Всероссийская олимпиада школьников по экологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всероссийская олимпиада школьников по экологии



ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП 2013- 2014.

Задание 1.

Определите правильность представленных ниже утверждений

(ответ «да» или «нет»)

(правильный ответ – 1 балл)

1.В нашей стране принят документ «Основы государственной политики в области  экологического развития России на период до 2030 года». Да.

2.В Российской Федерации документ «О концепции перехода Российской Федерации к  устойчивому развитию» не принят на государственном уровне. Нет.

3. Свойства атмосферы остаются относительно постоянными на протяжении длительных периодов времени в эволюции видов. Да.

4. Листья суккулентов – растений засушливых местообитаний – характеризуются частым рассечением, отсутствием механической ткани. Нет.

5. Каждый фактор одинаково влияет на разные функции организма. Нет.

6. У степных и пустынных растений часто можно видеть эфемерные корни. Да.

7. Длиннодневные растения особенно чувствительны к фотопериоду. Нет.

8. Морфологический тип приспособления животного или растения к основным  факторам местообитания и определенному образу жизни называют жизненной  формой организма. Да.

9. В любой системе надорганизменного уровня организации жизни части сообщества не заменяемы, т.е. один вид (или комплекс видов) не может занять место другого со сходными экологическими требованиями без ущерба для всей системы. Нет.

10. Сообщества основаны на количественной  регуляции численности одних видов другими. Да.

11. Фотопериодизм насекомых может быть не только прямым, но и опосредованным. Да.

12. В наиболее богатых видами биоценозах практически все виды малочисленны. Да.

13. Для оценки количественного соотношения видов в биоценозах в современной  экологической литературе часто используют индекс разнообразия. Да.

Задание 2.

Выберите один правильный вариант ответа из четырёх возможных

(правильный ответ – 1 балл)

ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ

14. Разница между рождаемостью и смертностью: 

а) прирост;

б) численность;

в) удельная рождаемость;

г) удельная смертность. 

 

15. Круговорот химических веществ из неорганической природы через живые организмы и обратно в неорганическую называется:

а) ресурсный цикл;

б) производственный цикл;

в) биогеохимический цикл;

г) циркадный цикл.                           

 

16. По правилу Уоллеса

а) видовое разнообразие увеличивается по мере движения от полюса к экватору;

б) видовое разнообразие увеличивается при движении с востока на запад;

в) видовое разнообразие увеличивается при движении к полюсам;

г) видовое разнообразие на всем пространстве биосферы приблизительно одинаково.

 

17. Укажите относительно постоянные свойства среды на протяжении длительных  периодов времени в эволюции видов:

а) ветер;

б) влажность;

в) осадки;

г) сила тяготения.

 

18. К основным уровням организации жизни относятся:

а) биосфера, социосфера, ноосфера;

 б) неживое, живое, духовное;

в) гидросфера, атмосфера, литосфера;

г) клетка, орган, организм.

 

19. Виды ископаемых растений, животных, сохранившиеся до наших дней, – это:

а) виоленты; 

б) космополиты;

в) реликты;

г) эндемики.

 

20. Среднее изменение численности популяции за единицу времени называют:

а) рождаемость;

б) темп роста; 

в) прирост популяции;

г) гомеостаз.

 

21. Животные, температура тела которых зависит от температуры окружающей среды, называются:

а) пойкилотермными;

б) гомойотермными;

в) гидротермными;

г) мезотермными. 

 

22. Толерантность организмов – это:

а) производимые в крупных экосистемах обратимые изменения;

б) деятельность организмов по поддержанию экосистем как среды своего обитания;

в) способность организмов успешно противостоять действию внешних факторов;

г) постоянство количества живого вещества в биосфере.

 

23. Участие особей одного вида в распространении особей другого называют:

а) форической связью; 

б) топической связью;

в) трофической связью;

г) фабрической связью.

 

24. Население почвы составляют организмы: 

а) гидробионты; 

б) атмобионты; 

в) аэробионты; 

г) эдафобионты.

 

25. Совокупность живых организмов и абиотических факторов среды, связанных между собой потоком энергии и круговоротом веществ, называется:

а) биом;

б) биосистема;

в) биоценоз;

г) биогеоценоз.

 

26. Термин «биосфера» ввёл в научную литературу:

а) В. И. Вернадский;

б) Э. Зюсс; 

в) В. Н. Сукачёв;

г) Э.Леруа.

