Глава 26. 5. Патентная система налогообложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 26. 5. Патентная система налогообложения



 

Статья 346.43. Общие положения

 

Комментарий к статье 346.43

 

Глава 26.5 "Патентная система налогообложения" Налогового кодекса РФ введена в действие и применяется с 1 января 2013 года.

Глава 26.5 Налогового кодекса РФ заменила действовавшую ранее статью 346.25.1 "Особенности применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента" Налогового кодекса РФ.

 

Введение в действие

патентной системы налогообложения (ПСН)

 

Патентная система вводится в действие законами субъектов РФ. На территории тех субъектов РФ, где она была введена, ПСН применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, перечисленных в п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ.

Также законами субъектов Российской Федерации устанавливаются размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. При этом максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не может превышать 1 млн рублей, если иное не установлено п. 8 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ (п. 7 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ).

Указанный в п. 7 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год.

Коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 26.5 "Патентная система налогообложения" Налогового кодекса РФ, установлен в размере, равном 1,481 (Приказ Минэкономразвития России от 30.10.2017 N 579 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2018 год"). Таким образом, в 2018 году максимальный размер потенциально возможного годового дохода составит 1 481 000 руб. (1 000 000 руб. x 1,481).

Кроме того, на основании п. 8 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ субъекты Российской Федерации вправе:

А) в целях установления размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, дифференцировать виды предпринимательской деятельности, указанные в п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ, если такая дифференциация предусмотрена Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и (или) Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности;

Б) в целях установления размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, дифференцировать территорию субъекта Российской Федерации по территориям действия патентов по муниципальным образованиям (группам муниципальных образований), за исключением патентов на осуществление видов предпринимательской деятельности, указанных в пп. 10, 11, 32, 33 и 46 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ;

В) устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам и не указанных в п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. Коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и коды услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, определяются Правительством Российской Федерации;

Г) устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости:

а) от средней численности наемных работников;

б) количества транспортных средств, грузоподъемности транспортного средства, количества посадочных мест в транспортном средстве;

в) количества обособленных объектов (площадей) в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в пп. 19, 45 - 48 п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ;

г) территории действия патентов, определенной в соответствии с пп. 1.1 п. 8 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ;

Д) увеличивать максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода:

а) не более чем в 3 раза - по видам предпринимательской деятельности, указанным в пп. 9, 10, 11, 32, 33, 38, 42, 43 п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ;

б) не более чем в 5 раз - по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, осуществляемым на территории города с численностью населения более 1 млн человек;

в) не более чем в 10 раз - по видам предпринимательской деятельности, указанным в пп. 19, 45 - 47 п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ.

 

Виды деятельности,

при осуществлении которых можно применять ПСН

 

Комментируемая статья 346.43 Налогового кодекса РФ в п. 2 определяет виды деятельности, в отношении которых возможно применять ПСН, а именно:

ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий;

ремонт, чистка, окраска и пошив обуви; парикмахерские и косметические услуги; химическая чистка, крашение и услуги прачечных;

изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц;

ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонт и изготовление металлоизделий;

ремонт мебели;

услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий;

техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования;

оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом;

оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом;

ремонт жилья и других построек;

услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ;

услуги по остеклению балконов и лоджий, нарезке стекла и зеркал, художественной обработке стекла;

услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству;

услуги по присмотру и уходу за детьми и больными;

услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома;

ветеринарные услуги;

сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности;

изготовление изделий народных художественных промыслов;

прочие услуги производственного характера (услуги по переработке сельскохозяйственных продуктов и даров леса, в том числе по помолу зерна, обдирке круп, переработке маслосемян, изготовлению и копчению колбас, переработке картофеля, переработке давальческой мытой шерсти на трикотажную пряжу, выделке шкур животных, расчесу шерсти, стрижке домашних животных, ремонту и изготовлению бондарной посуды и гончарных изделий, защите садов, огородов и зеленых насаждений от вредителей и болезней; изготовление валяной обуви; изготовление сельскохозяйственного инвентаря из материала заказчика; граверные работы по металлу, стеклу, фарфору, дереву, керамике; изготовление и ремонт деревянных лодок; ремонт игрушек; ремонт туристского снаряжения и инвентаря; услуги по вспашке огородов и распиловке дров; услуги по ремонту и изготовлению очковой оптики; изготовление и печатание визитных карточек и пригласительных билетов на семейные торжества; переплетные, брошюровочные, окантовочные, картонажные работы; зарядка газовых баллончиков для сифонов, замена элементов питания в электронных часах и других приборах);

производство и реставрация ковров и ковровых изделий;

ремонт ювелирных изделий, бижутерии;

чеканка и гравировка ювелирных изделий;

