См. : определение верховного суда РФ от 25. 10. 2016 n 6-кг16-16. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

См. : определение верховного суда РФ от 25. 10. 2016 n 6-кг16-16.



Свои разъяснения по вопросу отключения и ограничения подачи электроэнергии в СНТ дала ФАС России (см. разъяснения "По вопросам, касающимся технологического присоединения к электрическим сетям").

На вопрос о том, распространяются ли положения антимонопольного законодательства на действия СНТ по отключению и (или) ограничению энергоснабжения членов СНТ и граждан, ведущих садоводство в индивидуальном порядке, ФАС России сообщила, что в соответствии с п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством РФ и соглашением сторон обязательства.

За исключением случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов, веерные отключения потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством РФ и соглашением сторон обязательства, запрещаются.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Учитывая изложенное, в действиях СНТ по введению ограничения режима потребления электрической энергии в результате установки ограничительных автоматов, иных приборов в виде ПЗР (прибора защиты релейного) или приборов учета электроэнергии прямого включения, имеющих встроенное реле, позволяющее отключать потребителя от сети, будут содержаться признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Одновременно следует учитывать, что в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 19 Закона о садоводах член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение законодательства.

При этом для граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, порядок и условия платы за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения определяются сторонами в договоре, заключение которого предусматривается абз. 1 п. 2 ст. 8 Закона о садоводах.

Согласно абз. 4 п. 2 ст. 8 Закона о садоводах размер платы за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения для граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, при условии внесения ими взносов на приобретение (создание) указанного имущества не может превышать размер платы за пользование указанным имуществом для членов такого объединения.

Действия собственников и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства, не являющихся сетевыми организациями, в части требования от потребителей компенсации расходов на транспортировку электрической энергии через принадлежащие им объекты электросетевого хозяйства (при отсутствии установленного для них соответствующим уполномоченным органом тарифа на услуги по передаче электрической энергии) являются нарушением п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Действия собственников и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства, не являющихся сетевыми организациями, выразившиеся в препятствовании перетоку электроэнергии через собственные объекты в отношении точек присоединения к электросетям потребителя посредством необоснованного введения ограничения режима потребления, а также во взимании платы за переток электроэнергии через объекты предприятия нарушают п. 3, 4, 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Вывод: задолженность по взносам, если она имеется у садовода, может быть взыскана в судебном порядке. Вместе с суммой основного долга взысканию подлежат проценты за пользование чужими денежными средствами и судебные расходы. Поэтому не стоит отключать электроэнергию за неуплату, тем более что такие действия могут быть оспорены. Проблему лучше решать законным способом.

 

Глава 2. МЕЖЕВАНИЕ

 

Если говорить об оформлении земельного участка и жилых строений, которые на нем расположены, то, пожалуй, самой дорогостоящей процедурой является межевание.

 

Межевание земельного участка - это работы по установлению местоположения границ земельного участка.

 

Работы по межеванию участка осуществляются организациями, имеющими лицензию на право осуществления геодезической и картографической деятельности. У кадастрового инженера должен быть аттестат, и он должен являться членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

Выбирая организацию, которая будет заниматься кадастровыми работами по проведению межевания, ориентируйтесь не только на лицензию и аттестат кадастрового инженера, но и на стоимость работ, которую называют.

Обзвонив несколько организаций, вы можете убедиться, что цены за работу отличаются друг от друга.

Например, в Московской области за межевание земельного участка могут запросить от 10 до 12 тыс. руб.

В Краснодарском крае цены примерно такие же.

В Ленинградской области межевание участка в среднем обойдется в 13 - 15 тыс. руб.

Немалые суммы просят и за подготовку технического плана на дом - документ, необходимый для регистрации права собственности.

В Московской области составление технического плана на дом стоит в среднем 12 тыс. руб.

В Краснодарском крае - 8 тыс. руб.

В Ленинградской области - 13 тыс. руб.

Приведенные цифры дают лишь примерное представление о том, во сколько обойдется оформление документов на земельный участок и дом.

Точную сумму можно узнать, позвонив кадастровому инженеру и назвав характеристики своего имущества (его площадь, адрес местонахождения и транспортную доступность).

Установление и закрепление границ на местности выполняют чаще всего в следующих случаях.

Во-первых, при получении гражданами новых земельных участков.

Во-вторых, при совершении сделок с земельным участком: купле-продаже, мене, дарении.

В-третьих, по просьбе граждан, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности (например, в 1990-е годы).

Для проведения межевания земельного участка потребуются следующие документы:

1) правоудостоверяющий документ - свидетельство о праве собственности на земельный участок;

2) правоустанавливающий документ - постановление или решение администрации о предоставлении земельного участка, нотариальное свидетельство о праве на наследство, решение суда, договор купли-продажи, мены, дарения;

3) паспорт собственника земельного участка (и его копия);

4) нотариально удостоверенная доверенность на представителя (если от имени собственника будет действовать представитель).

Для проведения работ по межеванию с кадастровым инженером или с организацией, имеющей лицензию на право осуществления геодезической и картографической деятельности, заключается договор подряда на проведение кадастровых работ. Реестр кадастровых инженеров опубликован на официальном сайте Росреестра в Интернете.

