Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 2. Морфологические нормыСтр 1 из 3Следующая ⇒
ПРЕДИСЛОВИЕ Общество, в котором свобода слова стала осознаваться в качестве одной из высших ценностей, пришло к пониманию того, что владение родным языком, умение общаться, вести гармоничные диалоги и добиваться успеха в процессе коммуникации – важные составляющие умений и навыков в различных сферах человеческой деятельности. Вот почему в настоящее время предъявляются высокие требования к уровню среднего и высшего образования. В программу по подготовке специалистов среднего звена учреждений среднего профессионального образования включена дисциплина «Русский язык и культура речи». Она охватывает два взаимосвязанных курса – лингвистический (русский язык) и речеведческий (культура речи). Культура речи – важнейшая составная часть общей культуры личности, вместе с тем это и инструмент, средство, обеспечивающее профессиональное становление специалистов. О культуре речи можно говорить только при условии владения нормами языка, ведь понятие нормы является стержнем, основным признаком литературного языка. Традиционно выделяются два уровня речевой культуры: речь правильная, грамотная, в основе которой лежит соблюдение всех норм современного языка, и речь «хорошая», т.е. ясная, точная, логичная, выразительная, действенная, уместная, чистая и т.д. Качества хорошей речи базируются на твердом фундаменте норм. Только полная уверенность говорящего в том, что его речь правильна, дает ему возможность сосредоточиться не на словах, а на содержании своего высказывания. В пособии рассматриваются орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические нормы русского литературного языка. К заданиям для самоконтроля даны ключи, что позволяет использовать данное пособие не только для аудиторной, но и для самостоятельной работы. Приложения содержат орфоэпический и лексический словари. Данное пособие может быть использовано не только обучающимися колледжей и техникумов, но выпускниками средних школ при подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку, преподавателями, а также всеми, кто хочет повысить свою грамотность. Овладение нормами современного литературного языка есть только первый этап формирования осознанного отношения к ресурсам родного языка социально активной личности, умения пользоваться всеми его возможностями.
Раздел 1. Лексические нормы Лексические нормы - это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребляя слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы, во-первых, его лексическое значение было реализовано уместно и правильно, а во-вторых, чтобы слово выражало наше отношение, то есть было выразительным. Нормы словоупотребления зависит от значения слова, сферы его употребления, правильности выбора слова из синонимического ряда, его стилистической окраски, а также правильное использование паронима.
Упражнение №1: Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов. Образец: выиграть победу – одержать победу. 1) Играть значение___________________________________________________ 2) Львиная часть _____________________________________________________ 3) Пускать туман в глаза_______________________________________________ 4) Проходить красной линией___________________________________________ 5) Тратить нервы______________________________________________________ 6) Одержать успех_____________________________________________________ 7) Иметь для нас интерес________________________________________________ 8) Придавать внимание_________________________________________________ Упражнение №2: Сравните предложения в левой и правой колонках. Объясните, чем вызвана необходимость стилистической правки предложений из левой колонки. Образец: Эти функции поручаются отделам рекламы. - Эти функции возлагаются на отделы рекламы.
Упражнение №3: Найдите в предложениях лексические ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости и исправьте их. Образец: Уровень несчастных случаев на шахте увеличился. – Уровень несчастных случаев на шахте поднялся. 1. Особое внимание губернатор обратил на достигнутые недостатки. 2. Серьёзные проблемы обрушились на молодых предпринимателей врасплох. 3. В Токио примут старт спортсмены из многих стран. 4. Большое внимание было оказано благоустройству города. 5. Премьеру балета почтили вниманием президент и премьер-министр. 6. Ведущее значение в деятельности комиссии по экологии играет просветительская работа. 7. В последние годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. 8. Уже в глубокой юности А.С. Пушкин начал писать стихи. 9. Крупную роль в подготовке к чемпионату имели товарищеские матчи сборной с командами Норвегии и Словении. 10. О победах наших хоккеистов теперь помнят только отъявленные любители этого вида спорта. 11. Учащиеся старших классов добились ухудшения успеваемости в этом году. 12. Передовая технология способствует улучшению многих недостатков. 13. Бабушка ласково кивает морщинистым лицом.