монофоническая и стереофоническая запись речи, пения, инструментального исполнения заказчика на магнитную ленту, компакт-диск, перезапись музыкальных и литературных произведений на магнитную ленту, компакт-диск;

услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства;

услуги по оформлению интерьера жилого помещения и услуги художественного оформления;

проведение занятий по физической культуре и спорту;

услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;

услуги платных туалетов;

услуги поваров по изготовлению блюд на дому;

оказание услуг по перевозке пассажиров водным транспортом;

оказание услуг по перевозке грузов водным транспортом;

услуги, связанные со сбытом сельскохозяйственной продукции (хранение, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка);

услуги, связанные с обслуживанием сельскохозяйственного производства (механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные работы);

услуги по зеленому хозяйству и декоративному цветоводству;

ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;

занятие медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности;

осуществление частной детективной деятельности лицом, имеющим лицензию;

услуги по прокату;

экскурсионные услуги;

обрядовые услуги;

ритуальные услуги;

услуги уличных патрулей, охранников, сторожей и вахтеров;

розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;

розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети;

услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания;

услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;

оказание услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота;

производство кожи и изделий из кожи;

сбор и заготовка пищевых лесных ресурсов, недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений;

сушка, переработка и консервирование фруктов и овощей;

производство молочной продукции;

производство плодово-ягодных посадочных материалов, выращивание рассады овощных культур и семян трав;

производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;

товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство;

лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность;

деятельность по письменному и устному переводу;

деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами;

сбор, обработка и утилизация отходов, а также обработка вторичного сырья;

резка, обработка и отделка камня для памятников;

оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;

ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования.

Заявление на получение патента оформляется по форме N 26.5-1, утвержденной Приказом ФНС России от 11.07.2017 N ММВ-7-3/544@.

Порядок заполнения формы заявления на получение патента также утвержден Приказом ФНС России от 11.07.2017 N ММВ-7-3/544@ (далее - Приказ ФНС России N ММВ-7-3/544@).

В заявлении на получение патента указывается полное наименование установленного законом субъекта Российской Федерации вида предпринимательской деятельности, в отношении которого индивидуальный предприниматель планирует осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента (письмо Минфина России от 16.03.2018 N 03-11-12/16642).

Также в заявлении на получение патента указывается идентификационный код установленного законом субъекта Российской Федерации вида предпринимательской деятельности.

Идентификационный код вида предпринимательской деятельности указывается в соответствии с Классификатором видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законом субъекта Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения (КВПДП), утвержденным Приказом ФНС России от 15 января 2013 года N ММВ-7-3/9@ (далее - Приказ ФНС России от 15 января 2013 года N ММВ-7-3/9@).

Согласно Приказу ФНС России от 15 января 2013 года N ММВ-7-3/9@ Классификатор предназначен для идентификации видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законом субъекта Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения. Объектами классификации являются виды предпринимательской деятельности, в отношении которых законом субъекта Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения.

При кодировании:

а) код вида предпринимательской деятельности присваивается в соответствии с номером подпункта п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ, предусматривающему вид предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения (коды 01, 02, 03,..., 47, 99). Код 99 указывается в случае, если вид предпринимательской деятельности относится к бытовым услугам в соответствии с ОКУН и не указан в п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ. Перечень кодов предпринимательской деятельности в соответствии с номером подпункта п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ приведен в разделе 5 описания Классификатора;

б) код субъекта Российской Федерации присваивается в соответствии с Ведомственным справочником ФНС России "Субъекты Российской Федерации" (ССРФ), утвержденным Приказом МНС России от 25.03.2002 N БГ-3-13/149@;

в) порядковый номер (код) вида деятельности присваивается в соответствии с порядком следования видов предпринимательской деятельности, установленных законом субъекта Российской Федерации путем дифференциации того вида деятельности, код которого указывается первыми двумя цифрами. Указанные виды деятельности нумеруются по порядку, начиная с 01, 02, 03 и заканчивая 99.

Обратим внимание, что заявление на получение патента утратило силу (Приказ ФНС России от 17 ноября 2014 года N ММВ-7-3/586@).

 

Понятие "розничная торговля",

используемое для целей главы 26.5 Налогового кодекса РФ

 

В п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ раскрыты понятия, используемые для целей применения главы 26.5 Налогового кодекса РФ.

В пп. 1 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ раскрывается понятие "розничная торговля". Под ней понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация:

а) подакцизных товаров, указанных в пп. 6 - 10 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ;

б) продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без таких упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания;

в) газа;

г) грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов;

д) товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети);

е) передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам;

ж) а также продукции собственного производства (изготовления).

Реализация через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленной в этих торговых автоматах, относится в целях настоящей главы 26.5 Налогового кодекса РФ к розничной торговле.