 

27. Автор учения о биогеоценозах:

а) В. И. Вернадский;

б) В. Н. Сукачёв;

в) В. В. Докучаев;

г) Э. Геккель;

 

28. Изучением экологического состояния Земли как планеты в целом занимается:

а) инженерная экология; 

б) геоэкология;

в) глобальная экология; 

г) промышленная экология.

 

29. Приспособления организмов к среде называют: 

а) мутация; 

б) конкуренция; 

в) адаптация; 

г) рекреация.

 

30. Холодолюбивые организмы – это:

а) криофилы; 

б) гигрофилы;

в) термофилы;

г) ксерофилы. 

 

31. Механизм обеспечения постоянства биосферы:

а) мониторинг;

б) сукцессия;

в) симбиоз;

г) гомеостаз.

 

32. Жизнь в биосфере возможна благодаря двум основным процессам:

а) хемосинтезу и передачи вещества по трофическим цепям;

б) биогеохимическому циклу и потоку солнечной энергии;

в) потоку солнечной энергии и концентрационной функции живого вещества;

г) циркадному циклу и круговороту веществ в природе.

 

33. Животные, имеющие постоянную температуру тела, называются:

а) пойкилотермными;

б) гомойотермными; 

в) гидротермными;

г) ксеротермными

 

34. Организмы, живущие за счет мертвого органического вещества и переводящие его в  неорганическое, – это: 

а) продуценты; 

б) консументы; 

в) редуценты; 

г) автотрофы.

 

35. Процесс образования органических соединений из неорганических за счет энергии света:

а) фотопериодизм; 

б) фотохимический смог;

в) хемосинтез;

г) фотосинтез. 

 

36. Сообщество животных – это: 

а) фитоценоз;

б) зооценоз; 

в) биогеоценоз;

г) агроценоз. 

 

37. Основоположник биогеохимии, создавший учение о биосфере: 

а) Э. Зюсс;

б) В. И. Вернадский; 

в) В. Н. Сукачёв;

г) Э. Геккель. 

 

38. К биотическим факторам относятся:

а) воздействия, которые оказывают неживые тела на живые существа;

б) воздействия, которые оказывают друг на друга живые существа; 

в) воздействия, которые оказывают друг на друга неживые тела;

г) воздействия, которые оказывает интернет на людей.

 

39. Наибольшую долю в составе атмосферного воздуха имеет:

а) кислород; 

б) азот; 

в) озон; 

г) углекислый газ.

 

40. Участок абиотической среды, которую занимает биоценоз, называют:

а) биотоп; 

б) ареал; 

в) биом; 

г) сообщество.

 

41. Растительноядные животные – это:

а) консументы 1-го порядка; 

б) консументы 2-го порядка;

в) редуценты;

г) продуценты.

 

42. Организмы, обитающие в узком диапазоне значений экологического фактора, называются:

а) эврибионты;

б) стенобионты; 

в) ксенобионты;

г) поллютанты

 

43. Зона наиболее благоприятных значений экологического фактора называется:

а) пессимум;

б) оптимум; 

в) минимум;

г) зона выносливости.

 

44. Всеядные организмы – это:   

а) монофаги;

б) стенофаги;

в) полифаги; 

г) фагоциты.

 

45. Основной источник энергии в биосферном круговороте: 

а) ветер;

б) солнечный свет; 

в) уголь, нефть, газ;

г) приливы и отливы.

 

46. Общее количество особей популяции на выделяемой территории называют:

а) численностью; 

б) плотностью;

в) насыщенностью;

г) гомеостазом.

 

47. В 1935 г. английский ботаник А. Тенсли ввел термин:

а) биотоп;

б) экология; 

в) биогеоценоз;

г) экосистема.

 

48. Озоновая оболочка Земли находится:

а) в мезосфере;

б) в ионосфере;

в) в стратосфере; 

г) в магнитосфере.

 

49. Зона угнетающего действия экологического фактора называется:

а) пессимум; 

б) оптимум;

в) максимум;

г) зона выносливости.

 

50. В. Шелфордом выведено правило:

а) минимума;

б) толерантности; 

в) равнозначимости всех условий жизни;

г) конкурентного исключения. 