В договоре на выполнение кадастровых работ может быть предусмотрена обязанность кадастрового инженера по помещению в электронное хранилище подготовленного им межевого плана (ч. 5 ст. 20 Закона о государственной регистрации).

На основании заключенного договора кадастровый инженер или сотрудники геодезической организации проводят кадастровые работы по межеванию.

Кадастровые работы по межеванию включают в себя:

- сбор и изучение сведений о земельном участке, предоставленных вами документов на землю, имеющихся геодезических данных по участку, а также адресов соседних (смежных с вашим) земельных участков;

- подготовку проекта межевания (или технического проекта), который должен соответствовать заданию на межевание;

- уведомление соседей по участку (т.е. лиц, интересы которых могут быть затронуты установлением границ участка);

- выезд на место и определение границ участка на местности. Как правило, границы участка определяются по фактическому пользованию либо со слов собственника. При этом обязательно должен быть получен акт согласования границ участка с соседями;

- геодезическую съемку участка и определение координат межевых знаков;

- точное определение площади земельного участка;

- чертеж земельного участка со всеми его границами;

- подготовку межевого плана.

Кроме этого, в соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию.

 

Согласование границ земельного участка - это необходимая процедура, которая проводится при определении точного местоположения его границ в ходе межевания.

 

Согласование местоположения границ должно проводиться с лицами, которые обладают смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Следовательно, подписывать акт согласования границ надо с правообладателем земельного участка, а не с его родственниками. Исключение составляет случай, когда у родственников есть доверенность, позволяющая совершать указанные действия.

Если кадастровый инженер в ходе осуществления кадастровых работ по проведению межевания проводит собрание заинтересованных лиц (владельцев соседних земельных участков) с целью согласования границ, извещение о проведении такого собрания вручается заинтересованным лицам или их представителям под расписку или направляется по адресу электронной почты или почтовому адресу, по которым осуществляется связь с лицом, право которого на объект недвижимости зарегистрировано.

Сообщение о проведении собрания по вопросу согласования местоположения границ земельного участка может быть опубликовано в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования.

От имени СНТ акт согласования границ подписывает председатель правления. Как правило, этими полномочиями его наделяет общее собрание.

Председатель правления садоводческого или дачного объединения действует в интересах товарищества, и если садовод захватил часть земель общего пользования, то акт согласования границ можно не подписывать, а составить возражение.

Поскольку без акта согласования границ оформить межевой план нельзя, собственник земельного участка вправе обратиться в суд с иском об установлении границ земельного участка. Ответчиками по такому делу будут владельцы смежных земельных участков, в том числе товарищество.

Если суд установит, что требования истца обоснованны, он удовлетворит иск. В таком случае с товарищества, как с юридического лица, будут взысканы все судебные расходы, включая госпошлину, оплату экспертизы и услуг представителя.

В случае отказа в удовлетворении требований истца товарищество имеет право взыскать с него судебные расходы.

Межевой план подготавливается в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, его подготовившего.

Если это предусмотрено договором подряда, межевой план может быть также подготовлен в форме документа на бумажном носителе, который тоже заверяется подписью и печатью подготовившего его кадастрового инженера.

После изготовления межевого плана он вместе с заявлением и необходимыми документами представляется в Росреестр для постановки участка на кадастровый учет и регистрации права.

Указанные документы можно подать в Росреестр лично, обратившись в отделение Росреестра или через МФЦ (независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню подразделений, осуществляющих прием по экстерриториальному принципу, размещенному на сайте Росреестра).

Кроме этого, документы можно направить:

- почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (в этом случае, в частности, подлинность подписи на заявлении должна быть засвидетельствована нотариально);

- в форме электронных документов через Интернет, например, посредством официального сайта Росреестра.

За государственную регистрацию права собственности на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, уплачивается госпошлина в размере 350 руб. (если заявителем является физическое лицо).

В случае подачи заявления и уплаты госпошлины через портал госуслуг госпошлина рассчитывается с коэффициентом 0,7.

Уплатить госпошлину за государственную регистрацию можно в том числе через МФЦ.

Срок постановки на кадастровый учет и государственной регистрации прав не должен превышать 10 рабочих дней со дня приема Росреестром заявления и необходимых документов. Если заявление было подано через МФЦ, срок рассмотрения заявления составит 12 рабочих дней. Течение этого срока начинается со следующего рабочего дня после даты приема документов.

О ходе оказания услуги (например, поступлении информации об уплате госпошлины, проведении регистрации) заявитель может быть уведомлен посредством сообщений на электронную почту или номер мобильного телефона.

Проведенная государственная регистрация удостоверяется выпиской из ЕГРН, которая может быть направлена заявителю в электронной форме.

 

Глава 3. СЕРВИТУТ

 

Не всем садоводческим товариществам везет иметь свою подъездную дорогу, ведущую к территории объединения. Многие пользуются подъездом вместе с еще одним или несколькими товариществами. Дружба, как правило, заканчивается тогда, когда одно из юридических лиц оформляет дорогу в свою собственность и устанавливает (или пытается установить) шлагбаум или ворота.

