Практическое занятие № 1: становление философии, философия как наука и как мировоззрение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие № 1: становление философии, философия как наука и как мировоззрение



 

ВВЕДЕНИЕ (комментарий для подготовки к практическому занятию)

    Организация самостоятельной работы над учебной программой – одна из главных трудностей для студента в период дистанционного обучения. В первую очередь, это - самопроверка. Специфически философской формой проверки знаний мы считаем интерпретацию, понимание мыслей «Другого». Интерпретации важны потому, что они выражают определённые точки зрения и интерпретируя высказывания того или иного философа, можно охарактеризовать его систему философии. Представленные здесь высказывания философов различных школ и направлений – ничто иное, как краткие и ёмкие формулы, характеризующие специфику мышления – изречения и афоризмы.

    Изречение или афоризм – это не игра ума, а присущая знанию форма мышления, когда массивы несводимых сведений, прозрений, соприкасаются, сжимаются в своеобразный концентрат, который в дальнейшем сам становится базой для новых знаний. Поэтому в афоризмах надо видеть объективную сторону взаимодействия людей с внешним миром. По сути, афоризмы – энциклопедия научной фактичности., точная формула найденного смысла при быстро нарастающей глубине понимания. Краткость высказывания - не самоцель, а скорее показатель того, что больше о данном предмете в данное время данному человеку сказать пока нечего. При этом лаконизм стиля, сочетаясь с квинтэссенцией притаившейся мудрости, даёт возможность наиболее ярко передать накопленные знания, а яркая форма высказывания – лучше его запомнить. Такой метод позволяет осознать свой уровень развития, а с помощью прилагаемого материала и повысить его.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    Раскрыть содержание афоризмов (предложить собственную интерпретацию):

    Семь мудрецов (V1 век до н. э.), авторы особо чтимых древними греками афоризмов и наставлений в мудрой жизни. Состав группы античные историки определяли по-разному (всего 17 имён).

    Фалес из Милета (625 – 547 до н. Э.), первый древнегреческий философ, основатель Милетской школы. Полагал, что мир создан из водной стихии, основатель греческой астрономии и геометрии. Один из «семи мудрецов»:

   

АФОРИЗМЫ ФАЛЕСА:

1. Начало всего есть вода.

2. Что быстрее всего? – Ум. Он обегает всё.

3. Что всего мудрее? – Время, ибо оно одно открывает всё.

4. Что самое общее для всех? – Надежда, ибо если у кого и ничего нет, то она есть.

5. Кто счастлив? – Тот, кто здоров телом, озарён спокойствием духа и развивает свои дарования.

 

АЛГОРИТМ ИНТЕРПРЕТАЦИИ АФОРИЗМОВ:

1. В чём смысл высказывания?

2. Актуален ли афоризм в наши дни?

3. Согласны ли Вы с мнением философа?

 

 

19.01.21 - ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2: Основные проблемы русской философии 19-20 вв.

План лекции:

     1. Характерные черты русской философии.                                             2. Философские и общественно-политические направления в русской мысли 19 в.                                                                                                                                                3. Особенности развития русской философии в 20 в.

1. Характерные черты русской философии:

1 - влияние православия (соборность - «единство во множестве», представление о социальной гармонии, основывающее на образе христианской общины; цельность — понимание единства жизни и знания, неразрывное сочетание веры, воли и разума личности; концепция «Москва - Третий Рим» - учение о том, что Московское государство является хранителем истинной веры после Первого Рима, предавшего подлинное христиансво в католицизме, и Второго Рима — Константинополя, захваченного мусульманами (турками-османами); представление о «Мессианской», т. е. Спасительной роли России для всего мира;

2 — онтологизм — представление о том, что высшая истина может обрести своё бытие (может быть достигнута) в жизни каждого отдельного человека;

3 — диффузный характер - тесная взаимосвязь философии с бытом людей, с религией, искусством ихудожественной литературой, как отдельная наука философия появляется только в 18 веке;

4 — эстетизм — особое понимание красоты мира и жизни (русский космизм — представление о гармонии Вселенной и человеке как гражданине Космоса; концепции «экологии культуры» и «экологии духа») 

    Русская философия имеет богатое наследие. Десятки крупных русских философов оказывались в центре духовной культуры России. Многие исследователи отмечают, что в истории русской философии особо выделяется период, охватывающий 19 и начало 20 века.

    Среди важнейших событий, определивших формирование русской философии можно выделить:

· Принятие христианства на Руси (988 г.). Развитие религиозной философии.

· Татаро-монгольское иго (1236-1480 гг)/

· Создание централизованного Московского государства (с середины 14 века по конец 15 столетия).

· Преобразований в экономике и политике эпохи Петра I.

· Стремительного развития науки и художественной культуры в 18-19 вв.

