Всероссийская олимпиада школьников по экологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всероссийская олимпиада школьников по экологии



ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ

Р Е Г И О Н А Л Ь Н Ы Й Э Т А П   2 0 1 6 - 2 0 1 7 г г.

Тематический блок 1

Тема: Экологическая политика

Вставьте пропущенное слово/данные и продолжите фразу

(каждый правильный ответ – 1 балл

Всего за задачу 2 балла)

1. Согласно Указам Президента Российской Федерации (№ 7от 05.01.2016 г. и № 392

от 01.08.2015 г.), 2017 год объявлен:

 

а) Годом ………………………………………………………………………………………….

 

б) Годом ………………………………………………………………………………………….

Ответы:

а) Годом экологии;

 

б) Годом особо охраняемых природных территорий.

 

Ответьте на вопрос

(ответ - 0-1-2-3 балла)

2. Каковы современные экологические требования к развитию экономики?

 

Примерный вариант ответа: минимизация негативного влияния на среду: изъятия ресурсов, деградации ландшафтов, загрязнения, охрана природы, справедливое управление ресурсами, перераспределение финансовых потоков на природоохранные цели, минимизация потребляемых ресурсов и производимых отходов, вторичная переработка, использование и применение альтернативных источников энергии, уменьшение «углеродного следа».

 

Тематический блок 2

Тема: Экология (общая)

Вставьте пропущенное слово/данные и продолжите фразу

(правильный ответ – 1 балл)

3. Основным понятием и основной таксономической единицей в экологии является …………………Этот термин был введен в употребление А. Тенсли в 1935 г.

 

Ответ: экосистема

Вставьте пропущенное слово/данные или продолжите фразу

(каждый ответ – 1 балл. Всего за задачу 2 балла)

4. Экосистемы (биогеоценозы) обычно включают два блока, это: ………………….и

……………………………………

 

Ответ: биотоп (экотоп) и биоценоз.

Обоснуйте правильность/ неправильность утверждения

(обоснование - 0-1-2-3 балла)

5. Роль живых организмов (живого вещества) и продуктов их жизнедеятельности в создании земной оболочки (биосферы) изучает раздел экологии, который называется – аутэкология (или экология организмов)

 

Примерный вариант ответа: утверждение неправильное, т. к. аутэкология изучает взаимодействие между отдельными организмами и факторами среды или средами жизни (экология отдельной особи), а роль живых организмов (живого вещества) и продуктов их жизнедеятельности в создании земной оболочки изучает раздел «Глобальная экология» (или Учение о биосфере).

 

Продолжите фразы

(каждый правильный ответ – 0-1-2 балла. Всего за задачу 6 баллов)

6. Основными свойствами экосистем являются:

а) ………………………………………………………………………………………………….

б) ………………………………………………………………………………………………….

в) ………………………………………………………………………………………………….

 

Ответы:

а) способность осуществлять круговорот веществ;

б) способность противостоять внешним воздействиям (поддерживать гомеостаз);

в) способность производить биологическую продукцию.

 

Вставьте пропущенное слово/данные и продолжите фразу

(правильный ответ – 1 балл)

7. Скорость образования биомассы в экосистеме называется …..........................................

Ответ: продуктивность (биопродуктивность)

 

Вставьте пропущенное слово/данные и продолжите фразу

(1-й ответ – 0-1-2 балл,

2 -й ответ – 0-1-2 балла. Всего за задачу 4 балла)

8. Границы биосферы. По современным представлениям биосфера в атмосфере простирается примерно до ……………………………………………………(1-й ответ), за пределами которого жизнь невозможна из-за……………………………………………… ……………...(2 -й ответ)

1-й ответ - озонового экрана (у полюсов 8-10 км, у экватора - 17-18 км и над остальной поверхностью Земли - 20-25 км), за пределами которого жизнь невозможна.

 

(2 -й ответ) - вследствие наличия губительных для живого космических ультрафиолетовых лучей.

 

Обоснуйте правильность/ неправильность утверждения

(обоснование (0-1-2 балла)

9. По современным представлениям жизнь в литосферу проникает на сотни и тысячи метров.

 

Примерный вариант ответа: В литосферу жизнь проникает на несколько метров, ограничиваясь в основном почвенным слоем, но по отдельным трещинам и пещерам она распространяется на сотни метров.

 

Ответьте на вопрос

(ответ - 0-1-2-3 балла)

12. За счет чего обеспечивается гармония (баланс) в природных системах и почему эти механизмы не работают в человеческом обществе?

 

Примерный вариант ответа: за счет естественных ограничений, лимитирующих экологических факторов (посредством естественного отбора), человек в значительной степени вышел из-под их действия этих факторов.

