Развитие коммуникационной компетенции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие коммуникационной компетенции.



План занятия.

1. Определение психологии. Психологические процессы.

2. Общение как процесс. Трудности возникающие в процессе общения.

3. Структура общения. Коммуникативная перцептивная и интерактивная стороны общения.

4. Принципы общения.

5. Развитие коммуникационной компетенции.

6. Цели функции и виды общения.

7. Уровни, формы и типы общения.

8. Составляющие процесса общения.

   

Психология (от греч. “psyche” –  душа и лат.”logos”– наука, учение) наука о закономерностях внутренних психических процессов, механизмах общения, поведения и деятельности людей.

Психология общения – раздел психологии, раскрывающий психологические механизмы общения людей, стимулы и мотивы общения, способы, формы, складывающиеся стереотипы и «технологии общения».

Психические процессы – это условное разделение психики на составные элементы, которые позволяют человеку познавать внешний и внутренний мир.

Все психические процессы можно разделить на три вида:

Познавательные:

– мышление;

– речь;

– восприятие;

– ощущение;

– внимание;

– память;

– воображение;

– представление.

Эмоциональные:

– эмоции, чувства;

– настроение;

– стресс;

– аффекты.

Волевые:

– борьба мотивов;

– принятие решений;

– напряжение воли;

– постановка целей.

 

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

 

Общение – взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата (М.И. Лисина).

 

ТРУДНОСТИ С ОБЩЕНИЕМ

1. Я не умею говорить, и это мешает моему общению.

2. Я не умею слушать, и это мешает моему общению.

З. Во время общения я слишком эмоционален и перестаю соображать.

4. Я не знаю, о чем говорить, и это мешает моему общению.

5. Я боюсь быть неинтересным собеседником, поэтому молчу.

 

Структура общения.

Общение имеет три стороны своего проявления: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми (передача информации).

Взаимный обмен информацией между людьми, прием и передача знаний, идей, мнений, эмоций и чувств.

Коммуникация в широком смысле – это обмен информацией между людьми через общую систему символов: речь и невербальные (телесные) проявления. Вербальная коммуникация – с помощью слов, невербальная – с помощью мимики, жестов, движений, интонаций голоса.

Коммуникативное влияние возможно  лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодирования и декоди-рования, т.е. говорят «на одном языке». Это особо важно, потому что коммуникатор и реципиент постоянно в ходе процесса меняются местами. У них должно быть одинаковое понимание ситуации общения.

 

Умение точно выражать свои мысли и умение слушать – составляющие коммуникативной стороны общения!

 

Интерактивная сторона общения (интеракция означает взаимодействие) представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений.

Обмен определенными действиями, установление межличностного взаимодействия через действие.

Интерактивная сторона выражается во взаимодействии партнеров при организации и выполнении совместной деятельности. Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой  совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности, неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее.

 

Перцептивная сторона общения (перцепция – восприятие) проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей).

Процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений.

 

Принципы общения.

– Любое общение имеет цель

Когда люди общаются друг с другом, они преследуют определенные цели. Или, как говорит Кэти Келлерман (Kellerman, 1992), ведущий исследователь по межличностным контекстам: «любая коммуникация целенаправленна», независимо от того, осознанна цель или нет. Цель конкретной транзакции может быть серьезной или тривиальной, и один из способов оценить успешность общения – это узнать, была ли достигнута цель общения.

– Общение  – это непрерывный процесс

Поскольку общение включает как вербальные, так и невербальные элементы, то мы всегда посылаем поведенческие сообщения, из которых собеседник извлекает значение или делает выводы. Даже молчание или отсутствие являются коммуникационным поведением, если другой человек делает из этого выводы. Почему? Потому что ваше невербальное поведение представляет собой реакции на окружение и на окружающих людей. Если вы замерзли, вы дрожите; если вам жарко или вы нервничаете, вы потеете; если вам скучно, вы счастливы или смущены, то это наверняка отразится на вашем лице или проявится в языке жестов. Опытные участники коммуникации обязаны знать об этих постоянно передаваемых явных и неявных сообщениях.

– Общению можно научиться

Общение  – это естественное, врожденное, стабильное поведение, и мы не часто пытаемся усовершенствовать наши навыки коммуникации, даже если они неадекватны. Но коммуникации можно учиться.

 

 

Цели общения.

По целям общение делится на биологическое и социальное:

Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления меж-личностных контактов, установления и развития интерперсональных отноше-ний, личностного роста индивида. 

