Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Торгово-промышленная география.
Экономическое развитие Западной Европы в позднее средневековье во многом определялось развитием торговли, так как именно торгово-ссудный капитал и капитал, полученный в результате торговых сделок, лег в основу промышленности эпохи первоначального накопления. Сама же торговля в эпоху позднего феодализма претерпела существенные изменения. Во-первых, на ее развитие повлияли Великие географические открытия, резко изменившие карту торговых путей: вместо двух обособленных районов (Северный и Средиземноморский), в которых концентрировалась торговля, Европа превратилась в единый и связный торговый ареал, наиболее развитыми центрами которого стали Атлантическое побережье и Нидерланды. Сам же этот европейский торговый регион оказался лишь звеном (хотя и определяющим) в мировой торговле четырех континентов (Европа, Америка, Африка и Азия). Усилился удельный вес морской торговли, возросли масштабы торговых операций, изменился сам характер «заморской торговли». Если в XVI в. она представляла открытый грабеж, расхищение природных и культурных богатств внеевропейских цивилизаций, то с XVII в. возникает тенденция использовать новые земли и в качестве рынков сырья, сбыта товаров для европейской промышленности. Главные изменения в европейской торговле проходили по нескольким основным направлениям. Наиболее важное из них — возникновение заокеанской торговли и как следствие этого расцвет портов Атлантического побережья. Так, в 1503 г. в Лиссабон пришел первый крупный караван с индийскими пряностями, после 1537 г. испанские порты стали регулярно посещать эскадры с серебром Мексики и Перу. Это деление (пряности из португальских и драгоценные металлы из испанских колониальных владений) в основном сохранялось и в дальнейшем. Однако в целом колониальная торговля пиренейских государств была более разнообразной. Помимо серебра, жемчуга и других драгоценностей, Испания получала из Нового Света сахар, какао, ваниль, табак, красильное дерево, индиго и другие пряности, и красители. С 1543 г. монопольным центром торговли с испанскими колониями становится Севилья, и это вызывает быстрый экономический расцвет Андалузии и ее портовых городов: Кадиса, Палоса, Санлукара. Расположенная в 60 км от устья Гвадалквивира, Севилья поначалу сохраняла ведущее положение в соперничестве этих портов, однако к середине XVII в. ситуация меняется и на первое место выдвигается Кадис. Остальные гавани испанских Пиренеев, лишенные права торговли с Америкой (Бильбао, Барселона и др.), были связаны преимущественно с близлежащими европейскими центрами и выступали в качестве контрагентов каботажной торговли. В Португалии главным торговым центром являлся Лиссабонский порт, куда стекались восточные товары: кофе, перец, опиум, индиго, чай, шелк, корица, жемчуг, золото, черное дерево и слоновая кость.
Во второй половине XVI в. Испания (особенно после объединения с Португалией) становится крупнейшей морской державой Европы. Ее флот почти вдвое превышает нидерландский и более чем втрое — английский. Позже, в XVII столетии, постепенно возвышаются другие районы атлантической торговли, и в первую очередь западные порты Франции. Здесь одними из первых поднялись города-гавани Бретани (Сен-Мало, Брест и др.). Основой их экономического процветания были на первых порах не столько колониальная торговля и пиратство, сколько рыболовство, особенно в районе Ньюфаундлендской банки. Кроме того, эти города сыграли большую роль как экспортеры сельскохозяйственной и промышленной продукции близлежащих районов: пшеницы, холста, пеньки, мешковины, парусины. Несколько иной была база торговой деятельности портов Юго-Западной Франции (от Луары до Гаронны). Здесь также большую роль играл экспорт продукции близлежащих районов, особенно вина. Но виноторговля Бордо, Ла-Рошели и других городов в XVII в. стала постепенно вытесняться экспортом промышленных товаров, производимых не только в округе, но и в более отдаленных местах страны. Так, французские ткани (шелк, шерсть, полотно, парусина и пр.), металлические изделия и другие предметы заняли важное место в торговле Франции с Португалией и Испанией и, таким образом, получили признание и в заокеанской торговле, отчасти вытеснив из нее собственную промышленную продукцию пиренейских государств. В XVII же столетии благодаря поощрительной политике французской абсолютной монархии, основавшей несколько компаний по эксплуатации Америки и Индии, стала налаживаться и прямая морская торговля Франции с новыми землями.