· Формирования системы народного образования в 18-19 вв.

· Россия активно воспринимает западную культуру, в том числе и философскую в 18-19 вв.

· Подъем русского национального самосознания, связанный с ключевыми событиями российской истории 19 века.

· Развитием материалистической традиции в философии 19-20 веков.

 

2. Философские и общественно-политические направления в русской мысли 19 в.:

1 — Кружок любомудров (1823-1825 гг.) - его представители:Владимир Фёдорович Одоевский, Дмитрий Владимирович Веневитинов (секретарь), Иван Васильевич Киреевский. Проблемы, которые рассматривались в данном кружке: построение мировоззренческой основы русской культуры; влияние немецкого мыслителя В. Шеллинга на русскую философию; осознание национальных корней; создание теории, которая могла бы удовлетворить все духовные потребности людей; создание идеального общества; мещанскому (торгашескому) духу противопоставляли веру и поэзию.

2 — Западничество (кон. 30-х — 50-е гг. 19 в.) В середине XIX века разгорелась борьба между славянофилами и западниками по кардинальным вопросам философии. Особенно большие расхождения были по проблеме исторической роли и исторических судеб России. Философские баталии по этой проблеме начались после публикаций «Философских писем» Петра Яковлевича Чаадаева.

3 - Славянофильство (кон. 40-х — 50-е гг. 19 века) — представители:   Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) работы: «Записки о всемирной истории» - идея о религии свободы (иранская) и религии необходимости (кушитская); «О старом и новом». Основные идеи: соборность - «единство во множестве» - особая характеристика русской православной культуры и русского духа; крестьянская община — хранительница соборности; необходимо устранить «мерзость административности в России»; выступает за возрождение в России «духа, а не формы»;

 

Критерии сравнения Западники Славянофилы
Когда сформировалось движение 1830-1850 годы 1840-1850 годы
Слои общества, которыми движение представлено Помещики со средним уровнем дохода, отдельные представители богатого купечества и разночинцы Дворяне-помещики (большинство), частично выходцы из купцов и разночинцев
Основные представители П. Я. Чаадаев,, И. С. Тургенев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, К. Д. Кавелин. А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, П. В. Киреевский, В. А. Черкасский. Очень близки к ним по мировоззрению С. Т. Аксаков, В. И. Даль, Ф. И. Тютчев.
По какому пути двигаться России? По пути, пройденному западными странами. Освоение западных достижений позволит России сделать рывок и достичь большего за счёт заимствованного опыта. У России – своя дорога. Зачем западный опыт, когда собственная формула «Православие, самодержавие, народность» поможет России добиться большего успеха и более высокого положения в мире.
Пути преобразований и реформ Имелось два направления: либеральное (Т. Грановский, К. Кавелин и др.) и революционное (А. Герцен, Н. Огарёв и др.). Либералы выступали за мирные реформы «сверху», а революционеры – за радикальные способы решения проблем Признавалось только мирное развитие
Какой строй выбрать и какое отношение к конституции Одни выступали за конституционную монархию по типу Англии, а наиболее радикальные – за республику. Выступали против введения конституции, считали единственно возможной формой правления для России неограниченное самодержавие.
Крепостное право Отмена крепостного права и широкое использование наемного труда, что приведет к экономическому росту. Отмена крепостного права, но при сохранении привычного уклада крестьянской жизни – общины. Каждая община наделяется землей (за выкуп).

 

4 — Народничесво — общественное движение последней трети 19 — начала 20 века; это особое явление русской культуры; идеология, составившая комплекс экономических, политических, социалистических, философско-социологических теорий самобытности русского пути общественного развития. Идейные источники: творчество Огюста Конта, Герберта Спенсера, Людвига Фейербаха и др.

5 — Почвеничество — литературно-общественное и философское направление 60-х гг. 19 в. Представлено журналами: «Москвитянин» (1850-1856), «Время» (1861-1863), «Эпоха» (1864-1865). Основная идея: «национальная почва» - это основа и форма социального и духовного развития России. Сторонники почвеничества: Федор Михайлович Достоевский, Николай Николаевич Страхов (1828-1896) - «Письма о философии»: «Философия не есть верование, чаяние или мнение, а понятие и наука о Божественном».

6 — Русская религиозная философия 19 века. Духовное начало русской религиозно-философской мысли: идеи Владимира Сергеевича Соловьёва и мировоззренческие взгляды славянофилов. Исходным пунктом философии является превосходство свободы над бытием. В одном ряду с представлением о свободе находятся такие понятия, как творчество, личность, дух, Бог, Бытие раскрывается в человеке через человека. Он есть микрокосмос, сотворенный по образу и подобию Бога, а потому является существом беспредельным и творческим. Бесконечность связана с божественной стороной в человеке, конечность - с его природной стороной. При этом сам Бог понимается не как природная сила, а как смысл и истина мира. Если нет Бога, нет и смысла, и высшей правды, и цели.