Функции общения.

Общение для человека представляет средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Все они формируют содержание соответствующих общих функций общения, среди которых выделяются:

–   контактная, цель которой – установление взаимодействия, как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;

–   информационная, цель которой – обмен сообщениями, т.е. прием –передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т.д.;

побудительная, цель которой – стимуляция активности партнера по общению для направления его на выполнение определенных действий;

координационная, цель которой – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;

понимания, цель которой – не только адекватное восприятие смысла сообщения, но адекватное восприятие партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.);

эмотивного побуждения, цель которой – пробуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;

установления отношений, цель которой – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду;

оказания влияния, цель которой – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д.

 

Виды общения.

 – «контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику;

примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют к нему дальнейший интерес и не скрывают этого;

формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли;

деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения;

духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый  участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение;

 – манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, обман) в зависимости от особенности личности собеседника;

светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

 

Уровни общения.

Швейцарский психолог Е. Берн выделяет шесть уровней общения:  

1) «ноль общения» или «замыкание на себя»;

2) ритуалы (нормы общения);

3) развлечения;

4) игры (человек думает одно, а говорит другое с тем, чтобы завести второго в ловушку);

5) близость;

6) работа (деловое общение).

На каждом из этих уровней человек использует различные приемы и средства, поскольку цель общения каждый раз меняется.

 

Формы общения.

1. Анонимное, взаимодействие между незнакомыми или не связанными личными отношениями людьми.

2. Формально-ролевое – взаимодействие между людьми, которым присущи определенные роли (зрители кинотеатра, продавец-покупатель, пассажир)

3. Неформальное, личностные контакты людей за пределами официальных отношений в качестве сослуживцев, членов семьи и т.п.

Типы общения.

В отечественной психологии выделяют три типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

Императивное общение – это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной.

Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнера – не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.

Манипуляция  – это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнера по общению, который ис-пользуется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.

Диалогическое общение – это общение, позволяющее перейти от эго-центрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседни-ка, реального партнера по общению. 

Диалог возможен лишь в случае соблюдения следующих непреложных правил взаимоотношений (признаки):

– психологический настрой на актуальное состояние собеседника и соб-ственное актуальное психологическое состояние. В данном случае речь идѐт об общении по принципу «здесь и сейчас» с учетом тех чувств, желаний и физического состояния, которые партнеры испытывают в данный момент;

 – безоценочное восприятие личности партнера, априорное доверие к его намерениям;

– восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение;

– содержанием общения должны являться не прописные истины и догмы, а проблемы и нерешенные вопросы (проблематизация содержания общения);

– персонификация общения – разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.

 

Понятие шумов.

Шум –  это любой внешний, внутренний или семантический раздражитель, мешающий процессу обмена информацией.

Внешние шумы –  это предметы, звуки и другие стимулы окружающей обстановки, отвлекающие внимание людей от того, что говорится или делается. Например, человек дает указания по поводу работы с новым кухонным комбайном, а вас отвлекает радио, по которому передают вашу любимую песню, — это внешний шум. Нас также могут отвлекать отдельные слова и манеры собеседника. Например, нас может раздражать, если человек бормочет, заикается или говорит монотонно. Аналогично этому, нас могут отвлечь отдельные мысли или язык говорящего.

Внутренние шумы –  это мысли и чувства, интерферирующие с коммуникационным процессом. Если вы когдаалибо отключались от речи собеседника, погружались в мечты или вспоминали прошлые разговоры, то это и был внутренний шум.

Семантические шумы – это значение, непреднамеренно переданное посредством некоторых симвоолов и препятствующее точности декодирования. Допустим, ваш друг называет сорокалетнюю секретаршу «девушка в офисе»; вы начинаете думать о том, что снисходительное «девушка» — неподходящий термин в отношении сорокалетней женщины, и может случиться так, что, задумавшись, не услышите остальных слов собеседника. Неуважительное отношение к этническим группам, бранные выражения и вульгарная речь оказывают такое же воздействие.

 

Обратная связь.

Обратная связь – это реакция на сообщение. Обратная связь указывает человеку, передавшему сообщение, было ли получено сообщение, и если да, то, как оно было услышано, увидено, понято. Если вербальная или невербальная реакция указывает отправителю на то, что подразумеваемое значение не было услышано, то инициатор может попытаться другим способом закодировать сообщение, особо подчеркнув при этом свое понимание передаваемого значения.