Упражнение №4: Подберите к глаголам – паронимам существительные и местоимения. Образец: одеть (кого-то) сына – надеть (на себя) шапку. Одеть________________________________________________________________ Надеть_______________________________________________________________ Слова для справок: костюм, на палец, себя, в меха, шляпу, под пиджак, вас, на него, сапоги, желающих. Упражнение №5: Запишите словосочетания, подбирая к данным прилагательным подходящие по смыслу существительные. Образец: ледяная фигура – ледниковый период – ледовое шоу. Земельный__________________________________________________________ Земляной____________________________________________________________ Землистый___________________________________________________________ Ледяной_____________________________________________________________ Ледниковый__________________________________________________________ Ледовый_____________________________________________________________ Слова для справок: оттенок, участок, вал, надел, червь, бал, период, дворец, ветер, побоище. Упражнение №6: Составьте и запишите словосочетание с данными прилагательными. Обратите внимание на их смысловые различия.
Образец: болотный цветок (растет на болоте) – болотистая местность (со свойствами болота).
Соседний_____________________________ Соседский____________________ Человечный___________________________ Человеческий_________________ Гуманитарный_________________________ Гуманный____________________ Доверчивый___________________________ Доверительный________________ Классный_____________________________ Классовый_____________________ Упражнение №7: В приведённых ниже предложениях НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. Образец: Выйдя на берег Оки, он устало сел на ПЕСОЧНОМ обрыве. – Выйдя на берег Оки, он устало сел на ПЕСЧАНОМ обрыве. 1. Жена - не рукавица: с белой ручки не ОТРЯХНЁШЬ. 2. КАМЕННАЯ почва непригодна для земледелия. 3. 4 апреля 1147 г. является датой первого ВОСПОМИНАНИЯ о Москве в летописи. 4. Он полный НЕВЕЖА: книги за жизнь не прочёл. 5. Пётр Иванович часто ОТКЛОНЯЛСЯ от уплаты налогов, штрафы платил за это немалые. 6. ПАМЯТНЫЙ собеседник напомнил все прегрешения юноши. 7. В тишине ночи раздался ОДИНОКИЙ выстрел, встревоживший жителей района. 8. Его считали очень предприимчивым и ДЕЛОВИТЫМ человеком. 9. В музыкальном салоне был представлен огромный ВЫБОР дисков с записями известных исполнителей и начинающих певцов. 10. Между ними установились спокойные, ДОВЕРЧИВЫЕ отношения. 11. Ему было свойственно полнейшее равнодушие ко всему грубому, ЖИЗНЕННОМУ. 12. На Пете был городской ПРАЗДНЫЙ костюм, из которого он за лето сильно вырос. 13. От горя и слез за эти годы Наталья Кирилловна УСТАРЕЛА. 14. Во время больших социальных изменений происходит активное обогащение СЛОВЕСНОГО состава языка.
Упражнение №8 В каждом предложении укажите слово, употребленное в несвойственном ему значении и исправьте ошибку. Образец: Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. – Мы были восхищены прекрасной игрой актеров. 1. Гуманизм и доброта противопоказаны жестокости и равнодушию. 2. Мальчики залегли в осаду и стали поджидать своего врага. 3. Овладевая школьными предметами, мы расширяем свой кругозор. 4. На проселочной дороге было много рытвин, ухабин, извилин. 5. Автор высмеял героя и надругался над ним с иронией.
Упражнение №9. Укажите плеоназм в следующих предложениях и исправьте этот вид лексической ошибки. Образец: Молодой юноша был прекрасен. – Юноша был прекрасен. 1. Мы долго поднимались по лестнице вверх. 2. Встреча со старым ветераном войны проходила в школьном музее. 3. Увлечение народным фольклором привело его в театр. 4. Первая премьера спектакля состоялась три года назад. 5. Мне пришлось подробно изложить свою автобиографию. 6. У него сразу вспотели ладони рук. 7. Прейскурант цен вывешен на витрине. 8. Впереди лидирует гонщик под номером 5. 9. Работа была выполнена небрежно и неряшливо. 10. Как только прочитаете книгу, сразу же верните ее обратно в библиотеку. 11. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени. 12. В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки. 13. Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас. 14. Студенты активно готовятся к сессии и к экзаменам.
