Понятие стратегии жизнедеятельности и жизнеобеспечения. Типологии обществ в зависимости от стратегий жизнедеятельности и жизнеобеспечения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие стратегии жизнедеятельности и жизнеобеспечения. Типологии обществ в зависимости от стратегий жизнедеятельности и жизнеобеспечения.



Изучая историю, мы видим, как с течением времени изменяется человеческое общество, разные стороны общественной жизни. Ученые отмечают, что чем ближе к нашему времени, тем с большей скоростью идет развитие общества, возрастает темп социальных изменений. Развитие самого общества, его экономики, культуры, государства, сферы труда и быта называют социальным прогрессом. Основой развития общества является совершенствование орудий труда и техники — технический прогресс — и развитие самого человека, разумно использующего его достижения.

Пока существуют люди, история природы и история общества взаимно обуславливают друг друга. Общество «живет» природой, поэтому оно и испытывает воздействие природы и оказывает на нее влияние. Чтобы лучше понять современные проблемы взаимоотношения людей с окружающей средой, надо оглянуться в прошлое и проследить, как складывались эти отношения на разных этапах развития общества

Человек – это единственное существо на планете, способное адаптировать под себя окружающую среду, создавая приемлемые условия существования. Из века в век антропогенное давление на среду усиливается. Чтобы лучше понять современные проблемы взаимоотношения людей с окружающей средой, надо оглянуться в прошлое и проследить, как складывались эти отношения на разных этапах развития общества. Исходными предпосылками и критериями периодизации являются как природные, так и социальные факторы, уровень развития производственных сил, науки и техники, характер производственных отношений.

В истории человечества, как известно, имели место три переворота, изменившие характер взаимоотношений общества и природы: неолитическая революция, связанная с возникновением земледелия и переходом от присваивающей экономики к производящей; промышленная революция, то есть переход от ремесленных орудий труда к машинам, создание промышленности; научно-техническая революция, которая началась в середине XX столетия, продолжается на наших глазах и в перспективе должна привести к созданию качественно новой материально-технической базы, опирающейся на полностью автоматизированное производство. Соответственно этим “узловым точкам” в развитии производительных сил и определяются основные этапы взаимодействия человеческого общества и природы и выявляется общая линия его диалектического развития.

Понятие стратегии жизнедеятельности и жизнеобеспечения человеческих сообществ сформировалось в научном обороте сравнительно недавно. Под ним понимается выбор ресурсов и видов деятельности человеческими сообществами в существующих условиях обитания для достижения наилучших результатов в удовлетворении потребностей. Стратегии жизнедеятельности и жизнеобеспечения есть не только приспособление к среде, но и преобразование ее, не только целесообразность деятельности, но и свободное целеполагание и выход за рамки имеющегося опыта.

Согласно концепции Лесли Уайта, основателя культурной экологии, культурное и социальное развитие происходит посредством возрастающей эффективности использования природных ресурсов, что в свою очередь ведет к росту населения, подъёму производительности труда и экономической специализации. это развитие может быть поделено на этапы, стадии. От состояния материальной базы зависят все прочие аспекты культуры. Они как бы вторичны по отношению к ней. Мы видим, что в современной культурной экологии получает свое развитие имеющая давнюю историю идея о связи культуры того или иного народа с географической средой его обитания.

Подход, предложенный Б.Б. Прохоровым, предполагает, что взаимодействие человека с природной средой должно рассматриваться через призму его хозяйственной деятельности. С этой точки зрения первостепенное значение для построения периодизации процесса становления взаимоотношений людей и природы имеет изучение прежде всего хозяйственно-культурных типов человеческого общества.

Основываясь на представлении о хозяйственно-культурном типе как системообразующем факторе во взаимоотношениях природы и общества, можно выделить четыре эпохи (этапа) становления отношений между ними:

1. Эпоха охотничье-собирательской культуры.

2. Эпоха аграрной культуры.

3. Эпоха индустриального общества.