С атлантической торговлей были тесно связаны английские порты. И хотя основная доля их оборота падала на внутриевропейскую торговлю (в начале XVII в. 90% английского экспорта составляли сукна и шерсть), создание многочисленных торговых компаний по эксплуатации Северной Америки и «Индий» и победа в военном соперничестве с Испанией резко подняли роль Англии на атлантических путях. Из английских компаний наиболее крупными были Ост-Индская, Марокканская и Гвинейская, Восточная, Русская, Лондонская и Компания Гудзонова залива. Главными портами Англии продолжали оставаться Лондон, Саутгемптон, Гулль и Бристоль. Развитие атлантической торговли способствовало расцвету Нидерландов, а точнее, Голландии и Зеландии. Заокеанская торговля стимулировала экономический рост страны в двух направлениях: во-первых, непосредственная торговля голландцев со своими заокеанскими владениями, во-вторых, посредническое участие в заокеанской торговле других европейских стран. Второе направление играло, пожалуй, ведущую роль. В первой половине XVII столетия голландский флот стоял на первом месте в мире, перевозя львиную долю всех транспортировавшихся морем товаров. Голландия являлась «морским извозчиком № 1» тогдашнего мира, оттеснив на второй план традиционные морские державы. Так, во второй половине XVII в. на голландских судах транспортировалось 2/5 английского экспорта и 1/6 импорта; были установлены регулярные торговые линии между Амстердамом и Ост-Индскими землями, Испанией и Португалией, Роттердамом и английскими портами, Дортрехтом и французскими гаванями, а также немецкими городами по Рейну. Помимо Атлантического побережья, со второй половины XVII в. голландские купцы осваивают также средиземноморские маршруты, ежегодно снаряжая большие караваны в порты Италии, Греции и африканского побережья. Огромное значение имела и колониальная торговля Голландии. Из Юго-Восточной Азии в Нидерланды шли пряности, хлопок, шелк, драгоценности; из Нового Света — сахар, ром, табак. В эту торговлю вкладывались невиданные для тех времен средства. Так, капитал Вест-Индской голландской компании в начале XVII в. составлял свыше полумиллиона фунтов стерлингов (для сравнения укажем капиталовложения одноименной английской компании — около 30 тыс. фунтов), дивиденды ее вкладчиков в эти годы доходили до 35—40%. Другой сферой господства голландского флота были бассейны Северного и Балтийского морей. С конца XV в. голландцы заставляют Ганзу открыть балтийские проливы — Зунд, а затем Большой Бельт и захватывают доминирующее положение в этом торговом районе. Ориентировочные данные говорят, что из 400 тыс. судов, за полтора столетия (XVI — первая половина XVII в.) прошедших через эти проливы, почти 60% шли под голландским флагом. С востока в Европу хлынул поток дешевого хлеба (хлеб составлял в середине XVI в. 65% и во второй четверти XVII в. 53% всего экспорта прибалтийских стран), леса, пушнины, пеньки и других видов сельскохозяйственного сырья. Обратным маршрутом транспортировались рейнские вина, английские и голландские ткани, соль и сельдь (продукт, внесший значительный вклад в процветание голландской национальной торговли).
На фоне этой активной торговой деятельности стран западного и северного побережья Европы резко бросается в глаза значительный упадок средиземноморской торговли. Причины его разнообразны. Здесь и изменение политических условий (турецкие завоевания в восточной части бассейна, поставившие барьер между Европой и Ближней Азией), и экономический упадок средиземноморских держав, в первую очередь Италии, и открытие новых торговых путей, и в связи с этим превращение средиземноморских портов в захудалую торговую периферию. Правда, последнее обстоятельство не сразу сказалось на средиземноморской торговле. На протяжении XVI в. воздействие Нового Света проявлялось постепенно, и Европа по-прежнему (в первой половине века Венеция, позже Марсель) достаточно интенсивно использовала традиционный левантийский маршрут. Однако в целом итальянская торговля приходит в упадок. И хотя размах венецианской торговли в XVI—XVII вв. в основном остается неизменным, в сравнении с торговлей развивающихся европейских стран он резко проигрывает. Венецианцы теряют свое прежнее монопольное положение даже на Адриатике, где в это время расцветает Рагуза. Окончательно потеряла свои позиции в Восточном Средиземноморье Генуя, правда, несколько поправившая свое положение установлением связей с Севильей и Новым Светом. В последней четверти XVI в. (до подъема Амстердама) Генуя является крупнейшим банковским центром Европы. Значение важной ранее области хлебной торговли — Сицилии и Южной Италии — также резко пало (здесь причина упадка коренилась в экономической политике испанской короны). В позднее средневековье судьба многих портов Лангедока (Нарбонна, Монпелье и др.) оказалась плачевной: оттесненные песком от моря, они обезлюдели и захирели. Однако в целом торговля Южной Франции в Средиземноморье выросла, так как соглашения французской короны с султанской Турцией способствовали активному установлению торговых связей с Левантом и Гарбо (североафриканское побережье) —французы стали монополистами в левантийской торговле. Основными центрами ее в XVI—XVII вв. были Марсель и Тулон, а также более мелкие порты-гавани Прованса. Ведущая роль принадлежала Марселю, связанному по Роне с Лионом, а через него — с французскими, швейцарскими и немецкими землями. Подъем южно-французской торговли, а также одновременный рост восточно-испанских портов (Барселона, Малага, Альмерия) привели к известному оживлению торговли в западной части Средиземноморского бассейна. Однако она не достигла уровня предшествующих лет расцвета — изменились не только масштабы, но и предметы купли-продажи. Большую роль стала играть каботажная торговля (зерно, оливки, масло, фрукты, промышленные изделия) между отдельными, по преимуществу мелкими средиземноморскими портами. В торговле с Ближним Востоком ведущее место стало принадлежать не драгоценностям и пряностям, как прежде, а таким товарам, как сода, поташ, шелк, хлопок, наркотики и т. д.