Упражнение №10: Укажите тавтологию в следующих предложениях и исправьте этот вид лексической ошибки. Образец: Он спускался вниз по лестнице. – Он спускался по лестнице. (спускаться вверх невозможно). 1. Позже писатель написал об этом случае в новой повести. 2. Вот такой удивительный случай случился со мной прошлым летом. 3. И все-таки наряду с недостатками отмечен ряд достижений. 4. В заключение рассказчик рассказал нам, чем закончилась эта история. 5. В ответ на мой запрос я получил официальный ответ. 6. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень. 7. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. 8. Писатель показал, как боролась с врагом молодая, почти юная молодёжь. 9. Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную независимость. 10. Когда читаешь это стихотворение, чувствуешь очень сильное чувство и ощущение страдания. 11. Семья Ростовых – примерная семья, с которой надо брать пример. 12. Гринев Проснулся после сна. 13. Мцыри из поэмы "Мцыри" всю жизнь прожил в одиночестве. 14. Времени в последнее время становится всё меньше у людей. 1.6 Речевая недостаточность
Упражнение №11: Укажите тавтологию в следующих предложениях и исправьте этот вид лексической ошибки. Образец: Студент Белов занял первое место по английскому языку. – Студент Белов занял первое место в олимпиаде по английскому языку.
1. Базаров – яркий представитель. Он нигилист. 2. Родителей волновала судьба, поэтому они пытались с ней беседовать. 3. Он обнял и прижался к ней мягкой щекой. 4. Татьяна – любимая героиня, что подтверждают строки романа. 5. Автор текста рассуждает, что молодежь мало читает. 6. Для домашних насекомых в магазине ничего нет. 7. На фабрику требуются два рабочих: один для начинки, другой для обертки. 8. Прошу прописать меня без права жилья. Обещаю не жить. 9. Прошу обеспечить моих родителей, проживающих на территории хозяйства, кормами и сеном. 10. Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием. 11. Женщине присудили пятьдесят процентов мужа. 12. На качество направлены многие темы, разрабатываемые нашими учеными. 13. Творчество Маяковского волнует читателей на самых различных языках. 14. Касса получает за товары ясельного возраста.
Образец: десница – правая рука. Упражнение №12: Подберите к словам стилистически нейтральные синонимы. 1) Очи - _______________________ 2) Внимать - ____________________ 3) Паршиво - ____________________ 4) Болтать - _____________________ 5) Клевый - _____________________ 6) Струхнуть - ___________________ 7) Воздвигнуть - __________________ 8) Патлы - _______________________ Упражнение №13: Распределите глаголы в соответствии с их стилистической принадлежностью. Образец:
1) Утомиться, замотаться, устать, ухайдакаться, выложиться, напахаться, наработаться. 2) Испугаться, струхнуть, сдрейфить, ужаснуться, струсить, испытать страх.
Упражнение №14: Укажите в предложениях слова иностранного происхождения. Замените их русскими синонимами. Образец: Гран-при за лучший сайт получил Эрмитаж. – Главный приз за лучший сайт получил Эрмитаж. 1. Мы замечаем у детей симптомы усталости. 2. Мне, к сожалению, не удалось попасть на вернисаж известного художника. 3. Всем надоело слушать дискуссию двух глупых упрямцев. 4. Перечислите, пожалуйста, ингредиенты вашего салата. 5. У него есть эксклюзивное право на этот дом.
Образец: Старуха Изергиль была молода и красива. – Изергиль была молода и красива. Упражнение №15: Устраните лексические ошибки, связанные с употреблением антонимов. 1. Лично я в данном ничего плохого, кроме хорошего, не вижу. 2. Дорога шла прямая, хотя и извилистая. 3. Давно полковники, а служите недавно. 4. При наличии отсутствия необходимых материалов трудно наладить работу. 5. Старый портфель отца был еще новый. 6. Наташа кричала, онемев от страха. 7. Плюшкин – это живой образ представителя «мёртвых душ».
