Психодиагностика как практическая деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психодиагностика как практическая деятельность



Психодиагностика как практическая деятельность

Психодиагностика как отрасль психологического знания  предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека, а также выявления различий между группами людей, объединенных по какому-либо признаку.

Психодиагностика


Практическая                  

- Образование. Цель – оптимизация обучения, развития и воспитания ребенка:

Определение психологической готовности к школьному обучению

Определение причин неуспеваемости

Дифференциация обучения (по разным классам)

Оказание помощи в выборе профессии

Обеспечение индивидуального подхода к ребенку

 

- Профориентация. Цель – оказание помощи в выборе профессии.

- Медицина. При психических нарушениях, заболеваниях. Проведение дифференциальной диагностики: данные обследования используются врачом для постановки медицинского диагноза.

- Консультативная и психотерапевтическая работа:

Определение причин затруднений у клиента Определение наиболее соответствующих индивидуальности клиента способов оказания помощи

 

- Судебная практика. Судебно-психологическая экспертиза.

 

Теоретическая

- разработка и опробация диагностических методик

- разработка принципов, требований, которым должны удовлетворять методики

- разработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации данных.

- разработка правил постановки психологического диагноза

 

-

 


 

Отличие научно-исследовательской психодиагностики и практической:

задача первой – установить определенные закономерности психического развития, а второй – ответить на конкретный вопрос, выявить причину конкретного психического явления. При этом диагностика причин – не самоцель, она всегда подчинена главной задаче – разработке рекомендаций по развитию тех или иных способностей человека, преодолению трудностей и нарушений в развитии.

В основе практической психодиагностики - целостное изучение личности в ее взаимодействии с окружающей средой.

 

Психологический диагноз

Психологический диагноз – конечный результат деятельности диагноста, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.

 

Важнейшим элементом психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

 

Л.С. Выготский выделял три уровня диагноза:

1. Диагноз симптоматический (эмпирический). Ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых делаются практические выводы, исследователь лишен возможности указать на их причины и место в структуре личности.  Л.С. Выготский отмечает, что такой диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.

 

2. Этиологический диагноз. Учитывает наличие не только определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения.

 

3. Типологический диагноз. Он заключается в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности с учетом ее сложной структуры.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом.

 

Развернутый психологический диагноз предполагает:

1) изучение общего уровня психического развития человека;

2) исследование сбалансированности личностной структуры, а также преобладание в ней тех или иных психологических особенностей;

3) выявление осознаваемых или неосознаваемых психологических проблем;

4) выяснение субъективного отношения личности к переживаемым проблемам;

5) оценку общего адаптационного потенциала, на который могла бы опереться позитивная психологическая коррекция или психотерапия.

 

Примерный алгоритм заключения

1. Описание проблем, жалоб индивида (например, на состояние умственной работоспособности, памяти, внимания, утомляемости).

2. Описание плана и программы диагностики.

3. Краткое описание специфики работы испытуемого с методиками  (уровень сопротивления, защитные реакции, заинтересованность в исследовании, критичность в самооценке).

4. Ответ на конкретный вопрос заказчика. Эта часть заключения излагается в виде отдельных положений, доказывающих или опровергающих исходную гипотезу, и иллюстрируется данными тестирования.

 

5. В конце заключения резюмируются наиболее важные данные, полученные при тестировании.

 

В зависимости от характера деятельности практического психолога его заключение по результатам диагностического обследования имеет свою специфику (в области психологии труда, в области клинической психодиагностики и т.д.).

Критерии классификации

Методы

Психодиагностика как практическая деятельность

Психодиагностика как отрасль психологического знания  предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека, а также выявления различий между группами людей, объединенных по какому-либо признаку.

Психодиагностика


Практическая                  

- Образование. Цель – оптимизация обучения, развития и воспитания ребенка:

Определение психологической готовности к школьному обучению

Определение причин неуспеваемости

Дифференциация обучения (по разным классам)

Оказание помощи в выборе профессии

Обеспечение индивидуального подхода к ребенку

 

- Профориентация. Цель – оказание помощи в выборе профессии.

- Медицина. При психических нарушениях, заболеваниях. Проведение дифференциальной диагностики: данные обследования используются врачом для постановки медицинского диагноза.

- Консультативная и психотерапевтическая работа:

Определение причин затруднений у клиента Определение наиболее соответствующих индивидуальности клиента способов оказания помощи

 

- Судебная практика. Судебно-психологическая экспертиза.

 

Теоретическая

- разработка и опробация диагностических методик

- разработка принципов, требований, которым должны удовлетворять методики

- разработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации данных.

- разработка правил постановки психологического диагноза

 

-

 


 

Отличие научно-исследовательской психодиагностики и практической:

задача первой – установить определенные закономерности психического развития, а второй – ответить на конкретный вопрос, выявить причину конкретного психического явления. При этом диагностика причин – не самоцель, она всегда подчинена главной задаче – разработке рекомендаций по развитию тех или иных способностей человека, преодолению трудностей и нарушений в развитии.

В основе практической психодиагностики - целостное изучение личности в ее взаимодействии с окружающей средой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.36.249 (0.008 с.)