Номер 10. Аристотель : учение о 4- х причинах и теория познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Номер 10. Аристотель : учение о 4- х причинах и теория познания



Великий ученик Платона - Аристотель (384-322 гг. до н.э.) развил и видоизменил его учение. Известное всем изречение "Платон мне друг, но истина дороже", как гласит предание, принадлежит Аристотелю. Аристотель открыл в Афинах философскую школу - Ликей (школа находилась рядом с храмом Аполлона Ликейского).

Наследие Аристотеля велико. Помимо общих философских вопросов он разрабатывает логику, обращается к вопросам психологии, зоологии, космологии, педагогики, этики и эстетики, физики, политической экономии, риторики.

 

Свою философию Аристотель развивает в полемике с платоновской теорией идей. Прежде всего, считает Аристотель, идеи Платона ничем не отличаются от чувственных вещей, это ненужное удвоение мира. В результате Аристотель приходит к выводу, что существование единичных, конечных вещей невозможно объяснить с помощью обособленного от них царства идей. Единичное бытие вещи - это бытие самобытное, имеющее основание в самом себе, это субстанция. Единичное бытие есть сочетание "формы" и "материи". Форма и материя - соотносительные характеристики вещи, они не абсолютны. "Материя" - возможность формы, "форма" - действительность материи.

*Философия Аристотеля:

А) Метафизика (онтология Аристотеля). Весь пафос – критика теории идей Платона. Его не устраивало, что идеи живут отдельно в занебесном мире. Если идея отделена от вещи, то нужна другая идея, а это влечет бесконечность идей. Аристотель вводит понятие смысловой формы (морфе). Форма приходит в материю и остаетсяя в ней. Для Платона идея накладывается на материю, отражается, множется и возвращается в свой мир. В каждой вещи присутствует индивудуальная форма. Мир состоит из формы и материи. Форма всех форм – это бог (нус - ум). Все остальные формы всегда превращаются в материю.

Существует 4 причины:

1) материальная (не хора как у Платона, а люле)

3) форма (что?)

4) действующая причина (генезис вещи)

5) цель (телос)

Б) Гносеология Аристотеля. Бытие познаваемо. Рафаэль «Афинская школа». Знание есть припоминание по Платону. По Аристотелю, врожденных идей не существует. Знание начинается с чувственного восприятия, затем память, опыт, искусства, науки, ремесла, философия (индуктивный метод).

 

Для объяснения изменчивого мира единичного бытия недостаточно только материи и формы.

Аристотель выделяет четыре причины изменений, происходящих в мире.(причины метафизики. Метафизика-исследование причин первых, высших начал)

 С помощью "материальной"(1) и "формальной"(2) причин можно понять переход от возможного бытия вещи к ее действительному бытию. Существуют также действующая(3) и целевая(финальная)(4) причины.

Действующая причина указывает на источник изменения (отец - причина ребенка, приводит пример сам Аристотель), целевая(финальная) - ради чего произведено изменение (цель гуляния - здоровье). В конечном итоге, говорит Аристотель, целевую и действующую причину можно свести к формальной.

 

Аристотель, обращаясь к проблемам познания, строит целую теорию науки. Знание отличается от мнения следующими чертами:

доказательностью - всеобщностью и необходимостью, способностью к объяснению, единством своего предмета.

Науки не сводимы одна к другой, их нельзя вывести из одной-единственной первоформы, хотя науки созерцательные, теоретические - выше других. Созерцательные науки, осуществляющие знание ради знания, дают метод наукам "практическим". Теоретические науки - созерцание "начал и причин" - согласны с философией. Практические науки идут от следствия к причине.

Аристотель разработал основы логической теории, дедуктивную и индуктивную логику ("Аналитики", "Топика"), методы доказательства. Аристотель, исходя из своего учения о нераздельности материи и формы, уделяет большее внимание, по сравнению с Платоном, чувственному знанию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.004 с.)