Упражнение №16: Укажите в предложениях двусмысленность и исправьте ошибку. Образец: Посещение родственников может оказаться таким скучным. (Кто кого посещает?) – Посещение родственниками может оказаться таким скучным. ИЛИ Посещение нами родственников может оказаться таким скучным. 1. Берег скрывает море. 2. Дочь понимает мать. 3. Отец попросил сына принести его портфель. 4. Таня сказала подруге, что в сумке ее вещи. 5. Младший брат сказал старшему, что он уже взрослый. 6. Студенты, не сдавшие сессию, повешены на третьем этаже. 7. Нападающий довел мяч до ворот, а добить его было некому. 8. Студенты прослушали все, что сказал преподаватель. 9. Мы вместе учимся десять лет и привыкли брать друг у друга только хорошее. 10. Ребята были на экскурсии в художественном музее и вынесли много ценного и интересного. Задания для самопроверки к разделу №1 Задание №1 К каждому из данных словосочетаний подберите близкое по смыслу, заменяя прилагательное ЗОЛОТОЙ синонимичным. 1) Золотые руки 2) Золотой характер 3) Золотой голос 4) Золотые листья 5) Золотые слова Задание №2 Исправьте ошибки, связанные со смешением стилей. 1) Кабаниха уже достала Катерину своими придирками. 2) Печорину было наплевать на Бэллу. 3) Онегин от любви совсем с ума сошел. 4) Наташа Ростова ходила вечно растрепанная. 5) Раскольников укокошил старуху-процентщицу. Задание №3 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. А. a) Заседание состоится при НАЛИЧИИ кворума. b) Паустовский добр к людям, встретившимся ему на ЖИЗНЕННОМ пути и заселившим его книгу. c) Анна ОБХВАТИЛА дочь и закружила по комнате. d) Мы стояли на высоком берегу и любовались ЦАРСТВЕННЫМ течением Волги. e) Как-то отец достал мне АБОНЕНТ на цикл лекций о кино. Б. a) ИНФОРМИРОВАННОСТЬ о состоянии своего личного счёта заказчик может получить от оператора. b) При подготовке подарка, предназначенного для женщины, очень важно предусмотреть его ЭСТЕТИЧНОЕ оформление. c) Несмотря на преклонный возраст, профессор часто читает лекции в университетах и остаётся ПРИЗНАННЫМ авторитетом в области образования. d) Невежество всегда обладает большей уверенностью, чем знание, и только НЕВЕЖДЫ могут с уверенностью утверждать, что наука никогда не будет в состоянии решить ту или иную проблему. e) Объём активного и пассивного СЛОВАРНОГО запаса человека зависит от уровня его культуры. В. a) Строгое следование иконописцев Древней Руси каноническим предписаниям, с одной стороны, обедняло процесс творчества, поскольку ОГРАНИЧИВАЛО возможности самовыражения, но, с другой стороны, оно заставляло сосредоточиться на постижении глубины «духовного предмета» и воссоздании его изобразительными средствами. b) Всю ночь снег устилал землю, а поутру по ровной снеговой скатерти уже протянулись цепочки ЗВЕРИНЫХ следов. c) ЕДИНСТВЕННЫЕ случаи осолонения источников питьевой воды были отмечены ещё в шестидесятых годах XX века. d) Научный руководитель описал ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ результат предстоящего исследования. e) В качестве вступительных фраз при произнесении доклада допустимы не только строгие, официальные высказывания, но и шутливые, ИРОНИЧНЫЕ замечания. Г. a) В стремлении стать профессионалом нужно опираться на опыт предшественников, и, хорошо это понимая, студенты юридического факультета серьёзно подошли к изучению ОБВИНИТЕЛЬНЫХ речей известных российских прокуроров конца XIX — начала XX в. b) В любой ЭКОНОМНОЙ системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. c) Чтобы не оказаться в БЕДСТВЕННОМ положении, туристы взяли проводника. d) Бактерицидные фильтры способны не только задерживать МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ частицы пыли, но и уничтожать содержащиеся в пыли бактерии. ПОЧЁТНОЕ право возложить цветы к Вечному огню было предоставлено активистам молодёжного движения. Д. a) Обеспечить высокое качество сельскохозяйственной продукции возможно при условии правильного сочетания ОРГАНИЧЕСКИХ и минеральных удобрений, а также соблюдения определённых сроков их внесения. b) В цепи ЛЕСИСТЫХ гор, протянувшихся почти на шестьсот километров вдоль западного берега величественного озера, лежит исток могучей русской реки. c) Отмеченные ЕДИНИЧНЫЕ случаи понижения пластовой температуры носят местный характер и присущи в основном высокопроницаемым пластам. d) Одной из основных целей разработки бизнес-плана и стратегии развития предприятия является обеспечение ЭФФЕКТНОСТИ производства. e) Всадник выехал из редеющего утреннего тумана на едва приметную тропинку и услышал пока ещё тихий звон железа и КОНСКИЙ топот. Е. a) КОРЕННОЙ петербуржец, выходец из интеллигентной литературно-актёрской семьи, Анатолий Фёдорович Кони блестяще окончил юридический факультет Московского университета и получил учёную степень, но, несмотря на то что ему предсказывали выдающуюся научную карьеру, выбрал практическое дело — работу в суде. b) Установленные на предприятии тарифные ставки, формы и системы ОПЛАТЫ труда могут периодически пересматриваться в зависимости от достигнутых производственно-хозяйственных результатов и финансового положения предприятия. c) Пожилая графиня, снисходительно кивнув, ВЕЛИЧЕСТВЕННОЙ походкой прошествовала в парадную залу. d) Ровная поверхность озера блестела в лучах заходящего солнца, как ЛАКИРОВОЧНАЯ. e) Калокагатией в древнегреческой культуре называли ГАРМОНИЧНОЕ сочетание высокого духовного развития и прекрасной физической формы — совершенство человеческой личности как идеал воспитания человека.