 

51. Деструктивная функция живого вещества биосферы заключается:

а) в разложении и минерализации органического вещества; 

б) в избирательном накоплении атомов химических элементов;

в) в способности концентрировать химические элементы;

г) в создании благоприятных условий среды обитания.

 

52. Концентрационная функция живого вещества биосферы заключается:

а) в разложении и минерализации органического вещества;

б) в избирательном накоплении атомов химических элементов;

в) в способности переносить массы вещества на значительные расстояния;

г) в создании благоприятных условий среды обитания.

 

Задание 3

Задание 4

Задание 5.

Тип задания - творческое задание «Экологические прогнозы»

На графике представлен один из возможных сценариев развития человечества «Мировое общество идет привычным путем, характерным для конца 20 века» (Д. Медоуз, 2007), основанного на потреблении невозобновимых ресурсов, с существующими в настоящее время уровнями развития технологий и политических усилий в сфере экологии и достижения устойчивого развития.

 

Задание:

1. Опишите поведение каждого из представленных на графике показателей. Сделайте вывод о стоянии мира и его развитии.

а) с 1900 по 2000 гг. (Мир выглядит успешным? Является ли развитие мира устойчивым?);

б) с 2000 по 2100 гг. (Мир выглядит успешным? Является ли развитие мира устойчивым?).


2. В чем вы видите причины изменений, происходящих в мире?

Данные для описания:

в расчетном 1900 г.были взяты условно следующие показатели:

1. Численность населения 1,6 млрд человек;

2. Невозобновимые ресурсы – условно 100%;

3. уровень загрязнения окружающей среды – 1 условная единица (на максимуме – 50 условных ед.);

4. Объем промышленного производства – 1 условная единица (на максимуме – 100 условных ед.);

5. Объем производства продуктов питания – 10 условных единиц (на максимуме – 60 условных единиц).

 

Описание сценариев:

Мир с 1900 по 2000 года - «Общество идет привычным путем, без серьезных политических изменений до тех пор, пока это возможно. Здесь прослеживаются очертания хорошо нам известной истории 20 века. Производство продовольствия, промышленной продукции и социальных услуг возрастает в ответ на явные запросы, при условии, что вкладывается капитал. Никакие экстраординарные усилия к тому, чтобы уменьшить выбросы загрязнений, сберечь ресурсы или защитить почвы от деградации не предпринимаются, если только это не ведет к немедленному получению прибыли. Мир стремится провести все население планеты через демографический переход и достичь процветания за счет индустриализации экономики. Развиваются здравоохранение и программы контроля рождаемости. В сельском хозяйстве используется все больше промышленной продукции, поэтому урожайность растет. промышленный сектор непрерывно развивается, производство промышленной продукции растет, выбросы загрязнений увеличиваются. Требуется все больше невозобновимых ресурсов. Мир до 2000 г. выглядит вполне успешным и счастливым, но есть тревожный сигнал – растет уровень загрязнения. В целом система продолжает демонстрировать рост и нет почти никаких тревожных указаний на то, что впереди ее ждут грандиозные потрясения». (Д. Медоуз, 2007).

 

Мир с 2000 по 2100 года – «Затем неожиданно в первые несколько десятилетий 21 века экономический рост останавливается, начинается спад. Резкое прекращение прироста, имевшее место так долго, вызвано быстро повышающимися ценами на невозобновимые ресурсы. Такое положение отражается на различных секторах экономики. Потребление ресурсов выросло из-за увеличившегося населения и промышленного капитала, при этом остающиеся запасы постоянно уменьшались. По мере того, как добыть невозобновимые ресурсы становится все труднее и труднее, на это из других секторов экономики отвлекается все больше и больше капитала. Для сельского хозяйства и промышленности остается меньше промышленной продукции, что приводит к спаду в аграрном секторе и в сфере услуг. Продуктивность земли пострадала от чрезмерно использования (даже в период до 2000 г.). Производство продовольствия поддерживалось на высоком уровне только за счет того, что деградация земель компенсировалась широким использованием химических удобрений, пестицилов, оросительного оборудования, а все это дает промышленность. Население продолжает расти из-за демографической инерции. наконец, примерно в 2030 году численность населения проходит максимум и начинает уменьшаться. так как из-за нехватки продовольствия и услуг здравоохранения увеличивается коэффициент смертности». (Д. Медоуз, 2007).

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.064 с.)