По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 492 Гражданского кодекса РФ). Если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (ст. 428 Гражданского кодекса РФ), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара (ст. 493 Гражданского кодекса РФ).

Отметим, что в соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 290-ФЗ)) (далее - Закон N 54-ФЗ) ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ.

При этом п. 7 ст. 7 Закона N 290-ФЗ, в частности, установлено, что индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу) в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ), до 1 июля 2018 года.

Указанные в ч. 7 ст. 7 Закона N 290-ФЗ индивидуальные предприниматели вправе не применять ККТ в части указанных видов деятельности до 1 июля 2019 года в следующих случаях:

А) индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные пп. 1 - 15, 18 - 28, 30 - 44, 49 - 58, 60 - 63 п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ;

Б) индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные пп. 45 - 48 п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации, и не имеют работников, с которыми заключены трудовые договоры.

Вышеуказанные положения применяются при соблюдении условия, указанного в ч. 7 ст. 7 Закона N 290-ФЗ.

Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные пп. 45 - 48 п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае заключения трудового договора с работником обязаны в течение 30 календарных дней с даты заключения такого трудового договора зарегистрировать ККТ.

Также отметим, что к розничной торговле для целей применения главы 26.5 Налогового кодекса РФ не относится розничная торговля подакцизными товарами, перечисленными в пп. 6 - 10 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ. Таким образом, патентная система налогообложения не может быть применена при осуществлении розничных продаж, в том числе:

а) автомобилей легковых;

б) мотоциклов с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.);

в) автомобильного бензина;

г) дизельного топлива;

д) моторного масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

е) прямогонного бензина.

Отметим, что алкогольная продукция, которая признается подакцизным товаром (пп. 3 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ), не названа в числе исключений, перечисленных в пп. 6 - 10 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ.

Однако указанное не означает, что в отношении розничной торговли всей перечисленной в пп. 3 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ алкогольной продукцией может применяться патентная система налогообложения.

На основании пп. 45 и 46 п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ ПСН может применяться индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли и через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети.

Для целей исчисления и уплаты налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, главой 26.5 Налогового кодекса РФ не предусмотрено ограничений для розничной торговли алкогольной продукцией индивидуальными предпринимателями через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли и через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети (письмо Минфина России от 29.01.2018 N 03-11-12/4729).

Вместе с тем следует иметь в виду, что в соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Пунктом 1 ст. 16 Закона N 171-ФЗ установлено, что розничная продажа алкогольной продукции осуществляется организациями.

При этом розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи может осуществляться индивидуальными предпринимателями (п. 1 ст. 16 Закона N 171-ФЗ).

Кроме того, розничная продажа алкогольной продукции не допускается в нестационарных торговых объектах, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 171-ФЗ (пп. 9 п. 2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ).

Согласно абз. 3 п. 10 ст. 16 Закона N 171-ФЗ индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения.

Таким образом, индивидуальные предприниматели на ПСН при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции обязаны соблюдать вышеуказанные требования Закона N 171-ФЗ.

 

Понятие "стационарная торговая сеть",

используемое для целей главы 26.5 Налогового кодекса РФ

 

В пп. 2 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ раскрывается понятие "стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы". Под ней понимается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.

Согласно п. 6.3 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51773-2009 "Услуги торговли. Классификация предприятий торговли", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2009 года N 771-ст, предприятия торговли могут быть расположены в отдельно стоящих зданиях, на первых этажах встроенно-пристроенных зданий, жилых домов или нежилых зданий, в структуре (составе) торговых центров и торговых комплексов.

Согласно п. 53 и п. 54 ГОСТ Р 51303-2013 (национальный стандарт Российской Федерации "ГОСТ Р 51303-2013. Торговля. Термины и определения", утвержденный Приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст):

торговый центр - совокупность торговых предприятий и/или предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный или специализированный ассортимент товаров и универсальный ассортимент услуг, расположенных на определенной территории в зданиях или строениях, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин;

торговый комплекс - совокупность торговых предприятий, реализующих товары и оказывающих услуги, расположенных на определенной территории и централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности.

При этом под функциями хозяйственного обслуживания подразумевают инженерное обеспечение (электроосвещение, тепло- и водоснабжение, канализацию, средства связи), ремонт зданий, сооружений и оборудования, уборку мусора, охрану торговых объектов, организацию питания служащих и т.п.

Таким образом, торговые комплексы, торговые центры представляют собой совокупность расположенных на одной территории торговых предприятий как имущественных комплексов, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг.

Следовательно, применительно к патентной системе налогообложения торговые комплексы и торговые центры (в терминологии государственного стандарта) сами по себе не являются объектами стационарной торговой сети. Кроме того, они не включены в перечень объектов стационарной торговой сети, имеющих торговые залы, и объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговые залы, розничная торговля в которых индивидуальными предпринимателями может быть переведена на патентную систему налогообложения (письмо ФНС России от 27 мая 2014 года N ГД-4-3/10161@ "О направлении разъяснений Минфина России").