Ж. a) Левша — герой одноимённого сказа Николая Семёновича Лескова — был ИСКУСНЫМ мастером, сумевшим выковать гвоздики для подков, которые изготовили другие тульские мастера для крохотной стальной блохи. b) Площадь Красные Ворота в Москве в течение нескольких десятилетий прошлого века называлась Лермонтовской: Михаил Юрьевич Лермонтов родился в доме, который находился на месте нынешнего ВЫСОТНОГО здания, расположенного на этой площади. c) Старший брат всегда серьёзно готовился к экзаменам, не допуская даже мысли о том, что может оказаться в УНИЖЕННОМ положении человека, который молчит, не зная ответа на вопрос экзаменатора. d) Премьер обратился к руководству страны с ДРУЖЕСТВЕННЫМ посланием, подчеркнув заинтересованность во взаимовыгодном сотрудничестве. e) У предприятия имеется определённый потенциал, который позволит обеспечить темпы НАРАЩИВАНИЯ объёмов производства Задание №4 Исправьте ошибки, связанные с употреблением паронимов. 1. В этом старинном великом архитектурном ансамбле воплощен грандиозный замысел архитектора. 2. Критик В.Г. Белинский изображает свои взгляды на творчество Пушкина в ряде критических статей. 3. Творчество писателей второй половины девятнадцатого века носит преимущественно реальный характер.
Ответы к заданиям для самопроверки к разделу №1 Задание №1: 1) Умелые руки. 2) Покладистый характер. 3) Звучный голос. 4) Желтые листья. 5) Точные слова.
Задание №2: 1) Кабаниха измучила Катерину своими придирками. 2) Печорину был безразлична Бэлла. 3) Онегин от любви потерял голову. 4) Наташа Ростова совсем перестала следить за собой. 5) Раскольников убил старуху-процентщицу.
Задание №3 А – абонемент; Б – эстетическое; В – желанный; Г – экономической; Д – эффективность; Е – лакированная; Ж – угнетенном. Задание №4 1 – Величественном (вместо великом); 2. – Отражает (вместо изображает); 3. – Реалистический (вместо реальный).
Форм имен существительных
Упражнение №17: Выберите существительные или местоимения в нужной форме и составьте предложения с полученными словосочетаниями. Образец: эскадрон (гусар, гусаров) – «Эскадрон гусар летучих» - мой любимый фильм. 1) Много (мест, местов)_______________________________________ 2) Корзина (помидор, помидоров)________________________________ 3) (Их, ихний) дом______________________________________________ 4) Пара (чулок, чулков)__________________________________________ 5) Несколько (кур, курей)_________________________________________ Упражнение №18: Образуйте словосочетания и запишите их. Образец: чашка (чай) – чашка чаю. 1) Банка (томаты)_________________________________________________ 2) Пакет (апельсины)_______________________________________________ 3) Пара (гольфы)___________________________________________________ 4) Трое (молдаване)________________________________________________ 5) Ящик (яблоки)__________________________________________________ Упражнение №19: Выпишите имена существительные, которые употребляются только во множественном числе, образовав от них форму родительного падежа. Образец: брюки – брюк. Брызги, строчки сумерки, крошки, каникулы, сани, носки, хлопоты, ноги, бусы. Упражнение №20: Образуйте от существительных форму именительного падежа единственного числа, определив их род. Образец: каскад - м.р. Банкноты, оладьи, мозоли, шампуни, перчатки, младенцы, пельмени, туфли, ладони, браслеты. Образование форм степеней сравнения имен прилагательных
Сравнительная степень |
Превосходная степень | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
простая | составная | простая | составная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
добрый | добрЕЕ | более (менее) добрый | добрЕЙШий | самый добрый, наиболее добрый, добрее всех |
Таблица 2.2
Упражнение №21: Образуйте простую и составную формы сравнительной степени прилагательных. (см. таблицу 2.2)
1) Злой___________________________________________________________
2) Легкий_________________________________________________________
3) Узкий__________________________________________________________
4) Хороший________________________________________________________
5) Крутой__________________________________________________________
Упражнение №22: Образуйте простую и составную формы превосходной степени прилагательных. (см. таблицу 2.2)
1) Милый________________________________________________________
2) Честный_______________________________________________________
3) Надежный______________________________________________________
4) Плохой_________________________________________________________
5) Великий________________________________________________________
Упражнение №23: Исправьте ошибки в употреблении сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий. (см. таблицу 2.2)
1) Постарайтесь выражать мысли более точнее и короче.