В позднее средневековье изменились условия и характер континентальной торговли. Новые масштабы перевозок потребовали новых транспортных средств. На крупнейших реках Европы появились баржи вместимостью в несколько десятков или даже сотен тонн (такими были, например, рейнские и мозельские лихтеры на конной тяге грузоподъемностью 300—400 т). По Нидерландам (отчасти Северной Италии, Южной и Юго-Западной Франции, Северной Германии) раскинулась сеть искусственных каналов, соединивших крупнейшие речные магистрали. Несколько улучшилось и состояние дорог, хотя массовое дорожное строительство на территории Западной Европы относится к XVIII в. Однако уже в XVII в. в некоторых местах были установлены почтовые станции королевской французской почты, и по сравнению с предыдущим столетием путь из Мадрида в Брюссель сократился (в экстренных случаях) с 4—5 до 2 недель. Продолжается процесс консолидации торговых связей внутри отдельных областей. Как правило, в каждой из них выделяется несколько торговых центров, концентрирующих вокруг себя торговые нити широкой округи. Такими центрами для Лангедока, например, становятся Тулуза, Каркассон и Ним, для Бургундии — Шалон и Дижон, для Нормандии — Руан и Гавр. Постепенно выделяются более крупные центры, торговая сфера которых охватывает значительные границы и включает несколько областей. Такими центрами во Франции позднего средневековья являлись Париж и Лион. В некоторых случаях процесс консолидации товарных связей приводит к началу образования единого национального рынка (Нидерланды и позже Англия). В Нидерландах к концу XVII в. вся торговая деятельность страны была по сути дела аккумулирована в Амстердаме, крупнейшем торговом и банковском центре не только Голландии, но и всей Европы. Ремесленное производство Западной Европы в эпоху позднего феодализма поднимается на новый качественный уровень и вступает в этап мануфактурной промышленности. Вместе с тем развитие ремесла и промыслов в разных странах и территориях происходит по-разному. Испания в эпоху Великих географических открытий была «страной великих возможностей». Богатейшая сырьевая база (полезные ископаемые, лес, шерсть) и наследие арабских ремесленных традиций в сочетании с монопольными позициями на новых торговых путях, казалось бы, должны были выдвинуть ее на первое место среди крупнейших промышленных держав мира. Однако в действительности развитие испанской промышленности пошло по иному пути и завершилось в конечном итоге развалом экономики и полным запустением страны. Правда, в XVI в. многие изделия испанского ремесла еще играли значительную роль на внутреннем рынке и были известны за его пределами. Это железо северного побережья и сталь Толедо, шерстяные сукна и шелковые ткани Мурсии, Валенсии, Андалузии и Каталонии, бумага Хаэна и кожаные изделия Кордовы. Но в XVII в. они вытесняются изделиями, ввозимыми из-за рубежа: французскими сукнами, миланскими металлоизделиями, переработанными на голландских, предприятиях, сахаром, табаком и другими колониальными товарами. И даже военный флот Испании теперь более чем наполовину состоит из судов, построенных на верфях главного морского соперника, — Нидерландов.