Согласно пп. 2 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ перечень объектов стационарной торговой сети носит закрытый характер.

В связи с этим предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли, осуществляемая через объекты розничной торговли, не включенные в данный перечень (торговые центры, торговые комплексы, нежилые помещения, арендуемые для осуществления торговли в административных, промышленных и учебных зданиях, и т.п.), должна облагаться налогами в рамках иных режимов налогообложения (письмо ФНС России от 29 августа 2012 года N ЕД-4-3/14242@ "О направлении письма Минфина России от 14 августа 2012 года N 03-11-09/64").

К категории стационарных торговых объектов, имеющих площадь торгового зала, относятся магазины и павильоны.

В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ магазин - специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.

В соответствии с пп. 4 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ павильон - строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

В соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ площадь торгового зала - часть магазина, павильона, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

В соответствии с пп. 6 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ площадь зала обслуживания посетителей - площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

В соответствии с пп. 7 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов, - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся розничные рынки, ярмарки, киоски, палатки, торговые автоматы.

В соответствии с пп. 8 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ киоск - строение, которое не имеет торгового зала и рассчитано на одно рабочее место продавца.

В соответствии с пп. 9 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ палатка - сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала.

В соответствии с пп. 10 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ нестационарная торговая сеть - торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также объекты организации торговли, неотносимые к стационарной торговой сети.

 

Понятие "общественное питание",

используемое для целей главы 26.5 Налогового кодекса РФ

 

В соответствии с пп. 13 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ услуги общественного питания - услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга. К услугам общественного питания не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в пп. 3 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ.

На основании пп. 3 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ подакцизными товарами признается в том числе алкогольная продукция (водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5% (за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации)).

Если через объект организации общественного питания реализуются приобретенные для последующей реализации подакцизные товары, перечисленные в пп. 3 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки, то такая предпринимательская деятельность относится к услугам общественного питания, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения.

Таким образом, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг общественного питания (включая реализацию покупных алкогольных напитков) через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров, могут применять патентную систему налогообложения (письмо Минфина России от 05.02.2015 N 03-11-12/4619).

В соответствии с пп. 14 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ объект организации общественного питания, имеющий зал обслуживания посетителей, - здание (его часть) или строение, предназначенные для оказания услуг общественного питания и имеющие специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга. В соответствии с пп. 15 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей, - объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К данной категории объектов организации общественного питания относятся киоски, палатки, магазины (отделы) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и другие аналогичные точки общественного питания.

 

Работники индивидуального предпринимателя, применяющего ПСН

 

Пункт 5 комментируемой статьи 346.43 Налогового кодекса РФ указывает, что при применении патентной системы налогообложения индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера. При этом средняя численность наемных работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем.

Порядок определения средней численности наемных работников осуществляется в соответствии с Указаниями по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации" (далее - Указания), утвержденными Приказом Росстата от 22.11.2017 N 772.

Согласно п. 77 Указаний средняя численность работников организации включает:

среднесписочную численность работников;

среднюю численность внешних совместителей;

среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

Если в полученном индивидуальным предпринимателем патенте указано определенное число показателей, например средняя численность наемных работников, и при этом в течение налогового периода произошло увеличение этого показателя, то для целей применения патентной системы налогообложения в отношении новых показателей индивидуальный предприниматель вправе получить новый патент или применять в отношении них иной режим налогообложения. При этом в случае уменьшения показателей перерасчет налога в рамках патентной системы налогообложения не предусмотрен.

Индивидуальный предприниматель, получивший патент, в котором указано определенное количество показателей (например, средняя численность наемных работников), не может самостоятельно производить перерасчет стоимости полученного патента в связи с увеличением количества таких показателей, в частности при увеличении численности наемных работников (письмо Минфина России от 29 апреля 2013 года N 03-11-11/14921).

 

Пример. Индивидуальный предприниматель с 1 июля 2014 года планирует начать применение патентной системы налогообложения в отношении предусмотренного пп. 3 п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ вида предпринимательской деятельности - "парикмахерские и косметические услуги".

Заявление на получение патента предприниматель подал в налоговый орган по месту жительства не позднее чем за 10 дней до начала применения им ПСН, в котором указал, что численность его наемных работников составляла 4 человек.

Однако по состоянию на 1 октября 2014 года численность наемных работников индивидуального предпринимателя увеличилась до 10 человек.

В связи с этим индивидуальный предприниматель либо должен получить еще один патент в отношении парикмахерских и косметических услуг с численностью работников 6 человек (10 человек - 4 человека), либо должен применять в отношении этой деятельности иные режимы налогообложения в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.111 с.)