2) Наиболее быстрейший способ передвижения – авиаперелет.
3) Русский легкоатлет достиг финиша быстрее всего.
4) Есть путь более ближе, чем предложенный вами.
5) Надо искать менее затратнее проекты реформирования образования.
Образование форм глагола
|
Упражнение №24: Образуйте только с помощью приставок глаголы от данных ниже слов. (см. таблицу 2.3)
Класть_____________________________________________________________
Положить__________________________________________________________
Упражнение №25: Найдите ошибки в употреблении глаголов. Запишите их в исправленном варианте.
Образец: Скорей отбежи в сторону - Скорей отбеги в сторону.
1) Учебники можно покласть на место.
2) В этом поединке я его победю.
3) Ляжьте поудобнее и не вылазьте из-под одеяла.
4) Бежите сюда быстрее, будем играться вместе.
5) Ты не ездий быстрее, а едь потихоньку.
Упражнение №26: Образуйте от данных глаголов возвратную форму, где это возможно (используя постфикс СЯ). Образец: стричь - стричься
Беречь, мыть, играть, бежать, радовать, терять, стоять, обидеть, дрожать, держать.
Упражнение №27: Укажите, какие возвратные глаголы могут иметь невозвратную форму и запишите их. Образец: передвигаться - передвигать
Улыбаться, слушаться, надеяться, строиться, приблизиться, спрятаться, бороться, остановиться, упражняться.
Образование форм числительных
|
Упражнение №28: Перепишите, выбирая нужные числительные и ставя их в соответствующем падеже.
Образец: В лесу мы встретили (двух, двоих) медведей. – В лесу мы встретили двух медведей.
1. У входа в колледж стояло (три, трое студентка) и (два, двое юноша). 2. Состояние больного оставалось критическим (два, двое сутки). 3. (Оба, обе) отвечающим студентам были заданы дополнительные вопросы. 4. Среди членов кафедры было (два, двое профессор) и (четыре, четверо доцент). 5. Подойти к аппарату можно с (обе, оба) сторон. 6. Их было (пять, пятеро), кто участвовал в спасении пострадавших. 7. Экзамен проходил в одной из (четыре, четверо) аудиторий.
Упражнение №29: Перепишите, вставляя пропущенные буквы и заменяя цифры словами.
Образец: Более 300 пассажиров задержались в аэропорту на 2 суток. – Более трехсот пассажиров задержались в аэропорту на двое суток.
1. Пароход с 468 пассажирами отошёл от пристани. 2. Книга была иллюстрирована 34 рисунками и снабжена 29 чертежами. 3. Спортсмены пробежали сто метров за 11,2 секунд... 4. Выполнить по 4 и более пример... 5. Альпинистская группа в составе 11 человек поднялась на труднодоступную гору высотой в 3785 метров над уровнем моря. 6. На Земле 70,8 % занимают моря и океаны, а на долю суши приходится 29,2 %. 7. В 1 литр... воды развести 200 грамм... порошка.
Упражнение №30: Найди и исправь ошибки в написании числительных.
1. Если к одной третей прибавить две шестых, получится две третих.2. Ноль целых сем седьмых— это еденица. 3. Получилось дробное число одинадцать целых две пятых. 4. К полтора прибавь полтора. 5. Не хватает полтораста рублей. 6. Восемь десятых больше, чем одна вторая. 7. Дробь две четвёртых можно сократить, и получится одна вторая. 8. К нулю целых трицати пяти сотым прибавь одну целую шесьдесят пять сотых.
Задания для самопроверки к разделу №2
Задание №1
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) двое очков
2) весьма медленно
3) ложите на пол
4) мастера своего дела
Задание №2
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) ляжьте ровно
2) полтораста дворов
3) недостает пятисот рублей
4) тончайший из них
Задание №3
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 865; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.218 с.)