С одной стороны, такие действия оправданны, ведь собственник может делать со своим имуществом все, что пожелает (соблюдая закон). А с другой стороны, что же делать членам соседнего товарищества, которые теперь не могут проехать на свои участки? Решение этой проблемы есть, и называется оно "сервитут".

В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Ограничение права собственности возможно только в случаях и в порядке, которые установлены законом.

В соответствии с п. 1 ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Как указал Президиум ВАС РФ в Постановлении от 28.02.2012 N 11248/11, из положений ст. 274 ГК РФ следует, что сервитут может быть установлен судом в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей истца как собственника недвижимости. Сервитут должен быть наименее обременительным для ответчика, поэтому при определении содержания этого права и условий его осуществления суд обязан исходить из разумного баланса интересов сторон спора с тем, чтобы это ограниченное вещное право, обеспечивая только необходимые нужды истца, не создавало существенных неудобств для собственника обслуживающего земельного участка.

Таким образом, сервитут может устанавливаться в интересах собственника недвижимого имущества исключительно в том случае, если нужды собственника, связанные с использованием указанного имущества, не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Согласно п. 1 ст. 23 ЗК РФ частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

В п. 3 ст. 274 ГК РФ предусмотрено, что сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Установление частного сервитута обусловлено необходимостью внесения правовой определенности в отношения собственников соседних земельных участков в тех случаях, когда потребности одного из них, связанные с использованием принадлежащего ему имущества, не могут быть удовлетворены иным образом. Эти интересы могут быть обеспечены как путем добровольного подписания собственниками господствующего и обслуживающего земельных участков соглашения о сервитуте, так и в судебном порядке, если между этими лицами не достигнуто такое соглашение или имеются разногласия по его отдельным условиям.

Требование, предусмотренное п. 3 ст. 274 ГК РФ, имеет целью создание на будущее необходимых правовых гарантий для нормальной эксплуатации истцом своего имущества посредством предоставления ему по решению суда права ограниченного пользования чужим земельным участком.

Согласно п. 3 ст. 274 ГК РФ спор собственников соседних участков при недостижении соглашения между ними о сервитуте либо его условиях может быть разрешен судом.

По смыслу приведенной нормы материального права по результатам разрешения такого спора суд исходя из баланса интересов сторон не лишен возможности самостоятельно при наличии имеющихся разногласий определить условия предоставления истцу права ограниченного пользования чужим земельным участком.

В связи с этим при рассмотрении дел соответствующей категории в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 274 ГК РФ, суд должен исследовать вопрос о том, на удовлетворение каких конкретно нужд направлено требование истца и относятся ли они к тем потребностям, которые могут быть обеспечены путем установления сервитута, учитывая его исключительный характер.

Кроме этого, при установлении сервитута в судебном порядке необходимо установить факт возможности исполнения истцом своих обязательств перед третьими лицами иным способом или другими альтернативными путями.

Задачей суда при осуществлении выбора из таких альтернативных вариантов является соблюдение баланса интересов сторон и определение варианта наиболее экономичного (менее затратного) для собственника господствующей вещи и наименее обременительного для собственника служащего земельного участка.

В садоводческих и дачных некоммерческих товариществах целью установления сервитута, как правило, является обеспечение доступа к принадлежащему на праве собственности земельному участку членам товарищества, в том числе путем проезда легкового и грузового автотранспорта.

Условиями для установления сервитута в судебном порядке служат:

- наличие между собственниками земельных участков спора, препятствующего подписанию соглашения о сервитуте;

- выявленная судом в ходе рассмотрения этого спора объективная невозможность удовлетворения потребностей истца иным образом, кроме как путем наделения его правом ограниченного пользования чужим земельным участком.

Обратите внимание: истец для установления частного земельного сервитута обязан представить доказательства, подтверждающие, что нужды истца как собственника принадлежащего ему недвижимого имущества не могут быть обеспечены без установления требуемого им сервитута.

Согласно п. 5 ст. 274 ГК РФ собственник участка, обремененного сервитутом, по общему правилу вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Следовательно, в тех случаях, когда в деле имеются основания для предоставления права ограниченного пользования чужим имуществом, судам необходимо в соответствии с приведенными положениями определить размер платежей, подлежащих внесению собственнику обремененного земельного участка.

Плата за сервитут может быть соразмерна материальной выгоде, которую могло получить это лицо, если бы земельный участок не был обременен сервитутом (например, возможной выгоде от предоставления части участка, используемого для проезда и прохода, в аренду третьим лицам). На размер платы за сервитут влияют также характер и интенсивность использования земельного участка лицом, в интересах которого установлен сервитут.

В состав платы за право проезда и прохода в зависимости от обстоятельств спора допустимо также включать расходы собственника обремененного участка на создание условий для реализации истцом своего права ограниченного пользования чужим имуществом, в том числе затраты на обеспечение охранно-пропускного режима, поддержание дорожного покрытия в надлежащем техническом состоянии и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.056 с.)