4. Постиндустриальная эпоха.

Имея это в виду, мы можем отметить следующие основные этапы эволюции взаимодействия природы и общества.

Первый из - них, самый древний - архаичный. На этом этапе человек стремился жить в гармонии с природой, и его деятельность не носила разрушительного характера. Основной чертой этого периода является присваивающая экономика. Люди здесь использовали в основном готовые продукты природы, применяя примитивные орудия труда. Основными видами их деятельности были охота, собирательство и рыболовство, что не могло оказать преобразующего, т.е. негативного воздействия на природу. Крупнейшим завоеванием этого этапа, подготовившим переход к следующему, явились два существенных момента, - это овладение огнем и отбор наиболее ценных для человека видов растений и животных.

Второй этап во взаимодействии природы и общества вязан с неолитической революцией, и его можно назвать аграрным. Ведущей сферой деятельности здесь становится земледелие и животноводство. В качестве источников энергии используется мускульная сила человека и животных, а также энергия ветра и воды. В этот период не происходит существенных нарушений в равновесии между природой и обществом.

Происходит дальнейшее развитие производительных сил. У одних народов интенсивнее развивалось земледелие, у других – скотоводство. Это вызвало первое крупное общественное разделение труда — отделение скотоводства от земледелия. Вслед за этим происходит второе крупное разделение труда — отделение ремесла от земледелия, послужившее толчком к развитию обмена, возникновению частной собственности и классов эксплуататоров и эксплуатируемых.

 По времени аграрный этап охватывает историю рабовладельческой и феодальной общественно-экономических формаций.

 Третий этап взаимодействия природы и общества - промышленный. Он связан с промышленной революцией XVIII века. В производстве необходимых человеку товаров стали применять машины, был осуществлен переход к искусственному производству энергии. В связи с этим антропогенное воздействие человека на природу усиливается. Природа становится средством его преобразовательной деятельности. Вследствие этого намечается противопоставление общества природе и нарушение между ними баланса. Возникают предпосылки, при которых экологическое равновесие в природе нарушается.

Четвертый этап взаимодействия природы и общества связан с современной научно-технической революцией. Это время небывалого развития науки и техники, превращения научно-технической деятельности общества в ведущую сферу, обеспечивающую дальнейший прогресс человечества. Создавая невиданные ранее возможности и средства для покорения природы, научно-технический прогресс вместе с тем способствует и ее разрушению, усугубляет и без того сложную экологическую ситуацию, лишая человечество перспектив развития.

 

2. Социально-экологический анализ общества охотников и собирателей. Неолитическая революция.

Общество охотников и собирателей – древнейший и самый длительный по времени существования период в истории человечества. Его продолжительность – с момента возникновения человека (4-5 млн лет назад) – до 5-го тысячелетия до н.э. Человек жил охотой, рыболовством и собирательством, используя готовые природные продукты и применяя примитивные орудия труда.

Древнейшие человеческие сообщества – это небольшие группы, численностью от 20 до 60 человек, связанные кровным родством и ведущие кочевой образ жизни. Палеолитические, мезолитические и ранненеолитические поселения людей имеют культурные слои, свидетельствующие о недолговременном существовании и о немногочисленности их обитателей, ведущих полуоседлый образ жизни. Каждая такая группа занимала обширную площадь, в пределах которой вела экстенсивное хозяйство. Иногда, по-видимому, в наиболее суровые месяцы года, несколько групп собирались вместе для того, чтобы пережить тяжелое время. У людей не было постоянного места обитания. Его заменяли временные пристанища, где мужчины возводили стоянки, на которых, уходя на долгую охоту, оставляли женщин, детей и стариков.