Именно нидерландская промышленность заняла в XVII в. ведущее место в Европе (несмотря на почти полное отсутствие в стране ремесленного и сельскохозяйственного сырья). Плюш, вельвет, хлопчато-льняные ткани Лейдена, Гаарлема, Утрехта, Роттердама вырабатывались из испанской, ирландской и немецкой шерсти и грубых тканей; сельдяной промысел, прославивший голландских моряков, был невозможен без французской соли; известный всему миру голландский джин перегонялся из восточноевропейского зерна; наконец, заморские драгоценности, табак и сахар расходились по всему свету, предварительно побывав в мастерских и на перерабатывающих предприятиях Амстердама и других голландских городов. Ведущая роль в нидерландской промышленности принадлежала судостроению и связанным с ним отраслям производства. Однако и они базировались на импортном материале — строевом лесе восточноевропейских областей, шведском железе, французском и бельгийском полотне. С судостроением было тесно связано исключительно развитое рыболовство. В конце XVI — начале XVII в. голландский сельдяной флот насчитывал от 2 до 3 тыс. судов. Он господствовал в водах Северного моря, Ньюфаундлендской отмели и Западной Балтики. Центрами судостроения, а также одновременно и центрами обработки сельди, основными рынками ее сбыта были Заандам, Амстердам, Брилль, Энхюйзен, Дортрехт, Гаарлем, Горн и Хардвик. Кроме названных отраслей производства, широкое развитие получили металлообрабатывающие промыслы Лейдена, дельфтский фарфор, книгопечатание Утрехта, Лейдена, Девентера и другие производства многочисленных городов Голландии и Зеландии. В XVI—XVII вв. значительных успехов достигает английская промышленность. Основу ее промышленного производства и торгового экспорта составляют шерстяные ткани, но постепенно экспорт становится более разнообразным. Растет добыча каменного угля (Нортумберленд, Глостершир); в этой отрасли горного дела было занято до 30 тыс. шахтеров. Несколько меньшим был масштаб добычи железа и других руд, но зато значительно увеличился импорт железа из Швеции. На этой сырьевой базе и развивалась обрабатывающая промышленность старых (Лондон, Йорк) и новых (Шеффилд, Бирмингем) центров, уже не обремененных ограничениями цехов. Судостроение и связанное с ним рыболовство базировались на двух крупных портах: Лондоне и Гулле; рыболовство было особенно развито на южном и юго-восточном побережье острова. Нидерланды и Англия составили новый европейский промышленный район, который в XVII в. окончательно оттеснил на второе место южный экономический регион (Флоренция — Генуя — Милан — Венеция); значение последнего (в европейских масштабах) сохранилось лишь в производстве тонких шелков и дорогостоящих поделок из металла, стекла и кожи. Итальянские города, еще сохранившие какие-то остатки своего прежнего торгового величия, в производственной сфере переживали глубочайший кризис. Такой развитый раньше текстильный центр, как Флоренция, теперь еле покрывает собственную весьма низкую потребность в сукне. Милан, в 80-х годах XVI в. насчитывавший около 70 суконных предприятий, к 20-м годам XVII в. имел их всего 15. Происходит массовая эмиграция квалифицированной рабочей силы из Италии в другие страны Европы. Все это усугубляется начавшейся феодально-католической реакцией, особенно сильной в испанских и папских областях страны. Промышленность двух основных стран континентальной Европы — Франции и Германии — развивалась разными путями. Ведущее место принадлежало Франции. Французские шерстяные (Берри, Нормандия, Пикардия), шелковые (Прованс и Лион), хлопчатобумажные и льняные мануфактуры (Дофине, Прованс, Сентонж, Пуату, Мэн и Иль-де-Франс) выпускали продукцию, известную во многих странах. Металлообрабатывающая промышленность Невера, Сен-Этьена и Гренобля вытесняла изделия прежних центров — Парижа и Страсбурга. На Роне, в Дижоне и в Париже процветали бумажные фабрики, а Париж и Лион являлись крупнейшими центрами книгопечатания. Во всех более или менее крупных городах страны были расположены предприятия по изготовлению мыла, шляп, посуды и других предметов широкого потребления. В целом французская промышленность конца XVI — первой половины XVII в. находилась на значительном подъеме. Важную роль в этом сыграла протекционистская политика государства, поощрявшая развитие предприятий, работавших на армию и флот (производство оружия, полотна) и удовлетворявших потребности дворянского сословия (парфюмерия, шелка и пр.). Иным было положение в германских землях. Правда, в первой половине XVI в. регресс германской экономики еще не успел сказаться в полной мере. Известные промышленные центры, например Нюренберг, Аугсбург, Ульм, продолжали еще какое-то время сохранять свое значение в производстве сукон и металлообрабатывающем деле. Однако постепенно своекорыстная политика имперских князей приводит к упадку национальное производство. И после Реформации, Великой крестьянской войны, Тридцатилетней войны, а также в результате перемещения торговых путей Германия превращается в экономическое и торговое захолустье Европы.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.016 с.) |