7 — Русский марксизм 80-90-х гг. 19 века. Сопротивление российской духовности «обуржуазиванию» общественной жизни было всё ещё очень сильным. Именно в это время Россия начинает знакомиться с марксизмом. Знаменательно, что русский марксизм - антипод и критик народничества. Хотя он сам, если не теоретически, то организационно вырос из народнического подполья и привлёк к себе поначалу симпатии лево-либеральной интеллигенции, увидевшей в философской и экономической теории Маркса высшее достижение социальной мысли своего времени. Важнейшие идеи: атеизм; экономика — базис (основа) любого общества; революционная борьба важнейший способ преобразования общества; самый прогрессивный класс общества — пролетариат (наёмные работники); каждый народ проходит в своём развитии одни и те же общественно-экономические формации (первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую); наиболее развиты европейские народы.

3. Особенности развития русской философии в 20 веке

Основные направления отечественной философии 20 века: русский космизм, марксистско-ленинская философия, философия русского зарубежья.

Русский космизм начала 20 века выделял два аспекта взаимосвязи человека и Космоса:

· Человек как неотъемлемая часть меняющегося Космоса, зависящая во всех своих проявлениях от космического целого.

· Человек в качестве фактора эволюции, развивая свои способности таким образом, что, создавая новую технику и технологию, он начинал активно воздействовать на окружающий мир.

    Космизм не получил широкого распространения и повторил судьбу многих философских течений, продуктивные идеи которых значительно опережали свою эпоху.

    Особо стоит подчеркнуть совпадение главных принципов философии космизма и многих основных идей современной научной картины мира.

· Космизм возвращает нас к целостному видению мира как единства человека и Космоса.

· Течение русского космизма имеет значение общечеловеческое, оно дает глубокую теорию, поразительные предвосхищения, глядящие не только в современные, но и в значительно более далекие времена.

· В наше время осуществляется поиск принципиально нового типа мышления, которое могло бы открыть горизонты коллективной, планетарной надежде, наследие русских космистов приобретает особую притягательную силу.

    Советская философия. Примерно к 1930-м гг. в стране сложилась ситуация, когда единственной допустимой стала философия марксизма в виде марксизма-ленинизма и марксизма-ленинизма-сталинизма, провозглашенная единственно верной и научной. Марксизм при этом превратился почти в религию, а коммунизм выглядел как атеистическое «царство Божие на земле», о котором столетиями мечтали люди. Строительство «светлого будущего» на научной (марксистской) основе, на базе открытых законов развития общества, давало основания для социального оптимизма и привлекало многих людей, искренне поверивших в эти идеи. Основная работа философской мысли в этот период велась в направлении «пересмотра» всей истории философии с точки зрения марксизма. По своему масштабу и характеру эта работа (проводимая на протяжении нескольких десятилетий) вполне сопоставима с переработкой античного наследия в христианской и мусульманской философии (которая шла несколько столетий). Однако, к сожалению, по результатам (созданию оригинальных философских концепций) их невозможно даже поставить рядом. Говоря о философии советского периода в России, необходимо также упомянуть о том, что философские идеи находили своё выражение в художественном творчестве крупнейших писателей и поэтов, режиссеров театра и кино, композиторов и художников.

    Философия русского зарубежья. Русские философы, оказавшиеся за границей, продолжили свою творческую деятельность в изгнании. Благодаря творчеству русских мыслителей-эмигрантов национально-своеобразные идеи русской философской мысли заняли определенное место в современном западном сознании. Так, эмигрантской ветви русской философской культуры принадлежит заслуга в разработке целого комплекса проблем истории духовной жизни России. Здесь и осмысление роли православия в развитии русской духовной культуры, и оценка своеобразия национальной психологии русского народа, и анализ специфики философской мысли России. При всем многообразии идей, подходов и жанров у различных философов русского зарубежья центральной и общей для всех темой философского творчества была тема судьбы России. Несмотря на оторванность от своего Отечества, русские мыслители всеми средствами стремились сохранить духовную связь с Родиной. Центральным в зарубежном философском творчестве стало понятие «русская идея», выдвинутое еще Ф.М. Достоевский и развитое с западнических позиций B.C. Соловьевым. Оно включает особенности русского средневекового сознания, вопрос о месте русского народа в мировой истории, и споры западников и славянофилов, проблему зарождения и развития русского социализма и многое другое. Богатство содержания и форм русской философии обусловили её непреходящее значение не только для России, но и для Запада. Западная философия ассимилировала многие идеи русских философов-идеалистов.

ВОПРОСЫ ПО МАТЕРИАЛУ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.066 с.)