В этот период люди не могли сами производить все необходимое для удовлетворения своих потребностей. Они брали то, что в готовом виде давала природа. Основу существования человеческого общества на всем протяжении палеолита составляла охота на крупных животных, сопровождавшаяся собирательством. Один из наиболее ранних способов ведения хозяйства в истории человечества складывался из охоты на медведя, крупных копытных и хоботных животных (мамонт, мастодонт), рыбной ловли, добычи водоплавающей дичи, сбора насекомых и их личинок, улиток, съедобных моллюсков, растительной пищи (ягод, плодов, желудей, корневищ, лесных орехов, дикого риса и т.д.).

Когда запасы пищи исчерпывались, группы людей перекочевывали на другие места. Их маршруты зависели от сезонных созреваний плодов, нереста рыбы и направлений передвижения животных. Для пропитания всей первобытной группе требовалось большое количество пищи, поэтому охотникам приходилось передвигаться на очень большие расстояния. Женщины занимались собирательством. Оно было связано не только с собиранием съедобных растений. Так, в прибрежных районах люди собирали моллюсков, оставшихся после морского прилива. Они также питались некоторыми видами растений, включая разные травы, плоды, орехи, желуди.

Существовало две формы охоты: скрадывание, позволяющее регулировать поступление пищи по мере необходимости; и загон, при котором добыча значительно превышала возможности потребления. Палеолитический человек первоначально, по-видимому, за редким исключением, не нуждался в загонной охоте. Он скрадывал (отбивал от стада) добычу и убивал ровно столько, сколько было необходимо для обеспечения нормального питания членов группы. Однако по мере роста численности племени люди нуждались во все большем количестве пищи. Возможно, стремясь сэкономить время и силы, затрачиваемые на поимку отдельных животных, первобытные люди стали склоняться к преимущественному использованию загонного способа охоты. Загонная охота приводила к гибели большого числа животных, которые не могли быть все использованы в пищу. С этим обстоятельством многие исследователи связывают факт вымирания крупных млекопитающих в конце плейстоцена.

Так как этот этап характеризуется непосредственным присвоением людьми готовых продуктов природы с помощью самых примитивных орудий труда и форм производства, то воздействие на природу было минимальным. Изменение природы происходило стихийно, лишь в силу самого факта борьбы человека за существование. Во взаимодействии между обществом и природой влияние последней было преобладающим. Особенности природной среды имели решающее значение для существования и развития людей.

Важнейшим фактором отделения человека от генеральной линии эволюции животных видов стал переход к систематическому использованию орудий в целях освоения окружающего мира. Первыми орудиями были, как полагают, обломки костей и палки, применяемые для добывания пищи и защиты от опасных хищников, а также подносы из коры, предназначавшиеся для сбора пищи. Ими пользовались еще предки человека австралопитеки, жившие 4-2,5 млн. лет назад. Они же незадолго до появления первых людей начали изготовлять каменные орудия. С тех пор, вплоть до рубежа 5 тыс. лет назад, камень доминировал как материал орудий труда. Для производства первых каменных орудий использовались естественные материалы кремень, кварцит, горный хрусталь, вулканическая лава. Ударяя камень о камень, первобытный человек создавал острые орудия: рубило, используемое для резки мяса и раскалывания костей; скребло, применявшееся при обработке шкур убитых животных; каменный молоток и др. Постепенно техника изготовления орудий совершенствовалась.

 Около 1,9 млн. лет назад люди стали строить первые жилища хижины-шалаши, каркас которых составляли ветки и длинные кости убитых животных, накрытые настилом из травы и листьев. Подобные сооружения были призваны защитить первобытного человека от ветра, дождя, снега.

Важнейшее различие между людьми и другими видами животных состояло в использовании огня. Около 300 лет человек начал использовать огонь, возникающий от молний, самовозгорания торфа и других причин, а уже около 150 тыс. лет назад люди научились добывать его самостоятельно. Огонь представлял собой источник энергии, дополнявший энергию, потребляемую через пищу и необходимую для поддержания обмена веществ. Его использование сделало человека менее зависимым от климатических изменений, а также позволило за счет термической обработки существенно повысить потребительские свойства потребляемой пищи.