Это перекодированное сообщение тоже является обратной связью, так как отвечает на реакцию получателя.

План занятия.

1. Определение психологии. Психологические процессы.

2. Общение как процесс. Трудности возникающие в процессе общения.

3. Структура общения. Коммуникативная перцептивная и интерактивная стороны общения.

4. Принципы общения.

5. Развитие коммуникационной компетенции.

6. Цели функции и виды общения.

7. Уровни, формы и типы общения.

8. Составляющие процесса общения.

   

Психология (от греч. “psyche” –  душа и лат.”logos”– наука, учение) наука о закономерностях внутренних психических процессов, механизмах общения, поведения и деятельности людей.

Психология общения – раздел психологии, раскрывающий психологические механизмы общения людей, стимулы и мотивы общения, способы, формы, складывающиеся стереотипы и «технологии общения».

Психические процессы – это условное разделение психики на составные элементы, которые позволяют человеку познавать внешний и внутренний мир.

Все психические процессы можно разделить на три вида:

Познавательные:

– мышление;

– речь;

– восприятие;

– ощущение;

– внимание;

– память;

– воображение;

– представление.

Эмоциональные:

– эмоции, чувства;

– настроение;

– стресс;

– аффекты.

Волевые:

– борьба мотивов;

– принятие решений;

– напряжение воли;

– постановка целей.

 

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

 

Общение – взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата (М.И. Лисина).

 

ТРУДНОСТИ С ОБЩЕНИЕМ

1. Я не умею говорить, и это мешает моему общению.

2. Я не умею слушать, и это мешает моему общению.

З. Во время общения я слишком эмоционален и перестаю соображать.

4. Я не знаю, о чем говорить, и это мешает моему общению.

5. Я боюсь быть неинтересным собеседником, поэтому молчу.

 

Структура общения.

Общение имеет три стороны своего проявления: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми (передача информации).

Взаимный обмен информацией между людьми, прием и передача знаний, идей, мнений, эмоций и чувств.

Коммуникация в широком смысле – это обмен информацией между людьми через общую систему символов: речь и невербальные (телесные) проявления. Вербальная коммуникация – с помощью слов, невербальная – с помощью мимики, жестов, движений, интонаций голоса.

Коммуникативное влияние возможно  лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодирования и декоди-рования, т.е. говорят «на одном языке». Это особо важно, потому что коммуникатор и реципиент постоянно в ходе процесса меняются местами. У них должно быть одинаковое понимание ситуации общения.

 

Умение точно выражать свои мысли и умение слушать – составляющие коммуникативной стороны общения!

 

Интерактивная сторона общения (интеракция означает взаимодействие) представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений.

Обмен определенными действиями, установление межличностного взаимодействия через действие.

Интерактивная сторона выражается во взаимодействии партнеров при организации и выполнении совместной деятельности. Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой  совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности, неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее.

 

Перцептивная сторона общения (перцепция – восприятие) проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей).

Процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений.

 

Принципы общения.

– Любое общение имеет цель

Когда люди общаются друг с другом, они преследуют определенные цели. Или, как говорит Кэти Келлерман (Kellerman, 1992), ведущий исследователь по межличностным контекстам: «любая коммуникация целенаправленна», независимо от того, осознанна цель или нет. Цель конкретной транзакции может быть серьезной или тривиальной, и один из способов оценить успешность общения – это узнать, была ли достигнута цель общения.

– Общение  – это непрерывный процесс

Поскольку общение включает как вербальные, так и невербальные элементы, то мы всегда посылаем поведенческие сообщения, из которых собеседник извлекает значение или делает выводы. Даже молчание или отсутствие являются коммуникационным поведением, если другой человек делает из этого выводы. Почему? Потому что ваше невербальное поведение представляет собой реакции на окружение и на окружающих людей. Если вы замерзли, вы дрожите; если вам жарко или вы нервничаете, вы потеете; если вам скучно, вы счастливы или смущены, то это наверняка отразится на вашем лице или проявится в языке жестов. Опытные участники коммуникации обязаны знать об этих постоянно передаваемых явных и неявных сообщениях.

– Общению можно научиться

Общение  – это естественное, врожденное, стабильное поведение, и мы не часто пытаемся усовершенствовать наши навыки коммуникации, даже если они неадекватны. Но коммуникации можно учиться.

 

 

Развитие коммуникационной компетенции.

Коммуникационная компетенция – это соответствие коммуникативного поведения данной ситуации и его эффективность (Spitzberg, 2000)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.077 с.)