 

Тематический блок 3

Продолжите фразы

(каждый ответ – 0-1-2-3 балла. Всего за задачу 9 баллов)

15. Энергоэффективность и энергосбережение способствуют улучшению ситуации в стране:

 

а) в экологическом плане, поскольку …………………………………................................

 

б) в экономическом плане, поскольку …………………………………................................

 

в) в политическом плане, поскольку..............................................................................................

Ответы:

а) не будет нужды (уменьшается нужда) в разработке новых месторождений углеводородов (нефти, природного газа, угля и т.д.), следовательно, не будут нарушены и загрязнены многие экосистемы; уменьшится выбросы углекислого газа и др. парниковых газов в атмосферу, что будет способствовать решению проблем, связанных с изменениями климата.

 

б) энергоэффективность и энергосбережение означает большую экономию средств в реальном секторе экономики и домохозяйствах; кроме того, поскольку не будет нужды (уменьшается нужда) в разработке новых месторождений углеводородов, не нужно будет вкладывать деньги в эти разработки месторождений и в последующую рекультивацию земель.

 

в) Россия будет выполнять, взятые на себя обязательства по Парижскому соглашению и сможет стать глобальным лидером в этом процессе.

Ответьте на вопрос:

(ответ (0-1-2-3 балла)

16. Почему для предотвращения изменения климата важно сохранение лесов?

Примерный вариант ответа: решением проблем изменений климата учёные, прежде всего, связывают с биосферными функциями лесных экосистем, в их способности поглощать углекислый газ, который, по мнению специалистов, является фактором дестабилизации климатической системы.

 

Ответьте на вопрос:

(ответ (0-1-2-3 балла)

17. Исчерпывается ли роль лесов лишь предотвращением изменений климата?

Примерный вариант ответа: нет, их роль велика в обеспечении баланса биосферы, частности, круговорот вещества и энергии. Важна роль лесов в гидрологическом режиме территории, как возобновляемый биологический ресурс, местообитания многих видов, ассимиляции вредных веществ, находящихся в атмосферном воздухе, рекреации и др.

 

Тематический блок 4

Биоразнообразие. ООПТ

Ответьте на вопрос

(ответ - 0-1-2-3 балла)

20. В чём заключается значение ООПТ для человека?

 

Примерный вариант ответа: сохранение природных экосистем, отдельных видов, баланса биосферы, научная деятельность, просвещение, рекреация, туризм, источник биологических ресурсов и т.д.

 

Продолжите фразы

(каждый ответ – 0-1-2-3 балла. Всего за задачу 9 балла)

21. Биосфера как глобальная экосистема характеризуется огромным биологическим разнообразием, которое обуславливается многими причинами и факторами, среди которых основными можно назвать:

 

а) ………………………………………………………………………………………………….

 

б) ………………………………………………………………………………………………….

 

в) ………………………………………………………………………………………………….

 

Ответы:

а) разные среды жизни (водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная);

б) разнообразие природных зон, различающихся по климатическим, гидрологическим и

др. свойствам.

в) разнообразие генотипов внутри вида, разнообразие видов и разнообразие экосистем.

 

Ответьте на вопрос

(ответ - 0-1-2-3 балла)

23. Почему даже на ООПТ для обеспечения гармонии, баланса разных компонентов экосистем нередко необходимо предпринимать специальные меры? В частности, идут постоянные дебаты о необходимости регуляции численности копытных.

 

Примерный вариант ответа: территория ООПТ ограничена и не все процессы могут поддерживаться за счет обычных регулирующих экологических факторов. В частности, при отсутствии хищников, высокая численность копытных может наносить все более серьезный ущерб для растительности.

 

Ответьте на вопрос

(ответ - 0-1-2-3 балла)

24. Почему даже на ООПТ для обеспечения гармонии, баланса разных компонентов экосистем нередко необходимо предпринимать специальные меры? Например, в знаменитом Йеллоустонском парке после острых дискуссий все же было принято решении о целесообразности реинтродукции волка. С разумностью этого решения сегодня согласны большинство экологов.

 

Примерный вариант ответа: территория ООПТ ограничена и не все процессы могут поддерживаться за счет обычных регулирующих экологических факторов. В частности, при отсутствии хищников, высокая численность копытных может наносить все более серьезный ущерб для растительности.

 

Тематический блок 5

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ

Р Е Г И О Н А Л Ь Н Ы Й Э Т А П   2 0 1 6 - 2 0 1 7 г г.

Тематический блок 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.205.223 (0.022 с.)