Первый этап взаимодействия природы и общества по времени охватывает историю первобытнообщинного строя. Крупнейшим завоеванием этого периода, подготовившим переход к следующему, были: овладение огнем, изготовление и использование орудий, строительство жилищ, отбор некоторых ценных для человека растений и животных.

Средняя продолжительность жизни человека каменного века, установленная по костным останкам, равнялась примерно 26 годам. Среди болезней первобытного человека и причин его смерти были травмы, полученные на охоте и при стычках с представителями других групп людей, а также голод. Его жертвами преимущественно становились старики и дети.

Неолитическая революция. Охота и собирательство продолжались сотни тысяч лет. Затем человечество перешло к следующей ступени — огородничеству. Люди выкорчевывали часть леса, сжигали пни, деревянными мотыгами выкапывали ямки и сажали в них клубни диких овощей, которые со временем превращались в культурные. На смену бродячему образу жизни постепенно приходил оседлый. Однако он еще не стал главной чертой жизни людей. Использовав под огород один участок земли и истощив почву, люди бросали его и перебирались на новый. А поскольку земля истощалась быстро, то на одном месте община задерживалась всего на несколько лет. Огородничество было переходной формой хозяйствования, от добывания готовых природных продуктов (диких растений) люди переходили к выращиванию окультуренных овощей и злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги — деревянным, а позже — железным сохе или плугу, что создало предпосылки неолитической революции – переходу от присваивающих форм хозяйствования к производящим.

В развитии производительных сил этого общества решающим шагом явилась смена каменного века веком металлическим. Использование различных самородных металлов сыграло важную роль в переходе более активным формам воздействия на природу.

 Подлинным переворотом в развитии производительных сил этого общества следует считать возникновение выплавки рудного металла (меди, железа), использование его в качестве материала для выделки различных орудий: топоров, ножей, плугов, а также оружия— стрел, копий и дротиков с металлическими наконечниками, мечей, кинжалов и т. д. Использование этих орудий труда подняло человечество на более высокий уровень воздействия на природу. Но уже на этом этапе взаимодействия природы и общества наметились первые признаки нарушения «гармонии» между ними.

С усложнением орудий возросла производительность труда. Один человек мог прокормить большее число людей, чем прежде. Временные стоянки превращались в постоянные поселения, окруженные огородами и загонами для скота. Общины объединялись и создавали племена.

Таким образом, первый, архаический,  этап взаимодействия природы и общества можно охарактеризовать как стихийный процесс пассивного в основном приспособления человека природной среде, как постепенный переход к более активному и сознательному использованию природных ресурсов.

Современные охотники и собиратели. Несмотря на то, что этот период остался далеко позади, до сих пор в различных частях необъятной планеты исследователи обнаруживают живые свидетельства истории — примитивные племена кочующих охотников и собирателей. Их можно встретить на Мадагаскаре, в Южной Азии, Малайзии, на Филиппинах и других островах побережья Индийского океана.

Аборигены Австралии, населяющие континент уже более 40 тыс. лет, до сих пор не перешли к земледелию и скотоводству. Эскимосы Аляски и Канады - охотники. Совсем недавно они начали пользоваться винтовками и пересели на снегоходы. Коренное население штатов Калифорния, Орегон, Вашингтон и округа Колумбия (США) занимается собирательством, так же как индейцы на Великих озерах Канады. Для многих коренных американцев рыболовство, охота и собирательство остаются важными источниками существования. Они продают дичь и рыбу и живут на вырученные средства. На травянистых равнинах Аргентины, Южной Бразилии, Уругвая и Парагвая также обитают охотники и собиратели. В мире существует около пяти тысяч таких групп народов, общей численностью около 300 млн человек. Помимо того что они принадлежат к наименее развитой части населения планеты, эти народы проживают, как правило, в богатых природными ресурсами регионах. По этой причине они часто оказываются в центре многочисленных конфликтов. Для того чтобы высвободить земли под промышленное строительство, коренные народы переселяют в другие места или в города.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.022 с.)