белки — 4,0 ккал (16,7 кДж) х 0,6 = 2,4 ккал (10,0 кДж);

жиры — 9,0 ккал (37,7 кДж) х 82,5 = 742,5 ккал (3110,3 кДж);

углеводы — 3,75 ккал (15,7 кДж) х 0,9 = 3,4 ккал (14,1 кДж).

Итого...748,3 ккал (3134,4 кДж)

Данная энергетическая ценность является теоретиче­ской. Если предположить, что масло усваивается на 98%, то фактическая энергетическая ценность окажется мень­ше и будет составлять:

748,3 ккал (3134,4 кДж) х 98  = 733,3 ккал (3071,7 кДж)

                               100

Однако многие продукты хотя и обладают низкой энергетической ценностью, но являются незаменимыми в питании благодаря высокому содержанию витаминов (например, листовые овощи) и важнейших микроэлемен­тов.

Существуют также группы вкусовых продуктов, кото­рые не обладают высокой энергетической ценностью, но улучшают вкус и запах пищи и тем самым способствуют более полному ее усвоению (соль, пряности, пищевые кислоты).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. По каким признакам классифицируют потребительские свойства товаров?

2. Какие свойства относятся к свойствам социального назначения?

3. От каких факторов зависят показатели социального назначения?

4. На какие группы делятся показатели функциональных свойств?

5. Что такое надежность изделия?

6. Какими показателями характеризуется надежность?

7. Что такое физический износ?

8. Что такое моральный износ?

9. Какими показателями характеризуется ремонтопригодность?

10.  Какими показателями характеризуются эргономические свойства?

11.  Какие основные показатели характеризуют эстетические свойства товаров?

12.  Что характеризуют экологические свойства изделий?

13.  Виды безопасности потребления.

14.  Влияние воды на качество товара.

15. Значение минеральных веществ для организма человека.

16. Роль белков для организма человека.

17. Роль жиров в организме человека и их свойства.

18. Назовите витамины и их значение для организма человека.

19. Значение углеводов для организма человека.

20. Вычислите энергетическую ценность суточного рациона, если человек потребляет в сутки (в г):

- белков – 100;

- жиров – 90;

- углеводов – 450.

21. Определите энергетическую ценность 200 г окуня морского, если в нем содержится (в %):

- белков – 17,6;                 - жиров – 5,2.

ТЕМА 4. Качество товаров

ПЛАН

1. Понятие о качестве товаров

2. Факторы, формирующие качество товаров

3. Факторы, сохраняющие качество товаров.

 

Литература: 1; 8; 9; 10; 12; 14; 18.

 

Понятие о качестве товаров

Повышение качества товаров является важнейшей задачей. По мере роста материального благосостояния и культурного уровня населения требования к качеству товаров возрастает.

Под качеством товара понимается совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

В понятие «качество товаров» следует включить полноту и разнообразие ассортимента.

    От качества товара зависят спрос и потребление. Товары высокого качества полнее удовлетворяют потребности населения и пользуются повышенным спросом. Товары низкого качества не находят покупателя и оседают в торговой сети.

    В результате повышения качества готовой продукции увеличивается срок службы изделия, полнее удовлетворяются потребности населения, возрастает конкурентоспособность товаров.

    Высокое качество товаров свидетельствует о высоком уровне развития науки и технологии производства; это не только результат технического прогресса, но и один из факторов, способствующих его ускорению.

    Торговля как связующее звено между производством и потреблением играет важную роль в повышении качества товаров.

    Свойства товаров характеризуются соответствующими показателями, по совокупности которых определяется уровень качества товаров в целом.

    Показатели качества товаров делятся на группы по следующим признакам:

· количеству характеризуемых свойств;

· способу выражения;

· методу определения;

· области применения;

· применению для оценки уровня качества.

    По количеству характеризуемых свойств показатели бывают:

· единичные показатели качества товара характеризуют только одно из его свойств (стойкость запаха духов);

· комплексный показатель качества товара характеризует несколько его свойств;

    По способу выражения различают показатели:

· в баллах;

· в натуральных единицах (километрах, часах и т,д.);

    По методу определения показатели качества бывают определяемые органолептическим методом, социологическим, экспертным и т.д.

    По стадии определения показатели качества делятся на:

· проектные;

· производственные;

· эксплуатационные.

    По области применения различают показатели, применяемые к единице продукции, к совокупности единиц однородной продукции и к совокупности единиц разнородной продукции.

    По применению для оценкиуровня качества показатели бывают базовыми и относительными. Различают также показатели обобщающие, определяющие, прямые, косвенные, интегральные и др.

    Показатель, по которому оценивают качество продукции, называется определяющим.

    Прямые показатели качества непосредственно связаны с потребительскими свойствами товаров, а косвенные показатели качества товаров – со свойствами, зависящими от ряда факторов (плотность стекла или фарфора).

    Относительный показатель качества характеризует отношение показателя качества конкретного товара к соответствующему базовому показателю эталона. Эти показатели выражают в отвлеченных числах или в процентах.

    Интегральный показатель качества продукции (И) есть отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции (Э) к суммарным затратам на ее создание (Зс) и эксплуатацию или потребление (Зэ). Его вычисляют по формуле:

    Определить интегральный показатель качества и суммарный полезный эффект от эксплуатации и потребления товара можно не для каждого вида продукции.

    При сравнительной оценке качества товара применяют базовые показатели, то есть показатели, характеризующие качество продукции, принятой за эталон.

    По мере совершенствования производства и повышения требований покупателей одни эталонные образцы заменяют другими, более перспективными.

    Базовые показатели качества товара в зависимости от вида продукции бывают единичными, комплексными и интегральными.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.015 с.)